Вопрос 17. Понятие речи. Психологические основы развития речи в раннем и дошкольном возрастах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Речь является уникальным специфическим феноменом, который отличает человека от всех других живых существ.

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей с помощью языка.

Выделяют различные виды речи. По тому, связана речь с обращением к другим людям или нет, выделяют внутреннюю речь («речь про себя», речь как средство мышления, речь как средство внутреннего программирования) и внешнюю речь (ориентирована на других людей и характеризуется передачей при помощи языка необходимой информации). Внешняя речь, в свою очередь, может быть письменной и устной. Устная речь может быть в форме диалога или монолога.

В психологии также выделяют активную и пассивную речь. Активная речь связана с говорящим, а пассивная речь – со слушающим (считается, что слушатель про себя часто повторяет слышимое).

В раннем детстве ребенок сензитивен к развитию речи. Качественный и количественный скачок в развитии речи ребенка объясняется возникающим противоречием между желанием ребенка побольше узнать об окружающем мире и невозможностью осуществить это своими силами. Он вынужден обращаться за помощью к взрослым, но имеющихся в наличии средств общения (жестов, мимики, автономной речи) оказывается недостаточно.

Развитие речи идет по 2 направлениям:совершенствуется понимание речи взрослых; формируется собственная активная речь.

Оно связано не только с общением со взрослыми, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов. Основным средством общения в раннем детстве становится активная речь. В этом возрасте появляется ситуативная речь, которая связана с практической деятельностью. Она понятна, исходя из конкретной ситуации, в которую включены собеседники (описательная речь).

На третьем году возрастает речевая активность ребенка. Ребенок овладевает почти всеми падежами. До 2-х лет у детей в речи используются преимущественно одно-двухсловные предложения, слова не изменяются по падежам. Однако, часто, усваивая грамматические формы, ребенок допускает ошибки. Так, иногда по аналогии дети этого возраста могут использовать окончания не тех склонений (Например, «забил молотком» - по аналогии ребенок говорит «забил ложком»)

В раннем детстве дети улавливают оттенки значения речи. Они уже могут вычленить те слова, которые несут пренебрежительный или ласкательный оттенок.

Особенности развития речи в раннем возрасте:

- развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;

- формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками;

- складывается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи;

- формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;

- появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;

- возникает описательная речь;

- ребенок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;

- речь отражает опыт взаимодействия ребенка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;

- формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка и помогает усвоить социальный опыт.

Итак, к концу раннего детства складывается активная речь ребенка и основные структуры языка. К трем годам ребенок овладевает лексикой и грамматикой языка. Речь превращается в основное средство общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Она становится важнейшим средством организации и управления собственным поведением. Развитие речи является основным новообразованием этого возраста.

В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).

К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.Интенсивно растет словарный запас ребенка.Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).Ребенок усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, передать свои впечатления об увиденном.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

- речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

- появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

- ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;

- ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

- развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого;

- складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач;

- возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь;

- складывается понимание форм языковой деятельности;

- речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней;

- речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

- завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки; - возникают предпосылки для освоения грамоты.

Понятие общения. Особенности общения детей раннего возраста с взрослыми и сверстниками.

На становление личности ребенка особое влияние оказывает характер общения с окружающими. Общение – взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя посредством других людей.

Общение детей первых лет жизни подробно изучалось лабораторией Майи Ивановны Лисиной. Психолог Лисина предложила выделять 3 группы мотивов общения: познавательные (возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в информации), деловые (рождаются в процессе удовлетворения потребности в активной деятельности) и личностные (общение как самостоятельный вид деятельности).

Изучение общения ребенка и взрослого привело к выделению 3 групп средств общения: 1) экспрессивно-мимические средства (взгляд, улыбка, различные выражения лица); 2) предметно-действенные средства (поза, жесты, действия с игрушками); 3) речевые операции.

Потребности, мотивы и средства общения образуют устойчивые состояния – формы общения, которые меняются на протяжении детского возраста. Форма общения – это коммуникативная деятельность на определенном этапе развития, взятая в целостной совокупности ее свойств (параметров).

М.И. Лисина определила следующие основные параметры форм общения:

– время возникновения данной формы общения;

– место, которое она занимает в жизни ребенка;

– основное содержание потребности, удовлетворяемой ребенком в данной форме общения;

– ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению;

– основные средства общения, с помощью которых осуществляется коммуникация ребенка с людьми.

На протяжении младенчества и раннего детства развиваются следующие формы общения ребенка со взрослым. Первоначально (с 2-х месяцев) возникает ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная) форма общения с близкими взрослыми, которая обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных потребностей. Содержание потребности составляет стремление ребенка к доброжелательному вниманию. Во взаимодействии преобладает личностный мотив: взрослый

выступает как ласковый доброжелатель, центральный объект познания и деятельности. Общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств. Функцию общения выполняет «комплекс оживления». В этом возрасте общение является ведущей деятельностью и протекает вне какой либо другой деятельности.

Данная форма стимулирует становление перцептивных действий разных систем и анализаторов, реакции хватания.

Ситуативно-деловая (6 месяцев – 2 года) – осуществляется в процессе совместных со взрослым предметно-манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность ребенка – потребность в сотрудничестве и доброжелательном внимании. Мотивы – деловые. Взрослый выступает как партнер по игре, организатор и помощник совместных действий, образец для подражания и эксперт в оценке умений и знаний ребенка. Экспрессивно-мимические средства дополняются предметными. Свое стремление к сотрудничеству ребенок выражает позами, жестами.

Общение развертывается в ходе ведущей деятельности данного возраста – предметной. В этот период очень важна положительная оценка ребенка взрослым, т.к. она оказывает влияние на усвоение предметных действий и способствует развитию речи.

Обе формы носят ситуативный характер, т.е. приурочены к месту и времени.

К 2-м годам складывается эмоционально-практическая форма общения ребенка со сверстниками (2-4 года). У ребенка возникает потребность привлечь к себе внимание и получить эмоциональный отклик партнера, оценку своим действиям. Ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к самовыражению. Общение сводится к беготне, веселым крикам, забавным движениям и отличается раскованностью и непосредственностью.

Мотивы такого общения заключаются в сосредоточенности детей на самовыявлении. Общение с товарищами сводится к отдельным эпизодам. Дети долго играют одни. Для установления контактов широко используют все действия, которыми овладели в общении со взрослыми – жесты, позы, мимику. Эмоции ребят очень глубоки и интенсивны. Предметно-действенные операции тоже вносят свой вклад в установление контактов. На 4-м году жизни все большее место в общении занимает речь.

Эмоционально-практическая форма общения побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 335.