ПОНЯТИЯ, ВИДЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПОНЯТИЯ, ВИДЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

 

Понятие и цели инвентаризации

Инвентаризация – как метод бухучёта насчитывает не менее 6 тысяч лет, однако само слово инвентаризация появилось в 1931 году в журнале «Вестник Академии наук». До этого пользовались другими терминами: проверка, пересчёт, учёт, переучёт и т.д. Инвентаризация от лат. inventarium, что означает опись имущества.

Инвентаризация – это сверка фактического наличия имущества и кредиторской задолженности организации с данными бухучёта. В процессе проведения инвентаризации проверяется и документально подтверждается не только наличие имуществ и обязательств, но также их состояние и оценка.

Инвентаризация – это установление фактического наличия средств и их источников, произведённых затрат и т.д. путём пересчета остатков в натуре или проверке учётных записей.

Инвентаризация – это не что иное, как средство установления истины в данных бухучёта. Первичные документы несут информацию о произошедших фактах хозяйственной жизни. Однако бухгалтер оказывается отделён от этих фактов барьером первичной документации. Поэтому инвентаризация позволяет бухгалтеру проверить правильность и полноту отражения в бухгалтерском учёте фактов хозяйственной жизни.

Роль инвентаризации менялась во времени. В эпоху древнего Рима инвентаризация применялась при оценке наследуемого имущества и определения размера налогов на наследство, а впоследствии на имущество. Идеи Жака Савари о контрольной функции инвентаризации (обеспечение сохранности имущества собственника, соответствие фактического наличия данным бухучёта) изложены ещё в 1675 году.

Основными целями инвентаризации являются:

1) проверка правильности данных текущего учёта и выявление допущенных ошибок;

2) отражение неучтённых, хозяйственных и финансовых операций;

3) контроль сохранности имущества;

4) контроль за полнотой и своевременностью расчётов по хозяйственным договорам и обязательствам, по уплате налогов и сборов;

5) проверка условий и порядка хранения товаров;

6) выявление залежавшихся, неходовых, устаревших товаров;

7) проверка соблюдения принципа материальной ответственности;

8) проверка состояния учёта и организации движения товарных запасов;

Проверка отражения всех хозяйственных операций в документах и бухучёте.

Место и роль инвентаризации

Инвентаризация является одним из наиболее доступных и действенных инструментов последующего контроля, т.е. контроля, реализуемого спустя значительное время после проведения бухгалтерских операций.

Инвентаризация имеет государственную значимость. Она нередко используется при решении крупных задач в области экономики и социальной политики. Бухгалтерская отчетность в России считается недействительной, если не была проведена инвентаризация и её результаты не были включены в бухгалтерскую отчётность.

Необходимость инвентаризации обусловлена рядом причин:

1) выявление возможных ошибок в учёте, которые могут привести к серьёзным материальным потерям – штрафам за сокрытие прибыли;

2) изменение физических свойств ТМЦ (например: продукты питания меняют свои физические свойства или просто приходят в негодность), с помощью инвентаризации выявляется действительное положение дел, что отражается документально;

3) стихийные бедствия, пожары, аварии и т.д.;

4) кражи, злоупотребления;

5) недоверие к материально-ответственному лицу;

6) проведение ревизий, аудиторских проверок;

7) по требованию судебно-следственных органов и др.

Классификация инвентаризаций

Инвентаризации бывают:

1) по объёму – полная и частичная;

2) по методу проведения – выборочная и сплошная;

3) по назначению – плановая, внеплановая, повторная, контрольная.

Полная инвентаризация проводится перед составлением годового отчёта, при аудиторской проверке или ревизии и охватывает все материальные, денежные средства и расчетные отношения с другими организациями и лицами. При полной инвентаризации охватываются также все виды средств, не принадлежащие организации (арендованные ОС, ТМЦ, принятые на ответственное хранение, материалы, принятые в переработку и т.д.).

Каждая отдельная инвентаризация, охватывающая часть конкретных средств организации, называется частичной инвентаризацией. Например, инвентаризация денежных средств (ревизия кассы), инвентаризация материальных ценностей, связанная со сменой материально ответственного лица, инвентаризация расчетов с поставщиками и т.д.

При выборочной инвентаризации у конкретного материально-ответственного лица проверяют только некоторые ценности на выбор. Выборочная инвентаризация проводится в организациях с большой номенклатурой ценностей.

Сплошная инвентаризация проводится одновременно во всех структурных подразделениях и предприятиях, которые принадлежат данной организации.

Плановая инвентаризация проводится по графику в указанные сроки, утверждённые руководителем, причем сроки её проведения не подлежат оглашению.

Внеплановая инвентаризация проводится не по плану, а в силу сложившихся обстоятельств (при хищениях, при передаче дел материально ответственным лицом, после стихийных бедствий и прочее).

Повторная инвентаризация проводится, если возникли сомнения в достоверности, объективности, качестве проведённой инвентаризации.

Контрольная инвентаризация. По окончании инвентаризации могут проводяться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации с участием членов инвентаризационных комиссий и материально-ответственных лиц, обязательно до открытия склада, кладовой, секции, где проводилась инвентаризация.

В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации ТМЦ по местам их хранения и переработки. Выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение инвентаризации. Когда возникла инвентаризация как метод бухгалтерского учета?
  2. Перечислите основные цели инвентаризации.
  3. Назовите причины, обуславливающие необходимость проведения инвентаризации.
  4. Перечислите случаи обязательного проведения инвентаризации.
  5. Какие существуют приемы физического подсчета имущества?
  6. Назовите виды инвентаризаций. Дайте определение каждому виду инвентаризации.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ И ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

 

Оборотные средства (активы)

Участвуют только в одном кругообороте капитала и полностью переносят свою стоимость на вновь создан­ный продукт (участвуют в одном производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на готовую продукцию). Основное отличие их состоит в том, что в короткий срок они могут быть обращены в деньги.

Оборотные средства могут быть в сфере производства и в сфере обращения.

К оборотным средствам в сфере производства относятся:

Производственные запасы:    

- материалы (сырье, материалы, топливо, запасные части, инвентарь, тара и др.);

- животные на выращивание и откорм (молодняк животных, взрослые животные птицы; кролики, семьи пчел и др.);

- резервы под снижение стоимости материальных  ценностей;

- заготовление и приобретение материальных ценностей;

- отклонение в стоимости материальных ценностей;

- налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям.

Затраты на производство (производственные затраты) расходы по обычным видам деятельности организации (кроме расходов на про­дажу):

- основное производство – затраты производства, продукция которого явилась целью создания данной организации;

- полуфабрикаты собственного производства;

- вспомогательные производства — затраты произ­водств, которые являются вспомогательными (подсобными) для основного производства организации;

- общепроизводственные расходы — расходы по об­служиванию основных и вспомогательных произ­водств организации;

- общехозяйственные расходы — расходы для нужд управления, непосредственно не связанных с производственным процессом;

- брак в производстве;

- обслуживающие производства и хозяйства — за­траты, связанные с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг обслуживающими производствами и хозяйствами организации.

К оборотным средствам в сфере обращения относятся:

Готовая продукция и товары:

- выпуск продукции (работ, услуг);

- товары – товарно-материальные ценности, приоб­ретенные в качестве товаров для продажи;

- торговая наценка;

- готовая продукция;

- расходы на продажу, связанные с продажей про­дукции, товаров, работ и услуг;

- товары отгруженные – отгруженная продукция, выручка от продажи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, а также готовые изделия, переданные другим организациям для продажи на комиссионных началах;

- выполненные этапы по незавершенным работам.

Денежные средства – денежная наличность в российской и иностранных валютах, находящаяся в кассе, на расчетных, валютных и других счетах, открытых в кре­дитных организациях на территории страны и за ее пре­делами, а также ценные бумаги, платежные и денежные документы:

- касса;

- расчетные счета – денежные средства в валюте РФ на расчетных счетах организации, открытых в кре­дитных организациях;

- валютные счета – денежные средства в иностран­ной валюте на валютных счетах организации, открытых в кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами;

- специальные счета в банках – денежные средства в валюте РФ и иностранных валютах, находящиеся на территории Российской Федерации и за ее пре­делами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах, на текущих, особых и иных специальных счетах;

- переводы в пути – денежные суммы, внесенные в кассы кредитных организаций, кассы почтовых от­делений для зачисления на расчетный или иной счет организации, но еще не зачисленные по назначе­нию;

- финансовые вложения – инвестиции организации в государственные ценные бумаги, акции, облига­ции, а также предоставленные другим организаци­ям займы;               

Расчеты:

- расчеты с покупателями и заказчиками;

- расчеты с подотчетными лицами (расчеты с работ­никами по суммам, выданным им под отчет на ад­министративно-хозяйственные и операционные рас­ходы);                    

- расчеты с разными дебиторами.

Дебиторская задолженность – это задолженность различных организаций или отдельных лиц данной орга­низации.

Контрольные вопросы

  1. Перечислите основные этапы проведения инвентаризации.
  2. Дайте характеристику каждого этапа проведения инвентаризации.
  3. Какие формы первичной учетной документации предназначены для отражения результатов инвентаризации основных средств?
  4. Какие формы первичной учетной документации предназначены для отражения результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей?
  5. Назовите документ, содержащий методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
  6. Дайте определение внеоборотных активов.
  7. Перечислите основные группы имущества организации, относящиеся к внеоборотным активам.
  8. Дайте определение оборотных средств.
  9. Перечислите основные группы имущества организации, относящиеся к оборотным активам.

 

Отражение в учете излишков

Выявленные излишки основных средств, материальных ценностей, денежных средств и другого имущества подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты.

Принятие к учету имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации, производится по статье "Внереализационные доходы" в составе прочих поступлений.

Излишки имущества, выявленные при инвентаризации, следует оприходовать по рыночным ценам.

Следует обратить внимание, что суммы оприходованных по результатам инвентаризации излишков материальных ценностей при исчислении налога на прибыль также подлежат зачислению в состав внереализационных доходов (п. 20 ст. 250 НК РФ).

Таким образом, излишки, выявленные при инвентаризации, приходуются в бухгалтерском учете по рыночной стоимости по дебету соответствующего счета учета материальных ценностей и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы".

Например:

Оприходованы выявленные при инвентаризации излишки:

материалов Д 10 К 91-1; товаров Д 41 К 91-1готовой продукции Д 43 К 91-1 и т.д.

При оприходовании объектов основных средств, оказавшихся в излишках при инвентаризации, следует применять счет 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Следовательно, оказавшиеся по результатам инвентаризации в излишках объекты основных средств приходуются в бухгалтерском учете следующими записями:
1. Д 08 К 91-1 - основное средство оприходовано в оценке по рыночной стоимости.
2. Д 01 К 08 - принятое в эксплуатацию и оформленное в установленном порядке основное средство оприходовано по окончательно сформированной первоначальной стоимости.

 



Отражение в учете недостач

Значительно чаще, чем излишки, при инвентаризациях выявляются недостачи.
Нормативные документы предусматривают списание недостач имущества в пределах норм естественной убыли на издержки производства или обращения, а сверх норм - за счет виновных лиц. В случаях, когда виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, то убытки от недостачи имущества списываются на финансовые результаты. Окончательное решение о списании недостач на финансовые результаты или на счета виновных лиц принимает руководитель организации.

Общим для всех случаев будет первоначальное отражение выявленных недостач на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". На основании сличительных ведомостей и в зависимости от того, на каком счете учитывалось недостающее имущество, в бухгалтерском учете делаются записи по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" в корреспонденции со счетами их учета (например, 01 "Основные средства", 10 "Материалы", 41 "Товары", 43 "Готовая продукция" и т.п.). Недостающие товарно-материальные ценности отражаются по фактической себестоимости, а основные средства - по остаточной.


ПОНЯТИЯ, ВИДЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 410.