Тема 2.3. Философия XVII- XVIII вв
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Наука и философия 17-18 вв.

2. Рационализм (Р. Декарт) и эмпиризм (Ф.Бэкон, Дж.Локк).

3. Проблема субстанции (дуализм Декарта, монизм Спинозы, плюрализм Лейбница).

4. Идеология Просвещения: основные мировоззренческие и философские идеи.

5. Английское (материализм Толанда, субъективный идеализм Дж.Беркли и Д.Юма) и французское Просвещение (Вольтер, Руссо, Ламетри).

1.Отрезок времени от даты публикации работы Н. Коперника «Об обращении небесных сфер» (1543) до появления труда И Ньютона «Математические начала натуральной философии» (1687) называют периодом «Научной революции». Это могучее движение обретает свои черты в работах Галилея, Кеплера, Браге, Ньютона, идеях Бэкона и Декарта.

 Основными причинами научной революции стали: 1. Реформация, распространение и утверждение в Европе протестантизма; 2.влияние идей философии эпохи Возрождения; 3. развитие капиталистических отношений.

В результате возникает новоевропейская наука, основывающаяся на точном контролируемом эксперименте, оформляется профессиональное научное сообщество, определяются новые практические цели научного поиска, формируется язык науки и научные коммуникации, система образования. Возникают идеи натурализма (самодостаточность природы, управляемой естественными объективными законами), комбинаторности (каждый элемент мира представлен в виде набора форм разной степени существенности и общности, следовательно, знать действительность означало знать сочетание форм [механика]), квантитатизма (“познать – значит измерить”), детерминизма (философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира), аналитизма (исследование при помощи разложения предмета изучения на фундаментальные составляющие).

Философия в этот период неразрывно связана с естествознанием и ориентируется на науку. На первое место выдвигаются проблемы познания. Различные варианты решения проблемы познания породили основные направления в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм.

 2. Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знания основываются на опыте. Разум выполняет функцию сочетания и перекомпоновки того материала, который дан в опыте, рациональные способности ничего не добавляют к содержанию нашего знания. Представителями этого направления в 17 веке являются Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс.

Родоначальником английского эмпиризма был Френсис Бэкон (1561-1626), автор известного изречения «Знание -- сила». В произведении "О достоинстве и приумножении наук" Бэкон провел классификацию наук, в основу которой были положены три способности человеческой души: память, воображение и разум. Науки трактуются в связи с теми сферами бытия, к которым они относятся. Памяти соответствовала история, воображению – поэзия, литература, искусство, разуму – философия. Опираясь на теорию «двух истин», Бэкон разводит богооткровенную теологию, основанную на идее непознаваемого Бога, и философию.

 Бэкон предлагает индуктивный метод в качестве универсального для философии и науки (переход от отдельных фактов и явлений к общим понятиям и теориям). Философ устанавливает экспериментальную основу этого метода. Именно этим путем он считал возможным выяснить истинные причины природных явлений (светоносные опыты) и поставить их на службу обществу (плодоносные опыты). Но для этого необходимо прежде избавиться от присущих человеческому разуму ошибок в познании. Бэкон называет их идолами или призраками. Это призраки рода, пещеры, рынка и театра. Два первых призрака происходят вследствие "естественных свойств человеческого ума" и индивидуальных особенностей физиологии и психики, которые делают отражение окружающего мир не совсем адекватным, два последних являются приобретенными вследствие общения и в результате воздействия на сознание ложных теорий и философских учений, слепого поклонения авторитетам. Бэкон требует устранения всех предрассудков человеческого восприятия и настаивает на восстановлении чистого и неподдельного опыта, каким является эксперимент.

Важный вклад в развитие эмпиризма внес Джон Локк (1632-1704), крупный английский философ и педагог. Главной особенностью философии Локка является смещение акцентов ее внимания с онтологических вопросов в сторону гносеологических проблем. Исходное основание теории познания Локка – чувственный опыт, который подразделяется им на внешний и внутренний. Внешний опыт связан с познанием окружающего мира и служит основой чувственного познания. Внутренний – с деятельностью души и необходим для рефлективного познания. Эти два рода опыта способствуют появлению у человека простых идей. Широко известно сравнение Локка души человека с "чистой доской" ("tabula rasa"), на которой только опыт записывает какое-либо содержание. Будучи изначально пассивной, душа, получая простые идеи, активизируется и приступает к комбинированию, отбору простых идей и постепенному формированию сложных. Сложные идеи в свою очередь делятся на три большие группы: а) модусы (идеи состояний), в) идеи субстанции, с) идеи отношений.

Кроме того, Локк рассматривал объекты познания с точки зрения их первичных и вторичных качеств, что вполне было в духе механистической картины мира. Первичные качества (протяженность, форма, твердость и т.п.) существуют объективно и адекватно отражаются сознанием с помощью органов чувств в форме соответствующих идей. Вторичные качества (вкус, запах, цвет и т.п.) порождаются благодаря действию на наши органы чувств определенного расположения и сочетания первичных качеств вещей. И те, и другие, по Локку, оставляют фундамент знания. Локк различает интуитивное и демонстративное (доказательное) виды знания, составляющие вместе умозрительное знание. Особое место Локк отводит чувственному уровню знанию, не имеющему по степени достоверности себе равных среди других способов познания.

Политические идеи мыслителя, суждения о конституционном правлении, максимизация личной свободы индивидов оказали большое влияние на становление и развитие либеральных взглядов в последующие эпохи.

Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Исторически рационализм восходит к древнегреческой философии, в частности к трудам Парменида. Представителями этого направления в 17 в. являются Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. Закладываются основы дедуктивно-рационалистического метода познания, обосновывается идея о врождённой предрасположенности человека к определённому познанию или истинам.

Рене Декарт (1596-1650) заложил основы дедуктивно-рационалистического метода познания («Правила для руководства разума»). Критерий истинности или ложности идей для Декарта находится всецело в сфере сознания. Для того, чтобы прийти к отчетливому и ясному знанию, необходимо подвергнуть сомнению всю совокупность прошлых знаний. Методическое сомнение является средством исключения всех положений, в которых мы можем логически сомневаться и поиском положений, не вызывающих более сомнений. В результате того, что все подвергается сомнению, остается лишь одна истина, усомниться в которой невозможно, это сам факт сомнения. Но процесс сомнения есть процесс мышления. "Мыслю, следовательно, существую" – знаменитое положение Декарта. Согласно Декарту критерием познания является не эмпирическое обоснование, а ясные и отчетливые идеи нашего разума.

Рационалистический метод Декарта был прямой противоположностью эмпирическому методу Бэкона. Не отвергая опытный фактор в познании, Декарт, в целом, настаивал на том, что научная теория основывается на рациональном, математически выверенном знании.

Для построения подлинно научной системы знания Декарт требует соблюдения четырех основных правил: первое состоит в том, чтобы считать истинным только то, что с очевидностью познается таковым, представляется уму вполне ясно и отчетливо. Второе правило предписывает разделить возникшее затруднение на простые составляющие, доходя до самоочевидных выводов. Третье правило требует упорядочить мышление, начиная исследование с наиболее простых явлений и постепенно восходить к познанию более сложных. Согласно четвертому правилу необходимо составлять полный перечень фактов и открытий, систематизацию познанного и познаваемого, чтобы быть уверенным, что ничего не упущено. Важнейшим правилом своего метода Картезий считал первое, в котором нашёл выражение главный пункт его методологии и гносеологии – понятие интуиции. По определению самого Декарта, интеллектуальная интуиция есть отчётливое «прочное понятие ясного и внимательного ума, порождённое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция».

Познавательная деятельность человека слагается из трёх классов идей, роль которых не одинакова. Первый класс, это идеи, получаемые человеком извне в результате чувственных контактов. Вторая разновидность, идеи, образуемые в уме на основе идей первого рода. Решающую роль играет третья разновидность – врождённые идеи, которые абсолютно независимы от опыта и воли, ясны, отчётливы, просты, познаются непосредственно разумом. Врождённость означает определённую предрасположенность человеческого интеллекта к обнаружению этих идей в определённых познавательных условиях. Такая врождённая склонность связана с характером мыслящей субстанции, проявлением которой является разум человека. Иными словами, в своей ясности и очевидности врождённые идеи восходят к первосубстанции, Богу.

В рамках рационалистического направления было развито учение о субстанции (философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития).  Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств (атрибутов) и состояний (модусов): она есть то, что существует в самом себе и благодаря самому себе. Она выступает первопричиной происходящего.

3.Основная  точка зрения, сложившаяся в философии Нового времени, связана с онтологическим пониманием субстанции как предельного основания бытия (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц). Центральной категорией метафизики субстанция становится в философии Бенедикта Спинозы, где она отождествляется как с Богом, так и с природой и определяется в качестве причины самой себя и мира (монизм). Основными качествами ( атрибутами) субстанции у Бенедикта Спинозы являются мышление и протяжение. Философия Декарта дуалистична, т.к. в ней утверждается равноправное существование двух субстанций – материальной, атрибутом которой является протяженность, и идеальной, атрибутом которой является мышление. Материя понимается с помощью одной лишь механики (механико-материалистическая картина мира), в то время как душа свободна и рациональна. Субстанцией первого порядка, то есть абсолютно самостоятельным началом духовно-материального мира, является Бог. Лейбниц выдвинул плюралистическую концепцию бытия как совокупности множества субстанций – монад (это живые, духообразные единицы, из которых все состоит и кроме которых ничего в мире нет). Важнейшим качеством монады-субстанции является деятельность или стремление.

4. Век Просвещения (1688-1789 гг.) -- это особое философское, идеологическое, политическое и педагогическое движение, зародившись в Англии, охватило большинство европейских стран (Голландию, Италию, Германию, Португалию, Россию) и с наибольшей чёткостью, последовательностью и радикальностью проявило себя во Франции. К наиболее характерным общенациональным чертам эпохи Просвещения следует отнести: твёрдую, временами наивную веру в силу разума и знаний, способных освободить человечество от предрассудков и религиозных суеверий, культ научного и технического познания как орудия преобразования мира, стремление к этической и религиозной терпимости, утверждение возможности избавления от неравенства и тирании, защита естественных прав человека и гражданина, убеждённость в поступательном прогрессивном развитии человечества. В философии закрепляется разделения идеалистического и материалистического направлений; идеализм порождает свою особую субъективную форму (Джорж Беркли, Дэвид Юм), а материализм преодолевает пантеистические и деистические представления и становится атеистическим (Ламетри, Гельвеций, Гольбах).

К важнейшим философским концепциям века Просвещения относятся:

Рационализм (гносеологическое учение, утверждающее в качестве основного инструмента познания и критерия истины разум). Разум признаётся сущностью, «природой» человека, важнейшей характеристикой, обеспечивающей безграничные возможности. Рационализм признаёт мир упорядоченным, законосообразным, самовоспроизводимым и познаваемым.

Механицизм (в узком смысле, это научная форма, сложившаяся на основе механики И.Ньютона; в широком смысле, это фундаментальная философская позиция, в силу которой всё многообразие явлений природного и человеческого мира объясняется простым перемещением частиц вещества, имеющим физические и геометрические свойства ограниченного характера). Законы механики признаются всеобщими, устанавливается динамический взгляд на мир. Мир уподобляется огромному механизму, в котором движение целого порождает движение частей и наоборот.

Сенсуализм (гносеологическое учение, признающее базовым элементом познавательной деятельности ощущения). Главным органом познания является человеческий мозг, на котором как на «живом экране» запечатлеваются внешние влияния. Разум ограничен опытом и контролируется им. Он не зависит от религиозных истин откровения и врождённых идей, он завоеватель нового знания.

Деизм (естественная светская религиозность, исходящая из признания безличной разумной причины мироздания и отвергающая божественное вмешательство в жизнь природы и общества) и атеизм (отрицание веры в существование Бога или богов). В деизме как философской концепции критиковались сверхестественные источники религиозной веры, а богопочитание сводилось к нравственному поведению.

Теория договорного государства и естественного права  обосновывает естественное происхождение государства, связывая его возникновение с потребностями и деятельностью людей. Юридический закон является оформление естественного разумного закона общего для всех. Цель государства – защита прав граждан и обеспечение равенства всех перед законом.

5.У истоков английского просвещения стоял Локк, социально-политические и гносеологические идеи которого вызвали к жизни и материалистическую ( Толанд, Гартли, Пристли), и субъективно-идеалистическую линию (Беркли, Юм) в английской философии 18 века.

Особое значение для философии и культуры имеют деистические воззрения английских просветителей. Исторически первым представителем этой линии был Джон Толанд (1670-1722). Наиболее значимой частью его творчества является критика религии. В своём произведении «Христианство без тайн» (1696) английский философ критикует мистицизм и иррационализм христианства, отвергает «теорию двух истин» и провозглашает безусловный приоритет разума. Он сводит к минимуму влияние божественного на мир природный и человеческий, а источник религии усматривает в невежестве народа и кознях священнослужителей. Материалистические воззрения Толанда ярко проявились в его трактовки материи и движения как её существенного атрибута, имеющего абсолютный характер. Это и внутренняя присущая материи движущая сила, и простое перемещение тел в пространстве. Движение рассматривается философом в качестве источника всех свойств и причина многообразия природы. Отказываясь от решения вопроса о происхождении и долговечности материи и движения, Джон Толанд настаивал на их изначальной активности и неуничтожимости, на неразрывной связи с пространством и временем.

Критика материализма и обоснование субъективного идеализма и сенсуализма, защита религиозного вероучения – вот основные характеристики философии Джоржа Беркли (1685-1753). Абсолютизируя чувственно-образные моменты в познании, Беркли утверждает существование единичного и требует очищения науки от абстракций, особенно отказа от материи как философской категории. Основой воззрений английского философа выступает теория Локка о первичных и вторичных качествах вещей. Беркли сводит все качества вещей ко вторичным, то есть субъективным ощущениям, и отождествляет свойства вещей с ощущениями этих свойств, а ощущения выдаются за единственную реальность. Таким образом, вне сознания нет ничего. «Существовать значит быть воспринимаемым» -- этот тезис свидетельствует о крайнем субъективизме идей Беркли. Философ признающего единственной реальностью сознание субъекта или дух, идеи, им порождаемые, и отрицает самостоятельное существование материи. Факт непрерывного существования чувственно воспринимаемого мира и самого человека служит доказательством необходимости вечно воспринимающего их бесконечного духа, Бога.

Идеи английского Просвещения были подхвачены двумя поколениями французских мыслителей: Вольтером, Монтескье (сер.10-х гг. 18 в.) и Ламетри, Дидро, Руссо, Кондильяком, Гельвецием, Гольбахом (сер. 40-х гг. 18 в.). Французскими просветителями было сформулировано основное мировоззренческое содержание Просвещения, утвердившее взгляд на философскую мысль как высшую инстанцию при решении всех вопросов человечества. Философским основанием движения просветителей во Франции стали материалистическое понимание природы и человека, переход от деизма к атеистическим воззрениям, от механицизма к диалектических представлениям.

Вольтер (1694-1778), мыслитель, ставший символом эпохи Просвещения, отвергает учение о врождённых идеях и духовно-субстанциональной сущности бытия. Внешние объекты существуют реально и своим воздействием вызывают у людей ощущения; материя является протяжённой и непроницаемой субстанцией. Душа есть мыслительная способность человека, а дух есть свойство материи. Человек в учении Вольтера предстаёт как существо социальное, чьё подлинная задача состоит в углублении познания природы и эффективной практической деятельности. «Инстинкт деятельности» - орудие человеческого счастья, а стремление человека к благополучию – основа всякого общения и любви. Оптимистическая оценка перспектив человеческой истории связана у Вольтера с постоянным интеллектуальным развитием человека. Французский философ не был сторонником изначальной врождённой нравственности человеческой природы. Он, однако, признаёт существование единообразных фундаментальных принципов нравственности, которые являются результатом осмысления людьми своего жизненного опыта. «Естественные законы» морали, выраженные в «золотом» правиле нравственности, выражают интересы каждого индивида, являются основой любого человеческого права и естественной религии. Не отвергая телеологического доказательства бытия Бога, Вольтер допускает его существование, отводя ему роль не творца материи, а упорядочивающего и гармонизирующего начала. Деистический Бог Вольтера существует в силу нравственных и правовых соображений. Особую свою задачу философ видит в провозглашении веротерпимости, в систематической критике христианства и всех традиционных религий, в обнаружении их антинаучной и аморальной основы.

Оценка цивилизации как положительного фактора в истории человечества, характерная для всей философии Просвещения, приобретает иную окраску в трудах Жан Жака Руссо (1712-1778). Он одним из первых отмечает негативные последствия цивилизационного развития. Для него развитие науки и искусства не является гарантом совершенствования нравов, а ведёт к тому, что человек стремится «казаться», а не «быть». Главным источником общественных бед Руссо признаёт социальное неравенство, понимаемое им как имущественное, и частную собственность. Такое неравенство не существует изначально. Естественное состояние человека – это состояние самодостаточности и равенства, которое разрушается с появлением собственности. Путь искоренения социального зла – заключение нового общественного договора, который уничтожит неравенство и частную собственность, установит власть «объединённой народной воли» как гаранта гражданских свобод и правильного, полезного развития всех членов общества.

Материализм Ламетри, Гельвеция и Гольбаха предстаёт как теория, подкреплённая успехами наук и претендующая на истинность. Жюльен Офре де Ламетри (1709-) приходит к материалистической трактовки души как совокупности присущих человеку психических функций, проявления которых зависят от организации человеческого мозга и тела. Но для формирования сознания не достаточно мозга как материального носителя, необходимо определяющее влияние социальных факторов, среди которых особое место Ламетри отводит языку. Человек предстаёт в работах философа как особым образом организованная машина, способная чувствовать, мыслить, совершать нравственные поступки. Разум человека есть надёжный руководитель в поисках истины, при условии, что он следует за чувствами, и его выводы подтверждаются опытом.

Основные философские взгляды Клода Адриана Гельвеция (1715-1771) созвучны взглядам других французских материалистов. Объективный мир есть ни что иное, как проявление материи и основных форм её существования: движения, пространства и времени. Всеми своим знаниями и умениями человек обязан опыту, который он приобретает посредствам чувственности и хранит при помощи памяти. Человеческая душа смертна, её сущность в способности чувствовать. Подобно Гольбаху, Гельвеций сторонник строгого детерминизма в понимании природы и человеческого поведения. Аналогом естественного всеобщего природного закона в человеческом обществе выступает «закон интересов»: каждый выбор человека основан на поиске путей избегания страдания и стремления к удовольствию. Основу добродетельного поведения мыслитель видит в достижения согласия между индивидуальными и общественными интересами, где последние – совокупность интересов решающего общественного большинства.

На примере  «Системы природы» Поля Анри Дитриха Гольбаха (1723-1789) ясно прослеживается влияние на философию французского Просвещения идей механистического естествознания. Гольбах сводит все явления природы к различным формам движения материальных частиц. Движение абсолютно, кроме движущейся материи ничего нет. В строгую детерминистическую систему Гольбах помещает и человека. Человек есть творение природы, он существует как её часть и подчинён её законам. Духовное и физическое в человеке имеет единую материальную природу. В рамках такого понимания бессмысленно говорить о свободе человека, он определён природой и обществом. Общество Гольбаха предстаёт как совокупность индивидов, объединённых необходимостью сотрудничества в целях самосохранения и общественного благополучия. В основе гражданских законов лежат законы естественные, общие для всех, которые не может ни отменить, ни приостановить никакое государство.

 

Ключевые понятия: научная революция, гносеология, эмпиризм, индукция, рационализм, дедукция, интеллектуальная интуиция, врождённые идеи, дуализм, субстанция, монизм, пантеизм, монада, плюрализм, сенсуализм, атрибут, модус, просвещение, прогресс, механицизм, детерминизм, деизм, атеизм, материализм, субъективный идеализм.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 233.