Кафедра экономики таможенного дела
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кафедра экономики таможенного дела

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

« Экономика таможенного дела »

Специальность: 38.05.02 «Таможенное дело»

Специализации: «Таможенные платежи»

«Организация таможенного контроля»

 «Товароведение и экспертиза в таможенном деле»

«Информационные системы и таможенные

 технологии»

Уровень высшего образования: специалитет

 

Набор

2016

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

Кафедра экономики таможенного дела

 

    УТВЕРЖДЕНО учебно-методическим советом факультета таможенного дела Российской таможенной академии (протокол от 13.12.2017 № 4)
     

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

«Экономика таможенного дела»

 

Специальность: 38.05.02 «Таможенное дело»

 

Специализации: «Таможенные платежи»

«Организация таможенного контроля»

 «Товароведение и экспертиза в таможенном деле»

«Информационные системы и таможенные

 технологии»

 

Уровень высшего образования: специалитет

 

Набор

2016

 

Автор

А.В. Павлова, доцент кафедры экономики таможенного дела Российской таможенной академии, кандидат экономических наук, доцент

 

 

Ответственный за выпуск

Е.А. Терехова, заведующий кафедрой экономики таможенного дела Российской таможенной академии, кандидат экономических наук, доцент

 

Программа переработана в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.

 

 

Программа одобрена на заседании кафедры экономики таможенного дела (протокол от 12.12.2017 г. №6/1)

 

Программа рекомендована кафедрой таможенных доходов и тарифного регулирования (протокол от 13.12.2017 № 5)

 

                                                         © Российская таможенная академия, 2017



ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины – изучение сущности и содержания экономики таможенного дела как науки и как практики, ее значения в системе таможенного дела, а также формирование у студентов теоретических знаний о тенденциях, закономерностях и принципах экономики таможенного дела и развитие практических навыков и умений профессионального решения экономических задач в процессе таможенной деятельности.

Задачи дисциплины:

- изучение теоретических аспектов экономики таможенного дела, включая ее содержание, структуру, место и роль в обеспечении экономической безопасности государства;

- изучение экономических основ создания, размещения и специализации таможенных органов;

- изучение основ кадрового, финансового, тылового, информационно-технического обеспечения деятельности таможенных органов;

- изучение деятельности таможенных органов в части международного сотрудничества и таможенно-тарифного регулирования;

- изучение управления деятельностью таможенных органов в части планирования и использования материальных ресурсов;

- изучение состава и порядка расчета показателей оценки экономической деятельности таможенных органов;

- изучение перспектив развития процессного подхода в экономической деятельности таможенных органов;

- формирование у студентов навыков практического решения задач экономических задач в процессе таможенной деятельности;

- выработка навыков применения программных средств, применяемых в таможенных органах: «АИС ФХД». Данные навыки необходимы для выполнения должностных обязанностей работника таможенных органов при проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование результатов обучения, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Результаты обучения, соотнесенные с общими результатами освоения

образовательной программы

Код компетенции Результаты освоения Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

ОК - 7

 

 

способностью использовать основы экономических и математических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах

 

Знать: 1. Пороговый уровень - знает методику оценки качества и эффективности деятельности таможенных органов 2. Повышенный уровень - знает и может интерпретировать результаты применения методики оценки качества и эффективности деятельности таможенных органов 3. Высокий уровень - знает и может интерпретировать результаты применения методики оценки качества и эффективности деятельности таможенных органов и формулировать выводы по полученным результатам Уметь: 1. Пороговый уровень - умеет выявлять взаимосвязи между различными показателями, отражающими качество и результативность деятельности таможенных органов 2. Повышенный уровень - умеет выявлять и интерпретировать взаимосвязи между различными показателями, отражающими качество и результативность деятельности таможенных органов 3. Высокий уровень - умеет выявлять, интерпретировать взаимосвязи между различными показателями, отражающими качество и результативность деятельности таможенных органов, формулировать выводы Владеть: 1. Пороговый уровень - владеет навыком оценки некоторых показателей результативности деятельности таможенных органов с точки зрения понимания степени выполнения, задач, функций, определения удовлетворенности потребителей результатами этой деятельности 2. Повышенный уровень - владеет навыком оценки основных показателей результативности деятельности таможенных органов с точки зрения понимания степени выполнения, задач, функций, определения удовлетворенности потребителей результатами этой деятельности, интерпретировать полученные результаты 3. Высокий уровень - владеет навыком оценки основных показателей результативности деятельности таможенных органов с точки зрения понимания степени выполнения, задач, функций, определения удовлетворенности потребителей результатами этой деятельности, интерпретировать полученные результаты, формулировать выводы и предложения

ОПК - 4

 

способностью понимать экономические процессы, происходящие в обществе, и анализировать тенденции развития российской и мировой экономик

 

Знать: 1. Пороговый уровень - понятийный аппарат в области таможенного дела, принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации Таможенного союза; 2. Повышенный уровень - таможенную политику и методы регулирования ВЭД; 3. Высокий уровень - направления международной интеграции в таможенном деле; Уметь: 1. Пороговый уровень - применять теоретические знания для анализа различных направлений таможенной деятельности; 2. Повышенный уровень - выявлять причинно-следственные связи в таможенном деле, оценивать влияние таможенной политики на развитие отечественной экономики; 3. Высокий уровень - критически оценивать полученные результаты и делать выводы по различным направлениям таможенной деятельности Владеть: 1. Пороговый уровень - приемами сбора, систематизации и обобщения информации по различным направлениям таможенной деятельности; 2. Повышенный уровень  - системой обработки экономической информации на основе использования информационных технологий для решения экономических задач; 3. Высокий уровень - приемами анализа экономической деятельности таможенных органов

ПК-37

 

- владение методикой расчета показателей, отражающих результативность деятельности таможенных органов

Знать: 1. Пороговый уровень -формулирует систему показателей, отражающих результативность деятельности таможенных органов; -называет методику расчета показателей, отражающих результативность деятельности таможенных органов, рассуждает о роли показателей, отражающих результативность деятельности таможенных органов. -называет методику расчета показателей, отражающих результативность деятельности таможенных органов, используя нормативно-правовые документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета и формирования отчетности. -называет методы и методику анализа финансово-хозяйственной деятельности, применяемые к оценке результативности деятельности таможенных органов. 2. Повышенный уровень -описывает и характеризует методику расчета системы показателей, отражающих результативность деятельности таможенных органов; - понимает и интерпретирует порядок применения методики расчета показателей, отражающих результативность деятельности таможенных органов; -описывает и характеризует методику расчета показателей, отражающих результативность деятельности таможенных органов, используя нормативно-правовые документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета и формирования отчетности; - описывает и характеризует методы и методику анализа финансово-хозяйственной деятельности, применяемые к оценке результативности деятельности таможенных органов 3. Высокий уровень - формулирует сущность и целесообразность применения методики и расчета показателей, отражающих результативность деятельности таможенных органов. - рассуждает о методике и критериях оценки результативность деятельности таможенных органов. - рассматривает расчет показателей, отражающих результативность деятельности таможенных органов как науку, руководствуясь нормативными документами - описывает процесс расчета показателей, отражающих результативность деятельности таможенных органов Уметь: 1. Пороговый уровень -называет инструментарий расчета показателей, отражающих результативность деятельности таможенных органов; - описывает цели и задачи расчета показателей, отражающих результативность деятельности таможенных органов; - использует инструментарий расчета системы основных показателей, отражающих результативность деятельности таможенных органов; - применяет основной инструментарий анализа финансово-хозяйственной деятельности для оценки результативности деятельности таможенной организации 2. Повышенный уровень - выявляет взаимосвязи между различными методами и способами использования на практике инструментария для расчета показателей, отражающих результативность деятельности таможенных органов; - способен использовать на практике инструментарий расчета показателей, отражающих результативность деятельности таможенных органов; - способен применять инструментарий анализа финансово-хозяйственной деятельности для оценки результативности деятельности таможенной организации 3. Высокий уровень - аргументирует выбор источников научной и практической литературы для расчета показателей, отражающих результативность деятельности таможенных органов Владеть: 1. Пороговый уровень - оформляет таблицы, схемы при использовании методик расчета показателей, отражающих результативность деятельности таможенных органов; -применяет методику расчета основных показателей, отражающих результативность деятельности таможенных органов; -применяет основные методики анализа финансово-хозяйственной деятельности к оценке результативности деятельности таможенных органов 2. Повышенный уровень -способен применять на практике методику расчета показателей, отражающих результативность деятельности таможенных органов; - способен применять на практике методики анализа финансово-хозяйственной деятельности к оценке результативности деятельности таможенных органов 3. Высокий уровень - способен на практике к расчету показателей, отражающих результативность деятельности таможенных органов в целях выявления проблем и нахождения путей их решения в практической деятельности; - оценивает результативность деятельности таможенных органов с точки зрения понимания степени выполнения, задач, функций, определения удовлетворенности потребителей результатами этой деятельности; - предлагает направления совершенствования методики расчета показателей результативности деятельности таможенных органов

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА

 

«Экономика таможенного дела» является дисциплиной базовой части, входящей в программу обучения в Российской таможенной академии направления подготовки: 38.05.02 «Таможенное дело».

Дисциплина изучается на 3 курсе в 5 семестре по очной форме обучения. Дисциплина изучается на 3 курсе по заочной форме обучения.

Изучение дисциплины базируется на результатах обучения по дисциплинам: «Основы таможенного дела», «Общий и таможенный менеджмент», «История таможенного дела и таможенной политики России», «Мировая экономика», «Экономическая теория», «Экономическая география и регионалистика мира», «Экономический потенциал таможенной территории России» и др.

Дисциплина создает теоретическую и практическую основу для изучения: «Экономическая безопасность», «Управление таможенным делом», «Анализ финансово-хозяйственной деятельностью предприятия» и др.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 2 зачетные единицы (ЗЕ), 72 академических часа.

Таблица 2.1

Распределение объема дисциплины по видам работ

по очной форме обучения

Вид учебной работы Всего часов 5 семестр
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем 34 34
в том числе:    
Лекции 10 10
Практические занятия (ПЗ), семинары (С) 24 24
в том числе в интерактивной форме 16 16
Самостоятельная работа обучающихся 38 38
Промежуточная аттестация зачет    

Общая трудоемкость часы

                                            зачетные единицы

72 72 2 2

 

Таблица 2.2

Распределение объема дисциплины по видам работ

по заочной форме обучения

 

Вид учебной работы Всего часов 4 курс
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем 10 10
в том числе:    
Лекции 4 4
Практические занятия 6 6
в том числе в интерактивной форме 4 4
Самостоятельная работа обучающихся 58 58
Промежуточная аттестация зачет 4 4

Общая трудоемкость часы

                                            зачетные единицы

72  72
2 2

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ)

Итого

72 10 24 16 38

 

 

Таблица 3.1

Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий

(заочная форма обучения)

темы

Название раздела, темы

Общая трудоемкость (час.)

Лекции (час.)

Практические

(семинары

занятия) (час.)

Самостоятельная работа (час.)

всего ИФ

Итого

72 4 6 4 58

 

 


5.2. Содержание дисциплины и рекомендации по изучению тем


О таможенных органов

Международное сотрудничество таможенных органов. Задачи международного сотрудничества таможенных органов. Направления международного сотрудничества таможенных органов.

Всемирная таможенная организация (ВТО): цель, задачи, история создания, направления деятельности. Основные нормативные документы в области таможенного дела и облегчения мировой торговли. Структура ВТО.

ЕАЭС как форма торгово-экономической интеграции. Единое экономическое пространство стран-членов ЕАЭС. Руководящие органы и основные нормативные документы в рамках ЕАЭС.

Семинар «Перспективы, тенденции и проблемы функционирования ЕАЭС» - круглый стол (форма обучения: очная)

1. перспективы функционирования ЕАЭС.

2. Тенденции функционирования ЕАЭС.

3. Проблемы функционирования ЕАЭС.

З адания для самостоятельной работы

1. Каково значение международных соглашений в области таможенного сотрудничества?

2*. Каковы наиболее важные сферы полномочий Евразийской экономической комиссии?

Р екомендации по выполнению заданий для самостоятельной

 работы и подготовке к семинару

При выполнении заданий для самостоятельной работы и подготовке семинару следует изучить руководящие органы и основные нормативные документы в рамках Таможенного союза России, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем состоит необходимость международного таможенного сотрудничества?

2. Каковы цели и основные направления деятельности Всемирной таможенной организации?

3. Как функционирует ЕАЭС?

4. Каковы этапы формирования Единого экономического пространства?

5. Какие существуют в настоящее время формы экономической интеграции?

6. Что является преимуществом образования торгово-экономических союзов, и какие отрицательные последствия могут быть связаны с присоединением страны к торгово-экономическому союзу?

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

1. Положение о текущем контроле, текущей и промежуточной аттестации студентов Российской таможенной академии и филиалов.

2. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Российской таможенной академии и филиалов.

3. Методические рекомендации по подготовке и проведению учебных занятий в интерактивной форме. Часть 1. «Деловая игра» / Под общ. ред. В.А. Черных, О.В. Саенко. – М.: Издательство Российской таможенной академии.

4. Методические рекомендации по подготовке и проведению учебных занятий в интерактивной форме. Часть 2. «Интерактивные занятия: виды и формы».

Вариант 1

1. Тест

1. Фритрейдерство характеризуется:

а) отсутствием высоких экспортных и импортных пошлин, а также запретов и ограничений во внешнеторговой деятельности

б) отсутствием в государстве частной собственности

в) активной политикой защиты внутреннего рынка государством

г) активным экспортом ресурсов

2. Протекционизм характеризуется:

а) отсутствием высоких экспортных и импортных пошлин, а также запретов и ограничений во внешнеторговой деятельности

б) отсутствием в государстве частной собственности

в) активной политикой защиты внутреннего рынка государством

г) активным экспортом ресурсов

3. Экономика таможенного дела как практика представляет собой…

а) системно структурированную совокупность средств, объектов, процессов и инструментов, используемых органами государственной власти для обеспечения экономической безопасности государства через реализацию таможенной политики путем внешнеторговой деятельности

б) логически организованную систему знаний о деятельности органов государственной власти (в том числе таможенных органов) и отношениях, складывающихся между участниками ВЭД в процессе перемещения товаров через таможенную границу государств Таможенного союза

в) науку о хозяйстве, способах его ведения, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов

г) хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применениям труда

4. Объектом исследования экономики таможенного дела являются/является…

а) все отношения, связанные с государственным регулированием внешнеторговой деятельности, формированием таможенной политики в интересах обеспечения экономической безопасности государства

б) вся совокупность экономических отношений в сфере таможенного дела

в) деятельность бизнес-структур, прямо или косвенно связанных с внешенэкономическими операциями

г) таможенная и околотаможенная инфраструктуры

5. Предметом исследования экономики таможенного дела являются/является…

а) все отношения, связанные с государственным регулированием внешнеторговой деятельности, формированием таможенной политики в интересах обеспечения экономической безопасности государства

б) вся совокупность экономических отношений в сфере таможенного дела

в) деятельность бизнес-структур, прямо или косвенно связанных с внешенэкономическими операциями

г) таможенная или околотаможенная инфраструктура

6. Предмет исследования экономики таможенного дела рассматривается на следующих уровнях:

а) макроуровне

б) миркоуровне

в) мезоуровне

г) мегауровне

д) гигоуровне

е) главном уровне

7. Теоретической основой взаимосвязи экономики таможенного дела с экономической безопасностью служат/служит…

а) теории протекционизма, фритрейдерства, рациональных ожиданий и др.

б) экономика таможенного дела

в) экономическая безопасность

г) научные труды Александрова Е.С.

8. Сущность экономической безопасности…

а) в Российской Федерации определена на законодательном уровне

б) имеет значительное количество толкований

в) является непознаваемой

9. Перечень основных характеристик состояния национальной безопасности может уточняться…

а) по результатом мониторинга состояния национальной безопасности

б) по результатам опросов населения страны

в) случайным образом.

2. Рассчитайте эффективный уровень таможенной защиты и определите, о чем говорит полученный результат.

Стоимость трубки для телевизора составляет:

а) 40% стоимости телевизора;

б) 50% стоимости телевизора;

в) 60% стоимости телевизора.

Ставка импортного тарифа:

‒ на телевизоры составляет 30%,

‒ на электронно-лучевые трубки для телевизоров-60%.

Задание 2

1. Тест

1. В Российской Федерации в настоящее время система таможенных органов включает:

а) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (ФТС России)

б) региональные таможенные управления

в) таможни (в том числе таможни, непосредственно подчиненные ФТС России)

г) таможенные посты

д) таможенные склады

е) участников внешнеэкономической деятельности

11. Федеральная таможенная служба (ФТС России) является…

а) федеральным органом исполнительной власти

б) специальным надзорным органом Российской Федерации

в) ветвью власти

2. В теории и на практике признается, что таможенные органы выполняют следующие взаимосвязанные функции:

а) фискальную (экономическую)

б) правоохранительную

в) регулятивную

г) контрольную

д) информационно-аналитическую

е) фритредерскую

ж) протекционискую

3. Согласно законодательству Российской Федерации в настоящее время к должностным лицам таможенных органов относятся:

а) лица, которым в установленном порядке присвоены специальные звания, – сотрудники таможенных органов

б) лица, которым присваивается классные чины, – федеральные государственные служащие

в) лица, работающие в центральном аппарате ФТС России

г) работники региональных таможенных управлений таможенных органов Российской Федерации

4. В Российской Федерации в настоящее время существуют следующие категории работающих в таможенных органах:

а) сотрудники

б) федеральные государственные гражданские служащие

в) работники

г) рабочие

д) специалисты

5. Денежное довольствие сотрудников таможенных органов – это…

а) гарантированная сотрудникам таможенных органов государством величина оплаты труда в денежной форме в соответствии с его количеством и качеством

б) гарантированная сотрудникам таможенных органов союзом предпринимателей России величина оплаты труда в денежной форме в соответствии с его количеством и качеством

в) гарантированная сотрудникам таможенных органов государством величина премии в денежной форме в соответствии с его количеством и качеством

6. Тыловое обеспечение таможенных органов представляет собой…

а) комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение материально-технических, хозяйственных, транспортных, медицинских, бытовых, и других потребностей

б) обеспечение работы тыла таможенных органов

в) закупку топлива для нужд таможенных органов

7. Какое управление ФТС России осуществляет организацию тылового обеспечения таможенных органов в настоящее время?

а) Главное управление тылового обеспечения (ГУТО)

б) Аналитическое управление (АУ)

в) Управление по делам тыла (УТ)

г) Управление хозяйственного обеспечения (УХО)

8. Внутри таможенной системы функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование деятельности ФТС России, возложены на…

а) Главное финансово-экономическое управление

б) Центральную экономическую таможню

в) Центральное управление ФТС России по налогам и сборам

г) Аналитическое управление

9. В 1699 г. Петр I повелел, чтобы во всех городах торговых и промышленных людей в отношении суда, расправы и разных сборов, ведали…

а) бояре

б) воеводы и приказные люди

в) выборные бургомистры

2. Провести расчет и оценку обеспеченности кадровыми ресурсами таможни на основании сведений о комплектовании кадрами таможни:

Категории персонала

Штатная численность, чел.

Фактическая численность, чел.

Вакансии

Относительная величина выполнения планового задания, %

2012 2013 2012 2013 2012 2013 2012 2013
Всего 273 273 239 247        
в т.ч. сотрудники 244 244 241 244        
гос.служащие 27 27 22 25        
работники 22 22 16 18        

 

Вариант 3

1. Тест

1. В 1724 г. был издан протекционистский тариф, в чем заключалась его новизна?

а) отмена казенных монополий

б) перечень привозных и отпускных товаров был составлен в алфавитном порядке

в) наложении импортных пошлин на импортные товары

2. В 1724 году какой регламент был принят одновременно с таможенным тарифом?

а) Морской торговый регламент

б) Сухопутный торговый регламент

в) Регламент о безопасности продукции

3. Расставьте правильно этапы развития таможенного дела в России в XIX в.

а) Первый этап (с 1801 до 1821 г.)       

б) Второй этап (с 1822 г.)

в) Третий этап (1850–1870-е гг.)

г) Четвертый этап (конец XIX в.)

1) переход к протекционизму с запретом вывоза 21 и ввоза 301 вида товаров

2) протекционистский, использование таможенного механизма регулирования внешней торговли в интересах развития промышленности

3) период свободной торговли

4) использование фритредерского таможенного тарифа

4. В каком году был издан новый Таможенный тариф в СССР?

а) 1955г.

б) 1961г.

в) 1964г.

5. Экспортная квота рассчитывается по формуле:

а) XN= Х М.

б) XQ = X / ВНП

в) MQ = М / ВНП

6. Импортная квота рассчитывается по формуле:

а) ВТК = ВТО / ВНП

б) XQ = X / ВНП

в) MQ = М / ВНП

7. Какая основная тенденция в развитии экономики таможенного дела?

а) тенденция снижения импортных пошлин

б) тенденция к переходу многих стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа

в) тенденция к максимальному расширению размеров производства

8. Что является преимуществом образования торгово-экономических союзов?

а) отток ресурсов из страны, перераспределяемых в пользу более сильных в экономическом отношении членов союза

б) широкое распространение олигопольного сговора, влекущего за собой повышение цен на какую-либо продукцию

в) увеличение объемов инвестирования третьих стран в экономику стран-участниц таких союзов

2. Рассчитать экспортную, импортную и внешнеторговую квоту, сделать выводы на основании исходных данных представленных в таблице:

Показатели 2011 2012
ВВП, $ млрд. 2 288 446 2 116 000
Экспорт, $ млрд. 471 603 303 388
Импорт, $ млрд 291 861 191 803

 

(Зачетное задание)

Вопрос билета Максимальное количество баллов
1. Теоретический вопрос 50
2. Практическая задача 50

 

7.4. Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету

1. Исторический анализ развития экономики таможенного дела.

2. Эмпирические подходы к оценке тенденций развития экономики таможенного дела.

3. Цель, задачи, сущность, структура и содержание экономики таможенного дела.

4. Задачи экономики таможенного дела.

5. Экономическая деятельность таможенных органов как составная часть экономики таможенного дела

6. Экономические аспекты функций, реализуемых таможенными органами в процессе их деятельности.

7. Содержание экономической безопасности Российской Федерации.

8. Роль и место экономической безопасности в системе национальной безопасности государства.

9. Количественные параметры экономической безопасности страны.

10. Понятие организационной структуры применительно к ФТС России. Элементы системы таможенных органов.

11. Структура центрального аппарата ФТС России.

12. Территориальная структура таможенных органов.

13. Таможенные органы: принципы деятельности, функции, задачи.

14. Совершенствование организационной структуры таможенных органов.

15. Группы элементов инфраструктурного обеспечения деятельности таможенной службы.

16. Деятельность коммерческих организаций в сфере таможенного дела.

17. Объекты таможенной и околотаможенной инфраструктуры.

18. Организация и развитие инфраструктуры таможенных органов.

19. Проблемы и направления развития таможенной инфраструктуры.

20. Экономические основы создания и размещения таможенных органов.

21. Совершенствование размещения таможенных органов.

22. Признаки и экономические предпосылки специализации в таможенном деле.

23. Понятие тылового обеспечения и деятельность Главного управления ФТС России (ГУТО) по его организации.

24. Организационная структура ГУТО.

25. Основные задачи тыловой службы регионального таможенного управления.

26. Законодательные основы финансового обеспечения деятельности таможенных органов.

27. Участие Центрального аппарата ФТС России и таможенных органов в бюджетном процессе.

28. Процесс финансирования таможенных органов и организации исполнения федерального бюджета по расходам.

29. Контроль за использованием бюджетных средств в таможенных органах Российской Федерации.

30. Состав и структура кадров таможенных органов Российской Федерации.

31. Нормативно-правовая база регулирования оплаты труда должностных лиц таможенных органов.

32. Состав денежного довольствия сотрудников таможенных органов.

33. Состав денежного содержания государственных гражданских служащих.

34. Влияние информационно-технического обеспечения на результативность деятельности ФТС России.

35. Экономические аспекты информационно-технического обеспечения таможенных органов.

36. Международное сотрудничество таможенных органов.

37. ЕАЭС как форма торгово-экономической интеграции.

38. Таможенная служба как администратор доходов федерального бюджета.

39. Таможенный контроль после выпуска товаров как одно из средств обеспечения полноты взимания таможенных платежей.

40. Материальные ресурсы таможенных органов.

41. Характеристика порядка централизованного и децентрализованного обеспечения материальными ресурсами таможенных органов.

42. Основы планирования потребности в материальных ресурсах.

43. Анализ обеспеченности и использования материальных ресурсов таможенных органов.

44. Сущность и содержание таможенных услуг.

45. Понятие качества таможенных услуг.

46. Управление качеством таможенных услуг.

47. Сущность таможенно-тарифного регулирования.

48. Таможенные пошлины, их сущность и роль в таможенно-тарифном регулировании.

49. Методические основы определения таможенной пошлины.

50. Сущность таможенного тарифа и его структура.

51. Понятие и классификация мер нетарифного регулирования.

52. Нетарифное регулирование в системе запретов и ограничений внешнеторговой деятельности.

53. Виды и порядок введения и применения мер нетарифного регулирования на единой таможенной территории.

54. Категориально-понятийный аппарат оценки деятельности таможенных органов.

55. Нормативно-правовая база оценки деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчинённых ФТС России.

56. Порядок и правила действий таможенных органов по оценке собственной деятельности.

57. Анализ современного состояния системы показателей оценки экономической деятельности таможенных органов.

58. Основные положения и содержание процессного подхода.

59. Оценка руководителем пригодности, достаточности и результативности системы управления таможенным органом на основе процессного подхода.

 

7.5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности

Оценка результатов обучения и уровня сформированности компетенций проводится в ходе текущей и промежуточной аттестаций с использованием фондов оценочных средств и с применением балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся.

Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации осуществляется в соответствии с положениями о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации и балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Российской таможенной академии.

Общее количество баллов при проведении текущего контроля должно быть не менее 60, но не более 100.

При неудовлетворительном оценивании одного из показателей компетенции общая оценка также неудовлетворительная.

Таблица 6.1

Применение балльно-рейтинговой системы

для проверки результатов обучения

(очная форма обучения)

 

Номер раздела/ темы Формы текущего контроля обучающихся Баллы по видам работ, выполняемым до первой контрольной точки (не менее 5, но не более 20) Баллы в первой контрольной точке (30 баллов) Баллы по видам работ, выполняемым между контрольными точками (не менее 5, но не более 20) Баллы во второй контрольной точке (30 баллов) Итого
1.1-1.2, 2.1-2.2 Ситуационно-практическое задание, тестирование 20       20
Раздел 1-2 Контрольная работа   30     30
3.1-3.4 Ситуационно-практическое задание, тестирование     20   20
Раздел 3 Контрольная работа       30 30

Итого за семестр

20 30 20 30 100

 

Таблица 6.2

Применение балльно-рейтинговой системы

для проверки результатов обучения

(заочная форма обучения)

 

Номер раздела/ темы Формы текущего контроля обучающихся Баллы  
1.1, 1,2, 2.2, 2.1, 3.1-3.4 Ситуационно-практическое задание, тестирование 40
Раздел 1-3 Контрольная работа 60

Итого за курс

100

 

Выполнение тестирования осуществляется с применением специального программного обеспечения.

Выполнение контрольной работы осуществляется в письменном виде.

Нормативные правовые акты

1. Киотская Конвенция / Международная конвенция об упрощении гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года.

2. Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации и приложения к нему.

3. Таможенный кодекс Евразийского Экономического Союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Евразийского Экономического Союза от 11.04.2017).

4. Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 09.06.2009 «О порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран».

5. Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам».

6.  Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».

7.  Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования».

8.  Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 132 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».

9. Конституция Российской Федерации.

10. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Налоговый кодекс Российской Федерации.

11. Таможенный кодекс Таможенного союза.

12. Федеральный закон от 13.10.1995 № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

13. Федеральный закон РФ от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

14. Федеральный закон от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».

15. Федеральный закон РФ от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».

16. Федеральный закон РФ от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

17. Федеральный закон РФ от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

18. Федеральный закон РФ от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

19. Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

20. Федеральный закон от 18.07.2006 №117-ФЗ «Об экспорте газа».

21. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

22. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

23. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

24. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности».

25. Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)».

26. Указ Президента РФ от 10.09.2005 № 1062 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами».

27. Указ Президента РФ от 21 сентября 2008 № 1394 «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы».

28. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

29. Указ Президента РФ от 31 декабря 2010 № 1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов».

30. Указ Президента России от 10.09.2012 г № 1276 «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности».

31. Концепция внешней политики РФ (утв. Президентом РФ от 12.07.2008 Пр-1440).

32. Постановление Правительства РФ от 24.05.1993 № 486 «О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на государственной границе Российской Федерации».

33. Постановление Правительства РФ от 31.10.1996 № 1299 «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации».

34. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 «Положение о Федеральной таможенной службе».

35. Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 № 691 «Об утверждении Положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль».

36. Постановление Правительства от 29.09.2012 г. № 994 «Об утверждении положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга».

37. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования».

38. Распоряжение Правительства России от 15.11.2012 № 2096-р «О показателях оценки эффективности деятельности должностных лиц по созданию благополучных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года)».

39. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года».

40. Распоряжение Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

41. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

42. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23.11.2011 № 159н «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета)».

43. Приказ ФТС России от 29.12.2004 № 450 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений на 2005 год».

44. Приказ ФТС России от 12.01.2005 № 7 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне».

45. Приказ ФТС России от 18.10.2005 № 970 «Об утверждении Положения об организационно-штатной работе в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России».

46. Приказ ФТС России от 17.01.2007 № 61 «Об утверждении Положения о Главном финансово-экономическом управлении».

47. Приказ ФТС России от 21.04.2008 № 444 «Об утверждении Положения об Управлении государственной службы и кадров».

48. Приказ ФТС России от 29.08.2008 № 1067 «О введении системы оплаты труда работников таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, установленной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583».

49. Приказ ФТС России от 29.12.2008 № 1685 «Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета».

50. Приказ ФТС России от 13.12.2010 № 2401 «О Концепции обеспечения информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации на период до 2020 года».

51. Приказ ФТС России от 08.04.2011 № 758 «Об утверждении типовых положений о подразделениях кадровой службы регионального таможенного управления и кадровых подразделениях таможни».

52. Приказ ФТС России от 19.01.2012 № 67 «Об отчётности таможенных органов по основным направлениям деятельности перед ФТС России в 2012 году».

53. Приказ ФТС России от 14.03.2012 № 476 «Об утверждении Положения о порядке планирования, организации и схеме обеспечения таможенных органов Российской Федерации материально-техническими средствами».

54. Приказ ФТС России от 19.03.2012 № 489 «Об утверждении положения о Главном управлении тылового обеспечения».

55. Приказ ФТС РФ от 17.04.2012 № 724 «Об утверждении положения о Главном управлении таможенного контроля после выпуска товаров».

56. Приказ ФТС России от 26.09.2012 № 1926 (ред. от 06.11.2012) «Об утверждении перечня типовых структурных подразделений таможенных органов Российской Федерации».

57. Приказ ФТС РФ от 23.12.2012 № 2709 «Об утверждении Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 года».

58. Приказ ФТС России от 21.02.2013 № 324 «Об утверждении методик расчета определения значений показателей для оценки эффективности деятельности руководителя Федеральной таможенной службы по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности».

59. Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 14.10.2008 № 293 «Об утверждении Требований к заполнению заявления о предоставлении лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией и Требований к заполнению лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией».

60. Приказ Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству от 28.08.2009 № 59-од «Об утверждении инструкции о порядке представления документов для получения лицензий, отчетов об исполнении выданных лицензий и требованиях к оформлению лицензий, заявлений на их получение и дополнительных перечней продукции военного назначения».

61. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года. Утверждена решением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2575-р.

8.2. Основная учебная литература:

Экономика таможенного дела: Учебник / под ред. А.Я Черныша – М., Изд-во РТА, 2013. http://library.customs-academy.ru (ЭБ РТА) (99 экз.).

8.3. Дополнительная учебная литература:

Андрейчук Е.А. Экономика таможенного дела: учебник / Е.А. Андрейчук, В.Ю. Дианова, В.П. Смирнов. Спб.: Интермедиа, 2012. 240 с. (ЭБС Интермедиа) (5 экз.).

Основы экономики таможенного дела. Учебное пособие/ под ред. А.Я Черныша – М., Издательство РТА, 2012. http://library.customs-academy.ru (ЭБ РТА). (200 экз.).

Симахин О.Г., Черныш А.Я. Развитие системы управления государственными таможенными услугами на основе таможенного мониторинга: монография / О.Г. Симахин, А.Я. Черныш. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. http://library.customs-academy.ru (ЭБ РТА) (33 экз.).

ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Знание теоретических и практических основ дисциплины «Экономика таможенного дела» очень важно для будущих сотрудников таможенных органов.

Целью дисциплины – дать студентам необходимый объем знаний по основным вопросам данной дисциплины. Учебно-методические разработки по дисциплине должны помочь студентам РТА при подготовке к практическим занятиям, самостоятельной проработке отдельных вопросов учебного материала.

Изучение и усвоение учебного материала рекомендуется проводить по следующей схеме:

1. Прослушивание курса лекций необходимо для получения базовых знаний по дисциплине «Экономика таможенного дела» и освещения круга основных проблем, связанных с этой учебной дисциплиной.

2. Самостоятельная работа слушателей предполагает изучение учебной, научной и периодической литературы, решение практических задач, Эту работу необходимо проводить в течение всего семестра для закрепления полученных знаний.

Самостоятельная работа слушателей предполагает работу со специальным программным обеспечением РТА ААТ по расчету показателей оценки экономической деятельности таможенных органов.

3. Участие слушателя в семинарских и практических занятиях, проводимых преподавателем, проходит в форме дискуссионного обсуждения основных вопросов каждой темы, игры-тренинга, «круглого стола», решения задач или обсуждения докладов. Этот этап особенно важен для углубления понимания основных проблем учебной дисциплины, формирования квалификационных навыков будущих специалистов. Реализуется в процессе планового проведения практических занятий в течение семестра.

4. Контроль качества полученных знаний осуществляется в тестовой форме и в форме устных ответов на вопросы в процессе итогового контроля.

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ

И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,

ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

 

Для освоения результатов обучения дисциплины применяется лицензионное программное обеспечение, позволяющее использовать:

1) информационные технологии

- компьютерные обучающие системы и электронные тренажеры (ТИК);

2) электронные образовательные ресурсы:

Microsoft Office – Word, Excel, PowerPoint.

3) образовательные технологии:

- работа в малых группах;

- обсуждение и решение ситуационных задач ;

- блиц-опрос;

- решение кроссвордов по темам (разделам) и т.п.

Материал представляться как в табличном, так и в текстовом формате.

 

Кафедра экономики таможенного дела

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

« Экономика таможенного дела »

Дата: 2019-02-25, просмотров: 351.