Общие черты авторских школ (Г.К. Селевко)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1) инновационность;

2) альтернативность;

3) концептуальность;

4) систематичность и комплексность;

5) социально-педагогическая целесообразность;

6) реальность и эффективность.

Адаптивная школа или «школа для всех» - Е.А. Ямбург - предназначена и для одаренных детей, для обычных детей, а также детей, нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении. Во главе ставит физическое, психическое и нравственное здоровье учащихся. На основе адаптации школы с различным категориям учащихся решается задача - сохранение личности воспитанника в сложных обстоятельствах.

Школа самоопределения - А.Н. Тубельский - В основе ее - идея свободного выбора, формирования способности к самоопределению и самореализации личности. Школьники пользуются правом выбора предметов, тех или иных лабораторий; занимаются по индивидуальному плану. Широко используется метод «погружения» в предмет, реализуется идея «пробы сил» т на «продвинутых» уровнях, в «продвинутых» учебных курсах.

Школа диалога культур - М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, B.C. Библер - В основе - идея о диалогичности любой культуры. Все культуры: античная, средневековая и т.д. - выступают как собеседники с 3 по 11 классы. Личность ребенка активизируется на максимально вопросительном отношении к миру, на постоянной проблематизации научных, нравственных, житейских ситуаций.

«Ноосферная» школа - А. Буровский - В основе концепции идея гармонического развития растущего человека средствами системного освоения мира природы и мира культуры, подбора учебного материала, отражающего глобальные и региональные социальные и экономические проблемы, понимание детьми окружающего мира и себя в нем как целостной системы.

 

НОВОВВЕДЕНИЯ (с 2013г.)

В соответствии с Частью 5 статьей 17 - стандарты должны определить формы получения образования и формы обучения по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

Классификация форм получения образования и форм обучения относительно новое явление для российского образования. Покажем на схеме что они из себя представляют:

Таким образом, стандарт должен определить две очень важные вещи. Во-первых для каждого уровня образования можно ли его получать в организации и вне организаций, а также может ли оно быть получено в различных формах: очной, очно-заочной, заочной, семейного образования или самообразования.

Но это еще не все, поскольку часть 4 статья 17 говорит о том, что допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Таким образом, возможных сочетаний может быть достаточно много.

 

Особенность формирования стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Еще один новый сюжет, связанный со стандартами заключается в том, что теперь в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

 

 

ТЕМА: УЧИТЕЛЯ-НОВАТОРЫ

То новое, что принесли учителя-новаторы в педагогику можно охарактеризовать одной общей фразой - педагогика сотрудничества. При таком подходе к обучению учитель и ученик из положения начальника и подчиненного становятся равноправными партнерами, пытающимися сообща постичь истину на уроке.

Педагогическая деятельность должна иметь гумани­стическую направленность. Это означает, что все дейст­вия педагога подчинены реальным интересам личности ребенка, учащегося, взрослого человека.

Задача педагога заключается в оказании влияния на поведение ученика с целью его по­следующего изменения, то есть, осуществить педагоги­ческое воздействие гуманистического, а не авто­ритарного характера.

Гуманистическая направленность личности учителя является ведущим типом направлен­ности, она предопределяет гуманистический характер профессиональной деятельности, выражающийся в осоз­нании, разработке и реализации задач по оказанию педагогической помощи воспитанникам в их индивиду­ально-личностном развитии и становлении. Гуманисти­ческая направленность личности формируется на базе общечеловеческих ценностей (специфических социаль­ных определений объектов окружающего мира, выявляющих их положительное или отрицательное значение на человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное, безобразное).

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса[1].

В современной педагогической культуре, являющей­ся частью культуры общечеловеческой, достойное место занимают прогрессивные концепции, утверждающие необходимость уважительного отношения к личности ребенка, признание и защиту его прав на свободу и раз­витие, гуманистические и демократические принципы его воспитания и образования[2].

Далее мы кратко охарактеризуем методические и педагогические находки учителей-новаторов, а также их гуманистический и творческий характер.

ШАТАЛОВ В. Ф.

Методическая система донецкого педагога В. Ф. Шаталова позволяет успешно решить одну из труднейших педагогических задач – приобщить каждого школьника к ежедневному напряженному умственному труду, воспитать познавательную самостоятельность как качество личности, укрепить в каждом ученике чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях.

Область педагогического творчества Шаталова довольно разнообразна. Она включает в себя обучение математике, физике, истории в средней общеобразовательной школе, нас же, прежде всего, интересует новаторский опыт, применяемый им при обучении истории.

Сущностью опыта В.Ф. Шаталова является создание эффективной организационно-методической системы обучения ряда предметов в общеобразовательной школе. Новаторство этого опыта заключается в создании и использовании наглядных схем-опорных сигналов, включающих несколько параграфов изучаемого материала.

Методика Шаталова исходит из того, что все дети - без исключения - способны успешно овладеть школьной программой.

Учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира, воспитывать в нем чувство человеческого достоинства, составляющая которого - осознание ответственности за свои поступки перед собой, товарищами, школой, обществом. От веры учителя в возможности каждого своего ученика, от его настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи его учеников на трудном пути познания.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 472.