ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Хозяйственная жизнь людей включает производство, распределение и потребление.

ПРОИЗВОДСТВО.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА '

В зависимости от обстоятельств жизни складываются устойчивые способы хозяйствования. Этнографы обычно выделяют следующие ис­торические типы: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство на основе ручного земледелия и скотоводства, производящее хозяйство на основе пашенного земледелия. Указанная историческая классифика­ция расширена в XX веке. Во-первых, пашенное земледелие раздели­лось на два вида: традиционное (при помощи крупного рогатого скота) и машинное. Во-вторых, появилась индустрия искусственного производ­ства основных средств жизни: в сороковых годах XX века изобретается нейлон, несколько позже появляются искусственно производимые мо­локо, рыба, мясо.

Картина хозяйственной жизни людей на заре человечества представляет­ся достаточно простой. Группы до 25-30 особей или бродят, собирая съес­тное, или как охотники преследуют крупных животных, или на берегах водо­емов ловят рыбу. Таков присваивающий способ жизни людей. Он перешел к. нам из животного мира. Правда, у людей присвоение непосредственных средств жизни - пищи, одежды, жилищ - сопровождается производством социальных структур, орудий охоты, рыболовства, быта. Первые люди бе­рут пищу у природы, селятся в пещерах, пользуются шкурами животных для одежды, используют для орудий труда естественные материалы - камень, кость, дерево.

12-14 тысяч лет назад основным занятием большинства населения Земли становится ручное земледелие и скотоводство.

В этнографии есть крылатое выражение: "Австралийцы стояли на­кануне земледелия!" Оказалось, они хранили (могли, умели, делали) клубнеплоды и корнеплоды, которые собирали женщины в земле и за­капывали на хранение в землю. Оставалось совсем немного - забыть об этом, увидеть ростки и в конце обнаружить увеличенное число клуб­ней. Этого, однако, у австралийских аборигенов не произошло, но зато так или иначе случилось во многих других районах ойкумены, где на смену первому хозяйственному типу пришел второй.

Приручение животных также осуществлялось как бы само собой: кочевали стада диких животных, за ними шли люди-охотники, а вслед им - животные, питающиеся падалью. Первыми прирученными живот­ными были, как уже упоминалось собаки (предположительно в Азии, 12000 лет до н. э.). Затем овцы, козы, свиньи, куры и т.д.

36


Пашенное земледелие возникло 6-8 тысячелетий назад в связи с приру­чением крупного рогатого скота1.

Приручение животных и земледелие изменили жизнь людей существен­ным образом. Впервые у человечества появился устойчивый источник пищи, одежды, сырья, который давал больше средств к существованию, чем это нужно для поддержки жизни. Жизнь людей перестала катастрофически за­висеть от удачи на охоте, рыбной ловле и собирательстве. Человек мог пла­нировать свою жизнь и производство - что садить, сколько и т.д. Появилась возможность запасать пищу.

Одомашнивание крупных диких животных существенно изменило и другие сферы жизни людей. Например, приручение лошадей (Евразия, 3000 лет до н.э.) произвело революцию в средствах передвижения и свя­зи людей. Перемещение на 100-120 км в сутки стало обычным делом. Увеличилась скорость обмена информацией между отдельными засе­ленными районами Земли. Появилась кочевая культура, а также мате­риальная основа создания крупнейших государственных образований -империй.

Человек делает резкий рывок от природы. Охота, рыболовство, со­бирательство становятся для большинства людей подсобным хозяй­ством или развлечением. Появляется прибавочный продукт у людей. Разницу между тем, сколько нужно для непосредственного поддержа­ния жизни, и тем, что производится, назовем прибавочным продуктом. Он может быть со знаком плюс или минус. Общество с систематичес­ким отрицательным прибавочным продуктом будем называть загнива­ющим, регрессирующим. Общество с положительным прибавочным продуктом - прогрессирующим. Для традиционного общества харак­терен нулевой прибавочный продукт.

С появлением прибавочного продукта из трудоспособного населе­ния образуются группы, не участвующих в производстве непосредствен­ных средств жизни, в первую очередь, пищи. Возникает разделение хо­зяйственных функций. Появляются работники, занимающиеся исклю­чительно управлением, творчеством, познанием.

* * *

XX век к трем традиционным видам хозяйствования прибавляет осо­бый, связанный с искусственным производством пищи и сырья для одеж­ды. Кратко рассмотрим этот способ. Известно, что пища людей состо­ит из белков, углеводов, жиров, витаминов и солей. Основой пищи спра­ведливо называют белки. Дефицит белкового материала - обычный спут­ник человечества. В настоящее время, например, он составляет поряд­ка 25-30 миллионов тонн. Первичный источник белка на Земле - расте­ния. Животные белки - вторичного происхождения. Растительные бел­ки для человека делятся на группы: непосредственно усваиваемые и не-усваиваемые. Например, трава или листва большинства деревьев со-

1) Отметим, что пашенное земледелие при помощи крупного рогатого скота имело место в Евразии. Америка не знала его до Колумба. Прибавочный про­дукт создавали за счет прогресса в селекции.

137


держит белок, но человек не может им питаться. Аналогично - с белками животного происхождения. Например, шерсть почти на 100% состоит из белка, но питается шерстью лишь моль.

Патриархальный способ приспособления огромной массы белково­го материала растительного происхождения в качестве пищи человека состоит в скармливании его скоту, в котором он превращается в мясо, т.е. форму белка, усваиваемую желудком человека. Так было до, XX века. Суть искусственного производства пищи человека состоит в том, что животная часть производства пищи заменяется техническими сред­ствами, трансформирующими неусваиваемые виды белка в усваивае­мые человеческим организмом формы.

* * *

Философское толкование хозяйственной жизни людей значительно шире этнографического. Оно охватывает любую форму активности людей, в результате которой появляются в окружающем мире полез­ные явления, которые в природе самой по себе, без человека, появиться не могут. В этом смысле производственная активность людей наблюда­ется значительно раньше, чем появляется производящее хозяйство. Представление об основных видах производства в философском тол­ковании дает следующая таблица:

 

ПРОИЗВОДСТВО

производство производство производство производство производство
основных средств про- человека: социальных услуг, в част
средств жиз- изводства, рождение,вос- форм управле ности, произ
ни людей: пи- орудии труда, питание,обу- ния,власти, водство управ
щи,одежды, подсобных по чение,социа- общежития ленческих ре
жилищ. мещений илизация людей и т.д. шений
  т.д.      
 

духовное производство:

 
 

знаний,литературы,искусств,

 
 

обрядов и т.д.

 

Задание. Представьте, уважаемый читатель, вам предстоит открыть свое дело, фирму, предприятие. Предприятие должно быть прибыльным.

Задача: изобразите в виде схемы основные блоки вашей активности при создании собственной фирмы. В результате получите схему совре­менного производства.

Решая задачу, я буду действовать по рекомендациям современного менеджмента. Первым делом определю спрос на товары или услуги -попробую выделить собственную, желательно монопольную - хотя бы на некоторое время - нишу в существующем бизнесе.

Еще лучше, если удастся открыть новую потребность. Иными сло­вами - изучу рынок.

138


Затем исследую и подготовлю условия для эффективного заполне­ния открытого рынка товарами собственного производства. Иными словами, прежде чем трудиться - тиражировать товар - предстоит боль­шая информационно-исследовательская расчетная работа по техноло­гическому, экономическому, материальному, финансовому и т.п. обес­печению производственного процесса. Не во всех случаях у меня будет готовое решение. Придется многое придумывать, изобретать, откры­вать самому или моим соратникам. И только после этого (или вместе с этим) стоит приступить к предметному воплощению или материализа­ции проекта - к предметному тиражированию продукции. Конечно при­веденная беседа нужна исключительно для того, чтобы проиллюстри­ровать структуру любого производства: полный цикл производства со­ставляется из трех фундаментальных блоков - познания, творчества, труда.

Творчество и познание являются неотчуждаемыми от человека фун­кциями производства и выполняются только людьми. Трудовая часть производства в настоящее время передана в ряде случаев техническим средствам.

Напомню вам, уважаемый читатель, о существе труда. В труде ти­ражируется, опредмечивается то, что в творчестве и познании создано в виде проектов, программ, технологий.

Производственно-трудовая деятельность общественного человека, будучи рациональным отношением субъекта (человека или группы лю­дей) к объекту (природе), в котором внешняя предметность перераба­тывается в формы, нужные человеку, независимо от вида и уровня раз­вития по своему содержанию характеризуется определенным числом функций. Представляя собой в обществе целесообразную деятельность, она включает в себя две основные функции: целеполагание и действие (целеисполнение). Данные функции являются сложными и состоят из ряда составляющих функций. Целеполагание состоит из информаци­онной, логической и контрольно- управляющей, а целеисполнение из рабочей, энергетической, передаточной.

Информационная функция связана с получением информации о со­стояниях субъекта и объекта труда в каждый момент их взаимодействия в трудовом процессе. Логическая функция решает задачу переработки информации и корректировки цели с определением средств и програм­мы ее достижения в связи с конкретными данными информационной функции. Контрольно- управляющая функция обеспечивает направле­ние и регулирование действия в соответствии с целью и программой ее достижения.

Рабочая функция труда есть функция непосредственного воздействия на предмет труда, т.е. изменение или формы, или состава, или качества предмета в желаемом для производящего направлении. В животном мире эту функцию у большинства видов выполняют когти, зубы, клювы, рога, копыта, бивни и прочее. У человека функцию непосредственного'сило­вого воздействия выполняют посредники - технические средства. По сути дела, способность использовать посредников - камни, палки, кос­ти - в процессе предметной активности перешла к человеку от его жи-

139


вотных предков и не является прерогативой человека, а способностью гоминид (и приматов) в целом. Однако у человека посредники, как пра­вило, не находятся в своем естественном состоянии - даже примитивное каменное рубило несет на себе следы целенаправленной обработки и является продуктом трудовой деятельности человека.

Исторически первой основной формой технических средств пред­стают орудия труда. История применения орудий труда гоминидами подтверждена блестящими археологическими открытиями, а в настоя­щее время условно разделяется на:

1. Каменный век ( век в основном каменных орудий - Олдувей,
шелль, ашелль, мустье, ориньяк, мадлен, неолит);

2. Меднобронзовый век;

3. Железный век;

4. Век использования любых естественных, а затем искусственных
материалов.

Прогресс в совершенствовании орудий труда до появления обще­ства был крайне медленным. Орудия культур оббитых галек и шелля отличаются незначительным числом сколов. Состав орудий одинаков -рубила, скребки и т.п. В мустье (120-40 тыс.лет назад) наблюдается дву­сторонняя обработка орудий ретушью - изготовленное простыми ско­лами одной гальки ударами другой - рубило клали на наковальню и били по верхней части колотушкой. В результате рубило шлифовалось. Сверла, иглы, ножи, резцы характерны для ориньяка (30-18 тысяч лет назад).

На заре становления человечества основным энергетическим аген­том в процессе труда является человек. Он же сам осуществляет переда­точные функции, за исключением перевозок на длинные дистанции. Люди сами, напрягая мускулы, приводили в движение примитивные орудия производства и непосредственно воздействовали на доступные в то время предметы и явления природы. Затем, наряду с мускульной силой человека, стала использоваться двигательная сила животных. Позднее началось использование силы ветра и воды. В связи с этим, получили применение в качестве двигателей ветряные и водяные коле­са. Однако, ручной труд даже в средние века все еще оставался основой материального производства. Позже на смену ручному труду, как глав­ному агенту производства, приходит машина. Теперь уже двигатель внутреннего сгорания выполняет энергетические функции, которые ра­нее выполнял человек, животное, ветер, вода.

Возникновение в ходе трудовой деятельности потребности во все более совершенных орудиях и открывающиеся возможности их удов­летворения по мере овладения силами природы объективно вели к не­обходимости дальнейшего развития и усложнения орудий. Вместе с тем, рамки совершенствования орудий были ограничены возможностями человека непосредственно приводить в действие орудия любых харак­теристик. Естественно возникший в историческом развитии способ, с помощью которого разрешается указанное затруднение - машина.

Сущность перехода от орудий к машинам заключается в передаче человеком техническим средствам непосредственного выполнения од-


ной из основных функций производственной деятельности - функции действия. Как.более высокая форма технических средств, чем орудие, машина не отбрасывает орудие, а включает его в качестве своей со­ставной части. В машине можно выделить орудие и механизм приведе­ния его в действие. Механизм - главная часть машины, качественно оп­ределяющая ее как вторую основную-форму технических средств. Его появление обусловлено овеществлением составляющих функций дей­ствия - рабочей, энергетической, передаточной. Тем самым обеспечи­вается приведение в действия орудия уже не силами человека, а механи­ческими, физическими, химическими силами природы.

В машине овеществляется функция целеисполнения. Функция целе-полагания остается в этот период за человеком. Если первая выражает действие, то вторая в наиболее общем проявлении - направление его. С развитием машин направлять их действие человеку становится все слож­нее. Возникает трудность - потребности в машинных средствах с более высокими характеристиками все растут (например - закаточные маши­ны со скоростью 400-500-1000 банок в минуту). Однако, такие средства не могут быть применены в полном объеме из-за ограниченности на­правляющих способностей человека.

Само развитие машин находит и создает средство разрешения дан­ного затруднения. Автомат предстает как тот естественно возникаю­щий способ, с помощью которого делается еще один шаг в развитии отношения человека и природы - техническим средствам передается непосредственное выполнение целеполагающей функции труда.

С переходом к автоматам в составе технических средств появляется еще одно звено, качественно определяющее автоматы как третью фор­му технических средств. По установившейся терминологии это звено называется управляющим устройством. Термин "управление" употреб­ляется здесь как синоним целеполагающей функции труда.

Автомат - высшая форма развития технических средств. В нем ове­ществлены все функции производственно-трудовой деятельности чело­века, но не производства. Дальнейшее развитие средств трудовой дея­тельности будет идти не по пути возникновения новых звеньев, а через совершенствование основных частей автоматов - орудий, механизмов, управляющих устройств.

Автоматические технические средства своим появлением обуслов­ливают начало коренного изменения места и роли человека как субъек­та трудовой деятельности. По сути дела, все функции, которые в исход­ном пункте развития труда выполнялась человеком, теперь выполня­ются автоматическими средствами. Естественно, что при этом непос­редственное участие человека в предметном тиражировании оказыва­ется излишним. Человек переключается на выполнение двух фундамен­тальных функций производства, которые пока не подвластны техни­ческим заменам - творчества и познания.


 


40


41


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕННОГО ПРОДУКТА . СОБСТВЕННОСТЬ

Каким бы ни было производство - коллективным или индивидуаль­ным, потребление оказывается преимущественно индивидуальным: сот­ни и тысячи людей не могут одновременно за одним столом есть, спать под одним одеялом, носить одну и ту же одежду. Вследствие этого в любом социуме с совместным или общим производством возникает про­блема распределения совместно произведенного, но индивидуально потребляемого продукта.

Сфера распределения составляет фундамент экономического бытия людей. Опыт жизни учит нас, что не стадия производства в хозяйство­вании, а стадия распределения оказывается средоточием человеческих страстей и интересов. Революции в технологии, даже если их экономи­ческий эффект грандиозен, менее почитаемы у людей, чем революции в сфере распределения и перераспределения. Экономические эпохи раз­деляются не только тем, что производится, как производится (техно­логически), сколько производится на душу населения и т.п., но также по тому, как распределяется совместно произведенное. Дело в том, что при всей зависимости системы распределение от производственной ветви хо­зяйствования, первое самостоятельно относительно иных сфер бытия: опорой распределительной системы, помимо производства, и ее основ­ным гарантом выступает власть. А это существенно меняет ситуацию.

В общественных группах распределяют по обычаям, правилам, прин­ципам, законам, методикам.

Задание. Можно поиграть в игру-загадку: я буду называть принцип распределения, а вы, уважаемый читатель, называете страну, социум (место и время его проживания) народ или ситуацию, где данный прин­цип оказывался определяющим.

1. От каждого по способностям, каждому по труду.

2. От каждого по способностям, каждому по потребностям.

3. Человек человеку- волк: каждому столько, сколько каждый урвет.

4. Распределяется только то, что произведено. Бесплатным может
быть только сыр и то в мышеловке.

5. Каждый сверчок знай свой шесток: каждому по рангу, по возрас­
ту или социальному статусу.

6. Каждому - по времени участия в производстве.

7. Каждому - по договору или по норме прибыли, оговоренной до
начала производства.

Мои ответы: СССР, первобытная орда в момент потребления ма­монта, капитализм эпохи накопления, принцип тэтчеризма, распреде­ление в бюджетной сфере современной России, пенсионный принцип большинства современных стран, страны с рыночной экономикой.

Проведенный в виде игры-загадки анализ показывает, что реальное функционирование общества не может обойтись в сфере распределе­ния действием только одного принципа. Даже предложение "железной леди" - М.Тэтчер - невыполнимо: всегда есть в обществе люди, напри-

142


мер, калеки от рождения, которых общество одаривает не за их участие в производстве. В социумах при идеальной системе контроля всегда есть воровство и т.д.

Анализ хозяйственной жизни человечества за весь период его су­ществования показывают, что хозяйство в плане распределения всегда было многоукладным, даже в пределах отдельных обществ. Рассмот­рим, к примеру, производство с участием рабов, при котором, как счи­тается, основным агентом производства является раб - собственность хозяина: раба можно продать, заставить делать любую работу, убить, отобрать у него все им произведенное и т.д. По марксистским источни­кам; рабство или рабовладельческий строй - первая в истории челове­чества общественно-экономическая формация, основанная на угнете­нии человека человеком. Основные классы - рабы и рабовладельцы.

Анализ реального положения дел в странах, где существовали рабы, показывает, что даже в странах классического рабства - Греции, Римс­кой империи - раб никогда не был основным производителем. Самая большая его доля производимого в совокупном продукте социума15-20%. Основная масса товара производилась свободными людьми. Раб использовался на подсобных работах: в сфере личных услуг, педагоги­ческой деятельности, сфере развлечения. Например: каждый гражда­нин Аттики имел, как правило, 1 раба для услуг. На каждую семью при­ходилось 1-2 раба для ведения домашнего хозяйства. В Риме каждый богатый человек хотел иметь учителя - грека, раба. Гладиаторы были из рабов. В Аттике всегда были полицейские из скифских рабов. Рабы могли управлять поместьем, как это было у Перикла, служили парик­махерами, банщиками и пр.

В производственной сфере основную работу делал хозяин. Рабу не доверялись тонкие технологические процессы. В книге "О сельском хо­зяйстве" Котон Старший1 скрупулезно описывает, какой должна быть доходная вилла: как построен дом, какие орудия труда и т.п. Не забы­ты и рабы: сколько и как кормить раба, чем они должны заниматься и т.д. Оказывается, основная деятельность раба, например, зимой - плес­ти корзины, мыть пифосы для зерна, вина, масла и т.д.

Рабский труд широко использовался там, где не требовалось тща­тельного надзора, специальных стражников, где возможно рассеянное проживание рабов среди свободных. В патриархальном рабстве раб был членом семьи. Там же, где требовались большие скопления рабов (на­пример, строительство египетских пирамид), труд рабов мотивировал­ся не принуждением. Скорее всего пирамиды строили те, кого сейчас называют "лимитчиками". Был разряд рабов - колодников - они содер­жались в кандалах, под присмотром, на рудниках. По сути дела это были заключенные.

1) Котон Старший (р.в 234 г., в Тускуле, умер в 149 г.до н. э.), известный римский политический деятель, знаменитый, в частности тем, что ко всем своим речам в Сенате добавлял: "А кроме того, я полагаю, что Карфаген не должен существо­вать".

143


Богатство Рима и Аттики создавалось свободным профессиональ­ным трудом. Рим знал и помещиков, и капиталистов в современном понимании этих терминов, и это не было исключением.

Вместе с тем, в системах распределения ряда обществ на долгий ис­торический период тот или иной порядок оказывался господствующим, закономерным(т.е. необходимым и статистически общим). Так, можно выделить натуральное, денежное и кредитное хозяйства. В натураль­ном хозяйстве распределение осуществлялось за редким исключением, без вмешательства денег. Был период, когда в ряде стран деньги оказы­вались господствующим средством при распределении произведенно­го. В настоящее время кредитная карточка вытесняет денежную массу в сфере распределения.

Сюда же можно отнести колонат и крепостное ведение хозяйства. Колон, например, выплачивал землевладельцу денежную аренду или выполнял в его пользу натуральные повинности, а взамен получал пра­во обрабатывать арендованный участок земли. Аналогичные отноше­ния имели место и при крепостном праве.

Какой-либо закономерности в смене господствующих систем рас­пределения не наблюдается. Рыночная экономика, где принцип дого­ворного распределения является решающим, расцветала в Древнем Риме и к нему, в качестве основного принципа, в ряде стран обратились и сейчас. Распределение по нормам, карточкам было раньше и теперь.

Феодальная система распределения, при которой у производителя отбиралось все, за исключением минимума, во многом похожа на со­временные экономические устройства, в которых распределение рас­считывают от потребительской корзины.

Человечество никогда не держится за тот или иной принцип (или систему) распределения. Как только существующая система распреде­ления в социуме перестает выполнять свою роль, а именно: сливать все производственные звенья в единый цикл - ее меняют. Правда, это осу­ществляется в зависимости от состояния общества, мирно или насиль­но, со сменой власти или без таковой.

Важнейшей стороной механизма распределения является собствен­ность. Говорят, в социуме реализуется отношение собственности, если в системе распределения предусмотрены ограничения распределения и перераспределения: не все или не всегда-оказывается возможным рас­пределять без согласия какого-либо члена социума или всего социума (собственника).

Будем говорить: предмет А принадлежит В, а В является собствен­ником А, а то, что принадлежит называть собственностью, если и толь­ко если А не может быть распределено без воли, желания и согласия В. При этом если В - есть индивид, то собственность называют личной. При этом "распределение" понимается в широком смысле - изъято, ис­пользовано, разрушено, передано в собственность другого. Если В, или субъект собственности - группа людей, то собственность называют кол­лективной, групповой, общественной, государственной, акционерной и т.д., в зависимости от того, кто ее субъект.

Современному человеку трудно представить, но в первобытном мире реализовывались социумы, в которых все, вплоть до жизни отдельных

144


особей, могло перераспределяться, отниматься, разрушаться, если так постановит сообщество. Это - пример первобытного коммунизма. В то же время первые государства-деспотии демонстрируют пример, когда государь являлся единственным собственником всего (или почти все­го), что находилось и перемещалось на территории государства. Эти примеры не должны нас расхолаживать. Наполеон, сидя в Москве, ре­дактировал репертуар парижских театров. Сталин одним росчерком пера лишал жизни тысячи людей, а решения партийного или комсо­мольского собрания было достаточно, чтобы люди носили принятые сообществом стрижки, брюки, галстуки, говорили "нужные" слова и т.д.

Объектом собственности может быть все, к чему причастны люди, земля, ее недра, реки, озера, жизни людей, части их тел, их время, пове­дение, мысли, машины, фабрики, средства производства и т.д.

Построим ряд обществ, различающихся по наличию или господству в них разных видов собственности. Крайне левую позицию занимают общества, в которых запрещена личная собственность на любые фак­торы производства: землю, ее недра, машины, заводы, людей и т.п. Фак­торы производства, т.е. явления бытия, участвующие в производстве, экономисты называют средствами производства. Правее от них отстоят общества, в которых запрещена личная собственность на от­дельные средства производства, в частности, на основные средства. Списки основных средств производства в разных обществах различ­ные. Для Востока, например, характерна государственная собственность на землю (в Китае в течение всего средневековья вплоть до XX века, в Японии с VII по X в.в. и т.д.). Жители Спарты владели равными участ­ками государственной земли с прикрепленными к ним илотами, кото­рые также находились в государственной собственности. В СССР зем­ля, фабрики, заводы, электростанции,... - основные факторы производ­ства как в промышленности, так и в сельском хозяйстве - все принадле­жали государству. Личная собственность распространялась лишь на бытовые вещи, необходимые в семье.

Крайне правую позицию занимают общества, в которых существу­ет личная собственность на средства производства любой стоимости и вида, хотя не запрещается и групповая, в том числе общественная (т.е. всего общества). Левее крайне правой позиции занимают современные страны с рыночной экономикой, в которых запрещено иметь в собствен­ности людей, в отличие, например, от рабовладельческих обществ.


















Дата: 2019-02-25, просмотров: 203.