ОХРАНА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В БАНКОВСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

12.00.03 – Гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

 

Диссертация

на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

 

 

Научный руководитель:

доктор юридических наук,

профессор Д.Х. Валеев

 

Казань – 2018

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В БАНКОВСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ…….……..17

§1. Понятие и виды потребительских банковских правоотношений…….….….…17

§2. Субъекты потребительских банковских правоотношений..…….………..….…31

§3. Система гражданско-правовых средств охраны и защиты прав потребителей в банковских правоотношениях………………………………………………….…….47

ГЛАВА II. СДЕЛОЧНЫЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОХРАНЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В БАНКОВСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ………..….63

§1. Гражданско-правовые средства охраны прав потребителей в кредитных банковских правоотношениях…………………………………………………..……63

§2. Гражданско-правовые средства охраны прав потребителей в правоотношениях по поводу банковского вклада, банковского счета, выпуска ценных бумаг…………..………………………………………………….……..…..…………78

§3. Гражданско-правовые средства охраны прав потребителей в расчетных банковских правоотношениях……………………...……………..…...……………95

ГЛАВА III. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В БАНКОВСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ…….……………110

§1. Средства внесудебной защиты прав потребителей в банковских правоотношениях……..………………………………………………………….…..110

§2. Средства судебной защиты прав потребителей в банковских правоотношениях…………………………………………………………………….126

§3. Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей в банковских правоотношениях………………………………………………………136

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………………...159

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, МАТЕРИАЛОВ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..………….……172

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы настоящего диссертационного исследования обусловлена спецификой потребительских банковских правоотношений, их распространенностью, динамикой их развития, значимостью, сложностью и высокими требованиями к их безопасности и стабильности и складывается из нескольких аспектов. 

Экономический аспект актуальности настоящего диссертационного исследования ярко проявляется в данных Центрального банка Российской Федерации. По состоянию на 01 апреля 2018 года объем привлеченных кредитными организациями вкладов (депозитов) физических лиц составил более 26 триллионов рублей. Задолженность по кредитам, предоставленным физическим лицам-резидентам составила более 12 триллионов рублей. Объем несанкционированных операций с использованием платежных карт также согласно данным Центрального банка РФ за 2017 год составил 961,3 миллионов рублей. Данные цифры составляют, примерно, половину  валового внутреннего продукта России, при этом последнее десятилетие наблюдается постоянный их рост. Ежегодно растет и количество счетов, открытых учреждениями банковской системы России физическим лицам, и по состоянию на 01 июля 2018 года составило почти 893 миллиона.

Особый правовой статус потребителя как физического лица, как правило, не обладающего специальными познаниями в какой-либо отрасли экономики, техники и т.п., требует выделения и социального аспекта актуальности темы настоящего диссертационного исследования. Согласно Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы «В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых и трудных для понимания финансовых инструментов вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными для большинства стран мира». Несмотря на значительные усилия, предпринимаемые Министерством финансов Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иными органами исполнительной власти как федеральной, так и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе в ходе реализации Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016 - 2018 годов, уровень финансовой в Российской Федерации, как отмечается в вышеуказанной Стратегии, остается пока еще достаточно низким. Данное обстоятельство требует особого подхода в правовом регулировании потребительских банковских правоотношений, что в настоящее время в недостаточной степени учтено в законодательстве Российской Федерации и слабо исследовано наукой.

В качестве еще одного индикатора социального аспекта актуальности темы охраны прав потребителей в банковских отношениях можно привести результаты исследования, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в ноябре 2015 г. в партнерстве с Союзом защиты прав потребителей финансовых услуг «Финпотребсоюз», согласно которому 50% опрошенных считали себя незащищенными как потребители финансовых услуг.

Говоря о правотворческом аспекте актуальности темы настоящей работы, следует отметить, что законодатель уделяет значительное внимание совершенствованию правового регулирования охраны прав потребителей в банковских отношениях. Так, за последние пять лет были приняты специальные законы «О потребительском кредите (займе)», «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Верховный Суд Российской Федерации в 2017 году выпустил новый Обзор судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг. Между тем следует отметить, что вектор развития и совершенствования законодательства об охране прав потребителей смещен в сторону лишь кредитных правоотношений, не уделяя должного внимания иным потребительским банковским отношениям (депозитным и внедепозитным, банковским переводам и др.). Реформа положений гражданского законодательства в части финансовых сделок согласно Федеральному закону от 26.07.2017 № 212-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» также весьма скудно коснулась вопросов охраны прав потребителей.

Правоприменительный аспект актуальности темы настоящего исследования выражается в том, что отмеченное выше недостаточное внимание законодателя к проблеме низкой финансовой грамотности потребителя банковских услуг порождает нарушения и/или злоупотребления со стороны исполнителей банковских услуг (кредитных организаций) и проблемы в правоприменительной практике. Согласно Докладу Роспотребнадзора «О состоянии защиты прав потребителей в финансовой сфере в 2016 году», в 2016 году основные показатели банковской сферы экономики несколько улучшились, отмечались рост количества выдаваемых потребителям кредитов и увеличение количества вкладов со стороны физических лиц. Тем не менее, риски, связанные, с одной стороны, с падением заработков граждан, закредитованностью части заемщиков, наличием вкладов в банках с низкой репутацией свыше застрахованной суммы, а с другой стороны, с желанием недобросовестных банков и иных кредитных организаций воспользоваться несовершенством законодательного регулирования и недостаточно высоким уровнем финансовой грамотности многих потребителей, продолжают существовать.

Вышеизложенные обстоятельства предопределили выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы исследования.

Исследованию темы охраны прав потребителей в банковских правоотношениях в науке гражданского права уделено недостаточное внимание.

В настоящее время можно выделить несколько кандидатских диссертаций, посвященных проблемам охраны прав потребителей в отдельных гражданско-правовых банковских правоотношениях.

Среди них диссертация Е.А. Никифоровой «Гражданско-правовое регулирование защиты прав потребителей банковских услуг по законодательству Российской Федерации» (2012 года). Данную работу можно считать первым диссертационным исследованием по данной тематике. Однако со времени написания работы прошло уже более шести лет. За это время сами банковские правоотношения, в том числе потребительские, претерпели значительные изменения, появилось новое законодательство. В отличие от работы Е.А. Никифоровой, настоящее диссертационное исследование проведено с использованием иного, инструментального подхода. В основу структуры настоящего диссертационного исследования заложена ранее не использовавшаяся в диссертациях классификация банковских правоотношений, что позволило охватить практически весь спектр потребительских банковских отношений.

Следующим значимым диссертационным исследованием является работа С.А.Румянцева, «Формирование общих положений гражданско-правовой концепции защиты прав потребителей банковских услуг» (2014 года). Особо данную работу выделяет то, что автором уделено внимание значению императивного метода в регулировании потребительских банковских правоотношений, прежде всего для противодействия недобросовестным условиям в договорах потребительского кредита. В нашем исследовании данный аспект развит, в том числе применительно к иным потребительским банковским правоотношениям. Кроме того, объект диссертационного исследования С.А.Румянцева ограничен общественными отношениями, выстраиваемыми только банками (а не иными кредитными организациями) и потребителями лишь по поводу банковского вклада, счета, кредита. В настоящей же работе более подробно исследованы правосубъектные и защитные правовые средства охраны прав потребителей в банковских правоотношениях.

Диссертация С.С.Демченко «Правовое регулирование потребительского кредитования в Российской Федерации» (2012 года), так же как и вышеуказанная работа Е.А Никифоровой, написана до принятия и вступления в силу закона о потребительском кредите (займе). Кроме того, работа С.С. Демченко посвящена анализу лишь одной из групп банковских правоотношений с участием потребителя – потребительском кредите (займе).

В диссертации Л.В.Кравченко «Обеспечение прав и законных интересов сторон в договоре потребительского кредита» (2012 года) исследуются некоторые аспекты заключения и исполнения договора потребительского кредита.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время в юридической науке исследованы не все аспекты охраны прав потребителей и не во всех банковских правоотношениях, в том числе недостаточно развита идея расширения императивного метода правового регулирования охраны прав потребителей в банковских правоотношениях.

Целью исследования является формирование целостного научного представления о системе гражданско-правовых средств охраны прав потребителей с учетом особенностей банковских правоотношений.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

- выявить правовую природу, сформулировать понятие и дать классификацию потребительских банковских правоотношений;

- определить особенности субъектного состава потребительских банковских правоотношений;

- построить систему гражданско-правовых средств охраны прав потребителей в банковских правоотношениях;

- выявить сделочные средства охраны прав потребителей и особенности их реализации:

ü в кредитных банковских правоотношениях,

ü в правоотношениях о поводу банковского вклада, банковского счета, выпуска ценных бумаг,

ü в расчетных банковских правоотношениях.

- раскрыть содержание мер гражданско-правовой ответственности за нарушения прав потребителей в банковских правоотношениях;

- выявить средства внесудебной и судебной защиты прав потребителей в банковских правоотношениях.

Объектом исследования являются потребительские банковские правоотношения и средства охраны прав потребителей в них.

Предмет исследования составили нормы гражданского, гражданско-процессуального и банковского права, законодательства о защите прав потребителей, о потребительском кредитовании, доктринальные положения гражданского права в сфере защиты прав потребителей в целом и в банковских правоотношениях в частности.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили труды таких ученых, как:

в теории права: С.С.Алексеев, В.И.Гойман, В.В,Диаконов, А.А.Жиленко, А.В,Малько, А.В.Мелехин, Л.А,Морозова, В.А.Сапун, Р.О.Халфина, К.В.Шундиков;

в сфере гражданского права и защиты прав потребителей (в том числе в банковских отношениях): А.М.Аврах, И.А.Андреев, И.З.Аюшеева, С.Ю.Баранов, Н.А.Баринов, М.И.Брагинский, С.Н.Быков, А.С.Васильев, В.В.Витрянский, Г.Р.Гафарова, Л.Ю.Грудцына, С.С.Демченко, М.Д.Ефремова, И.А.Зенин, Н.В.Козлова, К.В.Костина, Л.В.Кравченко, О.В.Кузнецова, М.В.Курепина, Б.С.Монгуш, А.Е.Никифорова, В.С.Петрищев, Б.И.Пугинский, С.А.Румянцев, М.В.Севостьянов, А.П.Сергеева, А.А.Спектор, С.А.Степанова, Е.А.Суханов, Ю.К.Толстого, З.М.Фаткудинова, Ю.Б.Фогельсон, М.Ю.Челышев, С.А.Шаронов, Л.А.Шашкова, Г.Ф.Шершеневич;

в банковском праве: М.М.Агарков, В.С.Белых, Ф.М.Бокова, А.Г.Братко, А.В.Васильев, А.Ю.Викулин, С.И.Виниченко, Д.А.Гаврин, К.В.Данилин, Е.Н.Едронова, Л.Г.Ефимова, Е.Ф.Жукова, И.С.Иванов, О.М.Иванов, И.А.Киселева, О.А,Крючков, А.Я.Курбатов, О.И.Лаврушин, О.М.Олейник, П.А,Тамаров, К.А.Тихомиров, Г.А.Тосунян, А.М.Экмалян.

Эмпирическую базу исследования составила правоприменительная практика судов по спорам потребителей с кредитными и иными организациями по поводу оказываемых им банковских услуг.

Методологическую основу диссертационного исследования составили общенаучные методы познания: анализ (в том числе логический и системный), синтез, сравнение, аналогия, дедукция, индукция, обобщения, экспертные оценки, контент-анализ, -  и методы, используемые в юридической науке: нормативный, межотраслевой, правовое моделирование и другие. В частности, при написании первой главы «Общие положения о гражданско-правовой охране прав потребителей в банковских правоотношениях» применялись методы обобщения, индукции и дедукции, методы системного анализа. При написании второй главы «Сделочные гражданско-правовые средства охраны прав потребителей в банковских правоотношениях использовались преимущественно методы сравнения, аналогии, системного анализа. В третьей главе «Гражданско-правовые средства защиты прав потребителей в банковских правоотношениях» применялись преимущественно методы контент-анализа, анализа, экспертных оценок, межотраслевой.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что автором сформировано целостное научное представление об охране прав потребителей в банковских правоотношениях и на основе инструментального подхода обоснована необходимость специального, детализированного правового регулирования не только потребительских кредитных правоотношений, но и всех остальных потребительских банковских правоотношений, с преобладанием императивного метода.

Впервые в науке гражданского права сформулировано авторское определение понятия потребительских банковских правоотношений, по характеру банковских правоотношений проведена их классификация, уточнен субъектный состав этих правоотношений.

Обосновано выделение конкретных гражданско-правовых средств императивного характера, которые должны быть использованы при охране прав потребителей не только в кредитных, но и во всех банковских правоотношениях.

Доказана необходимость применения специальных мер ответственности за нарушения прав потребителей в банковских правоотношениях и средств их защиты.

Новизна исследования заключается также в нижеследующих основныхположениях, выносимых на защиту:

1. Сформулировано авторское определение понятия потребительских банковских правоотношений как гражданско-правовых отношений, складывающихся по поводу осуществления кредитными организациями и в случаях, прямо предусмотренных законом, иными организациями банковских операций и сделок с физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

2. Предлагается и обосновывается авторская классификация потребительских банковских правоотношений по характеру самих отношений:

- банковские правоотношения потребительского кредита, в которых банк или иная организация участвует как кредитор;

- потребительские банковские правоотношения, в которых банк или иная организация выступает должником: отношения по поводу банковского вклада, банковского счета, выпуска ценных бумаг;

- потребительские банковские расчетные правоотношения.

3. Наряду с основными субъектами потребительских банковских правоотношений автором выявлены также так называемые «факультативные» субъекты (например, оператор платежной системы, оператор услуг платежной инфраструктуры, банковский платежный агент, банковский платежный субагент, бюро кредитных историй, лица, осуществляющие деятельность по возврату просроченной задолженности), выполняющие определенные обязанности на некоторых этапах этих отношений. В связи с этим предлагается распространить на них действие положений законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.

4. В целях уменьшения типичных нарушений прав потребителей в банковских правоотношениях обоснована необходимость не только более императивного, но и более детализированного правового регулирования этих отношений, в том числе на уровне типовых форм договоров. По мнению автора, это даст возможность нивелировать низкий уровень финансовой грамотности потребителей и уменьшить злоупотребления со стороны кредитных и иных организаций.

5. В потребительских правоотношениях по поводу банковского вклада, банковского счета и выпуска ценных бумаг предлагается реализация следующих специальных сделочных гражданско-правовых средств:

- единые требования к структуре, содержанию и оформлению договоров с потребителями;

- запрет на добавление дополнительных, невыгодных для потребителя условий в порядке присоединения;

- ограничение на одностороннее изменение существенных условий договора;

- запрет безакцептных списаний денежных средств с банковского счета.

6. В потребительских расчетных банковских правоотношениях предлагается реализация следующих специальных сделочных гражданско-правовых средств:

- запрет на одностороннее списание комиссии со счета потребителя за так называемый «технический овердрафт»;

- обязанность исполнителя подробно информировать об услуге перевода денежных средств;

- запрет на односторонний отказ исполнителя в совершении банковской операции;

- специальные (повышенные) меры ответственности за незаконное списание денежных средств со счетов пластиковых карт.

7. Доказывается необходимость применения специальной неустойки и штрафа за несвоевременное оказание банковских услуг потребителям и за несвоевременное удовлетворение требований потребителя, предусмотренных Законом о защите прав потребителей. В связи с этим обосновывается противоречивость правовых позиций Верховного Суда РФ относительно приоритетности положений части второй Гражданского кодекса РФ по отношению к Закону о защите прав потребителей по вопросам использования вышеуказанных санкций.

8. Предложено в целях противодействия злоупотреблениям кредитных и иных организаций в договорах с потребителями распространить ограничение на включение в них оговорок о передаче спора на рассмотрение третейского суда и об изменении подсудности, установленное Законом о потребительском кредите (займе), на все потребительские банковские правоотношения.

Теоретическая значимость диссертационного исследования обуславливается актуальностью избранной проблематики и новизной исследуемых вопросов и выражается в формировании научного подхода к вопросам охраны прав потребителей в банковских правоотношениях. Положения данной диссертации могут быть применены в дальнейших научных исследований в области совершенствования механизма охраны прав потребителей в банковских правоотношениях.

Практическая значимость результатов настоящего исследования заключается в возможности их использования:

- законодательными органами с целью совершенствования правового регулирования потребительских банковских правоотношений;

- в практической деятельности субъектов гражданских правоотношений;

- в правоприменительной деятельности;

- в преподавании дисциплин по гражданскому праву, по защите прав потребителей.

Апробация исследования. Диссертационная работа выполнена и обсуждена на кафедре экологического, трудового права и гражданского процесса Казанского (Приволжского) федерального университета.

По теме исследования опубликовано десять работ, в том числе четыре статьи в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства науки и высшего образования Российской Федерации для публикации результатов диссертационных исследований на соискание ученой степени кандидата и доктора наук, а именно:

1) Фатхутдинова Г.Д. Особенности правового статуса субъектов потребительских банковских правоотношений // Международный научно-практический журнал «Современное право». № 8. 2016. ISSN 1991-6027. C. 92-98.

2) Г.Д. Фатхутдинова. Процессуальные особенности защиты прав потребителей в банковских отношениях // Вестник гражданского процесса. № 5. 2016. С. 236-255.

3) Проблемы взыскания неустойки при защите прав потребителей в банковских отношениях // «Современное право», № 11. 2016. ISSN 199126027. С. 66-72.

4) Ruslan Borisovich SITDIKOV, Gulnara Damirovna FATHUTDINOVA, Damir Khamitovich VALEEV. The System of Civil Remedies for Consumer Rights Protection in Banking Relationships // Astra Salvensis. Review of History and Culture Supplement No. 2/2017. P. 363-373.

5) Фатхутдинова Г.Д. Актуальные проблемы охраны прав потребителей в кредитных отношениях // Вестник экономики, права и социологии, 2018, № 2, С. 142-146.

6) Фатхутдинова Г.Д. Понятие гражданско-правовых банковских правоотношений // XI Всероссийская научно-практическая конференция «Державинские чтения»: сб. ст. / отв. ред. О.И. Александрова; (ВГУЮ (РПА Минюста России). – М.: ВГУЮ (РПА Минюста России), 2016. – 580 с. – 1000 экз. – ISBN 978-5-00094-231-4 ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ БАНКОВСКИХ ОТНОШЕНИЙ – Державинские чтения (Сборник). – С. 277-281.

7) Фатхутдинова Г.Д. Проблемы понятия гражданско-правового средства // Шості юридичні диспути з актуальних проблем приватного права, присвячені пам’яті Є. в. васьковського : (до 150-річчя від дня його народження) : матеріали Міжнародної науково-практичної конференції (Одеса, 20–21 травня 2016 р.) / упоряд. і відповід. ред. і. с. канзафарова ; Одес. нац. ун-т ім. і. і. Мечникова. — Одеса : Астропринт, 2016. — 540 с. ISBN 978–966–927–142–6. С. 24-30.

8) Фатхутдинова Г.Д. Проблемы охраны прав потребителей при осуществлении операций с банковскими картами / Межвузовский круглый стол студентов и аспирантов «Проблемы защиты прав потребителей на современном этапе развития законодательства и судебной практики», приуроченный к Всемирному дню защиты прав потребителей (15 марта 2015 г.): сборник научных статей. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. – 67 с. С. 64-66.

9) Фатхутдинова Г.Д. Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей в банковской сфере // Юридические санкции: общетеоретические и отраслевые аспекты: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Казань: Отечество, 2018. – 585 с. ISBN 978-5-9222-1255-7. С. 318-326.

10) Фатхутдинова Г.Д. Охрана прав потребителей во внедепозитных банковских отношениях // Вопросы современного российского права: перспективы и решения: Сборник научных трудов III Международной заочной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов, приуроченной к 25-летию Конституции РФ, 09 апреля 2018 года. Том 2. – Саратов: Амирит. – 138 с. ISBN 978-5-907035-49-2. С. 121-124

Основные результаты диссертационного исследования представлены к обсуждению на следующих научно-практических конференциях:

1) Фатхутдинова Г.Д. Актуальные проблемы охраны прав потребителей в депозитных банковских правоотношениях / Межвузовский круглый стол студентов и аспирантов «Проблемы защиты прав потребителей на современном этапе развития законодательства и судебной практики». Г. Казань. 14 марта 2016 года.

2) Фатхутдинова Г.Д. Особенности судебной защиты прав потребителей в банковской сфере. / Программа итоговой научной конференции Казанского университета за 2015 год. 04.02.2016. Казанский (Приволжский) Федеральный Университет.

3) Фатхутдинова Г.Д. «Проблемы защиты прав потребителей в банковской сфере в третейских судах» / Программа Ежегодного симпозиума журнала «Вестник гражданского процесса» «2016 – Казанский Aрбитражный День: развитие верховенства права и региональные проблемы». 30.09.2016. Г. Казань. Казанский (Приволжский) Федеральный Университет.

4) Фатхутдинова Г.Д. Проблемы исполнения судебных решений по делам о защите прав потребителей в банковской сфере. // Программа XII Всероссийской научно-практической конференции «Державинские чтения». Г. Казань.17-19 октября 2016 года., с. 44. С. 22.

5) Фатхутдинова Г.Д. Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей в банковской сфере // Программа V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Юридические санкции: общетеоретические и отраслевые аспекты», г. Казань, 27 октября 2017 г.

6) Фатхутдинова Г.Д. Охрана прав потребителей во внедепозитных банковских отношениях // III Международная заочная научно-практическая конференция студентов, магистрантов и аспирантов «Вопросы современного российского права: перспективы и решения». 09 апреля 2018 года. СГЮА.

7) Фатхутдинова Г.Д. Проблемы правовых позиций Верховного Суда РФ в Обзоре от 27.09.2017 в части защиты прав потребителей банковских услуг / Программа V Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции развития гражданского законодательства и цивилистического процесса», г. Казань, 5 апреля 2018 г.

8) Фатхутдинова Г.Д. Правовой статус исполнителя потребительских банковских услуг // Программа Международной научно-практической конференции, посвящённой 55-летию юридического факультета АлтГУ ««Правовые системы России и стран Центральной Азии: проблемы развития и взаимовлияния». 24-25 мая 2018 г., Барнаул, Алтайский государственный университет.

9) Фатхутдинова Г.Д. Информационные технологии и охрана прав потребителей в банковских отношениях / Программа XIV Международной научно-практической конференции «Державинские чтения» «Информационные технологии в праве и правовые условия развития цифровой экономики России» (12 – 14 сентября 2018г. Казанский (Приволжский) Федеральный Университет).

10) Фатхутдинова Г.Д. Проблемы доказательств и доказывания в спорах с потребителями банковских услуг / Программа Ежегодного Симпозиума журнала «Вестник гражданского процесса» «2018 - Доказательственное право в цивилистическом процессе: современное состояние и перспективы развития». 5 октября 2018 г., Казань, Арбитражный суд Поволжского округа.

 

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В БАНКОВСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

 

Дата: 2019-02-18, просмотров: 1002.