Роль Управление качеством на основе сбалансированной
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

                                     системы показателей

Успешность реализации стратегии развития предприятия во многом зависит от возможности согласования стратегического, тактического и оперативного управления. Современный менеджмент характеризуется большим разнообразием методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность процесса управления предприятием. Наиболее эффективным методом, который позволяет существенно повысить процесс эффективности управления является метод Система Сбалансированных показателей (ССП). Данный метод определяется следующим утверждениями:

– возможность согласовывать стратегические цели с оперативными действиями в процессе реализации стратегического развития предприятия;

– использование финансовых и нефинансовых показателей, что необходимо для оценки деятельности предприятия, связанных с нематериальными активами и иной информацией;

– своевременностью реакции на несоответствующую динамику в бизнес-процессах на предприятии посредством различия показателей, которые позволяют измерить качественно достигнутые данные, которые отображают процессы по достижению результатов.

Система стратегических показателей представляет собой систему стратегического управления на основании измерения и оценки ключевых показателей, которые учитывают все аспекты деятельности предприятия. Стратегические показатели, позволяют заранее узнать о том, что развитие компании идет не в том направлении, и топ - менеджеры получают возможность разработать и начать реализовать корректирующие мероприятия [6, c. 215].

Система стратегической показателей является инструментом, которые позволяет связывать стратегию управления предприятием с бизнес-процессами. Помимо этого, такая система позволяет принимать объективные решения в области распределения ресурсов и управления качеством.

В основе ССП лежат «ключевые показатели эффективности» на основании КРI. Основное отличие ССП от произвольного выбора набора показателей заключается в том, что все КПЭ, которые входят в сбалансированную систему, во-первых, ориентируются на стратегические цели предприятия, во-вторых взаимосвязаны и сгруппированы по конкретным признакам.

В классической варианте ССП состоит из четырех составляющих: финансовая система, работа с клиентами, внутренние бизнес-процессы и управление персоналом [6, c. 208].

ССП может меняться в зависимости от следующих целей:

– разъяснения в принятии стратегии;

– доведение стратегии до сотрудников;

– согласование со стратегией задач подразделений и целей сотрудников компании;

– увязка стратегических задач с долгосрочными целями и годовым бюджетом;

– вывязка и координация стратегических инициатив;

– периодический пересмотр стратегий;

– определение обратной связи для корректировки стратегии.

Технология ССП обладает основной особенностью, которая заключается в том, что на начальном этапе построения и настройки – существенно повышается эффективность бизнес – процессов. Такой результат достигается посредством того, что собственники компаний начинают выделять факторы, которые позволяют увеличивать конкурентные преимущества компании.

Система менеджмента качества – это модель менеджмента многочисленных,  взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, которые осуществляется на предприятии. Такая система предназначена для постоянного улучшения деятельности, а, следовательно, для повышения конкурентоспособности организации на рынке.

Анализ научной литературы позволил выделить ряд преимуществ ССП, которые представлены в таблице 1.1.1.

Таблица 1.1.1.

Преимущества, которые дает ССП для заинтересованных сторон предприятия

Для собственников предприятий Для топ-менеджеров Для линейных руководителей
Уверенность в защите инвестиционных вложений Уверенность в правильности совершенных действий Четкий алгоритм действий
Возможность в любое время контролировать реализацию стратегии Доверие со стороны акционеров Четкое понимание, каким образом конкретные результаты способствуют росту и развитию
Уверенность в том, что деятельность менеджеров направлены на достижение поставленных целей У акционеров отпадает надобность вмешательства в процесс управления Логичность задач и согласованность друг с другом
Уверенность в том, что для реализации стратегии выбирается определенный набор инструментов и ресурсов Четкость в определении необходимых ресурсов Оценка труда сотрудников согласно усилиям

 

При разработке ССП определяется комплексный набор показателей, с достаточной полнотой характеризующий положение дел в организации и отражающий стратегическое видение ее развитие [8, c. 3].

Достоинства СПП заключаются в следующем:

– увязка оперативного и стратегического планирования;

– основные аспекты деятельности: инновационный, финансовый, потребительский, хозяйственный, которые в совокупности образуют схему для проводки сверху вниз стратегии развития предприятия;

– реализация стратегии приобретает объективный характер;

– широкая, ориентированная на обучение коммуникация на всех уровнях предприятия;

– концепция интегрируется с различными системами, увязывается с разными методами управления, которые нацелены на повышение стоимости компаний.

Недостатки ССП заключаются в следующем:

– роль количественных показателей в процессе управления;

– на измерение и оценку показателей могут потребляться существенные ресурсы.

Для любого предприятия ключевыми являются процессы жизненного цикла продукции или услуги. Именно за результат этих процессов потребитель платит предприятию.

Стандартные качества делают акцент на процессных подход к организации и управлению работами, основная цель которых –  избавления от разобщенности, неэффективности производственных процессов.

Перенос центра тяжести с функции на процесс интегрирует все действия, предпринимаемые предприятием для удовлетворения данного потребителя или сегмента рынка. Такое объединение обеспечивает единство процесса управления и освобождает руководство от решения текущих задач, которые связаны с оперативным управлением процессов.

С одной стороны, все вышеперечисленное подводит многих специалистов к системному подходу к проблемам оптимального управления. С другой стороны, многие руководители поняли и начинают понимать, что разработанная методология управления, которая ориентируется лишь на финансовые показатели, безрезультативная в условиях глобализации. В связи,  с чем во всем мире наблюдается особый интерес в ССП. Согласно этим подходам для управления предприятием следует воспользоваться системой из четырех показателей: удовлетворенность сотрудников; результативность и эффективность бизнес-процессов; удовлетворенность потребителей; финансовые результаты.

Итак, появляются четкие критерии в определении эффективности деятельности, что с другой стороны позволяет мотивировать сотрудников предприятия на выполнения своих функций, а соответственно повысить конкуренцию и качество производимой продукции, работ и услуг.

Таким образом, использование ССП позволяет сделать реализацию стратегии компании регулярной деятельностью всех подразделений, управляемых с помощью планирования, учета, контроля и анализа сбалансированных показателей, а также помогает принимать оптимальные решения в процессе распределения ресурсов [9, c. 218].

Роль управления качеством – это управление рыночной эффективностью работы предприятия, положением фирмы в конкуренции, конкурентоспособностью территориальной общностью, результатами труда каждого конкретного работника, развитием его личности.

 

Требований международных стандартов качества в управление предприятием на основе сбалансированной системы показателей

Качество – это одна из сложнейших категорий, с которой приходится сталкиваться человеку в своей повседневной деятельности. К понятию качества обращаются при выборе предметов для удовлетворения различных потребностей, оценке результатов для удовлетворения потребности человека, а также в тех случаях, когда хотят охарактеризовать соотношение свойств, выражающие суть предмета, или соотношение предметов между собой.

В научной литературе существуют множество определений качества.

ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) обусловлена тем, что потребители все больше обращают внимание уже не на стоимость товара или услуги, а на их качество.

Сертификат ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001-2015), подтверждает наличие в компании действующей системы менеджмента качества (СМК), соответствующей требованиям стандарта и демонстрирует клиентам, что деятельность предприятия направлена только на выпуск качественной продукции или качественному оказанию услуг [4, с. 6].

Разрабатывая ССП, Нортон и Каплан исходили из того, что реализация стратегии значительно важнее, чем качество ее разработки . При этом огромное преимущество этой системы состоит в том, что ССП позволяет еще на этапе разработки оценить степень ее реализуемости [6, c. 207].

Наличие сертифицированной системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001-2015 позволяет предприятию:

– улучшить структуру организации управления и повысить эффективность;

– уменьшить  брак и повысить качество после внедрения на производстве системы менеджмента качества;

– поднять статус компании перед лицами зарубежных и российских партнеров и инвесторов с сертификатом и т. д.

Как показывает мировой опыт, обеспечение качества является одной из самых сложных задач, с которыми сталкиваются современные предприятия в области производства продукции и предоставления услуг. Одним из самых эффективных средств для решения данной проблемы является применение международных стандартов ISО серии 9001:2011 и 9001:2015.

Международный стандарт ISO 9001 устанавливает требования к системе менеджмента качества предприятий. Наличие у предприятия сертификата соответствия данной системе сертификации гарантирует, что на таком предприятии внедрена и функционирует эффективная система менеджмента качества по этому стандарту. Также наличие сертификата ISO 9001означает, что получившее его предприятие отвечает современным требованиям и международному уровню оказываемых услуг, производимой продукции, систем управления и внутренних процессов неправительственной организации. Все требования данного стандарта предназначены для всех организаций независимо от вида, размера и поставляемой продукции.

ГОСТ ISO 9001-2011 стал первым российским стандартом, идентичным международной разработке ISO 9001:2008 [3,c.3]. Содержит перечень требований к системе управления организацией, соответствие которым говорит о возможности выпускать качественную продукцию [2, с.1].

    OHSAS 18001:2007 - международный стандарт системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда. Данный стандарт содержит требования и руководящие указания к разработке и внедрению систем менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, применение которых обеспечивает возможность организации управлять рисками в системе менеджмента и повышать эффективность ее функционирования.

Сертификат соответствия требованиям стандарту ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001 демонстрирует, что на предприятии ведётся жёсткий контроль факторов производственного и профессиональных рисков и показывает, что организация заботится о безопасности сотрудников на рабочих местах. В этом документе указываются требования, которые могут использоваться не только на производстве промышленного типа, но также и в сфере экономики. Именно в OHSAS 18001 находятся правила правильного управления производственными рисками.

Стандарт OHSAS 18001 ГОСТ может быть применен абсолютно к любой организации независимо от сектора экономики и отрасли промышленности, желающей создать систему менеджмента для минимизации возможных рисков, но особенно актуален для предприятий с большим количеством работников, присутствием ручных и тяжелых видов работ или опасной, для человека рабочей средой, способной нанести вред. Целью внедрения требований является разработка и поддержка системы менеджмента OHSAS 18001, сокращение рисков и обеспечение безопасности работникам, а также демонстрация соответствия стандартов заинтересованной стороне [1, с. 3].

Внедрение в системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья в соответствии со стандартом ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18000:2007 позволяет внутри компании:

   – уменьшить количество травм персонала, благодаря осуществлению контроля и предотвращению опасностей;

    – уменьшить количество аварий и затрат на ликвидацию возможных последствий;

      – снизить стоимость страхования, а также расходы, вызванные отсутствием (болезнью) сотрудников;

     –  уменьшить опасность производства, потерь от этого, в том числе расходов на штрафы и выплаты при несчастных случаях;

На рынке:

     – улучшить репутацию организации в глазах потребителей, партнеров, акционеров, инвесторов и других сторон;

– увеличить финансовые гарантии, общий капитал на предприятии;

– упростить получение различной разрешительной документации.

В 1980- е гг. на политику качества оказали влияния разработки Кросби Ф.Б., Деминга У.Э., Исикавы К. В результате внимания стали, следующие направления по улучшению работы в области качества:

1. Заинтересованность руководства высшего звена;

2. Образование совета по улучшению качества;

3. Вовлечение всего руководящего состава в процесс улучшения работы;

4. Обеспечение коллективного и индивидуального участия;

5. Создание центров по совершенствованию качества;

6. Разработка и реализация краткосрочных планов и стратегии улучшения качества на перспективу;

7. Создания системы признания заслуг.

Такое широкое понятие включает в себя общее руководство и оперативное управление качество и формирует единый процесс управления качество.

Исходя из структуры и функций управления качеством, процесс управления в масштабе предприятия с учетом внешних факторов формируется следующим образом.

Высшее руководство, выполняя функции в области качество, осуществляет руководство качеством.

Управление качеством, воздействует на процесс формирование продукции. Принимаемые меры по повышению качества следует применять с целью устранения недостатков, а также для повышения качества продукции для того, чтобы не отставать от конкурентов.

Структура и функции управления качеством имеет следующий вид, представленный на рисунке 1.1.1.

Общее руководство качеством
Управление качеством в масштабе компании
Оперативное управление качеством
Взаимодействие с внешней средой Обеспечение ресурсами Принятие управленческих решений Политика и планы качества Работы в области качества Обучение и мотивация персонала
Планирование работ Принятие оперативных решений Контроль качества Информационное обеспечение Разработка мероприятий Внедрение мероприятий  

 


Рис. 1.1.1. Структуры и функции управления качеством

На предприятии невозможно сформировать изолированную, строго очерченную систему менеджмента качества без связи с другими видами деятельности. В зависимости от обстоятельств, руководство может либо применять специализированные методы и концепции менеджмента для совершенствования системы качества, либо использовать опыт, который был получен при создании системы качества, для повышения эффективности других подсистем управления.

Сбалансированная система показателей с одной стороны, может применяться как возможная технология внедрения системы менеджмента качества или рассматриваться как подход к решению отдельных задач, которые возникают при формировании и внедрении СМК, с другой стороны, сама ССП может обеспечивать решения разных задач менеджмента качества [10, c. 36].

     Таким образом, управления предприятием - это воздействие на работников для достижения целей, стоящих предприятием и его персоналом.

      Система сбалансированных показателей – это механизм превращения стратегии компании в последовательность действий, направленных на достижение поставленных целей, причем на всех уровнях управления компанией. ССП выдвигает на первый план более важные и интегрированные наборы показателей, связывающие имеющуюся клиентскую базу, внутренние процессы, работников и систематическую деятельность, направленную на долгосрочный финансовый успех.

 

 


Дата: 2019-02-25, просмотров: 197.