Управление качеством при строительстве дорог
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На современном этапе развития народного хозяйства повышение качества продукции становится одной из важнейших задач капитального строительства. С позиций системного подхода под качеством дорожной продукции подразумевают совокупность свойств, определяющих функционирование такой сложной системы, как водитель — автомобиль — дорога — среда. Важное место в этой системе занимает ее составляющая — дорога. Общую оценку качества строительства городских дорожных объектов и сооружений дает государственная приемочная комиссия исходя из совокупности оценок качества проекта, материалов, конструкций, изделий и дорожно-строительных работ. При этом качество проекта должно определяться в зависимости от эффективности принятых инженерно-технических, экономических и архитектурно-планировочных решений. Качество же выполнения строительно-монтажных работ и применяемых при этом материальных ресурсов оценивается в соответствии с отраслевыми правилами и инструкциями. При оценке качества работ проверяют соблюдение геометрических, физико-механических и других параметров, предусмотренных проектом, а также требований инструктивно-нормативных документов. В городских условиях особое значение придают соблюдению эстетических и санитарно-гигиенических требований.

Качество отдельных видов работ и технологических операций в соответствии с «Правилами приемки и оценки качества работ при строительстве и ремонте городских дорог» оценивается по пятибалльной шкале. С оценкой отлично (5 баллов) принимают работы, выполненные с особой тщательностью, мастерством и техническими показателями, превосходящими показатели, требуемые нормативными документами и стандартами, или при улучшении предусмотренных проектом эксплуатационных показателей без увеличения сметной стоимости соответствующих видов работ.

Выполнение работ в полном соответствии с проектными и нормативными требованиями получает оценку хорошо (4 балла). Если же при выполнении работ были допущены отклонения, не снижающие, однако, технико-эксплуатационных и эстетических показателей проекта, то по согласованию с проектной организацией и заказчиком эти работы могут быть приняты с оценкой удовлетворительно (3 балла).

Качество конструктивных элементов дороги определяют как сумму оценок качества отдельных работ и технологических операций с учетом принятых коэффициентов их весомости.

По этой же формуле может быть рассчитан показатель качества всей построенной дороги. Разработаны коэффициенты весомости отдельных работ и конструктивных элементов для условий городского дорожного строительства. Принято, что в среднем коэффициент весомости равен: для покрытий и оснований - 0,25, земляного полотна - 0,2, тротуаров и водостоков - 0,15.

Значение показателя от 4,51 до 5 соответствует оценке отлично; от 3,51 до

4,5 - хорошо и от 3 до 3,5 - удовлетворительно.

Полученные за определенный промежуток времени показатели качества служат основой для установления уровня качества, достигнутого дорожной организацией.

Учитывая важность проблемы качества и ее многогранность,  в СССР была создана система управления качеством на трех основных уровнях: государственном, ведомственном и производственном.

Общая государственная политика по вопросам качества в строительстве осуществляется Госстроем СССР,  его республиканскими органами, Госстандартом СССР и Госархстройконтролем. На ведомственном уровне управлением качества занимаются отраслевые министерства и ведомства. Каждое ведомство создает свою систему, обеспечивающую проведение единой технической политики во всех подразделениях и организациях отрасли. Замыкающим является производственный уровень, на котором обеспечивается контроль управления качеством непосредственно в строительных организациях, выполняющих строительно-монтажные работы.

В решении проблемы научно обоснованной оценки качества продукции большую роль играет метрологическое обеспечение процессов контроля, на основе которого выявляется соответствие строительной продукции установленным стандартам и техническим условиям. Основными задачами метрологии являются: обеспечение надзора за всеми средствами измерений; обеспечение единообразия и достоверности измерений; внедрение в производство современных средств и методов измерения; организация правильного выбора, назначения и применения средств измерений. В СССР ответственность за состояние метрологии и измерительной техники возложена на Госстандарт СССР, который проводит эту работу совместно с министерствами и ведомствами.
Важное место в этой системе занимает разработка стандартов — ГОСТов, ОСТов, в которых в соответствии с все возрастающими потребностями устанавливаются новые требования к качеству строительной продукции и ее составных элементов. В строительстве наряду со стандартами действуют общесоюзные строительные Нормы и правила (СНиП), общегосударственные (СН) и ведомственные (ВСН) строительные нормы, технические правила (ТП) и условия (ТУ), отраслевые рекомендаций, указания, инструкции и т. п. Перечисленные документы служат основой для разработки производственных стандартов предприятий (СТП). Стандарты предприятий должны регламентировать все этапы и функции управления качеством продукции: проверку проектно-сметной документации; подготовку строительства; производства строительно-монтажных работ; приготовление материалов, изделий и конструкций; техническое обслуживание машин и т. д.

В результате разработки отдельных стандартов на уровне предприятий должна быть создана комплексная система управления качеством (КСУК) дорожно-строительных работ. Комплексная система должна обеспечивать необходимый уровень качества и непрерывное совершенствование всех составных элементов строительства на каждом конкретном предприятии (рис. 2.5). Создавать КСУК на предприятии целесообразно поэтапно.


Рис. 2.5. Ориентировочный состав стандартов предприятия в КСУК

 

Ответственность за состояние дел по управлению и контролю качества в дорожной организации возлагается на главного инженера и руководителя предприятия.

Эффективное управление качеством предусматривает проведение систематического и всестороннего контроля, осуществляемого на всех этапах строительства государственными и ведомственными органами, а также непосредственными участниками строительного производства и проектными организациями (рис. 2.6).

 


Рис. 2.6. Схема организации контроля качества дорожно-строительной продукции

Государственный надзор обеспечивает качество проектно-сметной документации, качество строительно-монтажных работ, соблюдение требований СНиП и стандартов. Кроме указанных органов, контроль и надзор осуществляют различные функциональные службы: санитарный надзор, пожарный надзор, газовый надзор, лесная охрана, охрана атмосферного воздуха и водных ресурсов, геодезический и геологический надзор, служба государственного контроля за использованием земель, энергонадзор, охрана памятников культуры и т. д.

Ведомственный контроль в дорожном строительстве состоит из производственного контроля и технического надзора. Производственный контроль подразделяется на входной, операционный и приемочный. Основная задача входного контроля — проверка проектов и смет, а также качества поступающих материальных ресурсов. При обнаружении несоответствия или отклонений от требуемого уровня качества составляют «Акт о ненадлежащем качестве продукции, некомплектности и нарушении правил маркировки и упаковки продукции». Входной контроль осуществляют прорабы, мастера и бригадиры с привлечением работников дорожных лабораторий.

Особое значение в строительстве придается операционному контролю, в результате которого оценивается качество дорожно-строительных работ сразу же после их выполнения. Операционный контроль предназначен для своевременного обнаружения и исправления дефектов или строительного брака. Данный контроль выполняется под руководством мастеров и прорабов непосредственными исполнителями работ. В необходимых случаях к проведению операционного контроля привлекаются работники дорожно-строительных лабораторий и геодезических служб. Основные рабочие документы при операционном контроле — технологические карты и схемы операционного контроля качества работ, разрабатываемые в составе проектной документации.

Приемочный контроль заключается в проверке соответствия выполненных работ или изготовленной дорожной продукции (всей дороги или ее отдельных конструктивных элементов) требованиям проектов, СНиП. ТУ и других нормативных документов. Основная цель этого контроля — предупреждение появления недоброкачественной готовой продукции. Учитывая его важность, контроль производят на всех этапах выполнения строительно-монтажных работ: мастера и прорабы — при текущей приемке законченных бригадами работ; представители заказчика — при промежуточной приемке у прорабов работ, скрываемых последующими работами и конструкциями; ведомственные комиссии — при приемке от дорожно-строительных организаций законченных этапов работ или отдельных конструктивных элементов для оплаты этих работ заказчиком.

Важное место в производственном контроле дорожного строительства принадлежит лабораториям. В их функции входит: непрерывный и своевременный контроль качества применяемых материалов, конструкций и полуфабрикатов; надзор за соблюдением требований СНиП, ТУ и других нормативных документов при производстве работ; разработка рекомендаций по применению местных дорожно-строительных материалов и побочных продуктов промышленных предприятий. Технический надзор предназначен для проверки соблюдения строителями государственных стандартов, СНиПов, а также для получения информации о качестве и состоянии строительства на дорожных объектах. Надзор осуществляют периодически инспекционные органы, представители заказчика, проектные организации, обеспечивающие авторский надзор, а также служба управления качеством и общественные организации. По результатам проверок в дорожных организациях разрабатывают технические, экономические и организационные мероприятия по устранению недостатков и повышению качества строительства.

Для поощрения деятельности, направленной на улучшение качества строительной продукции, в дорожных организациях используют самые разнообразные методы морального и материального поощрения. Как показала практика, наиболее эффективные результаты дает сочетание материального стимулирования с моральным поощрением трудящихся. Среди мер морального воздействия можно выделить награждение рабочих и инженерно-технических работников почетными знаками и вымпелами, объявление им благодарностей, присвоения звания «Победитель социалистического соревнования», «Ударник коммунистического труда» и т. п.

Материальное стимулирование высокого качества строительства предусматривает повышение размера премий при своевременном или досрочном выполнении строительно-монтажных работ, экономном расходовании материалов, снижении нормативной трудоемкости строительства.

Системы управления качеством на предприятиях появились в связи с развитием деятельности по управлению качеством продукции. Ужесточающаяся конкуренция и осознание роли качества как основы конкурентоспособности вынуждали предприятия перейти от отдельных разрозненных элементов управления качеством к их объединению в единую, комплексную систему управления — с учётом всех факторов, влияющих на качество. В результате система качества получила статус одной из систем управления предприятием, наряду с системами управления персоналом, производством, снабжением и другими. Внедрение системы качества позволяет организовать и проводить плановую, регулярную работу по качеству. При наличии необходимой материальной базы, современной технологии и квалифицированного, заинтересованного персонала, это повышает стабильность качества всей выпускаемой продукции, а не только отдельных образцов для выставок и презентаций. Такая система служит дополнительной гарантией качества для заказчиков, многие из которых практикуют проверку систем качества у потенциальных поставщиков, результаты которой могут влиять на заключение контрактов. Распространение подобных взаимоотношений поставщиков с заказчиками в мировой торговле привело к появлению серии международных стандартов ИСО 9000[2] на системы качества, а затем — к возникновению и развитию сертификации этих систем независимыми органами.

Определения[

В стандарте ИСО 8402-86  система качества (англ. quality system) была определена как «совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством». Аналогичное определение системы качества было дано и в следующей версии этого же стандарта

В стандарте ИСО 9000:2005 «система менеджмента качества — это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству». Дополнительно в определении даны ссылки на входящие термины: «система менеджмента — это система для разработки политики и целей и достижения этих целей», и «система — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов».


Дата: 2019-02-25, просмотров: 253.