Правовая основа бухгалтерского учета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В России бухгалтерский учет, базируется на четырехуровневой системе нормативно-правовых актов.

Первый уровень состоит из законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, устанавливающих единые нормы организации и ведения бухгалтерского учета. Элементы налогового учета определены Налоговым кодексом Российской Федерации. Часть информации по организации и ведению учета в нестандартной форме, например, учет совместной деятельности на отдельном балансе, можно найти в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Все эти документы необходимы для единого стандарта, упростить ведение учета хозяйственных операций предприятия, быстрое и своевременное составление и предоставление необходимой информации заинтересованным организациям.

Второй уровень состоит из Положений по бухгалтерскому учету, это так называемые российские стандарты, которые утверждаются федеральными органами исполнительной власти. В настоящее время издано двадцать четыре Положения по бухгалтерскому учету, на 1 марта 2017 года разрабатываются еще 2 положения и постоянно идет корректировка и изменения ныне существующий ПБУ.

Третий уровень состоит из методологических указаний, инструкций, рекомендаций. Самым главным, что можно отметить на третьем уровне - это План счетов бухгалтерского учета. Все документы на этом уровне подготавливаются и утверждаются на федеральном уровне, органами исполнительной власти, общественными профессиональными объединениями бухгалтеров.

Четвертый уровень включает в себя документы, регулирующие бухгалтерский учет в определенных организациях, например, приказ об учетной политике, график проведения инвентаризаций. Перечисленные документы составляет и утверждает руководитель организации.

Главным из всех принципов организации бухгалтерского учета в организации является его законодательное регулирование. Статья 8 Конституции Российской Федерации устанавливает единство экономического пространства, что является одной из приоритетных целей. Помимо этого, финансовая часть государства, как один из основных элементов включает в себя финансовую статистику и анализ. Невозможно создать стабильную работу финансовой системы без изучения уже достигнутых результатов и дальнейшего планирования с учетом доработок и исправления ошибок. Поэтому возникает потребность организовать поток статистической информации от хозяйствующих субъектов, которые формируют финансовую часть предприятий - основу финансовой системы государства. Для того, чтобы любой желающий смог посмотреть нужную для него информацию и понять ее, она должна быть понятной всем, то есть формироваться по определенным стандартам. Такие стандарты возможно установить только на уровне закона или другого правового акта, и только после этого она будет стандартизирована, понятна и доступна всем.

Законодательная база бухгалтерского учета постоянно должна развиваться, корректироваться и совершенствоваться. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" необходимо изменить в соответствии с актуальными ПБУ. Одна из главных целей - это усиление роли учета в информационном обеспечении системы управления. Также стоит учесть особенности субъектов хозяйствования, такие как индивидуальная юридическая отчетность и отчетность корпоративных структур. Благодаря расширению раздела об организации бухгалтерского учета появится полное описание содержания учетной политики, значимость налоговых составляющих, введение положения об организации бухгалтерского учета в структурах.

В Законе также стоит прописать принципы организации контроля качества ведения бухгалтерского учета. Это может касаться как внутреннего контроля, так и со стороны, например, аудиторские конторы или государственные органы. Возможно выделить и определить особый контроль за унитарными, муниципальными организациями.

Укрепление нормативно-правовой базы бухгалтерского учета должно проходить плавно, чтобы предприятия успевали перестроить свою систему под новые Законы. Новые введения или поправки в Законы не должны противоречить друг другу.

При теоретическом обосновании современного института бухгалтерского учета необходимо следовать концепции его развития, обязательно определяя его сущность, структуру и тенденции изменений, принимая во внимание институциональные закономерности. Важную роль играют при этом институциональный анализ и оценка происходящих процессов адаптации бухгалтерского учета к МСФО, а также полученных результатов в этой области.

Перечисленные рекомендации для совершенствования правового регулирования бухгалтерского учета позволяет сделать вывод, что это система в разы больше, чем принято считать в экономике на сегодняшний день. Глубокое изучение позволяет сказать о том, что система бухгалтерского учета отвечает всем правовым нормам, национальным особенностям, в рамках которых ей приходится функционировать.

Эта институциональная среда складывается не сразу и во многом зависит от продуманной государственной политики. Только государство может регулировать и вмешиваться в создание и регулирование методологии бухгалтерского учета, чтобы он соответствовал современному рыночному механизму, мог создавать адекватные институциональные условия.

В этой связи несомненна необходимость изучения институциональных особенностей бухгалтерского учета в России, определение входящих в его состав элементов, понятий, подходов, выполняемых задач в целях нахождения прогрессивных концепций его развития, формулирования контрольных функций для обеспечения эффективности системы управления.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 243.