Терапевтический контакт происходит в четыре последовательных этапа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Начальный этап - установление контакта, эмоциональное приятие пациента. Второй этап - интеллектуальное овладение ситуацией - складывается из структурирования ситуации, раскрытия её связи с контекстом жизненного пути, «снятия остроты». Третий этап - планирование действий, необходимых для преодоления критической ситуации. Четвертый этап - активная психологическая поддержка.

В отличие от традиционных моделей консультативной беседы, дистантное консультирование предполагает (за редким исключением) прохождение всех этапов беседы в течение одного звонка. В данной ситуации абонент не может рассчитывать на последующие встречи (звонки). В формате телефонного консультирования практически невозможны диагностические мероприятия и продолжительный систематический и углубленный сбор информации. Диагностика сводится к идентификации проблемы. Невозможно собрать полный психологический анамнез в столь непродолжительное время. Но даже в варианте дистантного консультирования консультанту необходимо определить, что происходит в жизни абонента и каков его потенциал.

Более сложным, по сравнению с очным консультированием, представляется второй этап. Консультанту приходится за короткий срок структурировать информацию, полученную от абонента, выявлять связи между изложенными событиями, чувствами и установками, помочь клиенту точно обозначить и сформулировать проблему – определить наиболее значимую, актуальную, так как в большинстве случаев клиент говорит о многих проблемах, так или иначе связанных между собой.

Этап планирования в консультировании на телефоне доверия не имеет существенных отличий от очной помощи, кроме ограничения во времени. На этом этапе консультант решает типичные для консультирования задачи: помогает клиенту всесторонне рассмотреть проблемную ситуацию, выработать и критически оценить различные альтернативы решения проблем, и, наконец, составить наиболее приемлемый план действий для преодоления проблемной ситуации.

На завершающем этапе необходимо убедиться в том, что клиент осознает самостоятельность принятого им решения, считает его целесообразным и действенным; оказать помощь абоненту в формировании самодостаточности и уверенности в своих силах. Заканчивая диалог, консультант должен быть уверенным в том, что клиент принял выработанное решение, верит в его действенность и готов следовать намеченным планам, принимая на себя ответственность за свои действия в конкретной ситуации и за дальнейшую жизнь.

 «В чем проблема?».

1) Если абонент сам определяет и формулирует проблему –стоит посвятить время консультирования проверке достоверности проблемы и формулировкам смыслов возникших трудностей.

2) Если абонент не определяет, что лежит в основе его состояния, посвящаем этому шагу более долгое время в масштабе интервью:

– проясните проблему с помощью присоединения чувств к содержанию: «Я услышала в Ваших словах горечь по поводу семейных отношений. Не могли бы Вы рассказать об отношениях супруга с Вашим сыном?»:

– сначала задавайте открытые вопросы, спрашивающие разрешение у клиента говорить на данную тему. Цели консультирования – не «допрашивать подозреваемого», а сопровождать абонента в его понимании собственной проблемы, создавая для этого комфортные психологические условия. Излишняя торопливость во« внедрении в тему» будет препятствовать раппорту:

– по мере раскрытия сужайте фокус проблемы закрытыми вопросами:

– собирайте более полную информацию обо всём, что связано с проблемой: люди, обстоятельства, отношения, ощущения, прошлое, настоящее;

– найдите противоречие, которое лежит в основе проблемы:

– выясните, как сам клиент видит свою проблему – обсудите его точку зрения;

– постарайтесь понять, из каких принципов, установок, ценностей он исходит, создавая проблемную ситуацию;

– если возможно, выясните отношение к данной проблеме других участников:

– сформулируйте вместе с абонентом данную проблему;

– раскройте свои возможности как консультанта:

84. Алгоритм консультирования клиента с суицидальными мыслями и намерениями.

Суици́д — преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и

Психологическим консультированием, по мнению другого автора, называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций

Консультант, встречающийся с клиентами, имеющими суицидные намерения, прежде всего обязан проанализировать собственные установки и чувства по отношению к самоубийству, знать их заранее. В работе никогда не следует скрывать свои подлинные чувства. Хороший контакт с консультантом может быть крепчайшей нитью, связывающей потерявшего надежду человека с жизнью. Иногда полагают, что обсуждение с клиентами возможности самоубийства только усиливает их намерения. Однако, как правило, беседа о чувствах, подталкивающих к самоубийству, уменьшает вероятность реализации побуждений.

Рассматривая очень серьезно любое намерение самоубийства, все же нельзя забывать о возможности манипулятивной угрозы с целью убедить консультанта в важности своей проблемы и претендовать на максимум его времени. Большинство симулянтов являются истерическими личностями. Встретившись в консультировании с депрессивным клиентом, высказывающим суицидные намерения, очень важно оценить риск их реализации. Если человек уже выбрал способ самоубийства, наверняка обеспечивающий смерть, и средство легко доступно, риск становится очень большим. Степень вероятности самоубийства консультант может выяснить, задавая клиенту косвенные вопросы. Эффективна тактика "постепенного" расспроса: Консультант: Как идут дела? Клиент: (пожимает плечами). Консультант: Не все хорошо? Клиент: (трясет головой). Консультант: Грустно? Клиент: (кивает головой). Консультант: Все кажется безнадежным? Клиент: Да. Консультант: Жизнь иногда кажется бессмысленной? Клиент: Иногда. Консультант: Часто ли Вы думаете, что хотели бы умереть? Клиент: Большую часть времени. Консультант: Возникает желание покончить с жизнью? Клиент: Иногда. Консультант: Обсуждали ли Вы, как это сделать? Клиент: Еще не зашел так далеко.

Основатель логотерапииВ.Франкл предлагает оценивать вместо вероятности самоубийства величину жизненного потенциала и спрашивать клиента не о причине нежелания жить, а о смысле жизни для него. Чем больше находится нитей, связывающих клиента с жизнью, тем менее вероятно самоубийство.

Существуют определенные правила консультирования лиц, намеревающихся совершить самоубийство :

1. С такими клиентами нужно чаще встречаться.

2. Консультант должен обращать внимание суицидного клиента на позитивные аспекты в его жизни. Например: "Вы упоминали, что прежде многим интересовались. Расскажите о своих пристрастиях" или "Всегда есть ради чего жить. Что Вы думаете об этом?". Такие вопросы помогают клиенту изыскать ресурсы для преодоления трудного этапа жизни.

3. Узнав о намерении клиента совершить самоубийство, не следует паниковать, пытаться отвлечь его каким - то занятием и прибегать к морализированию ("От этого ничего не изменится", "Знаете ли Вы, что все религии считают самоубийство величайшим грехом?"). Такая тактика лишь убедит клиента, что его никто не понимает и консультант - тоже.

4. Специалист должен привлечь к работе с клиентом между консультативными встречами значимых для него людей (близких, друзей).

5. Клиент должен иметь возможность в любое время позвонить консультанту, чтобы тот мог контролировать его эмоциональное состояние. 6. При высокой вероятности самоубийства следует принять меры предосторожности - проинформировать близких клиента, обсудить вопрос о госпитализации - обязанность консультанта в случае угрозы самоубийства - сделать максимум возможного, чтобы повлиять на выбор клиента в пользу жизни.

7. Консультант не должен позволять клиенту манипулировать собой посредством угрозы самоубийства.

8. Консультант обязан не забывать, что он не Бог и, невзирая на самые лучшие побуждения, не всегда способен воспрепятствовать самоубийству. Наибольшую ответственность за собственные действия несет сам клиент. Консультант не может полностью и единолично отвечать за клиента. Он лишь профессионально ответственен за пресечение реализации суицидных намерений. Однако неопровержима аксиома - если клиент действительно хочет покончить с жизнью, никто не способен остановить его.

Консультант должен знать специфику консультирования лиц, пытавшихся совершить самоубийство. Консультирование направляется на преодоление побуждений к самоубийству, которые еще остаются после неудавшейся попытки.

Что следует делать консультанту в работе с уцелевшими после суицида:

1. требуется неподдельная искренность,

2. сосредоточение и отдача всех своих духовных сил

3. Поддерживать клиента

4. Предоставлять возможность (право) на неоднократное обсуждение негативных событий

5. Выделять, что переживание это естественное состояние

6. Акцентирование внимание на то, что переживания являются естественным признаком

ЧТО НЕ СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ:

1. Начинать обсуждение основного конфликта

2. Делать замечание « Не стоит об этом говорить»

3. Давать неисполняемые обещания

4. Оправдывать и скрывать истинные поступкиЕсли работа консультанта завершилась неудачной.

АЛГОРИТМ 

1. Консультант должен быть готов к разговору о смерти и суициде. Для этого четко и ясно определите свое отношение:

– к смерти;

– самоубийству;

– суицидентам.

2. Вспомните собственные подобные мысли – вы поймали себя на желании поделиться ими с другими. Вы вспомнили страх непонимания и опасения прослыть сумасшедшим. Заверьте абонента в том, что вы его слышите и верите тому, что он говорит.

 «Я понимаю Вас и серьезно отношусь к Вашему заявлению».

3. Еще раз напомните о конфиденциальности и анонимности, это дает свободу высказываний:

 «Нас никто не слышит, Вы можете не опасаться за то,

что сказанное Вами перестанет быть тайной».

4. Определите, в какой форме делается заявление:

− в прямой или косвенной: «Я часто думаю о смерти», «Мне надоело жить»;

− шутливо или нарочито легко: «Я подумал, почему бы не повеситься когда-нибудь после дня рождения»;

− в виде жалобы: «Устал от вечных проблем, хоть в петлю»;

− с надеждой на помощь: «Если бы хоть кто-то меня остановил»;

− откровенно или слегка намекает: «В последнее время я смотрю фильмы про смерть и слушаю печальную музыку».

5. Не цепляйтесь за намек о самоубийстве, но он не должен пройти незамеченным. Отметьте для себя эту тему, вернитесь к ней позже.

6. Принимайте разговор свободно и открыто. Не удивляйтесь и не паникуйте. Не избегайте слов: смерть, самоубийство, покончить с собой. Но и не усугубляйте их.

7. Узнайте, давно ли у него такие мысли. Знает ли он, почему они появились? Они появились в связи с какими-то событиями?

8. Уделите внимание этим событиям или фактам. Найдите причину появления мыслей о суициде. Мысль пришла внезапно? Человек долго ее вынашивал, продумывал? Как часто приходит эта мысль?

9. Главное в консультировании – дать выход эмоциям, переполняющим человека. Отражайте его чувства, снимите напряжение, не скупитесь на время. Не останавливайте абонента. Помните, что он впервые проговаривает свои мысли.

10. Очень осторожно, по ходу беседы выясните: думал ли он, как это сделать? Есть ли у него план?

11. Оцените степень суицидальной опасности: насколько продуманы действия, добыты ли средства, подталкивает ли его кто-нибудь к суициду, стала ли мысль о самоубийстве навязчивой.

12. Перейдите к альтернативным выходам из создавшейся ситуации, которая оценивается как тупиковая. Проработайте проблему (по алгоритму интервью).

13. Спросите, первый или единственный ли вы человек, которому абонент поведал свои суицидальные мысли? Найдите в его окружении тех, кому он мог бы довериться и обсудить свою проблему.

14. Закрепите его надежду на помощь тем, что он может обращаться к вам тогда, когда подобные мысли появятся вновь.

15. Заверьте его в том, что мысли о собственной смерти и самоубийстве приходят к большинству людей. Главное, как ими распорядиться. Напомним, что ответственность за свою жизнь человек несет сам, равную ответственность человек несет и за тех, кто остается.

85. Алгоритм работы с потенциальным суицидентом при дистанционном консультировании.

суици́д — преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.

Для телефонного консультанта важно определить, на какой стадии суицидальной активности находится абонент. Это в первую очередь связано с оценкой суицидального риска и возможностей оказания помощи. Период возникновения пассивных суицидальных мыслей до реализации самоубийства сильно варьируется по длительности и зависит как от психологических особенностей абонента, так и от наличия возможностей получения хотя бы минимальной поддержки со стороны ближайшего окружения. В службе ТД, как правило, консультант имеет дело с обращениями абонентов, которые уже думали или думают о самоубийстве. Исходя из этических принципов консультирования, любой суицидальный звонок следует воспринимать как призыв о помощи. Он свидетельствует о том, что человек испытывает амбивалентные переживания и не хочет совершить роковой шаг. Главная задача – удержать человека в живых, сделать все возможное, чтобы помочь ему найти в себе силы справиться с аутодеструктивными тенденциями.

Суицидальный риск высок если:

-существует конкретный детализированный план;

-в данный момент имеется все необходимое для его реализации;

-выбранный способ самоубийства обладает высокой степенью летальности – чем более травматичен способ, тем серьезнее суицидальный риск, например, падение с высоты, бросок под поезд или автомобиль, использование огнестрельного оружия и т.п.;

-выполнена вся подготовительная работа (отданы долги, припасены похоронные принадлежности, написана предсмертная записка, где упоминается о формах страхования и (особенно!) отказе от имущества.

Также существует ряд других критериев, позволяющих оценить суицидальный риск:

- пол: мужчины чаще кончают собой, хотя женщины чаще пытаются это делать;

- возраст (к группам высокого риска относятся:

подростки,                             

мужчины 20-30 лет,

люди обоих полов старше 60 лет;

 - наличие ключевого стрессора (психотравмирующего события);

- наличие изменений в поведении – к кризисной симптоматике относят:

- депрессию,

- чувство безнадежности и беспомощности,

- тревожность,

- апатию,

 -разочарование,

- ярость,

- гнев,

- ожесточение.

Отягощающий фактор – алкоголизация или наркомания.

 - изоляция – эмоциональная или физическая: необходимо выяснить, есть ли у позвонившего кто-нибудь, кто может ослабить ощущение одиночества.

 - наличие внешнего социального окружения – если значимые другие знают о возможности суицида, но не предпринимают никаких усилий для его предотвращения (не вникают в личные обстоятельства, не верят заявлениям о намерении покончить с собой), риск является чрезвычайно высоким.

 Беседу с потенциальным суицидентом целесообразно построить по следующему примерному плану:

 1. Выразить свою заинтересованность личностью и судьбой собеседника.

 2. Задавать вопросы в прямой, искренней и спокойной манере, используя технику «активного слушания».

 3. Определить, насколько ясный образ будущего суицидального действия сформирован у собеседника:

-имеется ли у него суицидальный план,

-намечены ли у него время и место исполнения,

-были ли суицидальные мысли и попытки в прошлом,

-как он сам оценивает вероятность своего суицида.

 4. Выяснить причины и условия формирования суицидальных намерений, однако, не принуждая собеседника говорить о них, если рассказ для него слишком болезнен.

 5. Побудить его выразить свои чувства в связи с проблемной областью отношений.

 6. Спросить, приходилось ли ему рассказывать кому-либо о том, что он говорит сейчас. Этот вопрос поможет подтолкнуть собеседника к мысли, что, возможно, главная его проблема в социальной (само-) изоляции.

 7. Консультант должен быть готов к тому, он будет вовлечен (возможно, на длительное время) в психотерапевтическую работу с собеседником.

Чего не следует делать:

-игнорировать предупреждающие знаки о суицидальной наклонности;

-отвечать на заявления о суицидальных намерениях репликами типа: «Стоит ли говорить о вещах, которых все равно не совершите?». Подобные вопросы могут только заставить вашего собеседника пожалеть о том, что он воспользовался телефоном доверия;

-отталкивать его, если он решит разделить с вами вои проблемы;

-показывать, что вы шокированы заявлениями обратившегося;

-преуменьшать боль, переживаемую человеком (важно показать, что вы это понимаете);

-предлагать упрощенные решения типа «Все, что вам сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, на утро вы почувствуете себя лучше».

-вступать в дискуссию о допустимости самоубийства (сообщить только, что вы не хотите, чтобы люди уходили из жизни);

-не предлагать того, чего не в состоянии гарантировать (например:«Конечно, твои друзья тебе помогут»).

-обещать держать план суицида в секрете.

Алгоритм

Главная цель в разговоре с суицидентом – как можно дольше задерживать его в контакте с вами. Можно говорить о пустяках, мелочах, не по теме – но быть с ним.

1. Выберите спокойный, оптимальный режим разговора. Не торопитесь и не присоединяйтесь к трагически замедленному или эмоционально взвинченному ритму.

2. Проявите желание говорить об этом:

− не осуждайте;

− не жалейте;

− не отговаривайте;

− не запрещайте.

Установите доверительные взаимоотношения

3. Разъясните, какую помощь он может ожидать от телефона:

4. Вы знаете, что звонок суицидента – это надежда на помощь. Вы его поверенный. Выигрывайте время – разрядите состояние аффекта. Причина звонка – чувства, обуреваемые человеком.

Задавайте прямые вопросы о суицидальных чувствах: «Что вы сейчас чувствуете?», «Какие чувства вас переполняют в связи с этим?». Помните о противоречивости суицидента. Разговор о чувствах уменьшит страх перед суицидальными импульсами.

5. Суицидент испытывает невыносимую психологическую боль. Постоянно косвенно показывайте ему, от какой боли он бежит. Не призывайте к страданиям, а уменьшайте их.

6. Суицидент ощущает беспомощность и безнадежность,одиночество. Разорвите круг его одиночества: «Я с Вами»; «Я Вас выслушаю»; «Я участвую в обсуждении». Проговорите чувства:

− вины;

− стыда;

− любви.

7. Парафразами снижайте тревогу, сумятицу, хаос высказываний.

8. Получайте информацию:

− о самом абоненте (кто он? какой он?);

− о ситуации (что спровоцировало его на мысли о самоубийстве?).

9. Проясняйте основную проблему:

− сформулировал ли человек то, из-за чего он решил покончить с жизнью (суицид никогда не бывает бессмысленным);

− найдите смысл поступка;

− какая психологическая потребность не удовлетворена;

− смените облачение понятия «неудовлетворенные потребности»;

− от чего или к чему бежит человек;

− четко обрисуйте существующую жизненную ситуацию абонента (обстоятельства, окружение, интересы, чувства, мысли).

10. Суицидент не видит возможных вариантов выхода. Лучшее разрешение ситуации, по его мнению, – смерть:

− разберите все возможные и невозможные варианты выхода;

− оцените вместе каждый (только после снятия эмоционального напряжения);

11. Оцените суицидальный потенциал:

− возраст;

− пол;

− кризис;

− конкретизация деталей;

− доступность средств;

− степень летальности предполагаемого метода;

− симптомы: стресс, депрессия, тревога.

12. Оцените силы и ресурсы суицидента:

− если абонент способен реагировать на вас – это хороший знак;

− семья, родственники;

− друзья, работа;

− стиль жизни, стабильность;

− значимые лица;

− позитивные личностные качества абонента.

13. Обсудите, что можно сделать для мобилизации ресурсов и

управления суицидальной ситуацией:

− кого можно привлечь для уменьшения страданий и снижения давления жизненной ситуации;

− в чем он хочет быть услышанным; как это донести до значимых людей;

− как можно другим способом привлечь внимание к своей проблеме;

− как можно улучшить свои коммуникационные способности (особенно для молодых!).

14. Наметьте конкретные шаги:

Соблюдайте обязательное условие – кладет трубку сам абонент!

86. Алгоритм дистанционного консультирования детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, относятся: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды, имеющие недостатки в психическом и/или физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия (в т.ч. в семье); дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Трудная жизненная ситуация для несовершеннолетнего - это ситуация, субъективно воспринимаемая им как «сложная», вследствие чего он может нуждаться в поддержке и помощи специалистов для решения своей проблемы. Трудная жизненная ситуация также определяется трудной жизненной ситуацией семьи. Кроме того, к трудной жизненной ситуации относятся:

• ситуации жестокого обращения;

• психологического насилия;

• конфликтные ситуации в школе, в семье;

• ситуации острого горя (смерть близких, катастрофы и т.д.).

Кризисная ситуация (от греч. krisis — решение, поворот­ный пункт, исход) — это ситуация, требующая от человека значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер.

Алгоритм:

1) Определить это ТЖС или кризисная ситуация.

2) Определение тяжести

3) Если кризисная ситуация, то работаем с помощью принципов кризисной интервенции

Безотлагательная интервенция. Необходима, если кризис таит в себе опасности, ограничивает возможности для развития, поэтому интервенция не может быть отсрочена.

Самоопределение. Обратившийся к нам в момент кризиса человек вполне компетентен и способен выбрать свой собственный жизненный курс.

Действие. При кризисной интервенции специалист очень активно участвует во всем, что происходит с клиентом, для того чтобы оценить ситуацию и сформулировать план действий.

Ограничение целей. Минимальная цель кризисной интервенции — предотвратить катастрофу. В более широком смысле основополагающая цель состоит в восстановлении равновесия. Конечная цель может заключаться в том, чтобы сделать и то, и другое в совокупности с элементами развития.

Поддержка. В своей работе специалист должен предоставить клиенту поддержку, а именно быть «с ним», то есть помочь ему пройти через процесс преодоления кризиса.

Фокусирование на решении основной проблемы кризиса. Как правило, кризис — это состояние, которое приводит к неопределенности все стороны жизнедеятельности индивида. В таком случае интервенция должна быть достаточно структурирована, для того чтобы сфокусироваться на основной проблеме или проблеме, приведшей к кризису.

Имидж (образ кризисной ситуации). Для мобилизации энергии клиента поддержка должна быть оказана таким образом, чтобы оценить и понять имидж (образ кризиса), который создал себе клиент.

Уверенность в себе. Изначально клиент, находящийся в кризисе, должен рассматриваться как человек, нацеленный на обретение уверенности в себе и борющийся с зависимостью. Здесь необходим выверенный баланс самостоятельности клиента и потребности в поддержке

Дата: 2019-02-19, просмотров: 294.