Скульптурный декор Парфенона
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Необыкновенно богатый для дорического храма декор, что необычно. Только в дельфийских постройках (использование скульптурных метоп по всему периметру – сокровищница афинян). В архаику метопы на материке – гладкие, украшенные только в великой греции. В 1 пол. 5в – появляются, но только по торцам. В храме Зевса (с двух торцевых фасадах внутри портиков), снаружи – гладкие метопы.

Парфенон – 92 скульптурные мраморные метопы. Мрамор не привозной, а местный пентелийский (16 км от афин) – он использовался и ценился больше всего после паросского. Сюжеты:

· Западная сторона: битвы греков с амазонками

· Южная сторона: кентавромахия. Как во фронтоне Зевса Олимпийского. В центральных несохранившихся был другой сюжет, но какой - не известно.

· Северная: троя (очень плохо сохранился).

· Восточный: гигантомахия.

Фронтоны (хуже всего сохранились, известны благодаря Павсанию):

· Восточный: рождение Афины из головы Зевса

· Западный: спор Афины и Посейдона за владение Аттикой

Непрерывный фриз (неотъемлемая часть ионического ордера) на верхних частях целы и над внутренними портиками. За колоннами внутри, под портиком.

 

Метопы – самая ранняя скульптура Парфенона. Очень высокий рельеф, где-то почти как круглая скульптура. Единственные хорошо сохранившиеся – кентавромахия с южной стороны. Их не меньше всего тронули при превращении в христианский храм. Возможно, т.к. кентавр вошел в христианский образный ряд. Задача распределить сюжет между плитами. Делается как в сокровищнице афинян в Дельфах. Как череда двух фигурных поединков. Каждая композиция завершена, замкнута в себе, но вместе создают общий ряд, одно единое длящиеся событие. Метопы разняться по качеству, мастерству исполнения. Некоторые явно мастерами, тяготеющими к ранней классике, некоторые демонстрирую достижения высокой классики.

· Противопоставление молодых лапифов и старых, страшных, маскообразных олимпийских кентавров (очень напоминают олимпийских кентавров – возможно, там работали и олимпийские мастера).

· Спортивные, атлетические аллюзии. Битва сродни спортивному агону: используются приемы, используемые в борьбе. Удушающие захваты и т.д. Это визуальный опыт греческих мастеров. Некий вечный агон. Где-то побеждают лапифы, где-то кентавры – нет конца. Такой же принцип был в амазономахии. В реальной жизни на поле боя не было индивидуальных поединков, была фаланга, строй, где были важны совместные действия.

· Некая аллюзия на современные события: мемориал греко-персидским войнам. В память того что произошло. Почти нет намеков на реальные битвы (есть единственное исключение). Противостояние сил хаоса и порядка, варварства и цивилизации. Вместе с тем и недавние события уже вставлены были в череду мифологических битв.

· Влияние бронзовой пластики: трактовка волос, изображение вен… Резкие позы, широкие жесты, где-то до конца не найден баланс и равновесие между фигурами и квадратом метопы.

· В некоторых метопах мотивы фессалийской кентавромахии (свадебный пир – гидрии в руках). Атрибут свадебного пира (гидрии) становится орудием убийства – намек на действия персов.

· На некоторых плитах кентавры становятся более благородными. Высоко классический стиль не терпит слишком сильных контрастов. Их лица более спокойные.

· Метопа с как бы побеждающим кентавром. На заднем бедре кентавра отверстие от пики лапифа, т.е. результат поединка не так предсказуем. Лицо кентавра полускрыто – прием из живописи (излюбленный прием Полигнота: Гектор закрывает лицо руками, что бы не видим его эмоций), дает зрителю возможность додумывания образа. В случае с метопой с такой большого расстояния эту тонкость оценить сложно.

· Гармонизация разных усилий. Х-образная композиция (впервые в храме Зевса в Олимпии – Геракл с критским быком).

· Начинается осмысление важности драпировки – она может объединять, связывать композиционно. Ткань, с одной стороны, убедительно трактована, но, с другой стороны, слишком красиво для битвы уложена.

· Ни в одной из метоп нет побежденного и убитого кентавра. Нет темы торжества. Есть скорее тема скорби по павшим, мотив памяти о юношестве и цвете афинян, погибшим в битвах: есть только одна метопа с убитым лапифом и торжествующим кентавром.

· В отличие от рельефов Селинунта (где сюжет был как бы вставлен в коробку) здесь глубина за счет градации высоты рельефа и появляется ощущение глубины пространства.

 

Фронтонные скульптуры (самые поздние). Уже в чистом виде высокая фидиевская классика. По свидетельству Плутарха значительная роль в разработке ансамбля принадлежала Фидию, что «Фидий за всем наблюдал». Фидий на ряду с Поликлетом оказывает огромное влияние на сложение высокой классики. Но в чем именно заключалось его участие, сказать точно сложно. Но за всем скульптурным декором Парфенона ощущается единая рука, единая идея. Был ли это архитектор Иктин, или скульптор Фидий? Несомненно, что он создал главную статую Афины и играл значительную роль. В популярной литературе часто можно прочесть, что скульптуры Фидия или его учеников, но прямых доказательств этому нет. Алкомен, Агоракл – имена прямых учеников Фидия.

 

Фронтонные композиции сохранились очень плохо (восточный – чуть лучше, западный – хуже). Сохранились лишь угловые фигуры.

Восточный фронтон: рождение Афины (изображения известны по вазописи). Метафора персонифицирует мудрость Зевса, она рождается уже взрослой, т.е. не была ребенком, сразу уже в шлеме, в доспехах и «боги дивятся этому чуду», как поется в гомеровских гимнах. В центре, скорее всего восседающий Зевс, Афина и Гефест.

· Насколько она была динамична? Скорее всего именно активно делающая шаг вперед Афина, т.к. угловые фигуры тоже очень оживлены, она реагируют на движение главного сюжета, которое должно быть еще более активным: боги обсуждают, реагируют на происходящее. Фигуры развернуты в разные стороны: активно шагающая от центра Вестница развернута к богам, богини разворачиваются к вестницы, лежащий бог (скорее всего, Дионис) развернут в обратную сторону, возможно, еще не знает о событии. Постепенное разворачивание к углам композиции.

· Углы решены очень своеобразно: квадриги, скрытые линией горизона: с одной стороны – Гелиоса (появляется), с другой – Селены/Нюкс (уходит со сцены). Использование живописного приема: фигура скрыта за холмом, появляется только фрагмент и заставляет зрителя додумывать, что же там происходит. Есть идея, что Фидий начинал как живописец, поэтому применение живописных приемов в скульптуре приписывают ему. Дальше используется: квадрига Аполлона в Версале из воды…

· Возлежащий Дионис: тема возлежания: поиски напряжения-расслабления (воин из храма Афины Афайи) – поза очень естественна, расслаблена, хотя есть напряжение руки, на которую он опирается.

· Идея сверх-людей – масштабы, идеальные образы, персонификация явлений природы – космический характер (день сменяется ночью, ночь – днем) – вневременность и одновременно цикличность происходящего. Соединение сверх-реализма скульптуры (пигмалионовский) и высокая степень отстранения и идеализации. В этом сила высокой классики. При этом не академически, не механистически, а живо, по-гречески нюансировано, с массой деталей.

· Правая часть: чаще всего либо три мойры, либо Афродита, Диона (мать Афродиты). Супер-реалистическое изображение почти обнаженного женского тела. Очень близко к стилю «мокрых одежд» последнего десятилетия 5го века. Здесь одежда еще очень ощущается, видим как ниспадают, ведут себя складки – новая степень реализма.

· Голова коня Селены – уставшая (ночь только сменилась днем), взмыленная (выпученные глаза)

Западный фронтон. Центральная часть также не сохранилась, но есть рисунки 17 века Жана Корея. Спор Афины и Посейдона, в результате которого Афина становится богом-эпонимом полиса. Момент не совсем понятен: либо уже подносят дары, либо состязание (когда на колесницах мчатся на Акрополь, чтобы принести дары).

· В центре Афина и Посейдон в позе противостояния, агона (Х-образная). Справа и слева две квадриги. Дальше – присутствующие зрители. Композиция напоминает восточный фронтон храма Зевса в Олимпии. Но если бы все его персонажи пришли в действие. Там атакрАксия – бездействие, здесь – не менее гармонично, но уже действие. Там – центральное божество, на которое все нанизываются, здесь – баланс/симметрия двух, построенная по принципу контрапоста, гармонизации противоположных усилий.

· Фигура возлежащего юноши, скорее всего персонификация реки. Храм Афайи западного фронтона (490г) и этот 440е. Здесь очень естественно, контрапост (напряжение-расслабление) даже внутри торса.

· Все скульптуры, помещенные на фронтонные «полки» выполнены в виде крупной скульптуры, они даже сзади тонко моделированы. Юноша со спины – и край одежды, его плащ, и волны. Спереди она выползает на берег, появляются гальки, на которых он возлежит.

· Ирида (богиня радуги – вестница богов, но не связана в отличие от Гермеса с загробным миром). В спине пазы от крыльев, которые, скорее всего, были бронзовые. Она изображена возницей в колеснице Посейдона. Активно бежит-летит с развивающейся на ветре одежде (Ника Самофракийская).

 

Скульптурный фриз. Зофорный (непрерывный) ионийский фриз. В большинстве трудов – однозначное толкование – изображение панафинейского шествия. Нет разбивки на сюжеты, полное единство повествования. Но все-таки есть масса вопросов, даже сейчас это дискуссионный вопрос. Ясно, что тема процессии, но изображение ли это реальный Великий Парафиней, завершаемых шествием, начинающихся от района Керамик через Агору в Акрополь для приношения пеплоса, который ткали специально выбранные афинские девушки, и преподносили в дар Афине. Скорее всего, возлагался на статую в Эрехтейоне. А также завершается совершением великой гекатомбы (100теличья жертва)

· Вопросы: почему на восточной стороне не только Афина, а все боги. Возможно, это символ всех афинских празднеств.

· Несомненно, это изображение процессий смертных (уникально, т.к. обычно избирались божественные, мифологические сюжеты). Немного проявлению юбрис (самонадеяния) афинян, изобразить себя.

· 2 потока движутся в сторону восточного фасада, обрамляя всю целу соединяются на восточном фасаде, где изображены все боги.

· Где же все это происходит? Рождение Афины – Олимп, состязание Афины и Посейдона – Акрополь. Получается, что процессия начинается на Акропле и завершается на Олимпе. Очень дерзновенно, почти на гране дозволенного.

· Значительна часть – всадники. Очень невысокий рельеф – в этом тоже уникальность. К этому прибегают, чтобы фриз не спорил с метопами.

· Очевидно присутствовала роспись: фигуры были помещены на голубой фон. Но вместе с тем есть масса почти живописных нюансов. Очень во многом за счет градации рельефа, наложении фигур (как в сокровищнице сифносцев, но там они все равномерной высоты и одинаково проработаны). Здесь же разная степень проработанности деталей, некая дымка, сфуматто создают ощущение иллюзорной глубины, живописности, подвижности. Изображения могут даны в сокращении (щит не в виде круга, а овала) – глубина.

· Тема движущейся кавалькады и тема процессия. Восточная по происхождению. Сирия: данники на поклон к сирийскому царю. Рельефы Персеполя. Важен эффект повторяемости, монотонности. Важен мерный ритм, иначе процессия развалится. Но с другой стороны, монотонность, навязчивость, некий диктат. Греки же соединили несоединимое: есть ритм, но нет монотонность (фигуры на неуловимом уровне отличаются), плюс есть сбивка ритма: среди всадников – пешие, кто-то остановился поправить сандалию. Возникает пауза, потом ритм возобновляется. Сбивка ритма – юноши, несущие гидрии (трое несущие чуть в отличающихся позах, а один сел отдохнуть). Жертвенные быки идут опустив голову, вдруг один поднял голову и мычит – живость, настоящесть – потом возобновление ритма. Египетские рельефы конца Древнего Царства: вереницы стад со сбивкой ритма.

· Мастера соблюдали индивидуальность при сохранении единого впечатления (возможно, была единая устная директива, инструкция). Трактовка грив и т.д.

· Кони – квадриги (самый центр, больше всего пострадала) – юноши, ведущие жертвенных животных – старцы и т.д.

· Центр восточного фриза – сложно интерпретировать, скорее всего момент передачи пеплоса. Слева и справа – восседающие боги Олимпа. Причем стоящие люди одного роста с сидящими богами, которые как высокие сановники принимают это грандиозную процессию.

· Гера приподнимает край покрывала – сакральный жест супружества. Сидящие боги с одной стороны выделены масштабом, с другой стороны очень естественны: Арес (обхватывает почти в мальчишеской позе рукой ногу) беседует с Деметрой со своим жезлом. Боги обсуждают, дискутируют. Скорее всего самым непосредственным источником вдохновения – совет богов с сокровищницы синофцев.

· Фриз – одна из самых совершенных скульптур 5 века был очень плохо виден: на высоте, заслонен колоннами, плохо освещен. Многие ученые очень удивляются этому обстоятельству. Неслучайно Павсаний ничего не говорит о фризе. Возможно, именно из-за опасности сюжета, его нескаральность, должна была быть подана осторожно и уведена немного в тень.

Культовая статуя

Создатель – Фидий. Некоторые источники – полностью сам, но это практически не возможно (в одиночку за 8 лет), кроме того видно, что техника немного отличается. Т.е. была команда мастеров в разных сферах (по слоновой кости, торевтике, живописцы (щит был расписан изнутри и т.д.).

· Размеры – порядка 12 метров. Обычно гигантомания грекам не была свойственна. Есть 2 исключения: статуя Афины Парфенос (девы) и статуя Зевса Олимпийского. Точные измерения вопрос открытый.

· Фидий – в хрисоэлефантийной технике (золото со слоновой костью). Фидий впервые применил эту технику для создания статуи такого большого размера. Возможно использовал техники, использовавшиеся при создании мебели. У статуи был деревянный каркас, основные части моделированы в каком-то материале (гипс, глина?), поверх – слоновая кость. Одежды, возможно в металле/бронзе, покрытой золотыми пластинами, причем, согласно некоторым источникам, пластины были съемные и могли были быть использованы в случае необходимости (своеобразный золотой фонд).

· Реконструкция Парфенона в Нешвиле США с участием многих известных археологов по источникам и римским копиям из гипса на армированной бетонной основе. Честно позолотили сусальным золотом и расписали, и тогда статуя обрела чудовищный образ. Хотя сам процесс реконструкции был вполне научный. Самая знаменитая из сохранившихся античных копий собрания афинского археологического музея 1 в н.э. размером около 1 метра. В таком масштабе выглядит вполне гармонично, но при увеличении статуя выглядит очень топорно, ей не хватает проработанности, сделанности.

· Источники пишут, что статуя была очень монументальна, была почти архаичное любование деталями. Т.е. это был скульптурный комплекс:

o фигурка Ники на ладони (отдельная самостоятельная несколько метровая статуя),

o трехгребневый шлем,

o щит с изображением амазономахии (диаметр 5 метр),

· Павсаний: “Фидий творец божественного, сам Зевс и Афины были довольны своими изображениями. Мастер-богодел, мастер в искусстве своем подобен Дедалу, легендарным скульпторам-чародеем, способными оживлять свои фигуры. Про Поликлета писали, что его удавалиль лучше люди. Потом еще одним мастером, которым удавалось передавать божественную красоту – Пракситель уже в 4 веке.

· Есть свидетельства, что внутри был очень плоский бассейн, в который наливали воду с оливковым маслом для создания микроклимата для слоновой кости. Это тоже играло определенную роль: какие были отражения при освещении через дверной проем входа, как бликовало золото, как светилась слоновая кость. Какой трепет, нечеловеческое ощущение было у зрителей этого чуда!

Пропилеи

Ворота, вход, ведущий на Акрополь. Само название подразумевает множественность входов. Здание, на западном склоне холма, которое проходилось насквозь и имело 5 сквозных входов. Разные помещения Пропилей находились на разных уровнях. Центральный вход с пандусом являлся продолжением великой священной дороги. Ионическая традиция (священные дороги и расширенный центральный интерколумний), которая была наследована из восточных египетских образцов. В Пропилеях тоже главных вход шире остальных и центральный интерколумний расширен.

· Несмотря на центральную ось, симметрия не прослеживается. Ассиметричные флигели: слева (северный флигель) – пинакотека (указание Павсания, что здесь хранились пинаки – картины, т.е. некая картинная галерея). Археологические изыскания показали, что это была некая парадная трапезная (сохранились основания лож для возлежания). С другой стороны – просто портик, который служит переходом к сакральному участку храма Афины Ники. Т.е. композиция уравновешенная, но не симметричная. Храм меньше по размерам, но в нем больше декоративного начала. Т.е. равновесие более сложное, чем могла была бы дать простая симметричная композиция.

· Оба портика – дорические, как в Парфеноне. Но внутри сквозная священная дорога фланкируется тремя парами ионических колонн (они внутри как и в Парфеноне), в формах и пропорциях уподобляется колоннады храма Ники, но больше по размерам.

· Пропилеи не имели никакой скульптурной декорации. Они, несмотря на единую композицию, не затмевали Парфенон, который был главным. Но был очень красивый кессонный потолок. Белый мрамор комбинировался с темный элевсинским камнем.

 

Храм Афины Ники

420е годы (425 - ). Скульптор – Каликрат (уже один). Встречает нас еще за пределами Акрополя. Амфипростиль, по масштабам напоминает небольшие сокровищницы дельфиского комплекса. Двойное название Ники Аптерос (бескрылый) – название из поздних римских источников. И храм Афины Ники (Афина – победительница) и естественно, что она была бескрылой. Даже возникла легенда уже в римское время, что афиняне специально создали бескрылую Нику, чтобы она не улетела из города.

· Полностью выполнен в ионическом ордере, но уже аттического ионического ордера.

· Треугольные фронтоны (скульптурные композиции очень плохо сохранились), центральный акротерий – борьба Белерофонта с химерой (не сохранился).

· Непрерывный фриз (перекличка с Парфеноном (плохо сохранился)). В основном, батальные сцены. С восточной стороны – ассамблея богов (тоже пересекается с Парфеноном). Большинство ученых говорит, что среди битв есть изображение реальных битв, которые к времени построения храма уже стали легендарными. Удивительная степень свободы в изображении двигающихся фигур, композиционного и эмоционального воздействия драпировок. Момент замедленного падения всадника с коня. Пропорции коня чуть меньше реальных по сравнению с человеком (как и в Парфеноне).

· Балюстрадный фриз уже в конце 410е гг. Сакральный участок был обрамлен парапетными плитами, визуально сливался с храмом (как в нижней части храма), что отчасти напоминает ионийскую традицию скульптурных барабанов. Стиль «мокрых одежд». Изображение ник. Ника – божество, связанное с Зевсом и Афиной, персонифицирующая их победы, но не имеющая своего собственного культа. Ники готовятся к празднеству: ведут жертвенных животных и т.д. Среди них дважды – Афина, в этом храме поклонялись именно Афине.

· Рельеф очень высокий, хотя по сюжету, стилистике перекликаются с внутренним фризом Парфенона. Но в отличие от Парфенона – он близко к людям: тема победы. Интересно, что создавался в время падения Афин, оказавшихся втянутым в бесславную войну. Возможно, ностальгирующие по тому триумфальному времени.

· Ника, поправляющая сандалии. Сама трактовка близка к Афродите: чувственность, именно в это время в греческое искусство проникает чувственность в изображении женского тела: соскользнувшее с плеча одежда, изгибы тела, легкие одежды, скорее не скрывающие, а выявляющие прелести женской фигуры. В 4 веке это уже перейдет в изображение женской наготы.

 

Эрехтейон

Уникальная постройка, не вписывающийся ни в один из имеющихся стилей. Это решение (сама планировочная структура) никогда больше не было повторено. Такая сложность, многосоставность, набор впечатлений связано с неким софизмом, изощренностью, усложненностью в архитектуре (Н.Брунов). Справедливо лишь отчасти. Храм должен был вместить много священных мест (еще со времени старого храма Писистрата, на месте которого он и стоит). Эрехтейон сакральнее, чем Парфенон. Здесь стоял священный ксоон (деревянная статуя) Афин, здесь находился священный источник Посейдона. Считается, что после того, как он был переделан в христианский храм, он постепенно иссяк.

· Сначала не сразу понятно, где у него вход. Он имеет несколько входов. Портик кариатид, который обращен к Парфенону, несомненно, не является главным входом.

· Основных входов два: северный и восточный.

· На западной стороне – портик, утопленный в стене. Окна между колоннами уже эпохи Августа. Это были целиковые колонные, но пространство между ними закрыто стеной, как псевдо колоннада – впервые!

· Перепад высот во все стороны, много запутанных внутренних помещений. Сложно понять, что внутри. Хочется понять, что же у него внутри, где у него вход и т.д. Некая загадка.

· Ориентация с востока (главный фасад – отвернут от Парфенона) на запад. Шестиколонный портик ведет в основное помещение (там одна большая и две небольшие, причем отделены глухой стеной, т.е. фактически 2 храма).

· Северный портик – угловой. Чтобы к нему пройти, нужно было спуститься вниз.

· С южной стороны – портик кариатид. Там есть небольшая дверь, но ее сложно найти, это свидетельствует, что это был не главный вход.

· С западной стороны между полуколоннами есть дверь, но тоже воспринимается, как некая потаенная. Перед Эрехтейеном с этой стороны – священный сад с оливами Афины, т.е. он частично закрывал западный вход. Сейчас этот фасад предстает практически обнаженным и это создает ложное впечатление.

Скульптурное украшение

Фигуративного украшения мало, но по орнаментальному украшению Эрехтейон не знает себе равных. Их потом копировали в других постройках почти буквально. Сокровищница сифносцев также имела весьма богатый орнаментальный декор.

· Есть свидетельства, что в декоре валют использовались вставки стекла, т.е. обладали почти ювелирная изощренность.

· Капители восточного портика. Резной флоральный поясок из храма Геры на Самосе. Но если сопоставить с классической ионической капителью – насколько валюты более пластичны, изгиб более яркий, более выпуклый, сложный рельеф эхина.

· То же с базами. С – Геры на Самосе. В – в Приниях?. А – аттические. Важна комбинация выпуклых валов и скорций, уходит навязчивое повторение архаических дисковидных форм.

Очень разные впечатление, как будто четыре разных храма. Только после того, как мы обойдем храм по кругу, мы можем понять, что же такое Эрехтейон.

Как в скульптуре: постепенное разворачивание памятника во времени, восприятие скульптуры со всех сторон. Архитектор то сгущает декор, то вдруг уходит в аскетизм. Архитектор не известен.

Портик кариатид. Идея не новая, уже были в Дельфах (не только сокровищница сифносцев). Там был у каждой свой отдельный постамент, тех было 2 кариатиды. Здесь 2 ряда (4 фронтальных и 2 во втором ряду), они как бы выдвигаются из храма, как некая скульптурная группа. Они в позе контрапоста, но в то же время должны были быть элементы опор: эхин на голове, одна нога преувеличена прямая, складки дают четкую вертикаль как канелюры. Опоры на разные ноги (западные – правая нога, восточные – левые, т.е. на углы приходятся опорные ноги, т.е. акцент, усиление углов, чтобы композиция не разваливалась). Но при этом фантастическим образом фигуры кажутся естественно расслабленными.

· Эти девы портика кариатид смотрят на северо-восточный фаса Парфенона, где на восточном фризе изображены такие же девы, которые держат в руках пиалы, держат в руках краи одежд.

· Хорошо сохранилась британская кариатида, выломанная лордом Элджином. Сложная прическа, напоминает архаических кор, закрученные вокруг головы косы напоминают ране-классические статуи. Возможно, это служительницы культа Кикропа (древнейший царь Афин, который был на половину хтоническим существом, часто изображают со змеиным хвостом).

· Группа словно выходящие из храма, встречающие людей и направляются в сторону Парфенона.

Статуя Афины:

· щит – амазономахия Тесея (на внешней стороне: афинская тема, царь Тесей вторгается в пределы Аттики и войско Тесея одерживает над ними победу – т.е. однозначное параллели с реальными историческими событиями, в центре – горгонея, на внутренней стороне щита: гигантомахия – не рельефы, а плоское изображение – живопись или гравировка по кости)

·  статуя Ники,

· на сандалиях Афины (внешняя сторона толстой подошвы) – кентавромахия. Фессалийская кентавромахия – битва на пиру.

· На базе (не сохранилось никаких копий) – рождение Пандоры (всем одаренная). Идея: разница между человеческим и божественным. Между сакральным и профанным. Статуя на столько превосходила размеры человеческой фигуры, настолько превосходила красотой, сложностью, драгоценностью материалов. Это всем подчеркивается.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 388.