ИНЪЕКТИРОВАНИЕ В РЕСТАВРАЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Инъектировать можно и трещины в кладке памятников архитектуры. Для этого в трещины через инъекционные трубки, залатанные с лицевой поверхности кладки, нагнетается редкий строительный раствор под давлением. Метод инъекции трещин может применяться для кладки из кирпича, плинфы, туфа, известняка, ракушечника, песчаника, а для кладок из особо твердых пород (гранит, базальт) он применяется ограниченно, за исключением бутовых кладок стен и фундаментов. Целесообразность использования метода инъектирования определяется после детального изучения состояния кладки и определения причин возникновения трещин, поскольку трещины могут возникать из-за деформаций грунта, перенагрузок и дефектов конструкций здания, нарушений температурно-влажностного режима, а также вследствие вредного воздействия атмосферных факторов.

УКРЕПЛЕНИЕ ШТУКАТУРНОГО СЛОЯ МЕТОДОМ ИНЪЕКТИРОВАНИЯ


 


Метод инъектирования предусматривает восстановление необходимого контакта (за счет заполнения пустоты) между поверхностью кладки и отставшим от нее штукатурным слоем.

Употребляемый для этой цели состав нужно подбирать с учетом особенностей штукатурного слоя и материалов кладки стены: вязкость требуется такая, чтобы состав мог легко распространяться в пазухах и после отвердения обеспечить прочное сцепление штукатурного слоя с кладкой. Коэффициенты его температурного расширения, воздухо- и паропроницаемости должны соответствовать тем коэффициентам, которые имеют материалы кладки и штукатурный слой. Разумеется, необходимо также исключить возможность разрушающего действия инъектируемого состава на масляную живопись.

Специальные составы для укрепления настенной масляной живописи методом инъектирования еще не разработаны: художники-реставраторы пользуются технологией, проверенной в ходе соответствующих работ с фресковыми и клеевыми росписями.

И только при реставрации росписей Исаакиевского собора, проводившейся Ленинградским СНРПМ в конце 40-х годов, был разработан и применен для настенной масляной живописи специальный состав на основе известикипелки. «На помощь реставраторам пришли ученые кафедры строительных материалов Ленинградского инженерно-строительного института Е. Д. Камушер и Л. П. Полевухина.

Состав отличается большой прочностью, а также чрезвычайной быстротой схватывания и твердения, причем эти процессы происходят без доступа воздуха и, следовательно, могут беспрепятственно протекать под слоем штукатурки».

В Секторе монументальной живописи Научно-исследовательского института Академии строительства УССР в эти же, 40-е годы реставраторами и химиками Л. П. Калениченко, Е. С. Мамалат и О. Ф. Плющ для укрепления фресок киевского Софийского собора был разработан инъекционный состав на основе полихлорвиниловой смолы с минеральными наполнителями. Для масляной живописи его впервые использовали в 1951 году при реставрации росписи М. А. Врубеля «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви в Киеве. С заменой дихлорэтана на тетрагидрофуран этот инъекционный состав применяется и в настоящее время.

В конце сороковых годов братья В. Е. и Д. Е. Брягины разработали и внедрили в практику известково-казеиновый состав, который широко используется реставраторами до настоящего времени.

В 80-е годы в Отделе монументальной живописи ВНИИР сотрудниками под руководством С. Г. Каспарова разработан инъекционный состав на основе гашеной извести с добавлением саморасширяющейся минеральной добавки (САК). Состав проходит экспериментальную проверку в ходе работ по укреплению настенной живописи, исполненной на известковых штукатурках.

Что же касается масляной живописи на цементных штукатурках, то надобности в ее укреплении до последнего времени не возникало, что и послужило причиной отсутствия каких бы то ни было составов. Может быть, при их разработках следует обратиться к рекомендациям Н. П. Зворыкина по укреплению наземных конструкций, сооружений из камня и кирпича.

Известково-казеиновый состав

Приготовление известково-казеинового состава по методике В. Е. и Д. Е. Брягиных разделяется на две операции: приготовление казеиновой эмульсии и приготовление известково-казеинового инъекционного состава. Сначала 1 объем порошка казеина распускают в 3 объемах кипяченой воды: вода постепенно вливается в сухой порошок. Около 1 части полученного состава тщательно растирается деревянным или пластмассовым шпателем до однородной массы. Далее постепенно при продолжении растирания и перемешивания добавляется остальное количество воды. От полученного объема клеевой массы берется 1 часть и постепенно при постоянном перемешивании добавляется в 3 объема гашеной извести. Нормально известь должна содержать около 50% воды. Как правило, такое количество воды и содержится в хорошо гашеной и выдержанной извести. Полученную массу известково-казеинового состава выдерживают до двух суток. Состав двухсуточной выдержки используют для первых инъекционных заливок. Но если пазуха отставания штукатурки обширная и заполнение ее в один прием невозможно, для добавочных, повторных, заливок допустимо использовать трехсуточный и даже большей выдержки состав.

В последние годы методику приготовления упростили. Раствор готовят из одного объема сухого порошка казеина, трех объемов воды, двенадцати объемов гашеной извести 50%-ной влажности.

Приготовление состава. Порошок казеина засыпается в воду и тщательно перемешивается до получения однородной массы без комочков. Затем, при постоянном перемешивании, вводится известковое тесто. Полученную однородную массу оставляют на сутки «вызревать», после чего процеживают через сито или марлю. Приготовленный состав можно использовать в течение недели, до начала его загустевания.

Как показали совместные исследования известково-казеинового состава (ВНИИР, МГУ и МХТИ), большое влияние имеет выдержка (то, что реставраторы называют «созреванием») в течение суток и особенно трех, когда вязкость состава снижается в два-три раза. В процессе отвердения этот состав дает усадку до 19%, в то время как известковый состав без казеина дает усадку до 27%. Прочность известково-казеинового состава через 28 суток значительно выше, чем у чисто известкового. Многие годы считали, что такая повышенная прочность есть результат химического соединения казеина с известью, но в ходе исследований установлено: добавка казеина приводит к образованию простой механической смеси, улучшается же по сравнению с чисто известковым физическая структура известково-казеинового вяжущего.

Положительные результаты по улучшению структурного каркаса отвердевшего раствора, уменьшению усадки в процессе его твердения получены при замене казеина производными метилцеллюлозы (МЦ) и оксиалкированной метилцеллюлозы (ОМЦ): методика разработана группой специалистов ВНИИР, МГУ и МХТИ. Но эти составы пока не освоены в практике реставрационных работ.

Все перечисленные составы (традиционные и еще не вошедшие в обиход) улучшают свойства известкового заполнителя образовавшейся пазухи и совершенствуют технологию производства работ.

Однако общим недостатком инъекционных составов на основе гашеной извести является усадка при отвердении.

Во ВНИИР с целью устранения усадки был разработан саморасширяющийся известковый инъекционный состав, который можно получить за счет добавления в известковое тесто минеральной добавки сульфоалюмината кальция (САК).

Процессу инъектирования предшествует определение величины пазух и их конфигураций. Размеры пазух определяются простукиванием поверхности живописи, а характер отставания — по вспученности (деформации) штукатурного слоя. Пазуха может быть и чаще всего бывает под слоем штукатурки, отставшей от поверхности кладки. Но случается, что она находится внутри штукатурного слоя вследствие его расслоения.

В зависимости от формы и расположения пазухи просверливается не менее двух отверстий: одно в верху пазухи, другое — в ее нижней части. Последнее делают для вытекания воды, которой промывают и смачивают пазуху, и для контроля за степенью глубины проникновения заливаемого состава. В период заливки это отверстие плотно затыкают ватным тампоном. Если штукатурный слой имеет трещины, то во избежание утечки через них инъекционного состава их шпаклюют. Материал шпаклевки обычно определяется составом штукатурного слоя. Если трещин множество и они тонкие, на поверхность масляной живописи накладывается профилактическая заклейка из папиросной бумаги, закрепляемой коллагеновым клеем, поливиниловым спиртом и другими легкорастворимыми клеями. Если пазуха замусорена материалами кладки и штукатурного слоя, то предварительно через открытое отставание (обычно верхнее) проволочным крючком удаляют мусор. Если пазуха закрыта и замусорена изнутри, то перед удалением мусора на поверхность красочного слоя накладывают профилактическую заклейку из папиросной бумаги, а поверх нее наклеивают еще слой марли. Прорезают заклейки и штукатурный слой. Осторожно отодвигают край штукатурки и через образовавшуюся щель удаляют мусор — крючками и продуванием с помощью спринцовки. Перед введением инъекционного состава поверхности кладки и тыльной стороны штукатурного слоя смачивают водой с помощью спринцовки. При этом наблюдают, как распространяется вода: если она просачивается через трещины в штукатурном слое, то все места протечек и специальное нижнее отверстие прочно затыкают ватой.

Поверх инъектируемого отставания накладывается амортизирующая прокладка из фланели, ваты, обернутой в полиэтиленовую пленку, поролона и других подходящих материалов. Прокладку прижимают деревянным щитком и ставят прижим.

Инъектирование производят с помощью резиновой груши с металлическим наконечником или стеклянного шприца (ил. 22).


Наконечник должен соответствовать диаметру просверленного отверстия и быть обернутым ватой, чтобы раствор не просочился в щель между наконечником и отверстием. Если пазуха большая, используют бачок с резиновым шлангом (в нижней части бачка), раствор при этом пускают самотеком. Пользоваться компрессорными установками нельзя. Под напором инъекционный состав может оторвать штукатурный слой. Обычно обходятся резиновыми грушами: так легче следить за наполнением пазухи и регулировать подачу раствора. Когда пазуха большая по площади или штукатурный слой слабый (тонкий, хрупкий), заполнение проводят в несколько приемов, чтобы не перегрузить пазуху. Если же штукатурный слой имеет трещины и замечается просачивание влаги из инъекционного состава под слой профилактической заклейки, введение раствора прерывают на несколько минут, чтобы на выходе из трещины раствор «закреп» за счет впитывания воды штукатурным слоем. После заполнения всей пазухи инъекционное отверстие затыкают ватой, а прижим устанавливают еще плотнее и сохраняют его на срок не менее трех дней. Прижимание выправляет вспученность штукатурного слоя и, главное, способствует плотному контакту скрепляемых поверхностей. Известково-казеиновый состав в процессе высыхания и схватывания дает некоторую усадку. Торопиться с удалением прижимов не следует, поскольку, например, просушка и стабилизация известково-казеинового состава длится несколько недель при нормальной влажности помещения.

Прижимные средства должны быть упругими и пружинящими, чтобы весь срок просыхания и схватывания умеренно и постоянно обеспечивать силу нажима. Для полного высыхания инъектированного состава в летнее время требуется две — четыре недели.

Известь-кипелку, как уже говорилось, использовали при реставрации настенной живописи Исаакиевского собора. Она выбрана на том основании, что кладка стен и штукатурка имели повышенную влажность вследствие повреждения крыши в период блокады и скопления конденсационной влаги. Разработка составов осуществлялась научными сотрудниками института и художниками-реставраторами под руководством Е. А. Казакова. Специалисты остановились на магнезиальной извести. Это известь средней активности и сравнительно медленно гасится: схватывание должно происходить после введения раствора в пазухи. Выбранный сорт извести (Кинеринского завода) расходует при гашении сравнительно небольшое количество воды и даже частично забирает в себя воду из кладки и штукатурки, а не выделяет ее, как это происходит с гашеной известью. Он не уменьшается в объеме и отвердевает без доступа воздуха.

Были разработаны два состава: один для заливки в небольшие отверстия, другой для заливки в широкие пазухи отставаний штукатурного слоя. Состав для узких щелей отставаний: на 1,4—1,6 кг — 1 л речной воды. Наполнитель для улучшения текучести раствора не добавляли, потому что известковый раствор без наполнителей лучше заполняет узкую пазуху. Второй состав — для широких пазух с наполнителями. Он имеет меньшую текучесть, труднее проникает в узкие щели. На 1 кг извести — 3,5 кг песка, 200—300 г растолченного в порошок кирпича, 100 г растолченного угля, 10 г нарезанной пеньки, 1,2-1,3 л воды. В одной емкости перемешивали в сухом состоянии известь с песком, в другой — уголь, кирпич, пеньку. Затем смеси из обеих емкостей небольшими порциями всыпали в воду при постоянном перемешивании. Полученный жидкий состав тут же вводили в пазуху.

Подготовительные операции состояли в следующем. Сначала осуществлялись заклейка поверхности живописи папиросной бумагой в два слоя и просверливание отверстий. Для больших «окон» сверлили четыре отверстия на расстоянии 6x6 см или 11x11 см по углам квадрата. Электрофрезой пропиливали штукатурку. Вынимали квадрат для того, чтобы после введения раствора поставить его на место. Очищали от мусора пространство между стеной и штукатуркой продуванием компрессором в 3 атм (пылесосом). С помощью распылителя от пылесоса смачивали водой полость. Заливка раствора с наполнителем через большие отверстия (6х6;11х11 см) проводилась с помощью лотка или резинового шланга самотеком, в отверстия менее 3 см вливание осуществляли через воронку. В отверстия 0,8—1 см известь-кипелку без наполнителя впрыскивали с помощью специального шприца. Укрепляемые участки прижимали решетчатыми деревянными щитами с помощью брусьев, а не пружинящими прижимами, потому что штукатурный слой под живописью весьма массивен (от 4 до 15 см).

Аналогичными составами и по описанной методике проведены инъекционные укрепления штукатурного слоя с живописью в Картинной галерее Юсуповского дворца (Ленинград) и в Монплезире (Петергоф). Составы для инъектирования дали очень хорошие результаты. Однако они не получили распространения в реставрационной практике, вероятно, потому, что работа с известью в период ее гашения опасна из-за высокой температуры рабочего состава.

К реставрации масляной живописи на цементных штукатурках, требующих укрепления, специалисты, как отмечалось выше, еще не начали даже приступать, но это — дело самого ближайшего будущего. Поскольку объектов с цементной штукатуркой, относящихся к концу XIX и началу XX века, довольно много, полезно было бы познакомиться с составами, уже сегодня успешно применяемыми для укрепления кладок зданий, в которых использованы цементные вяжущие.

Инъекционный состав принято готовить из тонкомолотого цементного клинкера, речного песка и других минеральных добавок. Соотношение сыпучих элементов инъекционного состава должно соответствовать особенностям штукатурного раствора, на котором исполнена живопись. Следует применять минеральные добавки только с высокой тонкостью помола (через сито в 10 000 отв/см2). Цементно-песчаные растворы имеют малую паропроницаемость, а беспесчаные — еще меньшую. Кроме клинкера, шлакопортландцемента или портландцемента и песка в инъекционный раствор могут быть введены дополнительные добавки (такие, как тонкомолотые минеральные и поверхностно-активные вещества для повышения скорости распространения раствора, снижения его вязкости) с учетом влажности инъектируемого участка.

Например, тонкомолотый кирпич рекомендуется использовать на участках влажной штукатурки и кладки, а известковую пыль — в сухих частях здания.

Малые дозы добавок поверхностно-активных веществ значительно снижают степень вязкости инъекционных растворов. Наиболее эффективно вводить сульфатно-спиртовую барду ССБ-0,2 в количестве 0,25% от веса вяжущего, особенно при укреплении штукатурки на сильно увлажненной кладке, при наличии тонких трещин и незначительных отставаний участков штукатурки. Добавление поливинилацетатной эмульсии (50% ПВАЭ) в количестве 2—5%, вероятно, эффективно, но не проверено в условиях повышенной влажности. При выборе цементов для инъекций следует избегать сортов, имеющих темные окраски. Только белые сорта цементов, как показывает практика реставрации архитектуры, почти не дают высолов.

В цементные растворы нельзя вводить добавки, ускоряющие их схватывание (например, хлористый кальций и др.). Они способствуют выкристаллизации солей на поверхности штукатурки, что совершенно недопустимо при наличии живописи.

Введение цементных растворов в пазухи между кладкой стены и отставшим штукатурным слоем аналогично способу инъектирования известковыми растворами — с той только разницей, что вводить нужно лишь свежеприготовленный состав и только до начала схватывания, которое наступает через 3—4 часа. Под прижимами укрепленный участок следует держать до 12 дней — срок, необходимый для того, чтобы введенный раствор набрал прочность.

Полихлорвиниловую смолу с 1951 года используют реставраторы Украины. На ней готовят инъекционный состав, применяющийся в особых случаях: когда целесообразно избежать вяжущих, которые содержат в себе воду, т. е. предупредить вымывание водорастворимых солей из штукатурного слоя на его поверхность во избежание разрушений красочного слоя живописи кристаллами солей — высолами (ил. 26,2


На места, намеченные для сверления инъекционных отверстий, накладывают профилактическую заклейку из папиросной бумаги на осетровом клею. Скальпелем прорезают бумагу и красочный слой с трех сторон и отгибают их. Затем сверлят инъекционные отверстия. Пазуху очищают от мусора при помощи продувания воздухом. Состав вводят ручным компрессором с напором от 1 до 5 атм, вставляя в отверстие, приготовленное для инъектирования, резиновую трубку. Раствор нагнетают также с помощью ручного насоса, когда его нельзя пустить в инъекционное отверстие самотеком. Если в укрепляемом участке есть трещины или отверстия, их предварительно затыкают ватой. Попавшую на поверхность живописи смоляную массу удаляют сразу, после чего на сутки ставят прижимы. Через 20 часов фрагмент красочного слоя, отогнутый вместе с профилактической заклейкой, ставят на место. Предварительно его тыльную сторону очищают от пыли и смазывают воско-канифольной мастикой с обязательным добавлением к ней порошка цинковых белил. Профилактическую заклейку вместе с красочным слоем прижимают и проглаживают теплым шпателем или утюжком. Бумагу удаляют, увлажнив теплой водой.

Описанная методика впервые была использована в 1951 году украинскими специалистами при реставрации росписи М. А. Врубеля на своде над хорами в Кирилловской церкви. Повторные консервационные и реставрационные работы в местах новых отставаний штукатурного слоя в северной нижней части свода (композиция «Сошествие Святого Духа») проведены по той же методике в 1985 году, поскольку опыт первого применения дал положительные результаты

 ДУБЛИРОВАНИЕ холстов??????????????????????????


 


Сообщаемые приемы общего закрепления не всегда могут обеспечить желаемый эффект. В практике встречаются случаи, заставляющие прибегать к более радикальным операциям. Одной из них является дублирование холстов.

В каких случаях необходимо дублирование?

Разберем несколько примеров. Если картина хранится в сыром месте, холст ее, впитывая и удерживая продолжительное время влагу, подвергается плесневению и гниению. Красочный слой, имея иную технологическую природу, не подвергается этому процессу, сохраняет свою прочность, но оказывается на распадающемся фундаменте, который не может больше выполнять свою основную функцию - удерживания красочного слоя. Поврежденный холст необходимо поэтому усилить вторым холстом, т.е. дублировать.

Если картина покрыта кракелюром и участки живописи, окаймленные глубокими трещинами, имеют загнутые бортики — «чешуйки», причем холст картины ослаб и деформировался, — общее закрепление, выравнивание чешуек и восстановление их связи с грунтом также могут быть достигнуты только дублированием.

Если у картины, несмотря на удовлетворительную сохранность самого красочного слоя, наблюдается повсеместное отставание его грунта или грунта от холста (последствия намокания) и сам холст имеет какие-нибудь дефекты или вообще неудовлетворительного качества — необходимо дублирование картины дополнительным прочным холстом.

Не все картины имеют цельные холсты, даже вещи среднего размера иногда бывают написаны на сшитых холстах. Нитки, которыми сшит холст, от грунтовки или от промасленности могут потерять свою прочность, «перегореть» и со временем порваться. Шов будет расходиться. Не всегда легко его восстановить, в особенности, если куски холста были сшиты встык или с очень узкими кромками. Дублирование картины может быть уместным и в этом случае.

Среди случаев покоробленности полотна встречаются особые злокачественные виды их: это частые пузыри, происшедшие от намокания и при сильной вытянутости холста, очень упругие, принявшие застарелую форму. Подобные пузыри иногда не удается устранить даже при сильном разглаживании с припариванием. Если при этом сам холост не отличается хорошим качеством — картину следует дублировать. При посадке старого холста на новый, пузыри пропадут, расправившись и приклеившись к прочному фундаменту. Ярким примером этого может служить дублирование портрета писателя Новикова работы Левицкого (из собрания Московского Литературного музея), произведенное в мастерских Государственной Третьяковской галереи в 1936 году. На воспроизводимой иллюстрации видны дефекты полотна — пузыри в левой половине картины, расположенные главным образом вдоль вертикального борта. Справа, вокруг головы заметны трещины и сседания красочного слоя (рис. 15).

Если картина была свернута в узкую трубку живописью внутрь, потрескалась и сгофрировалась, может также стать вопрос о дублировании, если выяснится, что натяжение на подрамник и общее укрепление не выправят образовавшихся дефектов.

Иногда в результате непростительно небрежного обращения, картина может оказаться смятой, скомканной. Ясно, что от этого образуются многочисленные складки, покоробленные места, трещины, отставания красочного слоя, осыпи и пр. Дублирование такой картины может выправить ее, сделав поверхность холста ровной и закрепив красочный слой и грунт.

Большие прорывы холста, в особенности если их несколько, нецелесообразно заделывать посредством заплат — это трудно и не всегда дает нужный результат. Целый дублировочный холст, подведенный под старый, послужит как бы сплошной заплатой, укрепит и выровняет все линии прорывов, а также и самую плоскость поврежденного холста.

Во время пожара, если даже картина и не находилась непосредственно в огне, красочный слой и грунт ее могут под влиянием повышенной температуры образовать взбугривания и отстать от холста. Если при этом холст изношен, также должно быть применено дублирование.

В случае, когда у картины совершенно отсутствует (вырван) участок холста значительного размера, восполнить эту утрату может дублирующий холст, который даст возможность в дальнейшем по подведенному грунту восстановить живопись.

При многочисленных глубоких трещинах, сседаниях, шелушениях, вздутиях и других дефектах красочного слоя и грунта, даже при частичном ослаблении оригинального холста — следует картину «сдублировать» новым холстом.

Наконец, остановимся еще на одном примере, когда дублирование является абсолютно необходимым. На выставку произведений Сурикова в Государственной Третьяковской галерее поступила одна из малоизвестных его вещей — «Огородник». Картина была небрежно свернута в трубку, сильно порвана, и при развертывании было обнаружено, что в центральной части картины фигура самого огородника была вырезана по пояс, как фрагмент, но находилась при картине. Часть полотна отсутствовала совершенно. Состояние картины было таково, что только дублированием можно было привести в порядок картину, избегнув сшиваний и частичных подклеиваний.

Указанные повреждения видны на воспроизводимых снимках (рис. 16 и 17).

Рассмотренные примеры повреждений не исчерпывают, конечно, всех случаев, с которыми может столкнуться реставратор. Могут встретиться и совершенно иные виды повреждений, исправляемые также дублированием.

Поскольку хорошее дублирование не может повредить вещи, а наоборот, делает ее более прочной, можно признать желательным применение дублирования как профилактической меры и в тех случаях, когда оно не вызвано острой необходимостью, например:

1) если на картине имеется несколько небольших прорывов и сама картина небольшого размера, то даже при полной возможности заделать прорывы несколькими заплатами можно прибегнуть к дублированию всего полотна;

2) если перед нами окажется картина небольшого размера с исправным красочным слоем, но порванными кромками, за которые нельзя ее натянуть на подрамник, то вместо подклейки проще и целесообразнее применить дублирование;

3) произведения, исполненные на бумаге масляными красками или на холсте, не имеющем кромок и подрамника (мелкие размеры), полезно дублировать на картон, независимо от сохранности их красочного слоя, это предохранит их в дальнейшем от повреждений при сгибах;

4) наконец, дублирование почти всегда полезно старой картине, если, конечно, оно мастерски проведено. В дублированной картине всегда чувствуется прочность, массивность и ровность поверхности. Кроме того, двойной холст вдвое ослабляет вибрацию полотна при переносках, перевозках и даже при экспозиции на стене. Как известно, вибрация, даже самая незначительная, со временем расшатывает частицы материалов, из которых картина сделана, поэтому уменьшение ее дублированием способствует лучшей сохранности картины.

Прежде чем перейти к описанию современного метода дублирования, познакомим читателя с некоторыми старыми наставлениями. Приведем полностью описание способа дублирования из книги Гупеля, заимствованное автором из трактата Паильо де Монтабера: «Приступая к подшиванию новым холстом, предварительно не худо выставить картину на погреб для сообщения старому холсту и краскам более мягкости и покорности. Затем, взяв ее оттуда, на сторону ее, покрытую красками, наклеивают белую бумагу при помощи белого крахмала. Эта первая операция делается с той целью, чтобы воспрепятствовать живописи лупиться во время различных процессов и натираний, которые предстоит ей вынести. С другой стороны, на крепкий подрамник натягивают новый хороший холст, который как можно ровнее смазывают клейстером, сваренным из ржаной муки и чесновки. Этим же клейстером смазывают изнанку картины. Сделав все это, быстро оборотную часть картины прикладывают к новому холсту и затем трут тряпичным тампоном, придерживая края картины, тампоном нажимают довольно сильно, направляясь постоянно от центра живописи, этим удаляется воздух, могущий оставаться между двумя холстами и тем вызывать образование волдырей.

Подшитую таким образом картину кладут лицевой стороной на хорошо сколоченный стол и начинают грубо гладить утюгом изнанку нового холста. Некоторые при этом употребляют утюг горячий, для сопротивления нажимам подкладывая доску. Клейстер, подогреваемый горячим железом, становится жиже, проникает со стороны картины в старый холст и тем сильнее закрепляет живопись, тогда как со стороны нового холста излишний клейстер проходит сквозь материал; таким образом, слой его становится одинаковой толщины повсюду. Обращают также внимание на то, чтобы утюг не был слишком горяч. Водить им по картине следует не иначе, как проложив между ним и картиной несколько листов бумаги, потому что той, которая уже наклеена на живопись, не всегда бывает достаточно при этом.

Убедившись, что таким образом подшитая картина хорошо просохла, наклеенную на нее белую бумагу смачивают губкой, напитанной тепловатой водой. Бумага легко отстает при этом, равно, как и крахмал, прикреплявший ее к живописи, которую после этого остается почистить и зареставрировать».

В статье П.Я.Агеева «Возобновление масляных картин» процесс дублирования обрисован следующим образом: «При непрочности полотна, картину можно подклеить другим полотном, для чего снимают ее с подрамника, натягивают на подрамник тонкое негрунтованное полотно, промазывают его обыкновенным клеем или лучше крахмалом на легкой клеевой воде и, промазав так же картину сзади, накладывают на нее подрамник с новым полотном, разглаживают от середины к краям (утюгом), чтобы клей пристал равномерно, потом или обрезывают края по размерам подрамника, или прикрепляют гвоздями по-прежнему».

Приведенные способы различны по своей технологии. В одном случае рекомендуется применение клеящего вещества растительного происхождения - клейстера крахмального из ржаной муки, во втором — «обыкновенного клея», т.е. клея животного происхождения в комбинации с растительным — «крахмалом на легкой клеевой воде».

Не проверив эти способы на практике, трудно судить об их достоинствах и недостатках, пригодности или непригодности. Очевидно, оба способа имели в свое время довольно широкое распространение и в зависимости от искусности того или иного мастера приводили к более или менее удачным результатам. Но при повторных реставрациях картин, дублированных по первому способу (мучной клейстер), нам приходилось сталкиваться с явлениями, указывающими на недостатки этого способа - хрупкость клейстерной прослойки между холстами и отставание холстов друг от друга, изъеденность холста и клейстерной прослойки различными паразитами и сильное отставание и шелушение красочного слоя. То, что «излишний клейстер проходит сквозь материю», и от этого выравнивается весь слой, как говорится в трактате, не может удовлетворить современного мастера, так как известно, что всякие налеты на обратной стороне холста, могущие вызвать появление плесени или явиться питательной средой для насекомых,— нежелательны. Заклейка только лицевой стороны картины крахмальным клейстером только с «защитной» целью не может сравниться с заклейкой, имеющей целью укрепление красочного слоя (постоянного).

Не совсем понятно также, почему нужно брать в качестве дублировочного холста «тонкое негрунтованное полотно», как это рекомендуется во втором случае. Разве не ясно, что холст должен подбираться с учетом характера дублируемого холста? Если картина исполнена на толстом крупнозернистом холсте, то для того, чтобы ее выровнять и прочно удержать на новом фундаменте, дублировочный холст также должен быть крупнозернистым. Наконец, описание самого процесса дублирования в обоих случаях настолько кратко и мало детализировано, что не может быть использовано в качестве руководства.

Дублирование является одним из капитальных методов реставрации и настолько важно в нашем деле, что необходимо остановиться на нем подробнее. Мы постараемся изложить те отдельные приемы, которые применяются различными мастерами, обобщив их в единое методологическое руководство.

Говоря о дублировании, нельзя не упомянуть о таких мастерах этого дела, как Сидоровы в Петербурге, прекрасно дублировавшие картину А. Иванова «Явление Христа народу» и множество других вещей. Нельзя не вспомнить также мастеров Табунцова, Васильева и Алексея Киприяновича Федорова, старейшего реставратора Третьяковской галереи. Все эти люди своей вдумчивостью, сметливостью и громадным трудолюбием внесли много ценного в дело так называемой «технической» реставрации и, по существу, создали нашу русскую школу реставрации.

 







Дата: 2018-12-28, просмотров: 1182.