Предмет и задачи возрастной психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Возрастная психология — это одна из об­ластей психологии. Предметами возрастной пси­хологии являются изучение и формирование представлений о психическом развитии детей каждого возрастного этапа и переходе из одно­го возраста в другой. Составляются психологи­ческие характеристики каждого возрастного этапа развития детей. Каждая возрастная ста­дия имеет свои неповторимые характеристики и внутренние условия развития. Возрастная пси­хология занимается изучением динамики про­цессов психики. Для возрастной психологии интересно понятие «возраст», которое Л. С. Вы­готский описал как некий цикл в развитии чело­века, который имеет собственную структуру и динамику. В процессе каждого цикла развития происходят психологические и физиологиче­ские изменения, которые не зависят от индиви­дуальных отличий и присущи всем людям (учи­тывая норму их развития).

Разделами возрастной психологии являются следующие:

  1. детская психология — отрасль психологиче­ской науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также зако­номерности функционирования ребенка как личности. Она занимается исследованием деятельности детей, особенностей этого про­ цесса. Сюда входят детские игры, овладение трудовыми навыками, особенности обучения;
  2. психология юности — отрасль психологиче­ской науки, занимающаяся изучением осо­бенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, исследо­ванием жизненных позиций детей, их стрем­лений к самоопределению;
  3. психология зрелого возраста изучает зако­номерности механизмов развития чело­века на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уров­ня в этом развитии, т.е. данный раздел воз­растной психологии занимается изучением особенностей личности, характерных для данного периода, а также исследованием кризисов зрелого возраста;
  4. геронтопсихология — отрасль психологиче­ской науки, изучающая психические явления и процессы, связанные со старением орга­низма, выявляющая инволюционные тенден­ции притупления и затухания некоторых психи­ческих функций, спад активности, ослабление психической устойчивости, исследующая ус­ловия личностной сохранности пожилых лю­ дей, психологическую помощь.

Понятие «возраст» разделяют на психологи­ческий и хронологический. Хронологическим называют паспортный возраст, т.е. зафикси­рованную дату рождения. Он является неким фоном для процессов психического развития и становления человека как личности. Психо­логический же возраст не связан с датой рож­дения, его не определяет количество психоло­гических процессов. Он зависит от внутреннего содержания, оттого, какие чувства, стремления, желания испытывает человек.

Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний. В центре внимания —различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека. Возрастная психология ставит своей задачей исследование целостного психического развития на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти, сверхзадача — изучение изменяющегося, развивающегося индивида в изменяющемся мире.

Предмет возрастной психологии — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Теоретические задачи возрастной психологии:

— изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека;

— периодизация психического развития в онтогенезе;

— изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.);

— установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний;

— исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

Практические задачи возрастной психологии:

— определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека;

— создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;

— возрастная и клиническая диагностика;

— выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;

— наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста).

Дата: 2019-02-19, просмотров: 228.