Концепции происхождения морали
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Основным предметом этики является мораль. Мораль – это принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Мораль как набор культурно-определенных целей и правил их достижения обычно усваивается индивидом, и он рассматривает эти правила как свои собственные и регулирует ими свое поведение, развивая в себе совесть.

2. Преимущественно выделяют две стадии становления морального поведения:

– дорефлексивная (групповая): нравственное поведение предшествует моральному сознанию и связано с оценкой со стороны группы;

– рефлексивная (личностная): нравственное поведение связано с внутренними осознаваемыми моральными принципами.

3. Существует несколько теорий касательно возникновения морали и моральных норм:

Натуралистическая теория: мораль понимается как стадия развития природных закономерностей (Г. Сренсер, Ч. Дарвин);

Социологическая теория: мораль – результат общественного соглашения (Т. Гоббс, Э. Дюркгейм);

Психоаналитическая теория: мораль возникает как реакция на чувство вины;

Антропологическая теория: мораль понимается как неотъемлемое качество человека (Аристотель, И. Кант);

Супернатуралистическая теория: мораль выводится из некоего высшего идеального или божественного источника (Платон, Фома Аквинский).

Категории этики

1. Категории этики — это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали. Это не только теоретические конструкции, образующие понятийный аппарат теории этики, а объективно существующие явления в сознании социума, включая и каждого его члена.

2. Общепризнанными, наиболее важными в теоретическом и практическом отношении категориями этики являются:

– добро и зло;

– благо;

– справедливость;

– долг;

– совесть;

– свобода и ответственность;

– достоинство и честь.

3. Добро и зло – это наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Добро понимается в своей исторической связи и взаимообусловленности с социальными явлениями. Не существует однозначно принятого определения добра.

В этике категория «добро» рассматривается в различных, но тесно связанных между собой аспектах:

– добро как объективное качество поступка, деятельности;

– добро как идеал, как идеальное явление, объединяющее всю совокупность положительных принципов и норм морали;

– добро как нравственная цель поведения, как мотив поступка;

– добро как моральное качество поступка, как то, что именуется добродетелью, нравственным качеством человека.

Формы проявления добра разнообразны. В отношении к труду — это, прежде всего, добросовестность, сознательное, творческое отношение к трудовой деятельности. В отношении к человеку — это гуманизм, доброжелательность, справедливость, чуткость, тактичность. Доброту человека определяют, прежде всего, его поступки, конкретные дела.

4. Зло как категория этики по своему содержанию противоположно добру. В категории «зло» обобщены и выражены представления о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Зло есть все, что противостоит общественному и личному благу, все, что направлено против добра. Любой поступок, направленный против нравственности, попирающий принципы гуманизма, справедливости и законности, является моральным злодеянием.

5. Справедливость и несправедливость. Как этическая категория, справедливость означает такое состояние явлений, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.

Несправедливость – противоположная справедливости категория. Несправедливость имеет место там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорциональны.

6. Долг –  этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающаяся в нравственной обязанности к ним в конкретных жизненных ситуациях (условиях), — это долг.

В долге выделяют две стороны:

объективная сторона: выражает непреложные общественные требования к человеку: необходимость трудиться, защищать родину, соблюдать правила общежития, не допускать нарушения правовых предписаний и т.д.

субъективная сторона: связана с осознанием каждым человеком требований общества в целом, отдельного коллектива и его внутренней готовностью сознательно выполнять их в повседневной своей жизни; долг в таком понимании выступает как нравственная задача, сформулированная человеком для самого себя на основании нравственных требований, обращенных ко всем.

7. Совесть как категория этики характеризует:

 – способность человека осуществлять нравственный самоконтроль;

– внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям морали;

– самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

8. Свобода представляет одну из традиционных проблем этики, возникающую в связи с проблемой морального выбора, определением условий, делающих такой выбор возможным (наличие альтернатив), осмыслением оснований выбора, активности личности в процессе его совершения. Последнее связано с ответственностью личности за результаты ее выбора.

Моральная ответственность проявляется как обратная сторона свободно принятого решения, как естественное следствие свободы выбора. Быть свободным, самостоятельным – значит быть ответственным. Свобода и ответственность находятся в прямой зависимости: чем шире свобода, тем больше ответственность.

Виды ответственности определяются тем, перед чем и за что человек несет ответственность:

–  ответственность перед самим собой;

– ответственность за конкретные действия и поступки перед другими людьми;

– ответственность перед миром и человечеством, проявляющаяся как забота о мире, вызванная тревогой о нем.

9. Моральная ценность личности, выражаемая категорией «честь», связана с его общественным статусом, конкретным положением в обществе, спецификой деятельности, выполняемой социальной ролью.

Поэтому понятие «честь» подразумевает требования к поведению («береги честь смолоду», «берет честь мундира» и т.д.). Включенность личности в различные социальные группы приводит к выделению таких понятий, как «честь судьи», «честь офицера», «честь ученого» и т.д., то есть профессиональной чести.

Основные этические системы

1. Будучи прикладной дисциплиной, этика предлагает ряд этических концепций, в которых выдвигаются основные принципы морального поведения. Этическая система – это совокупность взглядов, определяющих этический идеал для человека и дающих модель нравственного поведения.

2. Существуют следующие этические системы:

–  Этика Аристотеля: нравственное поведение – это поведение в полноте добродетелей. Человек должен учиться быть добродетельным, ни одна из добродетелей не является врожденной. Аристотель понимал добродетель как «золотую середину» между двумя пороками. Добродетельный образ жизни – единственный источник счастья.

–  Теологическая этика: в качестве этического идеала берется любовь и послушание по отношению к Богу. Моральные нормы совпадают с религиозными заповедями.

–  Этика Канта: моральный закон существует объективно, он знаком каждому, кто обладает разумом. Моральный закон выражается в форме категорического императива, согласно которому следует поступать так, как хочешь, чтобы поступали другие, и никогда не относиться к человеку как к средству достижения цели.

–  Утилитаризм – направление в этике, согласно которому моральная ценность поступка определяется его полезностью. Под пользой в данном случае понимается максимизация счастья для большего числа людей. Если достигнутый результат — благо, не имеет значения, что средства его достижения безнравственны: цель оправдывает средства, а средства при этом следует оценивать не как безнравственные, а как нравственные. Авторами утилитаризма считаются И. Бентам и Дж.С. Милль.

–  Прагматизм: под должным и правильным понимается поведение, ведущее в данной конкретной ситуации к наибольшему благу как для других людей, так и для самого действующего лица, под добром понимается то, что отвечает требованиям, за-даваемым ситуацией, а моральная задача человека усматривается в обеспечении наибольшей полноты блага в ситуации конфликтующих требований.

–  Этика ответственности: объектом ответственности человека должна быть не только его собственная жизнь, но также и окружающий мир и его будущее. Субъект должен взять на себя ответственность за желаемое будущее, он в ответе за любое принятое им решение.

–  Гедонизм – этическая теория, согласно которой высшим благом для человека является наслаждение, понимаемое как чувственное удовольствие, как отсутствие телесных страданий и как независимость, безмятежность духа.

–  Альтруизм – моральный принцип, согласно которому благо других людей ставится выше собственного и который предписывает заботиться о благополучии и счастье ближнего, принося в жертву собственные интересы и привязанности.

Перфекционизм – совокупность этических и моральных учений, в основе которых лежит представление, что в достижении некого идеала посредством личного совершенствования состоит конечная цель человека, а под добрым и должным понимается все то, что этому способствует.

–  Разумный эгоизм – этическое учение, предполагающее, что все человеческие поступки имеют основанием эгоистический мотив (желание блага себе).

–  Гуманизм – принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.

Философия и смысл жизни

1. Смысл жизни – философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный человека смысл жизни.

2. Смысл жизни не дан человеку извне. Каждому человеку он открывается по-разному. Найти смысл жизни единый и общий для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое – надежды каждой данной эпохи.

Смысл жизни - это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, на которые человек ориентируется в своей жизни. Он может меняться в зависимости и от исторических условий существования человека, и от его возрастных особенностей.

Жизненная позиция личности

1. Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает определенную жизненную позицию.

Жизненная позиция – это отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках. Выделяются две основные жизненные позиции:

– пассивная (конформистская) направлена на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам;

активная направлена на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией

2. Конформистская жизненная позиция бывает:

– авторитарно-конформистская. Человек в своем поведении ориентируется на поведение и взгляды отдельного, очень влиятельного и авторитетного человека;

– групповая конформистская. Отдельный человек, жестко придерживается норм, принятых в группе;

– общественно-конформистская. Отдельный индивид подчиняется нормам общества.

3. Активная жизненная позиция это:

– активное, самостоятельное поведение по отношению к другим индивидам, но подчинение лидеру группы;

– подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе;

– игнорирование общественных норм и активное стремление «найти себя» вне общества в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах;

– непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других изменить всю окружающую действительность, например, революционеры.

Вопросы и задания

1. Раскройте понятия «этика» и «мораль». В чем между ними разница?

2. Каковы функции этики?

3. Перечислите теории происхождения морали.

4. Назовите наиболее известные категории этики.

5. Сравните две любые этические системы.

6. Объясните содержание философской проблемы смысла жизни.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 254.