Развитие двигательного анализатора в онтогенезе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Двигательная активность человека (и животных) совершенствуется по мере развития центральной нервной системы и является внешним проявлением всякой психической деятельности (Сеченов). Для двигательной системы характерна неравномерность развития отдельных мышц и мышечных групп. В течение всœей жизни отмечается гетерохронность в развитии двигательного аппарата͵ что находит отражение в формировании различных функциональных систем в разном возрасте (Анохин).

Так, двигательные нервные окончания в мышцах появляются на 13-14-й неделœе эмбриогенеза и продолжают формироваться в постнатальном онтогенезе, достигая существенного развития к 7-8 годам (Бабак), но только во взрослом состоянии заканчивается их формирование. Рецепторный же аппарат мышц развивается более быстрыми темпами, опережая в своем созревании формирование моторных нервных окончаний (Бабак). В первые годы жизни также происходит утолщение миелиновой оболочки нервных волокон. При старении же, напротив, возникают деструктивные процессы, и миелин деформируется и истончается (Семенова).

В раннем детстве (в отличие от взрослого организма) поддерживается гипертонус сгибателœей (даже во сне), что приводит к стимуляции роста мышц и развития их функциональных возможностей (Аршавский). Для ребенка первого месяца постнатальной жизни характерно на фоне «сгибательной гипертонии новорожденных» проявление генерализованных двигательных рефлексов (таких как охватывание, или рефлекс Моро, подошвенный рефлекс Бабинского). Отдельные двигательные акты развиваются и консолидируются раньше, чем общая координация движений, которая обеспечивается сложным взаимодействием центральных механизмов управления движениями при регулирующей и модулирующей роли обратной связи.

Со становлением общей координации движений связано развитие ментальных функций ребенка - восприятия, внимания, памяти, речи и т.д. Обследование детей в возрасте до 3-х лет показало, что существует высокая корреляция уровня развития речи и тонких движений пальцев рук (корреляция же развития речи и общей моторики оказалась низкой). Первые проявления словесного мышления у ребенка второго и третьего года жизни тесно связаны с «мышлением в действии». Особую роль играет овладение действиями с предметами, влияющее на формирование речевых обобщений (Кольцова).

У ребенка младшего возраста двигательные акты имеют диффузный характер. По мере развития центральных регуляций, улучшения анализа тактильно-кинœестетических сигналов и усиления концентрации нервных процессов к 6-7-летнему возрасту, ряд двигательных актов в этом возрасте приобретает специализированную направленность (Суханова). При этом еще длительное время координация движений остается несовершенной из-за наличия существенной иррадиации возбуждения в корковых мозговых структурах.

Приобретению координированных двигательных актов способствует ориентировочно-исследовательская деятельность ребенка (Запорожец). При этом основную роль играет на ранних стадиях онтогенеза двигательно-осязательная ориентировка (Анохин). При развитии координации движений ног в дошкольном возрасте формируется перекрестно-реципрокная координация, облегчающая движения при ходьбе и беге, а симметричная координация, обеспечивающая движение при прыжке, формируется в период младшего школьного возраста (к 7-9 годам). В координации движений рук отмечаются противоположные отношения: сначала развивается симметричная координация (дошкольный возраст) и лишь потом - перекрестно-реципрокная (младший школьный).

С возрастом развивается ориентация в пространстве и совершенствуется пространственная точность движений (Фарфель), особенно при тренировке. Эти координационно-двигательные параметры претерпевают существенные изменения, нарастая от 4-х до 10-11 лет, когда наступает стабилизация показателœей координации, сменяющаяся их увеличением в 12-13 лет и достигающая взрослых характеристик к 16-летнему возрасту. При этом важной основой для координационной деятельности является устойчивость в прямостоянии (Уфлянд, Латманизова), которая также повышается с возрастом, достигая показателœей взрослых к 14 годам, что связано в значительной степени с развитием проприоцептивной чувствительности, обеспечивающей сигнализацию о выполнении движений (обратную связь); совершенствуется способность дифференцировать темп движений и напряжение мышц, а также способность к тонким изменениям темпа движений, что естественно связано с тренировкой и растущей точностью кинœестетического анализа.

Кроме проприоцептивных влияний на координацию движений значительная роль отводится и зрительным сигналам, обеспечивающим уточнение движений (Васютина).

Что касается инволюционного периода, то здесь нет однозначных результатов, и хотя мышечная сила при старении снижается уже после 30 лет (Уфлянд, Френкель), однако у долгожителœей (старше 90-100 лет) ее показатели нередко сохраняются на уровне 50-60-летних (Муравов). То же относится и к другим характеристикам двигательной системы. Вместе с тем, для двигательной системы характерна неоднозначность динамики ее различных показателœей при старении: наряду с выраженным снижением одних ее параметров, отмечается стабилизация (а в ряде случаев и неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ повышение) других.

Сохранность двигательных функций стареющего человека во многом зависит от конституционных особенностей и тренированности организма, а также от функциональных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 223.