Вопрос 5. Спрос, предложение и рыночная цена
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Важнейшими элементами рыночного механизма являются спрос, предложение и цена на товар.

Спрос – то запрос фактического или потенциального покупателя, на приобретение товара по имеющимся у него средствам, предназначенным для этой покупки.

Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в определенных товарах или услугах, желание их приобрести в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах его финансовых возможностей.

Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-заменители.

Но кроме цены на величину спроса влияет ряд других факторов, которые называют неценовыми. Это потребительские вкусы, мода, возможности замещения данного товара другими.

Закон спроса гласит, что величина спроса на товар уменьшается по мере увеличения цены этого товара. Это значит, что между величиной спроса и ценой товара существует обратная зависимость, при которой повышение цены на товар вызывает понижение спроса, а снижение цены, вызывает повышение спроса.

§  – Цена;  – Объем спроса;  – Кривая спроса

 

Предложение – это возможность и желание продавца предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам.

Объем предложения, как правило меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товара, другую часть товара придержат на складе, если же цена будет высокой, то производитель предложит рынку максимальное количество товаров.

Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой то производители постараются увеличить предложение товаров.

Закон предложения гласит, что объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.

К неценовым факторам предложения относят:

1. изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов и налоговой политики государства;

2. выход на рынок новых фирм;

3. изменение цен на товары-заменители, приводящее к уходу фирмы из отрасли;

4. природные катастрофы;

5. политические действия и войны;

 

Кривая предложения показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить.

На кривую предложения огромную роль оказывает технический прогресс. Он позволяет снижать издержки производства и варьировать количество товаров на рынке.

В результате взаимодействия спроса и предложения или, вернее, взаимодействия цены спроса и цены предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Эта точка называется точкой равновесия, а цена – равновесной. Только в точке равновесия цена устраивает одновременно и покупателя, и продавца.

Равновесная цена – это цена, при которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос. Равновесная цена – это цена, при которой величина спроса со стороны покупателей совпадает с величиной предложения со стороны продавцов.

В случае установления равновесия на рынке ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов к изменению ситуации.

 

Если цена поднимется выше точки равновесия, она будет стимулировать наращивание производства. Между производителями данного вида товара начнется конкуренция, в результате которой образуется избыток товара, и цена на него начнет снижаться, приближаясь к точке равновесия. Наоборот, если цена окажется ниже точки равновесия, она обострит конкуренцию между покупателями. Это приведет к повышению цены, расширению производства и возвращению цены к равновесной цене.

На рынке действует закон рыночного ценообразования, который состоит в следующем:

- Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.

- Если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 213.