Внешняя и внутренняя среда предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предприятие является самостоятельным, обособленным субъектом. Это означает свободу в принятии экономических решений. Но любое решение принимается с учетом внутренней и внешней среды. Внутренняя среда фирмы – это собственная экономика предприятия. Она охватывает все составляющие деятельности предприятия: производственные процессы, реализацию продукции, финансовое, материальное и кадровое обеспечение, систему управления.

Внешняя среда фирмы – это экономическая, правовая и социальная среда, в которой предприятие работает, являясь частью национального хозяйства. Сюда следует отнести макроэкономическую ситуацию, рынки ресурсов, государственное регулирование, рынки продукции.

На экономическое положение предприятия оказывает влияние политическая ситуация, социально-культурная среда, технологическая среда и наконец, институциональная среда, характеризуемая наличием институтов, с помощью которых бизнес устанавливает деловые взаимоотношения и ведет коммерческие операции.

 

Структура бизнеса

Основным экономическим агентом рыночной экономики является предприятие, использующее ресурсы для производства товаров и услуг с целью получения прибыли. Для классификации предприятий берут разные признаки. Главными из них являются два: форма собственности и размеры предприятий.

Если взять за основу собственность, то можно выделить три вида предприятий, или предпринимательства:

– индивидуальное или частное предпринимательство;

– товарищество или партнерство;

– корпорация (акционерное общество).

Индивидуальным предпринимательством называется бизнес, владельцем которого является один человек. Владелец индивидуального бизнеса одновременно выполняет функции менеджера. Он несет неограниченную имущественную ответственность. У него невелик капитал – в этом недостаток индивидуального предпринимателя. Однако индивидуальный предприниматель имеет и преимущества. Каждый собственник владеет всей прибылью, может сам производить любые изменения. Индивидуальный предприниматель не является юридическим лицом, поэтому владелец платит только подоходный налог. Он освобожден от налога, установленного для корпорации. Это наиболее распространенная форма бизнеса, характерная для мелких магазинов, предприятий сферы услуг, ферм, профессиональной деятельности юристов и т.п.

Товариществом или партнерством, называется бизнес, которым владеют два и более человека. Партнерство тоже не является юридическим лицом, поэтому партнеры облагаются только подоходным налогом и несут неограниченную ответственность по всем долгам товарищества. Достоинства партнерства в том, что ее легко организовать, что объединение партнеров позволяет привлечь дополнительные средства и новые идеи. К числу недостатков относятся:

– ограниченность финансовых ресурсов;

– неоднозначное понимание целей деятельности партнерства его участниками;

– сложности определения меры каждого в доходе и убытке товарищества, в разделе приобретенного вместе имущества.

В форме товарищества организуются брокерские конторы, аудиторские фирмы, службы сферы услуг и т.п.

Корпорацией называется совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности как единое юридическое лицо. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям. Поэтому владельцы корпораций называются держателями акций, а сама корпорация – акционерным обществом. Доход корпорации облагается налогом с корпорации. Владельцы корпораций несут ограниченную ответственность по долгам корпорации, определяемую их вкладам в акции.

К числу преимуществ корпораций относят:

– неограниченные возможности привлечения денежного капитала через продажу акций и облигаций;

– разделение прав акционеров на имущественные и личные. К имущественным правам относится право на получение дивиденда, а к личным – право на участие в управлении делами акционерного общества;

– привлечение профессиональных специалистов для выполнения управленческих функций;

– стабильность функционирования корпорации. Выбытие из общества какого-либо из акционеров не влечет за собой закрытие общества.

К недостаткам корпоративной формы организации бизнеса относятся:

– двойное налогообложение той части дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций: первый раз как часть прибыли корпорации, а второй раз как часть личного дохода владельца акций;

– благоприятные возможности для экономических @@@. Возможен выпуск и продажа акций, не имеющих никакой реальной стоимости;

– разделение функций собственности и контроля. В корпорациях, акции которых распылены среди многочисленных владельцев, отрывается функция контроля от функции собственности. Владельцы акций заинтересованы в максимальных дивидендах, а менеджеры стараются их уменьшить, чтобы пустить деньги в оборот.

Существуют и другие недостатки корпораций, но их преимущество перевешивают недостатки.

По признаку размера предприятия различают мелкий, средний и крупный бизнес.

В западной экономике мелкий бизнес образует самый крупный сектор хозяйства, где находят себе работу более половины занятых. Наиболее типичными формами мелкого бизнеса стали система фрончайзинга (льготный) и венчурного (рискового) предпринимательства.

Фрончайзинг – это система мелких частных предприятий, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы в своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере. Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощь в доставке товаров, приобретения оборудования, в кредитах и т.д. Мелкие предприятия становятся различными продавцами продукции крупных компаний. Такие контракты оказываются взаимовыгодными: мелкие предприятия получают опеку, кредиты, торговую зону от крупных корпораций, а последние экономят деньги, не затрачивая их на реализацию собственной продукции и кроме того они получают регулярные платежи от своих подопечных.

Венчурное предприятие – это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований. Оно делает бизнес на нововведениях и рискует “прогореть”, если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка, потребностям покупателя, низким издержкам. Венчурные предприятия стремятся быстрее завершить разработку одних и перейти к работе над другими видами новой продукции.

Средний бизнес играет менее заметную роль. Он не прочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и с мелким предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь  предприятия, которые являются своего рода монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя, например, производство инвалидной техники, ремонт городских часов и т.д.

Крупный бизнес отличается большей прочностью, чем средний и мелкий. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого круга потребителей.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 206.