ВНУТРЕННЕЕ ЧУВСТВОВАНИЕ . ЭМОЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Датчиками состояния человеческого тела являются внутренние чув­ства. До конца их список не составлен, но в него входит голод, жажда, любовное томление, боль, удовольствие. Структура органов внутрен­них чувств такая же, как внешних, однако есть функциональная разни­ца. Если некоторые внешние органы чувств копируют внешнюю реаль­ность, то внутренние информируют о мере избытка или недостатка от­дельных жизненно важных ферментов в организме. Например, голод вызывается недостатком в организме продуктов питания, избыток ад­реналина в крови провоцирует любовное томление, ущемление нервной ткани сказывается болью, обезвоживание приводит к жажде, физиоло­гическое благополучие переживается ощущением здоровья, внутренней силы. Реакции на недостаток или избыток химических элементов в тех или иных частях тела сказывается и другим образом, например, слабо­умием, сыпью, белокровием.

Нетрудно заметить - внутренние чувства, помимо информационной, выполняют оценочную функцию. В "чистом" виде чувственное отно­шение людей к событиям бытия представлено в эмоциях. К эмоциям относят такие показания нервной системы человека, как зависть, со­весть, стыд, гордость, обида, злость, смех, ненависть, страх, любопыт­ство, вина, ревность, надежда, любовь, вера.

Эмоции характерны и для других животных. Крокодил иногда льет слезы перед тем, как заглотить жертву - столь сильно переживание уда­чи. Говорят, что лошади перед смертью плачут, собаки ощущают свою вину и т.д. У человека эмоциональная жизнь глубже и разнообразнее. Но главное не в этом - только у людей эмоциональная жизнь вылилась в искусство, поэзию, литературу.

Механизм возникновения эмоций исследован достаточно полно. Нам остается познакомить вас, коллега, с анатомией некоторых эмоций.

Как вызвать, например, зависть? Достаточно в некотором кругу людей распределять какие-либо продукты поровну или в соответствии с определенным стандартом. Делайте это продолжительное время: ис­пытуемые должны привыкнуть. Затем, без видимых к тому оснований и без всяких объяснений, отдайте кому-нибудь предпочтение и выде­ляйте ему больше, чем остальным. Эффект не заставит себя ждать. Боль­шинство участников эксперимента поразит зависть. У отдельных зави­стников, если чужая удача или счастье слишком велики, пересохнет гор­ло, парализует речь. Их начнет внутренне раздирать. Зависть застила­ет глаза, толкает на поступки, на которые в обычном состоянии чело­век не пойдет. Доводы разума остаются бессильными. Человеку; кото-

85


рого поражает зависть, неприятно, но он ничего не может с собой по­делать.

Посмотрим, как формируется обида. Вы можете обидеть любого че­ловека, если начнете вести себя противоположно устойчивым ожида­ниям людей по отношению к вам. В основе обиды лежит рассогласова­ние ожиданий с реальностью. Но в обиде всегда есть один элемент, ко­торый делает рассогласованность особой - обиды не будет, если рас­согласованность обоснована. В обиде всегда есть элемент необоснован­ности поведения других. Обиженный, фиксируя рассогласованность и зная, что обида незаслуженна, как правило, всегда бессилен изменить ситуацию в свою пользу. Обида - это переживание неудачи.

А теперь вспомните переживание чувства вины. Она всегда связана с вашим осознанием несправедливости своего поведения и невозмож­ностью чего-либо изменить.

Переживания возникают в отношениях между людьми или людьми и животными. Нам стыдно за то, что мы не сдержались и ударили свою любимую собачку из-за раздражения, вызванного разговором с роди­телями. Я не буду углубляться в содержание переживания стыда, по­пробуйте это сделать сами. Вспомните случаи испытанного вами стыда и найдите, что общего между ними. Общее как раз и отразит механизм ощущения стыда. Вместе с этим вы раскроете механизм совести.

Остановимся на переживаниях радости, счастья, удовольствия. Ра­дость охватывает вас всякий раз, когда Вы получаете больше, чем ожи­дали. Причем, радость тем больше, чем больше разница ожидаемого и реального. Механизм удовольствия столь же прост. Вспомните анек­дот про козу. К врачу приходит пациент и говорит, что ему плохо жи­вется, у него нет счастья в жизни, просит врача помочь. Врач прописы­вает пациенту, проживающему в центре города на десятом этаже две­надцатиэтажного дома, купить и содержать- козу. Через месяц пациент приходит к врачу обеспокоенный и сообщает о бедах, которых он на­терпелся, держа козу дома. Рецепт врача был прост: а теперь продайте козу. Как свидетельствовал пациент, он испытал чрезвычайное облег­чение, необычайное удовольствие и находился на вершине счастья. Механизм удовольствия и счастья один и тот же - напряжение, нагруз­ка и разрядка. И ничего больше для счастья не надо. Хорошо порабо­тайте и сходите затем в баню. Удовольствие Вам обеспечено.

Анатомию ревности демонстрирует реально проводимый экспери­мент. К вожаку гарема гомодрилл подсадили симпатичную молодую самочку. Вспыхнула любовная связь, самочка стала первой "леди" в гареме. Во время еще неугаснувшего чувства у вожака самочку переса­живают в другую клетку, где на виду у вожака спаривают с другим, не менее сильным самцом. Вожак вынести этого не мог - врачи констати­ровали разрыв сердца.

Немного о переживании, известном под названием "вера". У меня были случаи, когда гадалки в порыве откровенности раскрывали сек­реты своего ремесла. Люди сами, без принуждения, угроз и насилия, легко и без оглядки расстаются с деньгами, вещами, сокровищами, если только выполнить некоторые условия: в момент гадания клиент дол-

86


жен быть чем-то озабочен, нуждаться в поддержке быть сильно заинте­ресован; гадалка точно должна угадать тщательно скрываемые клиен­том обстоятельства его жизни или неординарно разрешить какую-либо тайну жизни, пугающую клиента. Если гадалка точно говорит, что у бабульки болит печень и ночью она обязательно просыпается, и это действительно так - доверие возрастает до бесконечности.

Вера сопровождается стимуляцией энергетической системы челове­ка. Для сравнения отметим: страху сопутствует мороз тю коже, волосы поднимаются дыбом, человек непроизвольно кричит, визжит, порой неестественно, утробно. Иногда страх приводит к параличу, расстрой­ству функциональной системы, как это бывает у приговоренных к смерти в момент казни. Гримасы, телодвижения, функциональные отправле­ния - обычны для некоторых сильных эмоций. Бывает, что чувство "зах­ватывает" человека целиком, это состояние может сохраняться днями, месяцами, годами. Эмоция оказывается доминантой поведения. Дово­ды рассудка в моменты эмоционального напряжения оказываются бес­сильными. Отдельные факторы жизни могут "отвлечь" человека, выз­волить его из "плена" эмоций, но ненадолго. Наступает настоящее опь­янение чувством - вспомните состояние влюбленности, страсти. В это время вы, конечно, обязаны ходить на работу, забегать в магазин за продуктами, водить машину, ухаживать за цветами и т.д., но вы посто­янно думаете о ней или о нем. Это может продолжаться годами. По­добное происходит с верой, виной, обидой, ненавистью и т.д.

Сравнительный анализ различных эмоциональных состояний людей наталкивает на мысль об одном и том же механизме эмоций, обслужи­вающем и любовь, и ненависть, и совесть, и обиду. Различия - в пово­дах, в спусковых приспособлениях этого механизма. В этом убеждают патологические, болезненные проявления эмоциональной жизни людей, когда, к примеру, любовный экстаз формируется только в момент убий­ства объекта вожделения.

Эмоции часто называют топливом жизни людей. Большинство из них имеет положительную или отрицательную окраску, вызывает удо­вольствие или неудовольствие. Величина удовлетворения пропорцио­нальна реальным возможностям людей и обратно пропорциональна их притязаниям.

фактические возможности людей

Удовлетворение =------------------------------------------------ —

их притязания

Формула удовлетворенности объясняет многое в социальных сдви­гах различных социальных сред. Бурлящий XX век во многом связан с революцией притязаний: они по тем или иным причинам резко возрас­тают, а фактические возможности их носителей остаются прежними. Растущая неудовлетворенность толкает на политические действия - до­толе спящие континенты (Индия, Китай, Россия) - просыпаются. К это­му я еще вернусь в пятой части учебника.

Задание. Попробуйте по аналогии с формулой удовлетворенности построить формулу обиды и радости.

87


МЫШЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ

В XIX веке в естествознании усиленно обсуждалась идея о том, что мысль - это соматическая, вещественная реакция нервной системы че-ловека. П.Ж.Ж. Кабанис (1752 - 1808 г.г.) - французский философ, врач, v считал, будто мозг "органически" выделяет мысль так же, как подже-лудочная железа вырабатывает поджелудочный сок, околоушная желе­за - слюну. Крупнейшие естествоиспытатели второй половины XIX века I - К.Фохт, Л.Бюхнер, Я.Молешотт - значительно развили естественно- i научные представления Кабаниса о сущности психических явлений, ■ отыскивая в функциях нервной системы человека такие элементы, в которых бы специфические секреции мозга и психические явления co-j впадали. Для них мысль представлялась таким же выделением мозга,| каким является желчь для печени. В настоящее время соматический xa-^j рактер некоторых отправлений нервной системы бесспорен. Однако! мысль не выделяется в пробирку, подобно желчи, ее не удается взве-1 сить и подвергнуть химическому анализу, а тем более передать на рас-1 стояние, хотя фотопроецирование галлюцинаций, как уже говорилось,] технически достижимо. Субстрат мысли функционален, а не телесен. I

Какой-то рок витает над философами, когда они обсуждают про­блему мышления. Большинство из них разъединяет мышление и речь,* мышление и язык. Хотя не все признают, что "мысль изреченная есть ложь", но большинство утверждает, что это разные вещи. Речь - слово,| предложение - лишь чувственная оболочка мысли, \\о не сама мысль.| Ссылаются при этом на эффект незадачливого студента, который "зна-^ ет", но не может высказать то, что он знает, ибо это "разные вещи".| Творческое стеснение - есть мысли, но нет слов - обычное заблуждение.^ Кто ясно мыслит, тот ясно выражает свои мысли. Мышление и внут-< ренняя речь - это одно и то же. Вот основная формула связи мышления и речи. Однако, все по порядку.

Задание. Вспомните, уважаемый коллега, случаи, когда вы глубоко задумались. Опишите это состояние. Я помогу вам: в тихую осеннюю погоду вы идете один (одна) по парку. Ничто и никто вас не отвлекает^ В эти моменты вы один на один со своими мыслями. Вы размышляете. Что вы делаете, что с вами происходит? Ответ на эти вопросы и даст

нам описание мышления в "чистом" виде.

у

Да, вы уже догадались. Вы заметили, что в эти моменты - моменты сосредоточенности на мыслях, внутри вас звучит ваш собственный внут­ренний голос - ваша внутренняя ре^ь. Вы ею управляете - можете nov несколько раз повторять про себя одну и ту же фразу, менять слова во фразах и тему, вспоминать все, относящееся к теме внутренней речи, принимать решения, находить выход. Это и есть мышление. Ничего, другого в мышлении нет.

С внутренней речью человек сталкивается тогда, когда внутри себя обнаруживает постоянный поток звуковых ощущений, несвязанный никаким образом с внешним шумовым действием. Человек вступает в разговор время от времени, а между тем он - единственное существо, У\

88


которого внутренняя психическая активность имеет непрерывный ха­рактер в виде внутренней речи. Такая речь - поток звуковых ощуще­ний, непосредственная действительность мысли, само мышление - в бод­рствующем состоянии у нормального человека (как правило) произволь­но не может быть "включена" или "выключено", она "звучит" внутри человека всегда.

Внутренняя речь строится из ощущений звуков и не каждым говоря­щим существом осознается, поскольку может функционировать слитно с внешней речью. Мыслящим индивид становится тогда, когда внешняя и внутренняя речь разделяются, и последняя становится его постоян­ной спутницей в бодрствующем состоянии.

Ощущения звуков, из которых строится внутренняя речь, - элемен­ты субъективной реальности, они не могут быть объектом наблюде­ния, измерения другими лицами. Они даны тому, кто ими обладает. Они только переживаемы. Об этом уже говорилось. Но вместе с тем ощуще­ния, как буквы или звуки, могут быть знаками, следами, признаками предметов, находящихся вне ощущений, и могут соединяться в отдель­ные сложные образования, подобно устным высказываниям или пись­менным предложениям. В остальном внутренняя речь похожа на уст­ную и письменную. Как письменное или устное слово, слова внутрен­ней речи - частички бытия, обладающие природными характеристика­ми, которые могут вызываться, повторяться, воспроизводиться сколь угодно. Способность управлять ощущениями звуков - фундаменталь­ная способность человека. Именно она составляет основу превосход­ства человека над миром животных и растений.

Над мышлением надстраивается устная речь и письменность. Уст­ная речь состоит из звуков, выкриков, отдельных фонем (элементар­ных, различающихся), представляет собой регулируемый звуковой по­ток с отдельными паузами. Число фонем практически бесконечно. Ес­тественные языки строятся, как правило, из 10-40 фонем. Для устной речи достаточно памяти, условных рефлексов, способности произно­сить звуки. Устная речь сопровождает человека эпизодически - в бодр­ствующем состоянии человек может молчать довольно долго.

Письменная речь складывается из букв, иероглифов и других гра­фических единиц, представляющих собой следы мела, карандаша, чер­нил и т. п. на папирусе, бумаге, доске, камне, асфальте. Буквы соединя­ются в строчки - письменные слова, которые вместе с союзами, предло­гами и т.д. образуют предложения, сливающиеся в тексты.

Без обсуждения примем следующую схему взаимоотношений рас­смотренных видов речи. Письменная речь, так же как устная, - калька внутренней речи, стенограмма нашего мышления, осязаемый, много­кратно воспроизводимый, доступный зрительному восприятию её дуб­ликат . Внешняя и письменная формы речи - способы выражения мыш­ления, причем, адекватные, т. е. такие, в которых порядок организации речевого материала может совпадать с порядком организации мысли­тельных единиц. Сказанное позволяет нам без необходимости не раз­личать указанные виды речи и пользоваться письменной речью как на­глядным аналогом свойств, структуры, связей внутренней речи.

89


Другим "чистым" случаем мышления выступает произвольное опе­рирование зрительными ощущениями, то есть способность держать зри­тельные ощущения в поле зрения столько, сколько "надо", вставлять в них "детали", демонстрировать способность "полета", т. е. перемеще­ние "Я" - внутри "картинки", возможность склеивать отдельные "кар­тинки" в "мультик", состоящий из собственных зрительных ощущений.

Однако человек со зрительным (образным) мышлением - крайняя редкость среди людей. Существуют технологии и учебные заведения (в частности, ведические университеты), развивающие именно эту сторо­ну культуры людей. Что касается людей, способных галлюцинировать потоки вкусовых ощущений и наслаждаться едой без пищи, то таких практически нет. Во многом это следствие той духовной культуры, в которую люди погружены, поскольку современная культура в основ­ном имеет письменную речевую основу.






Дата: 2019-02-25, просмотров: 206.