Работа над основной и дополнительной литературой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Изучение рекомендованной литературы следует начинать с учебников и учебных пособий, затем переходить к нормативно-правовым актам, научным монографиям и материалам периодических изданий. Конспектирование – одна из основных форм самостоятельного труда, требующая от студента активно работать с учебной литературой и не ограничиваться конспектом лекций.

Студент должен уметь самостоятельно подбирать необходимую для учебной и научной работы литературу. При этом следует обращаться к предметным каталогам и библиографическим справочникам, которые имеются в библиотеках.

Для аккумуляции информации по изучаемым темам рекомендуется формировать личный архив, а также каталог используемых источников. При этом если уже на первых курсах обучения студент определяет для себя наиболее интересные сферы для изучения, то подобная работа будет весьма продуктивной с точки зрения формирования библиографии для последующего написания дипломного проекта на выпускном курсе.

Самоподготовка к практическим занятиям

При подготовке к практическому занятию необходимо помнить, что данная дисциплина тесно связана с ранее изучаемыми дисциплинами..

На семинарских занятиях студент должен уметь последовательно излагать свои мысли и аргументировано их отстаивать.

Для достижения этой цели необходимо:

       1) ознакомиться с соответствующей темой программы изучаемой дисциплины;

       2) осмыслить круг изучаемых вопросов и логику их рассмотрения;

       3) изучить рекомендованную учебно-методическим комплексом литературу по данной теме;

       4) тщательно изучить лекционный материал;

       5) ознакомиться с вопросами очередного семинарского занятия;

       6) подготовить краткое выступление по каждому из вынесенных на семинарское занятие вопросу.

Изучение вопросов очередной темы требует глубокого усвоения теоретических основ дисциплины, раскрытия сущности основных положений, проблемных аспектов темы и анализа фактического материала.

При презентации материала на семинарском занятии можно воспользоваться следующим алгоритмом изложения темы: определение и характеристика основных категорий, эволюция предмета исследования, оценка его современного состояния, существующие проблемы, перспективы развития. Весьма презентабельным вариантом выступления следует считать его подготовку в среде Power Point, что существенно повышает степень визуализации, а, следовательно, доступности, понятности материала и заинтересованности аудитории к результатам научной работы студента.

       Изучая курс Уголовного права. (Общей часть) уголовного права, студенты должны опираться на основные положения Конституции РФ, Уголовный кодекс РФ; иные законы, Постановления Пленумов Верховного Суда СССР, РФ. При этом необходимо иметь ввиду, что некоторые постановления Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР не утратили своего значения и продолжают действовать полностью или частично, если они не противоречат Конституции РФ и уголовному законодательству.

       Выработка научного мировоззрения у студентов предполагает знание различных взглядов и точек зрения, имеющихся в науке уголовного права по некоторым дискуссионным вопросам. Студент должен критически осмыслить эти научные позиции выработать свое к ним отношение. Поэтому при подготовке к занятиям не следует ограничиваться изучением только учебников; весьма полезно ознакомиться с дополнительной научной литературой, список которой прилагается к каждой теме.

Как, показывает опыт, наиболее эффективным методом ведения занятий, приближающим к условиям будущей деятельности студентов, является решение задач. Это способствует закреплению теоретических знаний и развивает умение применить данные знания на практике.

В процессе изучения уголовного права студенты должны приобрести навыки исследовательской работы, правильно ориентироваться в действующем уголовном законодательстве, грамотно толковать и применять его положения.

       Объем изучаемого курса определяется содержанием государственного образовательного стандарта и программой по уголовному праву.

Наиболее фундаментальные вопросы, необходимые для правильной ориентации в уголовном законодательстве, рассматриваются на лекционных занятиях. Студенту рекомендуется вести конспект лекций, а затем использовать его в процессе самостоятельной работы над курсом, сопоставляя с материалом учебников и учебных пособий, дополняя конспект ответами на вопросы, не рассмотренные на лекционных занятиях.

       При подготовке к семинарскому и практическому занятиям студентам следует ознакомится с соответствующими положениями УК РФ (желательно использовать УК РФ с постатейным приложением нормативных материалов). Для свободного ориентирования в уголовном законодательстве следует ознакомиться с руководящими постановлениями (разъяснениями) Пленума Верховного Суда РФ. Изучить учебную литературу и другой научный материал, рекомендованный по изучаемой теме.

 

Самостоятельная работа студента при подготовке к экзамену.

Контроль выступает формой обратной связи и предусматривает оценку успеваемости студентов и разработку мер по дальнейшему повышению качества подготовки современных менеджеров.   

Итоговой формой контроля успеваемости студентов по учебной дисциплине « Уголовное право ( Общая часть) является экзамен ( 3 семестр),

В начале семестра рекомендуется внимательно изучить перечень вопросов к экзамену по данной дисциплине, а также использовать в процессе обучения программу, другие методические материалы, разработанные кафедрой по данной дисциплине. Это позволит в процессе изучения тем сформировать более правильное и обобщенное видение студентом существа того или иного вопроса за счет:

       а) уточняющих вопросов преподавателю;

       б) подготовки рефератов по отдельным темам, наиболее заинтересовавшие студента;

       в) самостоятельного уточнения вопросов на смежных дисциплинах;

       г) углубленного изучения вопросов темы по учебным пособиям.

Кроме того, наличие перечня вопросов в период обучения позволит выбрать из предложенных преподавателем учебников наиболее оптимальный для каждого студента, с точки зрения его индивидуального восприятия материала, уровня сложности и стилистики изложения.

После изучения соответствующей тематики рекомендуется проверить наличие и формулировки вопроса по этой теме в перечне вопросов к экзамену, а также попытаться изложить ответ на этот вопрос. Если возникают сложности при раскрытии материала, следует вновь обратиться к лекционному материалу, материалам практических занятий, уточнить терминологический аппарат темы, а также проконсультироваться с преподавателем.

Содержание самостоятельной работы (по разделам).

К Теме 1: Семинарское занятие (2 ч.)

1. Уголовное право, как отрасль права, наука и учебная дисциплина: понятие, предмет, методы, система.

2. Уголовный закон: общая характеристика, структура, принципы.

3. Действие уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

4. Уголовно-правовая норма: понятие, признаки, структура, виды.

5. Уголовная ответственность: понятие, признаки, формы реализации.

6. Уголовно-правовое отношение: понятие, состав, виды.

Практическое занятие (2 ч.)

Цели занятий: определение места уголовного закона в правовом пространстве российского общества; рассмотрение структуры УК РФ и уголовно-правовых норм; изучение разновидностей уголовно-правовых норм; формирование представлений о сущности принципов действия уголовного закона и их соответствии основным конституционным положениям; рассмотрение существующих в теории уголовного права подходов к определению понятия и содержания уголовной ответственности; уяснение значения уголовной ответственности в правовой системе общества; определение понятия и состава уголовно-правового отношения в свете различных уголовно-правовых концепций; уточнение места и роли регулятивных уголовно-правовых отношений в системе правового воспитания населения.

 

К Теме 2.

Семинарское занятие (2 ч.)

1. Преступление: понятие, признаки, отличие преступлений от иных правонарушений. Классификация преступлений и ее значение.

2. Состав преступления: понятие, элементы, значение обязательных и факультативных признаков. Виды составов преступлений.

3. Объект состава преступления: понятие, виды, отличие от предмета.

4. Объективная сторона состава преступления: обязательные и факультативные признаки. Формы общественно опасного деяния. Общественно опасные последствия: понятие и виды. Причинная связь: понятие, признаки, виды.

5. Субъективная сторона состава преступления: понятие, обязательные и факультативные признаки. Понятие, объем, степень и формы вины. Юридические и фактические ошибки: понятие, виды, уголовно-правовое значение.

6. Субъект состава преступления: понятие, виды. Понятие и критерии невменяемости и состояния лица, не исключающего вменяемости.

Практическое занятие (2 ч.)

Цели занятий: ознакомление с теоретическими исследованиями в области определения понятия преступления; анализ основных признаков преступления; установление разноаспектности содержания малозначительности деяния; рассмотрение классификации преступлений; определение значимости категории состава преступления как легальной структуры, формы внешнего выражения преступного деяния; установление перечня элементов и признаков состава преступления; усвоение особенностей статуса обязательных и факультативных признаков состава преступления; формирование представления о видах составов преступлений, о месте объекта преступления в системе элементов состава преступления; определение влияния политико-экономических и информационно-идеологических явлений в России на формирование концепций объекта преступления в отечественном уголовном праве; уточнение современных подходов к определению понятия предмета преступления в науке уголовного права; установление значимости классификации объектов и предметов преступлений в общей схеме уголовно-правового регулирования; усвоение категорий, характеризующих признаки объективной стороны состава преступления; уточнение уголовно-правового значения классификации общественно опасных последствий; анализ философских концепций причинной связи, ее признаков и видов; критическое осмысление законодательных конструкций видов вины; уточнение «широкого» и «узкого» понимания совершения преступления с двумя формами вины; анализ факультативных признаков субъективной стороны состава преступления и определение существующих подходов к их классификации; уяснение особенностей квалификации содеянного при наличии юридических и фактических ошибок разного вида; уяснение понятия субъекта преступления и уточнение специфических признаков субъекта преступления по сравнению с субъектами правонарушений, влекущих юридическую ответственность иного вида; уяснение содержания возрастных признаков субъекта преступления; определение значения законодательной конструкции невменяемости и «ограниченной» вменяемости; рассмотрение признаков специального субъекта преступления.

 

К Теме 3. Семинарское занятие (4 ч.)

1. Множественность преступлений: понятие, признаки, отличие от видов единичного сложного преступления.

2. Совокупность и рецидив преступлений: понятие, признаки, виды, правовые последствия.

3. Стадии совершения преступления: понятие, виды, значение. Признаки и уголовно-правовое значение стадии оконченного преступления.

4. Понятие, признаки и виды приготовления к преступлению.

5. Понятие, признаки и виды покушения на преступление.

6. Добровольный отказ от совершения преступления: условия, значение.

Практическое занятие (4 ч.)

Цели занятий: освоение понятия множественности в уголовном праве; анализ факторов, подлежащих учету при определении множественности преступлений и ее соотношения с разновидностями единого сложного преступления; ознакомление со структурой совокупности преступлений; изучение особенностей рецидива преступления; уяснение уголовно-правового значения выделения стадий совершения преступления; определение перечня действий, характеризующих стадию приготовления и покушения.

 

К Теме 4 Семинарское занятие (2 ч.)

1. Соучастие в преступлении: понятие, признаки.

2. Виды соучастников. Функциональные особенности исполнительской, организационной и подстрекательской деятельности. Отличие пособничества от прикосновенности к совершению преступления. Эксцесс исполнителя.

3. Добровольный отказ соучастников от совершения преступления. Неудавшееся соучастие.

4. Формы соучастия. Виды преступных групп.

5. Обстоятельства, исключающие преступность деяния: понятие, признаки.

6. Виды обстоятельств, исключающих преступность деяния.

 

Практическое занятие (2 ч.)

Цели занятий: ознакомление с теорией соучастия в уголовном праве; анализ законодательства и отечественной уголовно-правовой концепции деления соучастников на виды; построение выводов об уголовно-правовых последствиях неудавшегося соучастия и эксцесса исполнителя; определение понятия прикосновенности к совершению преступления и ее отличие от пособничества; изучение особенностей соучастия в группе лиц, группе лиц по предварительному сговору и организованной группе; формирование представления об отечественной концепции обстоятельств, исключающих преступность деяния, и уяснение ее практического значения; ознакомление с проблематикой определения перечня признаков по каждому из законодательно закрепленных обстоятельств, исключающих преступность деяния; уточнение содержания института согласия потерпевшего в теории уголовного права.

 

К Теме 5. Семинарское занятие (2 ч.)

1. Наказание: понятие, признаки, цели, оценка эффективности. 

2. Система наказаний. Классификация наказаний.

3. Общие начала назначения наказания. Отягчающие и смягчающие наказание обстоятельства: понятие, виды, значение.

4. Специальные правила назначения наказания (назначение наказания ниже низшего предела, за неоконченное преступление, при рецидиве преступлений, по совокупности преступлений, по совокупности приговоров).

5. Условное осуждение: понятие, юридическая природа, основания применения, сроки.

6. Судимость: понятие, сроки, основания прекращения.

Практическое занятие (2 ч.)

Цели занятий: ознакомление с основополагающими понятиями теории наказания в уголовном праве; анализ целей и эффективности наказания; формирование представлений студентов о принципах построения системы наказаний в Российской Федерации; изучение различий в уголовно-правовом статусе основных, дополнительных и «смешанных» видов наказаний; ознакомление с особенностями различных видов наказаний; формирование представлений студентов об общих началах назначения наказания; усвоение обстоятельств, влияющих на назначение наказания; определение содержания специальных правил назначения наказания; уяснение сущности и значения института условного осуждения в отечественном уголовном праве; усвоение сущности и сроков судимости.

 

К Теме 6. Семинарское занятие ( 2 ч.)

1. Освобождение от уголовной ответственности: понятие и классификация.

2. Виды освобождения от уголовной ответственности.

3. Освобождение от наказания: понятие и классификация.

4. Виды освобождения от наказания.

5. Амнистия.

6. Помилование.

Практическое занятие (2 ч.)

Цели занятий: обобщение оснований освобождения от уголовной ответственности для формирования представлений студентов о единой концепции допустимости отказа государства от осуждения лица, совершившего преступление; построение выводов о сходстве и различиях в основаниях освобождения лица от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием и примирением с потерпевшим; уяснение особенностей освобождения уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности от иных «общих» видов освобождения; ознакомление с проблематикой законодательного конструирования «специальных» видов освобождения от уголовной ответственности; уяснение особенностей освобождения от наказания; развитие представлений студентов о сходстве и различиях в освобождении от наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора и освобождении от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности совершения преступления.

 

К Теме 7. Семинарское занятие (2 ч).

1. Понятие и статус несовершеннолетнего.

2. Виды наказаний несовершеннолетних.

3. Особенности назначения наказания несовершеннолетним.

4. Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности.

5. Особенности освобождения несовершеннолетних от наказания.

6. Особенности судимости несовершеннолетних.

 

Практическое занятие (2 ч.)

Цели занятий: уяснение особенностей уголовно-правового статуса несовершеннолетнего лица; уточнение льгот, связанных с применением к несовершеннолетним наказаний; определение эффективности замены уголовной ответственности и наказания принудительными мерами воспитательного воздействия; анализ перечня принудительных мер воспитательного воздействия и последствий их применения к несовершеннолетним.

К Теме 8. Семинарское занятие (2 ч.)

1. Меры уголовно-правового характера, не являющиеся на наказание: понятие, признаки.

2. Принудительные меры медицинского характера: понятие, цели, основания применения

3. Виды принудительных мер медицинского характера.

4. Порядок назначения, изменения и отмены принудительных мер медицинского характера.

5. Конфискация имущества: понятие, основания применения.

6. Судебный штраф

Практическое задание (2 ч.)

Цели занятий: определение специфических признаков принудительных мер медицинского характера как одной из разновидностей мер уголовно-правового воздействия; определение видов принудительных мер медицинского характера; рассмотрение оснований применения, изменения и отмены принудительных мер медицинского характера и конфискации имущества; анализ результативности применения конфискации имущества.

 

4. Методические рекомендации по написанию контрольной работы (для студентов заочной формы обучения)

Контрольная работа по Общей части состоит из 2-х разделов:

1. Теоретическая часть, выполняемая путем изучения соответствующего законодательства, учебной и иной литературы, местной или федеральной судебной практики, которую можно найти в Бюллетене Верховного Суда РФ, на сайте Верховного Суда РФ, Сайте Росправосудие и др. По проблемным вопросам темы желательно изложить позиции ученых и высказать собственное обоснованное мнение.

Работа должна иметь введение и заключение, список литературы.

2. Практическая часть предполагает решение задачи.

Приступая к решению задач, необходимо усвоить нормативный материал, рекомендованный по теме, отработать вопросы, выносимые на семинарские и практические занятия, используя при этом методическую литературу. Особое внимание при этом надо уделить постановлениям Пленума Верховного Суда. Следует также ознакомиться с опубликованными материалами судебной и следственной практики.

       Ответы на задачи необходимо оформлять письменно. Решение должно иметь ссылку на закон, постановления Пленума Верховного Суда РФ, если они имеются по данному институту. Должное внимание следует обратить на аргументацию сделанного вывода на основании толкования уголовного закона и анализа теоретических положений.

       Задача должна быть прочитана внимательно с тем, чтобы ни одна деталь не осталась неучтенной, так как иногда именно она содержит необходимые для правильного решения данные. Задача решается только на основании тех обстоятельств, которые прямо в ней сформулированы, если иное не оговорено.

Отвечая на поставленные в задаче вопросы, нельзя ограничиваться ответами, например, «да, подлежит», «нет, не является». Решение должно быть мотивированным, т.е. содержать обоснование, аргументы, суждения, из которых оно следует. Объем работы не должен превышать 15 страниц машинописного текста и выполняется на листах формата А4 (при отсутствие возможности распечатать, допускается написание работы от руки). Шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, кегль 1,5.

Контрольная работа выполняется по вариантам, соответствующим первой букве фамилии студента: «А-Д» – первый вариант; «Е-К» – второй вариант; «Л-П» – третий вариант; «Р-Ф» – четвертый вариант; «Х-Я» – пятый вариант.

 

 Первый вариант

Дата: 2019-02-24, просмотров: 189.