Цели и задачи курсовой работы по специальности 40.02.01 (030912) Право и организация социального обеспечения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Курсовая работа один из видов самостоятельной учебной деятельности студентов, представляющий собой творческое решение учебной или реальной профессиональной задачи. Выполнение курсовой работы рассматривается как вид учебной работы по профессиональному модулю ПМ. 01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты (МДК.01.01 Право социального обеспечения) и реализуется в пределах времени, отведенного на его изучение.

Дидактическими целями выполнения курсовой работы являются:

- систематизация и обобщение полученных теоретических знаний и практических умений студентов по профессиональному модулю;

- углубление теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

- формирование и совершенствование общих и профессиональных компетенций;

- развитие профессионально значимых исследовательских умений, современного стиля научного мышления путём вовлечения студентов в разработку реальных профессиональных проблем;

- проверка и определение уровня теоретической и практической готовности выпускников; подготовка к государственной итоговой аттестации;

- формирование умения формулировать логически обоснованные выводы, предложения и рекомендации по результатам выполненной работы, компетентно отвечать на вопросы, вести профессиональную дискуссию, убеждать оппонентов в правильности принятых решений;

- формирование навыков планомерной регулярной работы над решением поставленной задачи;

- развитие умений работы со специальной литературой и иными информационными источниками, умений работы с программным инструментарием;

- приобретение опыта аналитической, расчетной работы и формирование соответствующих умений.

1.2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате выполнения студентом курсовой работы

В результате выполнения курсовой работы по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

OK 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

ОК 13. Логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь в соответствии с нормами русского языка, публично представлять результаты исследований.

ОК 14. Использовать в познавательной и профессиональной деятельности методы научного познания, логические законы, правила и навыки накопления научной информации.

ОК 15. Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Профессиональные компетенции (ПК):

Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 1.3. Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите.

ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.

ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.

ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И ОБЪЕМУ курсовой РАБОТЫ

Объем курсовой работы 25-35 страниц машинописного текста стандартного формата (14 шрифтом Times New Roman с полуторным интервалом между строк) без учета списка использованных источников и приложений.

Курсовая работа должна включать следующие разделы:

1. Титульный лист;

2. Содержание;

3. Введение (примерный объем 3 стр.);

4. Основную часть;

5. Заключение (примерный объем 3 стр.);

6. Список использованных источников;

7. Приложения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ РАБОТЫ

Структура курсовой работы включает следующие разделы: введение; основная часть; заключение (выводы и предложения); список использованных источников; приложения.

Титульный лист является первой страницей и оформляется по строго определенному стандарту (Приложение 1).

В «Содержании» последовательно перечисляются заголовки всех глав и параграфов, пронумерованные согласно их размещению в работе. Содержание должно включать все заголовки, имеющиеся в работе, с обязательным указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны точно повторять названия глав и параграфов в тексте работы. Сокращение или представление их в другой формулировке, последовательности или соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте не допускаются. Названием раздела служит слово «Содержание», записанное в отдельной строке без кавычек и без точки.

Во введении отражаются: актуальность темы исследования, цель исследования, задачи исследования, объект исследования, предмет исследования, теоретико-методологические основы исследования, теоретическая и практическая значимость исследования.

Названием раздела является слово «Введение», написанное в отдельной строке без кавычек и без точки.

Под актуальностью темы исследования принято понимать степень ее важности в определенный момент времени и в определенных условиях для решения конкретной проблемы.

Способы обоснования актуальности:

- по отдельным фактам выясняется состояние вопроса на практике;

- выявляются причины, порождающие результат;

- анализируются тенденции развития практики и ее нужды;

- выявляются и обосновываются потребности развития практики и теории.

Далее переходят к формулировке цели проводимого исследования. Цель курсовой работы, как правило, определяется ее названием (темой) и состоит в исследовании частных вопросов в рамках уже апробированных концепций и методик.

Достижение цели возможно через решение ряда задач. Задачи исследования формулируются в форме перечисления (изучить ..., исследовать..., проанализировать..., оценить..., охарактеризовать..., обосновать ..., определить ...). Формулировки задач обычно отражают название глав и параграфов курсовой работы. Они должны быть точными и краткими.

Важным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет - это то, что находится в грани­цах объекта. Объект - более широкое понятие, чем предмет.

Обязательным элементом введения курсовой работы является также ука­зание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения постав­ленной в такой работе цели.

В любом исследовании применяются и общенаучные, и специальные методы исследования. Общенаучные методы исследования делятся на три большие группы: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, мониторинг); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы, формализация, аксиоматический метод, системный метод); общелогические методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия).

Кроме вышеназванных общенаучных методов исследования в методологии некоторых частных наук выделяются и специальные методы.

Специально-юридические методы исследования – это приемы научного познания права, позволяющие выявить и описать (объяснить) специально-юридические характеристики права. Они включают: формально-юридический, сравнительно-правовой метод, юридико-статистический метод. К специальным методам исследования относят конкретно-социологические методы, основанные на применении мето­дов конкретной социологии для изучения социально-экономических и государственно-правовых явле­ний. Конкретно-социологические исследования - это научное изучение, анализ и систематизация социальных фактов, явлений и процессов, отно­сящихся к различным сферам жизни общества. К методам конкретно-социологического исследования, применяе­мым в юридических и управленческих науках, относятся: изучение документов (докумен­тальный метод), опросы в форме анкетирования и интервью, метод экс­пертных оценок и другие.

Обзор специальной литературы завершает введение курсовой работы, определяя круг авторов, исследовавших избранную тему. Их лаконичный анализ в итоге и должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке.

Основная часть работы. В главах основной части работы подробно рассматриваются методика и техника исследования и обобщаются результаты.

Рассмотрение темы работы можно начинать с ретроспективного анализа. Исторические особенности формирования и развития исследуемой проблемы только увеличивают и дополняют уровень работы.

Выполнение работы предполагает не переписывание учебников, а анализ научных положений, цитирование, приведение спорных определений, положений научной мысли.

Основная часть может состоять из нескольких глав. Глава состоит из параграфов (не менее двух).

В первой главе представляются материалы исследования теорети­ческих вопросов (обзор источников по теме работы), так как глубокое изучение теории служит основой правильного осмысления практических аспектов и формулирования обоснованных выводов и предложений.

Во второй главе целесообразно представить общую характеристи­ку объекта исследований.

В третьей главе детально раскрывается существо рассматриваемой проблемы на фактических материалах исследуемого объекта.

Законченные главы курсовой работы сдаются руководителю на проверку в определенные руководителем сроки. Проверенная глава должна быть доработана в соответствии с полученными от руководителя замечаниями.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме ра­боты и полностью ее раскрывать. Оно должно показывать, умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать собранный материал.

При изложении в курсовой работе спорных вопросов темы необходимо приводить мнение различных авторов. Наличие ссылок, пусть даже многочисленных, только подчеркивает добросовестность работы.

Каждая глава обязательно заканчивается выводами. Результаты должны быть конкретными суждениями: о чем говорится и что утверждается.

Заключение (выводы и предложения) должно логично завершать проведенное исследование и синтезировать наиболее значимые итоги курсовой работы. Выводы и предложения располагаются в последовательности изложения вопросов основной части работы. В них показывается, как достигнута цель и решены задачи, поставленные во введении, в сжатой, тезисной форме излагаются главные результаты исследования и, если необходимо в соответствии с темой, фиксируются пути или конкретные мероприятия по совершенствованию изучаемых процессов. Не допускается делать выводы, отражающие какие-либо общие вопросы и не относящиеся непосредственно к предмету и объекту исследования.

Список использованных источников служит составной частью курсовой работы и показывает степень изученности проблемы студентом. Он должен включать перечень всех научных, периодических изданий (статьи из журналов и газет), законодательные и инструктивные материалы, статистические сборники и другие, отчетные и учетные документы, интернет-сайты, на которые студент ссылается в тексте работы (не менее 15). 

Список использованных источников со сквозной нумерацией выстраивается в следующем порядке:

1) нормативно-правовые акты, расположенные согласно их юридической силе и в хронологическом порядке;

2) монографии, статьи, статистические сборники и др. справочная литература, расположенные в алфавитном порядке;

Например:

 

Список использованных источников     Нормативно-правовые акты   1. ... 2. ...   Научная, учебная и иная литература   3. ... 4. ...  

 

Нумерация по всему списку – сквозная. Нормативные источники излагаются в порядке уменьшения их силы. Недействующие нормативные акты указываются в конце раздела в порядке уменьшения давности их принятия.

Научная и иная литература распределяется в алфавитном порядке.

В список не могут быть включены источники, на которые не делалось ссылок по тексту!

Список оформляется в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.5–2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления[1]; ГОСТ 7.82–2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления[2]; ГОСТ 7.1–2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления[3].

Приложения (если они имеются) помещаются после списка используемых источников. Они содержат дополнительные материалы, подтверждающие основные положения работы, отсутствие которых в основном тексте не нарушает логическую целостность курсовой работы. Кроме того, приложения содержат вспомогательный материал, который с це­лью сокращения объема курсовой работы не вошел в основную часть работы. В тексте работы необходимо делать соответствующие ссылки на приложения, а сами приложения располагаются в порядке появления ссылок на них.

В приложения могут входить статистические таблицы, схемы, диаграммы, графики, рисунки и т.д., которые могут служить наглядным материалом при защите курсовой работы. Кроме того, в приложения могут помещаться копии первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской отчетности и иных внутренних документов организации (объекта исследования), разработанные студентом рекомендации и др.

Объем приложений не регламентируется, что позволяет варьировать объемом основной части курсовой работы.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ЭТАПАМ И СРОКАМ ВЫПОЛНЕНИЯ курсовой РАБОТЫ

Процесс выполнения курсовой работы включает следующие этапы:

Этапы выполнения курсовой работы Примерные сроки

Этап 1. Организационный (подготовительный), который включает в себя:

1. Изучение настоящих методических рекомендаций 1 неделя
2. Выбор темы курсовой работы и ее согласование с руководителем 2 неделя
3. Составление графика выполнения работы 2 неделя

Этап 2. Исследовательский

4. Определение цели и задач исследования. 3 неделя
5. Составление первоначальной структуры работы. 3 неделя
6. Подбор, изучение и анализ содержания источников по теме работы 4-5 недели
7. Анализ и распределение собранного материала в соответствии со структурой курсовой работы. 6-7 недели
8. Написание и оформление работы; 8-9 недели
9. Представление курсовой работы целиком руководителю и выполнение его замечаний и рекомендаций. 10 неделя

Этап 3. Экспертный, а именно:

10. Представление окончательного варианта курсовой работы руководителю для написания рецензии. 11-12 недели

Этап 4. Подготовка к защите и защита курсовой работы:

11. Защита курсовой работы 13-14 недели

Выбор темы курсовой работы

Работа над курсовой работой начинается с выбора темы, к которому следует отнестись очень ответственно. Тематика работ предлагается преподавателем с утверждением председателя ЦК. Она носит примерный характер. Студент, исходя из своих научных интересов, может, по согласованию с преподавателем, предложить собственную тему курсовой работы, которая должна соответствовать содержанию профессионального модуля ПМ. 01 «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты» по специальности, иметь практико-ориентированный характер, быть направлена на решение профессиональных задач, определенных ФГОС СПО. Выбор темы работы должен основываться на первичном изучении содержания проблемы. Только в этом случае он окажется осознанным, что является важной предпосылкой успешного написания работы.

Общее руководство и контроль за ходом выполнения курсовых работ осуществляет преподаватель.

Основными функциями руководителя курсовой работы являются:

- оказание помощи в выборе темы курсовой работы;

- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения курсовой работы;

- оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы;

- контроль хода выполнения курсовой ра­боты;

- подготовка письменного отзыва на курсовую работу (Приложение 2).

Составление плана курсовой работы

Успешное написание курсовой работы во многом зависит от правильной организации самостоятельной работы студента. Подготовка работы начинается сразу после утверждения темы. На основе задания студент самостоятельно составляет план (содержание) работы.

План курсовой работы представляет собой составленный в определенном порядке перечень глав и параграфов, которые будут представлены в работе. Правильно составленный план работы служит организующим на­чалом в работе студента, помогает систематизировать материал, обеспечи­вать последовательность его изложения. План работы согласовывается с руководителем.

План курсовой работы должен отражать основную идею работы, раскрывать ее задачи и характер, с обязательным выделением наиболее актуальных вопросов темы.

При составлении плана курсовой работы необходимо учитывать общие требования к содержанию ее основных частей (введение, основная часть, заключение).

План основной части курсовой работы допускает простую или сложную (по главам) структуру (рисунок 1 и 2).

Простая структура плана
Введение
1. ...
2. …
3. ...
Заключение

Рисунок 1 - Сложная структура плана курсовой работы

 

Сложная структура плана
Введение
1. ...
1.1 ...
1.2 ...
2. …
2.1 ...
2.2 ...
3. ... (не более 3)
3.1 ...
3.2 ...
Заключение

Рисунок 2 - Сложная структура плана курсовой работы

 

При сложной структуре каждая глава должна состоять минимум из 2-3 параграфов. Параграфы внутри главы должны быть соизмеримы по объёму. Минимальный объём параграфа должен позволять сделать по нему обобщающие выводы. Параграф соотносится с главой как частное с общим.

Смешанная структура работы является некорректной и не допускается к утверждению (см. рис. 3)

 

Введение 1. ... 2. ... 2.1 ... 2.1.1 ... 2.2 ... 2.2.1 … 2.2.2 … 3. ... 3.1 ... Заключение

Рисунок 3 - Смешанная структура плана

В процессе написания работы план может корректироваться.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 200.