Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При поступлении ребенка в образовательную организацию специалисты знакомятся с ним и его семьей (законными представителями), проводят психолого-педагогическое обследование с целью последующей разработки СИПР и создания оптимальных условий ее реализации.

Основную роль в психолого-педагогическом сопровождении ребенка выполняет психолого-медико- педагогический консилиум (далее - ПМПк) образовательной организации.

Психолого-медико- педагогический консилиум:

- проводит психолого-педагогическое обследование;

- анализирует проблемы обучения и воспитания ребенка в семье и в образовательной организации с целью уточнения образовательного маршрута;

- обеспечивает организационно-методическую поддержку специалистов,

работающих с ребенком.

Таким образом, ПМПк несет ответственность за создание необходимых

условий образования ребенка, которые предписаны в заключении ПМПК.

Заседания ПМПк проводятся не реже 1 раза в четверть.

В процессе психолого-педагогического обследования ребенка, на которое приглашаются его родители (законные представители), участвуют все специалисты, привлекаемые к составлению и реализации СИПР: учитель класса, учителя музыки и физической культуры, учитель-логопед, учитель- дефектолог, педагог-психолог и др.

Если ребенок страдает эпилепсией, детским церебральным параличом, имеет расстройства аутистического спектра, то с целью координации медицинского и психолого-педагогического аспектов должны регулярно проводиться консультации с врачами-специалистами (психиатр, невропатолог, ортопед, нейропсихолог).

 

Требования к проведению психолого-педагогического обследования

Детей с ТМНР

 Психолого-педагогическая диагностика является необходимым структурным компонентом и средством оптимизации, коррекционно- развивающей работы в образовательной организации.

Психолого-педагогическая диагностика детей с ТМНР проводится с учетом следующих принципов:

Принцип комплексного изучения детей

Чтобы точно установить ограничения жизнедеятельности и функциональные возможности ребёнка, определить содержание коррекционно-развивающей работы с ним, важно совместно обсуждать данные, полученные при обследовании различными специалистами: врачами, учителями-дефектологами, психологами, социальными педагогами.

Принцип всестороннего изучения детей

Этот принцип предусматривает изучение ребёнка во всех областях его развития: моторика и передвижение, самообслуживание и быт, коммуникация и речь, социально-эмоциональное взаимодействие, познавательная, трудовая, досуговая деятельность, саморегуляция. Этот принцип предполагает обнаружение не просто отдельных ограничений жизнедеятельности, а связей между ними, установление иерархии обнаруженных проблем в развитии ребенка (т. е. первичные, вторичные).

Принцип целостного системного изучения ребенка

Принцип системности означает учет всех явлений, которые обусловили особенности развития ребёнка с ТМНР. Принцип целостности и системности реализуется в сборе и изучении данных о семье, ее составе, характере трудовой деятельности, режиме дня и состоянии предметно-развивающей среды в семье, а также анамнестических сведений. При этом важно выяснить, кто из ближайшего окружения наиболее заинтересован в развитии ребенка, кто оказывает ему максимальную поддержку и наиболее компетентен в вопросах взаимодействия с ним.

Принцип учета онтогенетического развития означает, что разработка диагностической карты, основных видов заданий для изучения детей с комплексными нарушениями, организация и проведение самого процесса обследования должны осуществляться с учетом появления видов деятельности ребенка в онтогенезе.

Специфические требования к проведению психолого-педагогического обследования ребенка с ТМНР:

1. При подборе диагностических заданий необходимо предусматривать, что дети с ТМНР лучше всего воспринимают задачи, решение которых связывается с вполне ощутимой пользой для них (еда, выделительная функция, защита). Диагностические задания должны включать ребёнка в привычные для него виды деятельности.

2. Для установления контакта с ребёнком с ТМНР следует определить свойственную ему стереотипную манеру поведения (навязчивую привязанность к специфическим и нефункциональным действиям и ритуалам) и подключиться к ней.

3. Экспериментальные диагностические методики должны представлять

собой сочетание вербальных и невербальных заданий, разработанных с учетом своеобразия речевого развития детей. В большинстве случаев следует использовать невербальные методики.

4. Диагностические задания должны быть доступны для выполнения, учитывать сочетания нарушений у детей, степень их тяжести. Особое внимание следует уделять способам предъявлений заданий (показ, использование табличек с текстом заданий или названий предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное устное объяснение).

5. Стимульный материал необходимо адаптировать в соответствии с познавательными, зрительными и двигательными возможностями ребёнка с ТМНР (величина, форма, объемность, цвет, контрастность).

6. Детям с нарушением опорно-двигательного аппарата для результативного выполнения диагностических заданий необходимо обеспечить удобное положение тела. Гармоничное мускульное напряжение способствует целенаправленному восприятию и двигательной активности (использование поддерживающих приспособлений: кольцо для руки, фиксатор для головы, вертикализатор или стойка, стол с вырезом, наклонная доска для лежания на животе, подтяжки и пояс для груди для детей с гипотонусом).

7. Педагогическая диагностика не проводится при плохом функциональном состоянии ребёнка с ТМНР (ребёнок не должен испытывать голод, жажду, боль и другие неприятные ощущения).

8. При выполнении диагностических заданий используется позитивное

подкрепление (следует знать, какая стимуляция ребёнку приятнее всего).

Диагностику рекомендуется проводить с применением следующих методов: метода беседы, метода направленного (включенного) педагогического наблюдения в ситуациях учебной и внеурочной деятельности, методов количественного и качественного анализа, графических методов.

Результаты обследования отражаются в протокол психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.

В конце учебного года на основе анализа данных на каждого учащегося

составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для разработки специальной индивидуальной программы развития на следующий учебный год. В целях информирования о результатах обучения детей их родителям (законным представителям) направляется информационное письмо, отражающее содержание предоставленной в течение учебного года психолого- педагогической помощи ребенку, динамику развития и оценку сотрудничества учреждения и семьи по вопросам воспитания и обучения ребенка.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 172.