Теоретические основы исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение. 3

Общая характеристика работы.. 6

Глава 1  Теоретические и методологические основы исследования. 8

1.1 Теоретические основы исследования. 8

1.2 Методология исследования. 18

Глава 2  История создания и развития студии во имя святого Иоанна Воина, тематика и жанровое разнообразие. 20

2.1 История создания и развития студии во имя святого Иоанна Воина. 20

2.2 Тематика и жанровое разнообразие. 27

2.2.1 Тематика и жанровое разнообразие в игровом кино. 27

2.2.2 Тематика и жанровое разнообразие в неигровом кино. 33

2.2.3 Тематика и жанровое разнообразие в анимации. 38

Глава 3  Опыт создания документального фильма «Невеста и Свет» на студии во имя святого Иоанна Воина. 42

3.1 Организационно-творческие проблемы при создании документального фильма «Невеста и Свет». 42

3.2 Анализ творческого потенциала студии на примере создания документального фильма «Невеста и Свет». 52

Заключение. 59

Список использованных источников. 63

1. Научные статьи, публикации, книги. 63

2. Статьи о деятельности студии. 65

3. Материалы, полученные на студии. 70

Приложение А.. 72

Приложение Б. 73

 


 


Введение

 

 

Кино, являясь особым видом искусства и развлечения, источником просвещения и пропаганды, представляет собой одно из действенных средств формирования массового сознания. Имея весьма широкий спектр возможностей, этот аудиовизуальный способ передачи информации содействует укреплению, либо ослаблению морально-этических норм. В связи с этим, сегодня чисто научный, искусствоведческий или обыденный интерес к кино переходит в плоскость фундаментальных вопросов, как например, сохранение и передача моральных ценностей.

Весьма показательным это может быть на примере деятельности киностудии во имя святого Иоанна Воина. Изучение жанрового и тематического разнообразия творчества студии во имя святого Иоанна Воина позволит более четко определить роль кинематографа в современном светском и церковном обществе.

При этом целесообразно проводить анализ в трех ключевых аспектах – историческом, деятельностном и культурологическом, каждый из которых относится соответственно к определенному аспекту киноискусства. Проведенное в подобном направлении исследование позволит углубленно изучить весь сложный комплекс деятельности частной киностудии как объекта хозяйствования и творческой единицы нового типа.

Содержание деятельности киностудии во имя святого Иоанна Воина связано с его спецификой, направленностью к зрителям, отражением социально-исторических потребностей, запросов и интересов. В свою очередь, понимание сущности предназначения и функционирования киностудии способствует оптимальной организации ее деятельности и осмыслению ключевых для киностудии и белорусского кино векторов.

Однако, в настоящее время степень изучения деятельности студии довольно низкая. Исторический аспект изучения деятельности функционирования студии во имя святого Иоанна Воина как объекта киноиндустрии затрагивается  в трудах кандидата искусствоведения К. И. Ремишевского [28], в которых описывается история возникновения кинопериодики, приводится анализ документальных сюжетов, фильмов и выпусков, отражающих политические, экономические и социально-культурные события в Беларуси.

Деятельностный аспект изучения функционирования киностудий связан с представлением о важности понимания теоретических основ функционирования деятельности киноиндустрии на современном этапе, в связи с чем данный блок формируется двумя группами работ: освещающими общие принципы функционирования киностудии и анализирующими деятельность белорусских киностудий. Теоретические аспекты деятельности киностудий изложены в работах Дж. Барнуэла, Е. Л. Бондаревой, М. Е. Зака, Д. К. Ирвинга, Б. Н. Коноплева, М. В. Котельникова, Ю. А. Кравцова, М. М. Кузнецова, Б. А. Машковцева, О. Ф. Нечай, Г. В. Ратникова, Р. Родригеза, С. И. Фрейлиха и других исследователей.

Деятельность и перспективы студии во имя святого Иоанна Воина частично рассматриваются в издании 2017 г. «Экран и культурное наследие Беларуси» А. Карпилова, ‎А. Красинского и ‎О. Медведевой [12, с. 56–99, 102], в связи с чем оно было использовано нами в качестве одного из  основных источников для написания диссертации, помимо документов, полученных непосредственно на студии.

Помимо деятельностного аспекта, работы по теме исследования связаны с обращением к традиционной художественной культуре, к проблемам взаимовлияния народной и профессиональной культур, социального функционирования культуры в современных условиях и т.д., то есть «внешний» фактор сочетается с фактором «внутренним» – комплексным исследованием белорусского современного кинотелепроцесса [17], что формирует культурологический аспект функционирования киностудии. В связи с этим важную часть теоретических источников составили исследования, которые проводятся на базе Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной Академии Наук Беларуси. В научных публикациях данного учреждения рассматривается роль и значимость национального кино и телевидения как ретранслятора достижений культуры, и, в то же время, определяется место самого кинотелеискусства как важной составной части духовной культуры общественной жизни – экономической, политической, духовной [17].

Большую направленность непосредственно на деятельность киностудии имеют современные периодические материалы. Однако, следует отметить, что среди них над чисто теоретическими разработками преобладают пресс-релизы, рецензии, анонсы, интервью. Все данные материалы имеют не теоретический, аналитический, а, скорее, новостной либо же информационный характер. Исключением стала аналитическая статья Ж. Л. Аникиной «Судьба нашего кинематографа. Появятся ли успешные белорусские фильмы?», в рамках которой автор исследует современное состояние и тематико-жанровое разнообразие белорусских киностудий, в числе которых анализируется и студия во имя святого Иоанна Воина [1, c 5]. Однако анализ вышеперечисленных источников позволяет выявить некоторые аспекты современной деятельности исследуемой киностудии.

Таким образом, настоящее исследование представляется актуальным и значимым для развития белорусской киноиндустрии. Теоретическая значимость исследования деятельности студии заключается в том, что полученные данные можно будет использовать в курсе подготовки специалистов по направлению «Кино -, теле- и другие экранные искусства ». Практическая значимость исследования обуславливается тем, что будут определены основные организационно-творческие проблемы работы студии, на основе чего деятельность киностудии может быть оптимизирована.


 


Общая характеристика работы

 

 

Цель исследования: изучение деятельности студии во имя святого Иоанна Воина в историческом, деятельностном и культурологическом аспектах в рамках исследования тематического и жанрового разнообразия экранных произведений студии во имя святого Иоанна Воина.

Задачи исследования:

- выявление и изучение теоретических исследований по вопросам деятельности студии во имя святого Иоанна Воина;

- описание процесса становления студии во имя святого Иоанна Воина

- определение жанрового и тематического разнообразия экранных произведений студии во имя святого Иоанна Воина;

- выявление творческого потенциала студии во имя святого Иоанна Воина.

Объект исследования: студия во имя святого Иоанна Воина

Предмет исследования: жанрово-тематическое разнообразие студии во имя святого Иоанна Воина

Методы исследования: формально-логические (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и частнонаучные (метод интерпретации, мониторинга).

Новизна результатов заключается в том, что данное исследование является первой работой, раскрывающей исторические, деятельностные и культурологические аспекты деятельности студии во имя святого Иоанна Воина.

Результаты исследования:

- В ходе проведения теоретического исследования нами было установлено, что рассмотрению деятельности исследуемой киностудии не было посвящено аналитических или фундаментальных исследовательских работ. В ряде научных исследований студия косвенно затрагивается авторами, несколько аналитических статей также позволяют получить представление о содержании и качестве творческих работ студии. Однако, теоретические работы, обобщающие или систематизирующие сведения о деятельности студии во имя святого Иоанна Воина, отсутствуют.

- На основе информационных материалов, предоставленных студией и публикуемых СМИ, нами была рассмотрена история развития киностудии во имя святого Иоанна Воина и установлено три этапа развития студии: 2005 г. – начало 2010 года; 2010 – 2013 гг.; 2014 г. – настоящее время. Выделение этапов основывается на доминировании тех или иных видов деятельности в работе студии: аудио, видео или анимации.

- Анализ экранных произведений позволил выявить структуру работ киностудии: 4 игровых фильма, 17 неигровых фильмов и 10 анимационных работ, 9 из которых принадлежат к циклу короткометражных анимаций. Также определено тематическое и жанровое разнообразие экранных произведений студии, представленное лирическими комедиями, биографическими описаниями и очерками, историческими и социальными обзорами, социальными исследованиями, образовательными и поучительными анимациями. Тематика данных жанров ограничивается целями распространения христианских ценностей.

- На примере создания фильма «Невеста и Свет», который относится к жанру неигрового кино, определены элементы, составляющие потенциал киностудии: ее коллектив, оборудование и «связи». Для максимально эффективной реализации данного потенциала предлагается переход к созданию документальных фильмов по принципам игрового кино, и организацию новой формы взаимодействия с аудиторией, что предполагает отход от традиционного стиля студии и переключение на интернет-аудиторию.

Было принято участие в 52 студенческой научно-творческой конференции, 16 мая 2018 года, г. Минск, в рамках которой была написана и анонсирована научная статья о деятельности студии: «Перспективы развития частных киностудий на примере киностудии Иоанна Воина».

Структура работы: обусловлена целями и задачами диссертационного исследования и включает введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Общее число страниц составляет 62, использованных источников –89,таблиц – 3, рисунков – 3, приложений – 2.

 

Глава 1
Теоретические и методологические основы исследования

 



Методология исследования

 

 

Методология диссертационного исследования, которая определяется его объектом и предметом, а также основными задачами, предполагает междисциплинарный научный подход. Данный подход должен реализовываться в соответствии с основными принципами научного познания: принципом историзма, научной достоверности и объективности. Принцип историзма позволяет выявить причинно-следственные связи, проследить определенные тенденции и закономерности, сделать выводы и обобщения. Принцип объективности предполагает анализ всей совокупности фактов, учитывая специфику политической, экономической, общественной и культурной жизни страны в исследуемый период.

Принимая во внимание вышеобозначенные принципы и подходы, представляется оправданным применение группы формально-логических методов ввиду их универсальности как средства исследовательской деятельности в различных отраслях науки. К данной категории методов относятся: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Для получения более точных и достоверных результатов нами также применяются и частнонаучные методы, которые представлены методами интерпретации, мониторинга.

При создании практической части диссертационного исследования, изучались работы: Р. Родригеса [29], А. Тарковского [31], М. Е. Зака [7], С. М. Эйзенштейна [34], В. С. Соколова [30].

Таким образом, вышеописанная методология позволяет организовать научное исследование на теоретическом и эмпирическом уровнях и обеспечить достоверные результаты исследования.

 

 

Выводы по главе 1

 

 

1. На основе теоретического исследования литературных источников , а так же принимая во внимания личный практический опыт , был рассмотрен процесс создания фильма на киностудиях, выявлены особенности деятельности режиссера и продюсера, сценариста и монтажера. Так, в литературе традиционно выделяются такие этапы, как подготовительный (написание сценария, создание режиссёрского сценария, фото- и видео пробы мест съемок, подбор актеров, разработка и монтаж декораций, составление календарно-съемочного плана, составление сметы); съемочный этап; этап постпроизводства или постпродакшна (монтаж, создание и наложение фонограммы, добавление визуальных эффектов). Однако, как нами определено, также важными этапами при создании фильма являются предподготовительный (поиск инвесторов и режиссеров) и этап продвижения (организация проката, реклама), которые реализуются продюсером до и после съемок фильма соответственно.

 

2. Методология исследования основывается на междисциплинарном подходе и предполагает использование формально-логических и частнонаучных методов. Это позволяет организовать научное исследование на теоретическом и эмпирическом уровнях и обеспечить достоверные результаты исследования.

 

Глава 2
История создания и развития студии во имя святого Иоанна Воина, тематика и жанровое разнообразие

 


Выводы по главе 2

 

 

1. Миссией студии во имя святого Иоанна Воина является воспитание в обществе общечеловеческих моральных норм и христианских ценностей. Для этого студия ведет свою деятельность в рамках следующих трех направлений деятельности: съемка игровых и неигровых фильмов, создание аудиопроповедей, разработка детской образовательной и поучительной анимации. На основании доминирования того или иного направления в определенный период развития студии мы можем выделить 3 основных этапа ее становления. 2005 – начало 2010 года, когда основным направлением деятельности являлась запись аудиобесед и книг, однако, также велась съемка документальных фильмов. 2010 – 2013 гг. – студия приступает к съемкам художественных фильмов, а также делает первые попытки создания анимации. 2014 – осуществляется возврат студией к неигровому кино и аудиоработам.

 

2. Игровое кино студии представлено четырьмя фильмами из цикла «Притчи», которые сняты в жанре лирическая комедия. Роботы над циклом «Причти» еще ведутся , поэтому в ближайшее время можно рассчитывать на продолжение цикла. Тематической направленностью фильмов является передача христианских ценностей.  Неигровой жанр представлен более широко – 17 фильмами. Тематическое разнообразие данных экранных произведений также представлено различными аспектами социально-духовной тематики, так как студия продвигает идеи христианской морали и общечеловеческих норм. Жанровое разнообразие в неигровом кино представлено биографическими описаниями, биографическими очерками, историческими обзорами, социальными обзорами, социальными исследованиями. Анимационное направление, представленное циклом из 9 короткометражных и 1 образовательным мультфильмом, также ставит задачей воспитание нравственных христианских ценностей у зрителей. Жанровое разнообразие мультфильмов представлено образовательными и поучительными работами.

 

Глава 3
Опыт создания документального фильма «Невеста и Свет» на студии во имя святого Иоанна Воина

 



Приложение А

 

Классификация жанров кино по О. Ф. Нечай

 


Приложение Б

 

Награды киностудии во имя святого Иоанна Воина

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение. 3

Общая характеристика работы.. 6

Глава 1  Теоретические и методологические основы исследования. 8

1.1 Теоретические основы исследования. 8

1.2 Методология исследования. 18

Глава 2  История создания и развития студии во имя святого Иоанна Воина, тематика и жанровое разнообразие. 20

2.1 История создания и развития студии во имя святого Иоанна Воина. 20

2.2 Тематика и жанровое разнообразие. 27

2.2.1 Тематика и жанровое разнообразие в игровом кино. 27

2.2.2 Тематика и жанровое разнообразие в неигровом кино. 33

2.2.3 Тематика и жанровое разнообразие в анимации. 38

Глава 3  Опыт создания документального фильма «Невеста и Свет» на студии во имя святого Иоанна Воина. 42

3.1 Организационно-творческие проблемы при создании документального фильма «Невеста и Свет». 42

3.2 Анализ творческого потенциала студии на примере создания документального фильма «Невеста и Свет». 52

Заключение. 59

Список использованных источников. 63

1. Научные статьи, публикации, книги. 63

2. Статьи о деятельности студии. 65

3. Материалы, полученные на студии. 70

Приложение А.. 72

Приложение Б. 73

 


 


Введение

 

 

Кино, являясь особым видом искусства и развлечения, источником просвещения и пропаганды, представляет собой одно из действенных средств формирования массового сознания. Имея весьма широкий спектр возможностей, этот аудиовизуальный способ передачи информации содействует укреплению, либо ослаблению морально-этических норм. В связи с этим, сегодня чисто научный, искусствоведческий или обыденный интерес к кино переходит в плоскость фундаментальных вопросов, как например, сохранение и передача моральных ценностей.

Весьма показательным это может быть на примере деятельности киностудии во имя святого Иоанна Воина. Изучение жанрового и тематического разнообразия творчества студии во имя святого Иоанна Воина позволит более четко определить роль кинематографа в современном светском и церковном обществе.

При этом целесообразно проводить анализ в трех ключевых аспектах – историческом, деятельностном и культурологическом, каждый из которых относится соответственно к определенному аспекту киноискусства. Проведенное в подобном направлении исследование позволит углубленно изучить весь сложный комплекс деятельности частной киностудии как объекта хозяйствования и творческой единицы нового типа.

Содержание деятельности киностудии во имя святого Иоанна Воина связано с его спецификой, направленностью к зрителям, отражением социально-исторических потребностей, запросов и интересов. В свою очередь, понимание сущности предназначения и функционирования киностудии способствует оптимальной организации ее деятельности и осмыслению ключевых для киностудии и белорусского кино векторов.

Однако, в настоящее время степень изучения деятельности студии довольно низкая. Исторический аспект изучения деятельности функционирования студии во имя святого Иоанна Воина как объекта киноиндустрии затрагивается  в трудах кандидата искусствоведения К. И. Ремишевского [28], в которых описывается история возникновения кинопериодики, приводится анализ документальных сюжетов, фильмов и выпусков, отражающих политические, экономические и социально-культурные события в Беларуси.

Деятельностный аспект изучения функционирования киностудий связан с представлением о важности понимания теоретических основ функционирования деятельности киноиндустрии на современном этапе, в связи с чем данный блок формируется двумя группами работ: освещающими общие принципы функционирования киностудии и анализирующими деятельность белорусских киностудий. Теоретические аспекты деятельности киностудий изложены в работах Дж. Барнуэла, Е. Л. Бондаревой, М. Е. Зака, Д. К. Ирвинга, Б. Н. Коноплева, М. В. Котельникова, Ю. А. Кравцова, М. М. Кузнецова, Б. А. Машковцева, О. Ф. Нечай, Г. В. Ратникова, Р. Родригеза, С. И. Фрейлиха и других исследователей.

Деятельность и перспективы студии во имя святого Иоанна Воина частично рассматриваются в издании 2017 г. «Экран и культурное наследие Беларуси» А. Карпилова, ‎А. Красинского и ‎О. Медведевой [12, с. 56–99, 102], в связи с чем оно было использовано нами в качестве одного из  основных источников для написания диссертации, помимо документов, полученных непосредственно на студии.

Помимо деятельностного аспекта, работы по теме исследования связаны с обращением к традиционной художественной культуре, к проблемам взаимовлияния народной и профессиональной культур, социального функционирования культуры в современных условиях и т.д., то есть «внешний» фактор сочетается с фактором «внутренним» – комплексным исследованием белорусского современного кинотелепроцесса [17], что формирует культурологический аспект функционирования киностудии. В связи с этим важную часть теоретических источников составили исследования, которые проводятся на базе Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной Академии Наук Беларуси. В научных публикациях данного учреждения рассматривается роль и значимость национального кино и телевидения как ретранслятора достижений культуры, и, в то же время, определяется место самого кинотелеискусства как важной составной части духовной культуры общественной жизни – экономической, политической, духовной [17].

Большую направленность непосредственно на деятельность киностудии имеют современные периодические материалы. Однако, следует отметить, что среди них над чисто теоретическими разработками преобладают пресс-релизы, рецензии, анонсы, интервью. Все данные материалы имеют не теоретический, аналитический, а, скорее, новостной либо же информационный характер. Исключением стала аналитическая статья Ж. Л. Аникиной «Судьба нашего кинематографа. Появятся ли успешные белорусские фильмы?», в рамках которой автор исследует современное состояние и тематико-жанровое разнообразие белорусских киностудий, в числе которых анализируется и студия во имя святого Иоанна Воина [1, c 5]. Однако анализ вышеперечисленных источников позволяет выявить некоторые аспекты современной деятельности исследуемой киностудии.

Таким образом, настоящее исследование представляется актуальным и значимым для развития белорусской киноиндустрии. Теоретическая значимость исследования деятельности студии заключается в том, что полученные данные можно будет использовать в курсе подготовки специалистов по направлению «Кино -, теле- и другие экранные искусства ». Практическая значимость исследования обуславливается тем, что будут определены основные организационно-творческие проблемы работы студии, на основе чего деятельность киностудии может быть оптимизирована.


 


Общая характеристика работы

 

 

Цель исследования: изучение деятельности студии во имя святого Иоанна Воина в историческом, деятельностном и культурологическом аспектах в рамках исследования тематического и жанрового разнообразия экранных произведений студии во имя святого Иоанна Воина.

Задачи исследования:

- выявление и изучение теоретических исследований по вопросам деятельности студии во имя святого Иоанна Воина;

- описание процесса становления студии во имя святого Иоанна Воина

- определение жанрового и тематического разнообразия экранных произведений студии во имя святого Иоанна Воина;

- выявление творческого потенциала студии во имя святого Иоанна Воина.

Объект исследования: студия во имя святого Иоанна Воина

Предмет исследования: жанрово-тематическое разнообразие студии во имя святого Иоанна Воина

Методы исследования: формально-логические (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и частнонаучные (метод интерпретации, мониторинга).

Новизна результатов заключается в том, что данное исследование является первой работой, раскрывающей исторические, деятельностные и культурологические аспекты деятельности студии во имя святого Иоанна Воина.

Результаты исследования:

- В ходе проведения теоретического исследования нами было установлено, что рассмотрению деятельности исследуемой киностудии не было посвящено аналитических или фундаментальных исследовательских работ. В ряде научных исследований студия косвенно затрагивается авторами, несколько аналитических статей также позволяют получить представление о содержании и качестве творческих работ студии. Однако, теоретические работы, обобщающие или систематизирующие сведения о деятельности студии во имя святого Иоанна Воина, отсутствуют.

- На основе информационных материалов, предоставленных студией и публикуемых СМИ, нами была рассмотрена история развития киностудии во имя святого Иоанна Воина и установлено три этапа развития студии: 2005 г. – начало 2010 года; 2010 – 2013 гг.; 2014 г. – настоящее время. Выделение этапов основывается на доминировании тех или иных видов деятельности в работе студии: аудио, видео или анимации.

- Анализ экранных произведений позволил выявить структуру работ киностудии: 4 игровых фильма, 17 неигровых фильмов и 10 анимационных работ, 9 из которых принадлежат к циклу короткометражных анимаций. Также определено тематическое и жанровое разнообразие экранных произведений студии, представленное лирическими комедиями, биографическими описаниями и очерками, историческими и социальными обзорами, социальными исследованиями, образовательными и поучительными анимациями. Тематика данных жанров ограничивается целями распространения христианских ценностей.

- На примере создания фильма «Невеста и Свет», который относится к жанру неигрового кино, определены элементы, составляющие потенциал киностудии: ее коллектив, оборудование и «связи». Для максимально эффективной реализации данного потенциала предлагается переход к созданию документальных фильмов по принципам игрового кино, и организацию новой формы взаимодействия с аудиторией, что предполагает отход от традиционного стиля студии и переключение на интернет-аудиторию.

Было принято участие в 52 студенческой научно-творческой конференции, 16 мая 2018 года, г. Минск, в рамках которой была написана и анонсирована научная статья о деятельности студии: «Перспективы развития частных киностудий на примере киностудии Иоанна Воина».

Структура работы: обусловлена целями и задачами диссертационного исследования и включает введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Общее число страниц составляет 62, использованных источников –89,таблиц – 3, рисунков – 3, приложений – 2.

 

Глава 1
Теоретические и методологические основы исследования

 



Теоретические основы исследования

 

 

Кинопроизводство представляет собой процесс создания кинофильмов, который начинается в момент формирования первоначального замысла и завершается непосредственным показом готового продукта в кинотеатрах, на телевидении или в сети Интернет [6, c. 23]. Данный процесс тесно связан с экономическими, политическими, социальными и культурными сферами жизнедеятельности.

В рамках создания кинофильма также проявляется тесная связь искусства и кинотехники, которые являются важнейшими элементами кинопроизводства. Данные аспекты объединяются в центрах кинопроизводства – киностудиях, где расположены административные здания и съёмочные павильоны.

Киностудия – это комплекс творческих и производственных звеньев, включающий съёмочные группы, сценарно-редакторские коллегии, музыкальные редакции, осветительные цеха, цеха операторской техники, актёрские отделы, склады для хранения костюмов и реквизита и многое другое [13, c. 12]. На крупных киностудиях иногда образуют кинообъединения, в которые входят несколько съёмочных групп.

Современная киностудия – это сложный производственный организм, сочетающий художественно-творческие и производственно-технические процессы. Именно киностудии объединяют в себе самые разнообразные виды работ: написание сценариев, съемка фильма, монтаж и редакция, звукооператорская работа, композиторская деятельность и др.

Многие киностудии специализируются на производстве художественных (игровых или мультипликационных), документальных или научно-популярных и образовательных кинофильмов. Другие же представляют собой комплексные киностудии, а потому выпускают различные виды фильмов. От направленности киностудии зависит ее структура и техническое оснащение подразделений.

При этом в структуру киностудии также должны входить и экономический отдел, включающий бухгалтерскую, маркетинговую, кадровую и иные службы, призванные контролировать и направлять развитие киностудии, а также способствовать максимальной эффективности ее деятельности в конкретных условиях [8, c. 7].

Для обеспечения продуктивности действия киностудии необходимо, чтобы ее структурные подразделения обеспечивали выполнение следующих функций:

1) оперативная реорганизация для сведения расходов к минимуму;

2) отбор хорошего киноматериала;

3) подбор соответствующих кадров для разработки конкретного проекта;

4) сохранение финансового контроля над командой продюсеров, режиссеров, писателей н актеров при условии сотрудничества и взаимопонимания;

5) подбор прокатчика, обеспечивающий сохранение права на вторичные рынки или их часть [33, c. 14].

С точки зрения данных задач, а также технического оснащения и организации процесса кинопроизводства наиболее сложным предприятием является киностудия художественных фильмов.

Для правильной организации производства кинофильмов и успешной работы отделов киностудии важное значение имеет ее организационная структура. Довольно популярна в современной киноиндустрии система раскрепощения всех звеньев кинопроцесса, т. е. передача им самостоятельности и регулировка их отношений с помощью договоров. Именно данной системой соединяются на проекте все участники творческого процесса, финансирования, управления и проката [9, c. 86].

Однако, успех функционирования киностудии зависит не только от ее внутренней структуры, но и от внешней инфраструктуры, которая во многом обуславливает эффективность деятельности киностудии. Как отмечает А. М. Ханевич, структура киноиндустрии должна удовлетворять современным рыночным условиям функционирования высокоэффективной экономической системы. Это обеспечивается за счет включения в ее состав следующих элементов: суперстудии, оснащенной прокатными сетями, контролирующей внутренний кинорынок; кинотеатров-показчиков, существующих наряду с чрезвычайно развитыми вторичными кинорынками (телевидение и т. п.), книжные издательства, промышленность сопутствующих товаров; кинопроизводственные комплексы, оснащенные современной технологией, предоставляющие услуги по спецэффектам, обработке пленки, монтажно-копировачным работам и звукозаписи на условиях аренды; юридически независимые продюсеры, представляющие собой организаторов кинопроцесса, вступающие в разнообразные формы делового сотрудничества с большими и малыми студиями; свободный рынок творческих кадров, предоставляемых посредническими агентствами и объединенных в профессиональные гильдии [33, c. 20].

Таким образом, киностудия – это сложная система, элементы которой зачастую связаны договорными отношениями. Основные подразделения киностудии весьма разнообразны, и их количество и техническое обеспечение во многом определяется направленностью киностудии.

Одним из важнейших элементов киностудии являются ее кадры: продюсеры, режиссёры, актеры, сценаристы и т. д. Как правило, кинопроизводственный процесс требует вовлечения большого количества людей, а также больших временных и материальных затрат [27, c. 54].

Управлением материально-организационной стороны кинопроизводства занимается продюсер или продюсерская компания. Их главной задачей является привлечение источников финансирования кинопроекта: поиск частных фирм ли государственных структур, заинтересованных в таких инвестициях. В кинопроизводческой практике продюсер довольно часто самостоятельно осуществляет выбор сценария, приглашает режиссёра, принимает участие в подборе актёров, художников и т. д. Как отмечает П. К. Огурчиков, деятельность продюсера наиболее активна в самом начале организации процесса кинопроизводства, т. е. при выборе режиссера и сценария, поскольку это две основы будущего фильма, а также после завершения съемок во время продвижения среди кинопрокатчиков и зрителей [25, c. 94]. Однако к его профессиональной компетенции также относится изучение зрительского интереса, что является основой всей продюсерской деятельности. Продюсер занимается организацией процесса производства и также принимает участие в составлении договоров, сметы фильма, календарного плана съёмок [13, c. 214].

Управление съемками фильма, представляющее собой сложный многоступенчатый процесс, требует от административного персонала четкого и полного понимания всей технологии производства, а также достаточно широких знаний в области кино- и видеотехники. В связи с этим, к участию в кинопроцессе привлекается множество специалистов самых разных профессий. Решение о привлечении тех или иных специалистов также принимается продюсером, однако инициатива может исходить и от режиссёра.

Таким образом, работа над фильмом от самого начала и до конца контролируется продюсером, который также занимается рекламой фильма и организацией его проката.

Характер работы над самим фильмом, а также над его продвижением на рынке во многом определяется темой и жанром фильма. О. Ф. Нечай предлагает следующую структуру жанрового разнообразия кино: художественные, документальные, научные и мультипликационные фильмы. Каждый из данных жанров автор предлагает в дальнейшем классифицировать по определенным видам, что представлено на рисунке в приложении А.

В зависимости от жанра того или иного фильма определяется начальный бюджет, подбираются режиссер и актеры, производится выбор места съемки и декораций и т. д. [22, c. 21].

Однако, классификация О. Ф. Нечай, являющаяся классической, уже несколько устарела в настоящий момент. Как отмечает С. И. Фрейлих, жанры проникают друг в друга и проявляются друг через друга, в связи с чем довольно сложно выстроить систему жанров [32, c. 53]. Тем не менее, классификация О. Ф. Нечай может стать основой для последующей классификации экранных произведений киностудии во имя святого Иоанна Воина.

Сам процесс кинопроизводства традиционно разделяется на три этапа: подготовительный, съёмочный и монтажно-тонировочный (постпродакшн), состоящий из различных стадий, состав которых также определяется жанровыми особенностями фильма [15, c. 27]. В зависимости от обстоятельств создания конкретной кинокартины могут также выделяться дополнительные этапы кинопроизводства: пересъёмка или досъёмка эпизодов фильма, запись дополнительных исходников фонограмм и др. [3, c. 168].

Следует отметить, что изменения в технике и технологии производства аудиовизуальных произведений значительно повлияли на организационные аспекты их создания. Потребовалось множество новых специалистов по обслуживанию и управлению современной техникой, появились абсолютно новые производственные подразделения, связанные с использованием компьютеров. Изменились роли и соотношения между подготовительным, съемочным и послесъёмочным периодами. Период постпродакшена, ранее называемый монтажно-тонировочным, стал не просто процессом монтажа и озвучения ранее снятого фильма. Сегодня в этот период добавляются работы, связанные с созданием визуальных эффектов и компьютерной обработкой изображения [24, c. 517].

Так, сегодня у производителей есть выбор носителя изображения – кинопленка или электронный носитель, в зависимости от которого определяется технология создания аудиовизуального произведения.

Технология производства фильмов на электронном носителе проще и дешевле, но кинопленка прочно удерживает свои позиции по непревзойденному качеству получаемого изображения, по универсальности применения, по возможности демонстрации изображения на большие и сверхбольшие экраны и по возможностям перевода изображения на любой носитель, в том числе и для индивидуального просмотра. Эти достоинства искупают большинство недостатков, связанных со стоимостью и многоэтапностью технологии производства аудиовизуальной продукции на кинопленке. На сегодняшней день на кинопленке снимается множество художественных фильмов, хотя мы можем наблюдать постепенное распространение цифровых камер.

При этом следует отметить, что сама организации и проведение съемочного процесса, техника, используемая для съемки, кроме съемочных аппаратов, не зависят от того, на какой носитель записывается изображение [24, c. 531].

Перейдем к рассмотрению кинопроизводственного процесса. В рамках первого этапа, который является самым длительным по времени, осуществляется очень важная часть кинотворческого процесса – написание сценария. Сценарий представляет собой литературную, идейно-эстетическую основу фильма, логически последовательно, художественно выразительно описывающую будущий экранный образ. Написанием сценария занимается сценарист, отбирающий те литературные средства, которые могут предстать на экране в зрительных образах. Не редки случаи когда режиссер сочетает в себе функции сценариста пример подобного сочетания нами приведен в третьей главе диссертации. Структура сценария зависит от множества факторов: личности сценариста, жанра фильма, темы и времени его создания и т. д.

Написание сценария является одной из основных стадий кинопроизводства, так как именно в нем закладывается материал для дальнейшей работы режиссера, художников, операторов, актеров, композиторов и иных членов творческого коллектива. Поэтому к работе над сценарием может привлекаться информационно-методическая группа, подбирающая материалы и информацию, которая необходима для успешной работы над фильмом [18, c. 193]. К таким данным могут относится и исторические данные, и сведения о быте отображаемой эпохи, техническом и научном уровне определенного периода, стиле в одежде, поведении и др. Сотрудники данной группы взаимодействуют с музеями, галереями, библиотеками, коллекционерами. В отдельных случаях на студии могут накапливаться большие архивы, помогающие съёмочным группам вести работу над фильмами.

Иногда сценарий может создаваться на основе какого-либо литературного произведения, т. е. происходит экранизация книги. Экранизация представляет собой «перевод» литературного произведения на язык киноискусства, зачастую переходящий в создание нового произведения, так как сценарист не просто копирует какое-либо произведение, а производит его философско-критический анализ. В сценарии подробно описываются дома, улицы, пейзажи, герои, их внешность и характеры, поступки и речь, чувства и настроения [22, c. 80].

На основе изучения первоначального сценария режиссёром разрабатывается концепция фильма. Творческой группой, включающей режиссёра, продюсера, художника и оператора-постановщика, создаются режиссёрский сценарий и экспликация, т. е. толкование будущей картины, видение фильма режиссером. В некоторой степени режиссёрский сценарий – это техническое описание будущего фильма. В нем отражаются все аудиовизуальные особенности съемок: номер кадра и метраж, вид съемки, план и ракурс, освещение и цвет, диалоги, музыка и шумы, монтаж.

После написания литературного сценария производится последовательная запись всех эпизодов фильма с разбивкой их на отдельные съёмочные кадры со зрительными и звуковыми особенностями их выполнения. К режиссёрскому же сценарию прилагается раскадровка – рисунки всех кадров, выполненные художником фильма или режиссёром от руки [7, c. 113].

Также во время подготовительного периода делаются фото- и видеопробы мест натурных съёмок. При выборе места съемок зачастую оценивается естественность пейзажа, непреднамеренность, случайность деталей. Также оператором-постановщиком изучаются условия съёмки постановочных объектов в павильонном интерьере и на натуре и создаётся операторская экспликация, отражающая особенности светотонального и колористического решения кадров, объектов.

Параллельно идет подбор актеров, проведение первых репетиций, разработка эскизов декораций и костюмов. Данные задачи контролируются режиссером, однако, в реализации принимают участие актёрский, художественный и иные отделы, функционирующие на каждой киностудии.

Художником-постановщиком разрабатываются эскизы декораций для павильонных и натурных съёмок, костюмов, грима, комбинированных съёмок, продумывается и подбирается реквизит. Все эти элементы отражают характерные черты эпохи, среды и быта. Кроме того, эскизы должны давать представление о стилистике фильма, его цветовом и пластическом строе.

Немаловажной стадией подготовительного этапа является создание и монтаж декораций. Данная стадия особенно важна в исторических или научно-фантастических фильмах, которые требуют искусственного создания интерьеров или ландшафтов.

В конце подготовительного периода создаётся постановочный проект, в который входят: режиссёрский сценарий и экспликация, разработка отдельных эпизодов и сцен, фото- и кинопробы, эскизы, съёмочные карты и операторские экспликации, подробные раскадровки, монтажно-технические разработки, фотоматериалы, экспликации звукового оформления фильма, календарно-постановочный план и генеральная смета [3, c. 161].

После завершения подготовки к съёмке каждого кадра, начинается съемочный процесс. Съемка материала осуществляется коллективом, называемым съемочной группой. В зависимости от вида, жанра и постановочной сложности фильма определяется состав, численность и время существования съёмочной группы. Для съемки документального фильма достаточно небольшой группы, состоящей из режиссёра, оператора, звукооператора и директора. Создание полнометражного художественного фильма требует несколько десятков или даже сотен сотрудников, что зависит от масштаба и сложности киноленты.

Длительность съёмочного периода при создании полнометражного фильма может варьироваться от нескольких дней до нескольких месяцев или даже лет, однако правильно организованные съемки и их тщательно проработанный план позволяют максимально сократить съёмочный период, так как именно этот этап кинопроизводства является самым дорогостоящим. При планировании съёмок очень важно обеспечить их бесперебойность и исключить простои съемочной группы [21, c. 17].

Важную роль в процессе съемки играет кинооператор, фиксирующий задумку режиссера в цифровом формате. Именно от оператора во многом зависят результаты данного этапа, поэтому важно, чтобы он тщательно изучил сценарий, режиссерскую разработку фильма, обсудил с режиссером и художником эскизы и раскадровки (места съемок, цвета и т. д.), проникся ритмом и темпом отдельных эпизодов и фильма в целом. При этом оператор должен уметь видеть монтажно, т. е. рассматривать кадры с точки зрения их места и значения в киноленте [11, c. 241].

На следующем этапе или же по ходу съемок может осуществляться монтаж фильма и создание его фонограммы.  Этап постпроизводства ,также используется англицизм постпродакшн, является завершающим этапом производства, в рамках которого в съёмочной группе продолжают работу лишь ее основные творческие члены и прикрепленные специалисты из монтажного и звукового цехов. В связи с этим стоимость монтажно-тонировочных работ ввиду отсутствия расходов на постановочные работы, приглашение массовки и по другим статьям значительно ниже, чем стоимость съемочных работ. Впрочем , следует отметить, что благодаря развитию компьютерных технологий и постепенному переходу от пленочных носителей на цифровые , идет взаимопроникновение и плотное взаимодействие этапов, все больше придается значения именно этапу постпроизводству , что в свою очередь, часто приближает его стоимость к сьемочному этапу . Насколько данная тенденция правильна и долговечна для кинематографа, мы в данной работе анализировать не беремся , кроме того, данный факт не будет учитываться в этой диссертации ,поскольку пока не характерен для отечественного кинематографа .

Еще на этапе съемочных работ, отснятый материал постепенно поступает к монтажёру фильма, который просматривает его, размечает и систематизирует. Наиболее удачные дубли отбираются режиссёром-постановщиком, который осуществляет отбор с монтажной группой. По завершении съемок эпизода или сцены проводится черновой монтаж [27, c. 140].

О профессии монтажер и непосредственно  монтаже ,следует сказать следующее , как и в случае с написанием сценария , очень часто монтажем занимается непосредственно режиссер . Однако необходимо упомянуть что в истории кино были разные периоды : 1)когда режиссер непосредственно монтировал сам , с помощью технического специалиста 2) когда продюсер специально отстранял режиссера от монтажа , и монтировал только монтажер . В современной мировой практике существуют оба варианта .Что касательно отечественного кино то , с одной стороны, появилась такая профессия как режиссер монтажа , которая предполагает вариант фактически полного отстранение режиссера от монтажа , с другой стороны ,технический прогресс позволил иметь единое , довольно простое в управлении монтажное оборудование , которое позволяет режиссеру фактически полностью избежать посредничества и управляться самому , что естественно предполагает совмещение профессий режиссера и монтажера. Сложно сказать какой из вариантов более характерен для отечественного кино и наиболее предпочтителен , так как существуют примеры успешного использования обоих вариантов ,но по нашему мнению, для описываемой нами студии ,наиболее предпочтителен второй вариант, что мы демонстрируем в третьей главе данного исследования. 

К моменту начала окончательных монтажно-тонировочных работ режиссёром-постановщиком на основе чернового монтажа, выполненного во время съёмок, уточняется монтажный ритм фильма, последовательность сцен и тип монтажных переходов между ними, проверяется метраж фильма и раздаются указания о проведении окончательного монтажа. Некоторыми режиссёрами-постановщиками параллельно со съёмками ведется  черновой- предварительный монтаж фильма, что позволяет не только контролировать качество отснятого материала , но и гораздо быстрее приступить к этапу постпродакшна .

Основными задачами, стоящими перед создателями фильма на этапе постпродакшна, являются не только составление сцен в единый фильм, но и создание фонограммы фильма, добавление спецэффектов, титров и иных обязательных для современного кино элементов. Следует немного подробнее рассказать о такой важной части современной работы над фильмом, как создание визуальных эффектов, которые служат для усиления выразительности изображения, подчеркивают его реалистичность, обогащают незаметными, но весьма важными элементами, создающими художественный образ действительности.

Технология получения виртуальных изображений достаточно сложна, трудоемка, требует огромного количества машинного времени и объемов компьютерной памяти. Успех в создании виртуальных объектов зависит как от программного обеспечения, так и от мастерства их создателей, сочетающих в себе талант художника, скульптора, режиссера и знание специализированных компьютерных программ. Поэтому зачастую организационно и технологически работа по созданию видеоэффектов осуществляется специализированными студиями обычно под руководством главного специалиста по визуальным эффектам – супервайзера, а работающие там специалисты сочетают в себе профессию художника и компьютерщика [24, c. 560].

Возвращаясь к основным задачам этапа постпродакшна, следует отметить, что к наиболее сложным из технологических стадий относится создание фонограммы, которая состоит из речи актёров, музыкального сопровождения и шумового оформления. Это связано с тем, что не всегда можно получить качественную синхронную фонограмму ввиду неудовлетворительных акустических условий при натурных съёмках или в случае недостатков дикции актёров. Поэтому некоторая часть сцен обычно озвучивается в студии [13, c. 251].

Помимо речи актёров, фонограмма фильма всегда дополняется определенными шумами для придания достоверности. Разработка шумового звукоряда начинается ещё на подготовительном этапе, а завершается непосредственно при проведении монтажных работ одновременно с речевым озвучением и записью музыки. Звукооператором фильма при разработке звуковой экспликации точно устанавливается момент фиксации шумовых объектов в кадре.

При этом следует отметить, что музыкальное сопровождение фильма сегодня считается одним из наиболее сильных выразительных средств кинематографа. В связи с этим, при создании художественных фильмов, музыка специально заказывается кинокомпозитору, который создает оригинальное произведение для каждого отдельного фильма. В зависимости от поставленной задачи, музыка может создаваться как до начала съёмок, так и после проведения монтажа.  Как правило для кино больше характерен второй вариант, так как  в кино , музыка традиционно выполняет второстепенную, подчиненную функцию по отношению к визуальному ряду, поэтому музыка не должна влиять на монтаж,  но бывают случаи, когда музыка  не только является полноправным партнером , но иногда превалирует. В этом случае целесообразно не только заказывать композитору музыкальное произведение заранее , но и активно использовать в монтаже, монтируя под темп и ритм заданный композитором. Возможно совмещение обоих вариантов , что демонстрируют такие мировые шедевры как « Александр Невский» Эйзенштейна или трилогия Реджио . Более дешёвые документальные и научно-популярные фильмы обычно используют готовые музыкальные произведения, предварительно купив права на них у правообладателей.

Обычно профессиональные кинематографисты  осуществляют отдельную речевую, музыкальную и шумовую фонограммы, которые впоследствии синхронизируются друг с другом. Благодаря подобной технологии появляется возможность замены отдельных компонентов звукоряда, не затрагивая при этом иные элементы звукового оформления, а также обеспечивается регулировка соотношения их громкости. Более того, такой подход позволяет осуществлять дубляж фильмов на иностранных языках без создания новой записи музыки и шумов [30, c. 310].

Последним этапом в производстве фонограммы кинофильма является перезапись или сведение разных элементов звукового оформления с нескольких плёнок на одну микшерным пультом. Осуществляется синхронизация всех фонограмм, проводится проверка характера и качества звука, расстановка звуковых и музыкальных акцентов, после чего смикшированный звук записывается на плёнку. При этом регулируется соотношение громкости речи, музыки и шумов в соответствии с художественным замыслом режиссера, а также практическими факторами (обеспечение разборчивости речи и качества звучания).

По мере готовности смонтированного изображения и общей фонограммы создается фильм на двух носителях  который демонстрируется приёмной комиссии. При одобрении фильма комиссией в цехе обработки производится чистовой монтаж с учётом поправок, если таковые вносятся комиссией. Если же для внесения поправок требуется досъёмка или переделка сцен, то после ее произведения весь процесс повторяется заново [15, c. 85].

Однако, на этом работа над фильмом не заканчивается. Еще одним важным этапом, который уже упоминался ранее, является продвижение фильма. Безусловно, его нельзя выделить в отдельный этап, так как зачастую продвижение фильма идет параллельно его созданию на всех этапах кинопроизводства. Однако после завершения съемок данная задача выходит на первый план.

Продвижение кинофильма – это крайне индивидуальный процесс, поскольку он во многом зависит от целевой аудитории, жанра, в некоторой степени актерского состава и т. д. Мы можем лишь отметить, что данная деятельность ведется продюсером, и в ее рамках крайне важно отслеживать деятельность конкурентных кинопроизводителей, а в особенности выход на экран подобных по жанру и качеству произведений, иначе трудно будет избежать потерь в первые, самые показательные и доходные дни проката [24, c. 627].

Таким образом, мы можем заключить, что деятельность киностудии с позиции кинопроизводства – это сложный, длительный и дорогостоящий процесс, эффективность которого во многом зависит от компетентности сотрудников киностудии и правильности организации труда. Киносъемки проходят в три этапа, на каждом из которых активно задействована значительная часть сотрудников киностудии. При этом важнейшая роль в организации работы отводится режиссеру, который координирует и контролирует взаимодействие с актером, художником, оператором, звукорежиссером, оператором монтажа и иными специалистами, принимающими участие в процессе кинопроизводства.

 

 

Методология исследования

 

 

Методология диссертационного исследования, которая определяется его объектом и предметом, а также основными задачами, предполагает междисциплинарный научный подход. Данный подход должен реализовываться в соответствии с основными принципами научного познания: принципом историзма, научной достоверности и объективности. Принцип историзма позволяет выявить причинно-следственные связи, проследить определенные тенденции и закономерности, сделать выводы и обобщения. Принцип объективности предполагает анализ всей совокупности фактов, учитывая специфику политической, экономической, общественной и культурной жизни страны в исследуемый период.

Принимая во внимание вышеобозначенные принципы и подходы, представляется оправданным применение группы формально-логических методов ввиду их универсальности как средства исследовательской деятельности в различных отраслях науки. К данной категории методов относятся: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Для получения более точных и достоверных результатов нами также применяются и частнонаучные методы, которые представлены методами интерпретации, мониторинга.

При создании практической части диссертационного исследования, изучались работы: Р. Родригеса [29], А. Тарковского [31], М. Е. Зака [7], С. М. Эйзенштейна [34], В. С. Соколова [30].

Таким образом, вышеописанная методология позволяет организовать научное исследование на теоретическом и эмпирическом уровнях и обеспечить достоверные результаты исследования.

 

 

Выводы по главе 1

 

 

1. На основе теоретического исследования литературных источников , а так же принимая во внимания личный практический опыт , был рассмотрен процесс создания фильма на киностудиях, выявлены особенности деятельности режиссера и продюсера, сценариста и монтажера. Так, в литературе традиционно выделяются такие этапы, как подготовительный (написание сценария, создание режиссёрского сценария, фото- и видео пробы мест съемок, подбор актеров, разработка и монтаж декораций, составление календарно-съемочного плана, составление сметы); съемочный этап; этап постпроизводства или постпродакшна (монтаж, создание и наложение фонограммы, добавление визуальных эффектов). Однако, как нами определено, также важными этапами при создании фильма являются предподготовительный (поиск инвесторов и режиссеров) и этап продвижения (организация проката, реклама), которые реализуются продюсером до и после съемок фильма соответственно.

 

2. Методология исследования основывается на междисциплинарном подходе и предполагает использование формально-логических и частнонаучных методов. Это позволяет организовать научное исследование на теоретическом и эмпирическом уровнях и обеспечить достоверные результаты исследования.

 

Глава 2
История создания и развития студии во имя святого Иоанна Воина, тематика и жанровое разнообразие

 


Дата: 2019-02-19, просмотров: 262.