Раздел 4. 1923 – конец XX века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Основные тенденции театрального процесса 1920-х годов.

2. Организация ТИМа. Спектакли- политобозрения.

3. Спектакль ТИМа «Лес».

4. Спектакль ТИМа «Мандат».

5. Спектакль ГосТИМа «Ревизор».

6. Спектакль ГосТИМа «Горе уму».

7. Спектакль ГосТИМа «Командарм 2».

8. Спектакли ГосТИМа «Клоп» и «Баня».

9. От Первой студии к МХАТ Второму: 1922–1924.

10. М.А. Чехов и МХАТ Второй

11. Спектакль МХАТ Второго «Гамлет».

12. Спектакли МХАТ Второго «Блоха» и «Петербург».

13. Спектакль МХАТ Второго «Дело».

14. Современная драматургия на сцене МХАТ Второго: 1925–1930.

15. Третья студия MXAT: 1922–1924. Режиссерские дебюты вахтанговцев.

16. А.Д. Попов в Студии и Театре им. Евг. Вахтангова.

17. Спектакль Театра им. Евг. Вахтангова «Заговор чувств».

18. МХАТ: 1924–1930.

19. Спектакль МХАТ «Горячее сердце», «Безумный день или женитьба Фигаро».

20. Спектакль МХАТ «Дни Турбиных».

21. Камерный театр: 1923–1930.

22. Спектакль Камерного театра «Любовь под вязами».

23. Спектакль Камерного театра «Негр».

24. Проблемы развития театра 1930-х годов.

25. М. Горький и театр 1930-х годов. Формирование горьковского театрального канона.

26. «Егор Булычов и другие»: спектакли Театра им. Евг. Вахтангова, БДТ и МХАТ.

27. Вл.И. Немирович-Данченко и МХАТ 1930 годов. Спектакли «Воскресение», «Анна Каренина».

28. К.С. Станиславский и МХАТ 1930-х годов. Спектакли «Мертвые души», «Тартюф».

29. Спектакль МХАТ «Три сестры» (1940).

30. Сценическая шекспириана 1930-х годов

31. Спектакль Театра им. Евг. Вахтангова «Гамлет» (1932).

32. Спектакль Госет «Король Лир».

33. Спектакль Малого театра «Отелло».

34. Спектакли А.Д. Попова «Ромео и Джульетта» и «Укрощение строптивой».

35. Н.П. Акимов в ленинградском Театре Комедии (1935-1940).

36. Камерный театр в 1930-е годы.

37. Спектакль Камерного театра «Оптимистическая трагедия».

38. Спектакль Камерного театра «Мадам Бовари».

39. ГосТИМ в 1930-е годы.

40. Спектакль ГосТИМа «Последний решительный».

41. Спектакль ГосТИМа «Дама с камелиями».

42. Театр в годы Великой Отечественной войны.

43. Театральная жизнь второй половины 1940 — начала 50-х годов.

44. Спектакль Московского театра драмы «Молодая гвардия».

45. A.M. Лобанов в Театре им. М.Н. Ермоловой.

46. Эпоха «оттепели» и театральный процесс.

47. А.В. Эфрос в ЦДТ.

48. Театр-студия «Современник»: организационная структура и творческая практика второй половины 1950-х годов.

49. Классика на русской сцене 1950-х годов.

50. Спектакль Малого театра «Власть тьмы».

51. Спектакль Театра им. Ленсовета «Дело».

52. Пьесы В.В. Маяковского на сцене театра Сатиры.

53. Спектакль Академического театра драмы им. А.С.Пушкина «Оптимистическая трагедия».

54. Г.А. Товстоногов и БДТ второй половины 1950-х годов.

55. Спектакль БДТ «Идиот» (1957).

56. «Пять вечеров»: спектакли БДТ и «Современника».

57. Спектакль БДТ «Варвары».

58. Основные тенденции театрального процесса 1960-х годов.

59. «Современник» в 1960-е годы.

60. Спектакль «Современника» «Назначение».

61. Спектакль «Современника» «Обыкновенная история».

62. А.В. Эфрос в московском Театре им. Ленинского комсомола.

63. «В день свадьбы»: спектакли «Современника» и Театра им. Ленинского комсомола.

64. «Чайка»: спектакли Театра им. Ленинского комсомола и «Современника».

65. БДТ в 1960-е годы.

66. Спектакль БДТ «Горе от ума».

67. «Три сестры»: спектакли БДТ и Театра на Малой Бронной (1967).

68. Спектакль БДТ «Мещане».

69. Театр на Таганке в 1960-е годы. Режиссерский феномен Ю.П. Любимова.

70. Спектакль Театра на Таганке «Добрый человек из Сезуана».

71. Начало режиссерской деятельности М.А. Захарова. Спектакль Театра сатиры «Доходное место».

72. Основные тенденции театрального процесса 1970-х годов.

73. БДТ в 1970-е годы.

74. Спектакль БДТ «Ревизор».

75. Спектакль БДТ «История лошади».

76. Режиссерская деятельность А.В. Эфроса в 1970-е годы.

77. Спектакль Театра на Малой Бронной «Ромео и Джульетта».

78. Спектакль Театра на Малой Бронной «Дон Жуан».

79. Спектакль Театра на Малой Бронной «Женитьба».

80. Спектакль Театра на Малой Бронной «Месяц в деревне».

81. Театр на Таганке в 1970-е годы.

82. Спектакль Театра на Таганке «А зори здесь тихие».

83. Спектакль Театра на Таганке «Гамлет».

84. Спектакль Театра на Таганке «Деревянные кони».

85. Спектакль Театра на Таганке «Вишневый сад».

86. Проза Ю.В. Трифонова на сцене Театра на Таганке.

87. М.А. Захаров в Театре им. Ленинского комсомола (1973–1980).

88. «Иванов»: спектакли Театра им. Ленинского комсомола и МХАТ.

89. Спектакль Театра им. Ленинского комсомола «Жестокие игры».

90. Начало режиссерской деятельности А.А. Васильева. Спектакль Театра им. К.С. Станиславского «Первый вариант “Вассы Железновой”».

91. Сценическая судьба пьес А.В. Вампилова и «поствампиловской» драматургии в 1970-е годы. Спектакль Театра им. К.С. Станиславского «Взрослая дочь молодого человека».

92. Режиссерская и театрально-педагогическая деятельность Л.А. Додина в 1970-е годы. Спектакль Учебного театра ЛГИТМиК «Братья и сестры».

93. Основные тенденции театрального процесса 1980-х годов.

94. Проблемы режиссуры 1980-х годов.

95. Проблемы актерского искусства 1980-х годов.

96. Режиссерская деятельность Л.А. Додина в 1980-е годы. Опыт создания “театра-дома” в Малом Драматическом театре.

97. Спектакль А.А.Васильева «Серсо» и организация Школы драматического искусства.

III . Распределение часов по темам и видам обучения

Разделы и темы

Дневное обучение

Очно-заочное обучение

Заочное обучение

Лекции Практические занятия Лекции Практические занятия Лекции Практические занятия Раздел 1. От истоков до середины XIX века. 66 60 22 1. Театральные элементы в русской народной культуре. 4   2   0,5   1.2. Создание театра при дворе Алексея Михайловича 2   2   0,5   1.3. Школьный театр 2   2   1   1.4. Театр городского населения 2   2   1   1.5. Развитие театральной культуры в России в первой половине XVIII в. 4   2   1   1.6. Формирование драматургии классицизма. А. П. Сумароков. 4   3   2   1.7. Создание русского национального театра. Ф. Г. Волков 2   2   1   1.8. Основные тенденции развития театра и драматургии последней трети XVIII в. 2   2   0,5   1.9. Театральное искусство конца XVIII - начала XIX веков 4   2   1   1.10. Трагедия первой четверти XIX века 2   2   1   1.11. Актерское искусство первой четверти XIX века 2   3   1   1.12. Комедия первой четверти XIX века 6   4   1,5   1.13. А. С. Пушкин и театр 6   5   2   1.14. Театр второй четверти XIX века 2   4   1   1.15. Драматургия М. Ю. Лермонтова 4   4   1   1.16. Трагические актеры второй четверти XIX века 4   3   1   1.17. Русский водевиль 2   3   1   1.18. Актеры водевиля 2   3   1   1.19. Н.В. Гоголь и театр 6   6   2   1.20. Драматургия И.С. Тургенева 4   4   1   Раздел 2. Вторая половина XIX века. 58 36 18   2.1. Актерское искусство в России в середине XIX века. 6   4   1   2.2. Драматургия второй половины XIX века и театр. А. Н. Островский 14   10   6   2.3. Драматургия А.К. Толстого 6   4   3   2.4. М.Е. Салтыков-Щедрин и театр 6   4   1   2.5. Драматургия А. В. Сухово-Кобылина 6   4   2   2.6. Л.Н. Толстой и театр 8   4   2   2.7. Актерское искусство второй половины XIX века 12   6   3   Раздел 3. 1898 – 1923. 116 48 18 3.1. Становление искусства режиссуры и организация Московского Художественного театра 6   3   1   3.2. А.П. Чехов и сценическая методология МХТ 10   3   1,5   3.3. Драматургия Г. Ибсена и Г. Гауптмана на сцене МХТ 6   2   1   3.4. М. Горький и МХТ 6   2   1   3.5. Малый театр на рубеже XIX-XX вв. 4   1   0,5   3.6. Александрийский театр на рубеже XIX-XX вв. 4   1   0,5   3.7. В.Ф. Комиссаржевская и проблема актерского театра на рубеже XIX-XX вв. 6   2   1   3.8. Театральный символизм 6   4   1   3.9. Московский Художественный театр: 1908-1917 8   3   1   3.10. Начало студийного движения МХТ. Первая студия 8   3   1,5   3.11. Театральный традиционализм 8   3   0,5   3.12. Режиссура: 1907— 1917 8   3   1   3.13. Октябрьская революция и театр 2   2   0,5   3.14. Театр: 1917—1923 2   2   0,5   3.15. МХАТ и его студии 8   4   1,5   3.16. Камерный театр: 1917 — 1922 8   3   1   3.17. Театральная деятельность В. Э. Мейерхольда: 1917 — 1922 10   5   2,5   3.18. Лозунг А.В Луначарского "Назад к Островскому!" и начало нового этапа развития театра 2   2   0,5   Раздел 4. 1923 – конец XX века. 116 72 34 4.1. Театр середины — второй половины 1920-х годов 2   1   0,5   4.2. Малый театр 1   0,5   0,5   4.3. Академический театр драмы 1   0,5   0,5   4.4. Московский Художественный академический театр 8   3   1   4.5. Московский Художественный академический театр Второй 10   3   2   4.6. Театр имени Евг. Вахтангова 6   2   1   4.7. Камерный театр 8   2   2   4.8. Театр имени Вс. Мейерхольда 10   3   3   4.9. Театр 1930-х годов 4   2   1   4.10. М. Горький и театр 1930-х годов 4   2   1   4.11. Сценическая шекспириана 1930-х годов 4   3   2   4.12. МХАТ СССР им. М. Горького 6   4   1   4.13. Камерный театр 3   2   1   4.14. Театр имени Вс. Мейерхольда 3   3   1   4.15. Ленинградский театр Комедии 3   3   1   4.16. Театр в годы Великой Отечественной войны 2   2   0,5   4.17. Театр второй половины 1940 — начала 1950-х годов 2   1   0,5   4.18. Театральная "оттепель" 1950-х годов 3   3   1   4.19. Молодая режиссура 4   4   1,5   4.20. Г.А. Товстоногов и Большой драматический театр им. М. Горького 5   6   1,5   4.21. Театр 1960-х годов 1   2   0,5   4.22. Современная пьеса на сцене театра 1960-х годов 4   4   1,5   4.23. Классика на сцене театра 1960-х годов 6   4   2   4.24. Ю.П. Любимов и Театр драмы и комедии на Таганке 6   3   2   4.25. Театр 1970 - первой половины 1980-х годов 6   3   3   4.26. Театр второй половины 1980-х – 1990-х годов 4   3   1,5   Всего: 356 216 92 Всего по дневной, очно-заочной и заочной формам обучения

356

216

92

 

IV . Формы контроля

 

Очная форма обучения:

II семестр – экзамен

IV семестр – экзамен

VI семестр – экзамен

VIII семестр – экзамен

 

Очно-заочная и заочная формы обучения:

I семестр – зачет

II семестр – экзамен

III семестр – зачет

IV семестр – экзамен

V семестр – зачет

VI семестр – экзамен

VII семестр – зачет

VIII семестр – экзамен

IX семестр – экзамен

V . Рекомендуемая литература

 

Учебники и учебные пособия

 

Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века. М., 1977.

Данилов С.С. Русский драматический театр XIX века. Т. 1. Первая половина XIX века. Л.; М., 1957.

Данилов С.С, Португалова M .Г. Русский драматический театр XIX века. Т. 2. Вторая половина XIX века. Л., 1974.

История русского драматического театра: В 7 т. М., 1977–1987. Т. 1–7.

История русской драматургии: XVII — первая половика XIX века. Л., 1982.

История русской драматургии: Вторая половина XIX — начало XX века до 1917 года. Л., 1987.

Русская художественная культура конца XIX — начала XX века. Кн. 1, 3. М., 1968, 1977.

Альтшуллер А.Я. Театр прославленных мастеров: Очерки истории Александринской сцены. Л., 1968.

Аникст А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М., 1972.

Зограф Н.Г. Малый театр второй половины XIX века. М., 1960.

Зограф Н.Г. Малый театр в конце XIX — начале XX века. М., 1966.

Сыркина Ф.Я., Костина Е.М. Русское театрально-декорационное искусство. М., 1978.

Хрестоматия по истории русского актерского искусства конца XVIII –первой половины XIX веков / Сост. Н.Б.Владимирова, А.П.Кулиш. СПб., 2005.

 

*     *     *

 

История русского советского драматического театра: Учеб. пособие: В 2 кн. М., 1984, 1987.

История русского театра от его истоков до конца XX века: Учебник. М., 1987.

История советского драматического театра: В 6 т. М., 1966–1971.

История советского театроведения: Очерки, 1917–1941. М., 1981.

 

I РАЗДЕЛ.

Обязательная литература

1

Артаксерксово действо.

Русская народная драма: Барин. Лодка. Царь Максимилиан.

Сумароков А.П. Хорев. Димитрий Самозванец.

Фонвизин Д.И. Бригадир. Недоросль.

Княжнин Я.Б. Вадим Новгородский. Несчастье от кареты.

Капнист В.В. Ябеда.

Аблесимов А.О. Мельник, колдун, обманщик и сват.

Матинский М.А. Санкт-Петербургский гостиный двор.

Озеров В.А. Фингал. Димитрий Донский.

Крылов И.А. Подщипа (Трумф). Пирог. Урок дочкам.

Шаховской А.А. Новый Стерн. Урок кокеткам, или Липецкие воды.

Хмельницкий Н.И. Воздушные замки.

Грибоедов А.С., Хмельницкий Н.И., Шаховской А.А. Своя семья, или Замужняя невеста.

Грибоедов А.С. Молодые супруги. Горе от ума. План трагедии [1812].

Пушкин А.С. Борис Годунов. Скупой рыцарь. Моцарт и Сальери. Каменный гость. Пир во время чумы. Русалка. Сцены из рыцарских времен.

Лермонтов М.Ю. Испанцы. Люди и страсти. Странный человек. Маскарад. Два брата. Арбенин.

Гоголь Н.В. Ревизор. Женитьба. Игроки. Театральный разъезд после представления новой комедии. Утро чиновника. Тяжба. Лакейская. Отрывок (Собачкин).

Тургенев И.С. Безденежье. Где тонко, там и рвется. Нахлебник. Холостяк. Завтрак у предводителя. Месяц в деревне. Провинциалка. Вечер в Сорренте.

Некрасов Н.А. Актер. Петербургский ростовщик. Осенняя скука.

Ленский Д.Т. Лев Гурыч Синичкин.

Каратыгин П.А. Вицмундир.

Кони Ф.А. Петербургские квартиры.

 

2

Белинский В.Г. И мое мнение об игре г. Каратыгина; «Гамлет», драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета; «Горе от ума». Соч. А.С. Грибоедова. Второе издание; Александринский театр; Сочинения Александра Пушкина (Статьи 10 и 11); Павел Степанович Мочалов.

Гоголь Н.В. В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность; Отрывок из письма, писанного автором вскоре после первого представления «Ревизора» к одному литератору; Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»; Петербургские записки 1836 года; О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности; Письма к Щепкину.

Гончаров И.А. «Мильон терзаний».

Пушкин А.С. Мои замечания об русском театре; Письмо к Н.Н.Раевскому (1825 г.); Письмо к издателю «Московского вестника»; Заметки на полях статьи П.А. Вяземского «О жизни и сочинениях В.А. Озерова»; Наброски предисловия к «Борису Годунову»; О народной драме и драме «Марфа Посадница»; Планы статьи «О народной драме и драме “Марфа Посадница”».

 

3

Алперс Б.В. Театр Мочалова и Щепкина. М., 1979.

Гуковский Г.А. «Борис Годунов» // Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957.

Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1978.

Марков П.А. Эпоха накануне Малого театра. Малый театр тридцатых и сороковых годов XIX века (период: Мочалов — Щепкин). Малый театр и его актер. Некрасов и театр // Марков П.А. О театре: В 4 т. М., 1974. Т. 1.

Медведева И.Н. Екатерина Семенова: Жизнь и творчество трагической актрисы. М., 1984.

Первые пьесы русского театра. М., 1972.

Эйхенбаум Б.М. Драмы Лермонтова // Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М.;Л., 1961.

 

Дополнительная литература

1

Загоскин М.Н. Благородный театр. Г-н Богатонов, или Провинциал в столице.

Грибоедов А.С., Катенин П.А. Студент.

Грибоедов А.С., Жандр А.А. Притворная неверность.

Грибоедов А.С., Вяземский П.А. Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом.

Кюхельбекер В.К. Аргивяне.

Полевой Н.А. Дедушка русского флота. Параша Сибирячка.

Белинский В.Г. Димитрии Калинин.

2

Аксаков С.Т. Яков Емельянович Шушерин и современные ему театральные знаменитости. Литературные и театральные воспоминания // Собр. соч.: В 4 т. М., 1955–1956. Т. 2–3.

3

Берков П.Н. Русская народная драма // Русская народная драма XVII–XX веков. М., 1953.

Берковский Н.Я. «Русалка», лирическая трагедия Пушкина // Берковский Н.Я. Статьи о литературе. M.; Л., 1962.

Владимирова Н.Б., Романова Г.А. Любимцы Мельпомены В.Каратыгин.П.Мочалов.СПб., 1999.

Гриц Т.С. М.С. Щепкин: Летопись жизни и творчества. М., 1966.

Гуковский Г.А. «Ревизор» // Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.; Л., 1959.

Гусев В.Е. Истоки русского народного театра. Л., 1977.

Давыдова М.В. Очерки по истории русского театрально-декорационного искусства XVIII — начала XX в. М., 1974.

Данилов С.С. Гоголь и театр. М., 1936.

Дмитриев Ю.А. Мочалов — актер-романтик. М., 1961.

Дурылин С.Н. Пушкин на сцене. М., 1951.

Жихарев С.П. Записки современника. М.; Л., 1955.

Иофьев М.И. «Маленькие трагедии» Пушкина // Иофьев M.И. Профили искусства: Литература, театр, живопись, эстрада, кино. М., 1965.

Ласкина М.Н. П.С. Мочалов: Летопись жизни и творчества. М., 2000.

Лебедев А.А. Грибоедов: Факты и гипотезы. М., 1980.

Медведева И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. М., 1974.

Рассадин С.Б. Драматург Пушкин: Поэтика. Идеи. Эволюция. М., 1977.

Рассадин С.Б. Фонвизин. М., 1980.

Старикова Л.М. Театральная жизнь старинной Москвы: Эпоха. Быт. Нравы. М., 1986.

Старикова Л.М. Театральная жизнь России в эпоху Анны Иоанновны. М., 1995.

Старикова Л.М. Театральная жизнь России в эпоху Елизаветы Петровны. М., 2003.

Тынянов Ю.Н. Сюжет «Горе от ума» // Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М.,1988.

Успенский В.В. Русский классический водевиль // Русский водевиль. Л.; М., 1959.

Ф.Г. Волков и русский театр его времени: Сб. материалов. M., 1953.

 

II РАЗДЕЛ.

Обязательная литература

1

Островский А.Н. Свои люди — сочтемся. Бедность не порок. Доходное место. Воспитанница. Гроза. Трилогия о Бальзаминове: Праздничный сон до обеда; Свои собаки грызутся — чужая не приставай; За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова). Пучина. На всякого мудреца довольно простоты. Горячее сердце. Бешеные деньги. Лес. Комик XVII столетия. Снегурочка. Волки и овцы. Последняя жертва. Бесприданница. Сердце не камень. Таланты и поклонники. Без вины виноватые.

Потехин А.А. Чужое добро впрок не идет. Мишура.

Писемский А.Ф. Горькая судьбина.

Шпажинский И.В. Майорша. Кручина. Чародейка.

Салтыков-Щедрин М.Е. Смерть Пазухина. Тени.

Сухово-Кобылин А.В. Свадьба Кречинского. Дело. Смерть Тарелкина.

Толстой А.К. Смерть Иоанна Грозного. Царь Федор Иоаннович. Царь Борис.

Толстой Л.Н. Власть тьмы. Плоды просвещения. Живой труп.

 

2

Григорьев А.А. Театральная критика. М., 1985.

Григорьев А.А. Драма и театр // Григорьев А.А. Эстетика и критика. М., 1980.

Герцен А.И. Михаил Семенович Щепкин // А.И. Герцен об искусстве. М., 1954.

Добролюбов Н.А. Темное царство. Луч света в темном царстве // Собр. соч.: В 9 т. М.;Л., 1962–1963. Т. 5, 6.

Островский А.Н. Записка о положении драматического искусства в России в настоящее время. О причинах упадка драматического театра в Москве. О театральных школах. Дополнение к записке о театральных школах. Автобиографическая заметка. Соображения и выводы по поводу мейнингенской труппы // Островский А.Н. Собр. соч.: В 12 т. М., 1972. Т. 10.

М.Е. Салтыков-Щедрин о литературе и искусстве: Избранные статьи, рецензии, письма. М., 1953 (Раздел — Драматургия и театр).

Толстой А.К. Проект постановки на сцену трагедии «Смерть Иоанна Грозного». Проект постановки на сцену трагедии «Царь Федор Иоаннович» // Собр. соч.: В 4 т. М., 1964. Т. 3.

Толстой Л.Н. Что такое искусство? О Шекспире и о драме // Л.Н. Толстой о литературе: Статьи, письма, дневники, М., 1955.

Чернышевский Н.Г. «Бедность не порок» А. Островского // Чернышевский Н.Г. Собр. соч.: В 15 т. М., 1949. Т. 2.

М.С. Щепкин: Жизнь и творчество: В 2 т. М., 1984.

 

3

Золотницкая Т.Д. Мартынов. Л., 1988.

Кугель А.В. Театральные портреты. Л., 1967.

Полякова Е.И. Садовские. М., 1988.

Рудницкий К.Л. А.В. Сухово-Кобылин: Очерк жизни и творчества. М., 1957.

Шнейдерман И.И. Мария Гавриловна Савина: 1854–1915. Л.;М., 1958.

Дополнительная литература

1

Островский А.Н., Соловьев Н.Я. Дикарка. Женитьба Белугина. Светит да не греет.

Соловьев Н.Я. На пороге к делу.

Лесков H.С. Расточитель.

Чернышевский Н.Г. Мастерица варить кашу.

Мей Л.А. Царская невеста. Псковитянка.

Аверкиев Д.В. Комедия о российском дворянине Фроле Скабееве и столничьей Нардын-Нащокин дочери Аннушке (Фрол Скабеев). Каширская старина.

Потехин Н.А. Злоба дня. Нищие духом. Мертвая петля.

Дьяченко В.А. Гувернер.

Крылов В.А. Против течения. Горе - злосчастье. Сорванец.

Антропов Л.Н. Блуждающие огни.

 

2

А.Н. Островский в русской критике: Сб. статей. М., 1962.

3

Альтшуллер А.Я. Александр Евстафьевич Мартынов: 1815–1860. Л.;М., 1959.

Беньяш P. M. Пелагея Стрепетова. Л., 1967.

Боборыкин П.Д. Вспоминания: В 2-х т. М., 1965.

Бялый Г.А. «Власть тьмы» в творчестве Л.Н. Толстого 80-х годов // Бялый Г.А. Русский реализм конца XIX века. Л., 1973.

Дурылин С.Н. Мария Николаевна Ермолова, 1853–1928: Очерк жизни и творчества. М., 1952.

Зограф Н.Г. Александр Павлович Ленский. М., 1955.

Золотницкий Д.И. Щедрин-драматург. Л.;М., 1961.

Кара С.С. Варламов. Л., 1969.

Клинчин А.П. Николай Хрисанфович Рыбаков. М., 1972.

Костелянец Б.О. «Бесприданница» А.Н. Островского. Л., 1982.

Лакшин В.Я. Толстой и Чехов. М., 1975.

Лакшин В.Я. А.Н. Островский. М., 1982.

Лебедев А.А. Драматург перед лицом критики: Вокруг А.Н. Островского и по поводу его. Идеи и темы русской критики: Очерки. М., 1974.

Малый театр СССР. 1824–1917. М., 1978.

Михайловский Б.В. Вопросы композиции и стилистики пьесы Л.Н. Толстого «Живой труп» // Михайловский Б.В. Избранные статьи. М., 1969.

М.Н. Ермолова: Письма. Из литературного наследия, воспоминания современников. М., 1955.

Mорозов M. M. Митрофан Трофимович Иванов-Козельский. Василий Николаевич Андреев-Бурлак. Модест Иванович Писарев // Морозов М.М. Избранное. М., 1979.

Островский в воспоминаниях современников. М., 1966.

А.Н. Островский. Новые материалы и исследования // Литературное наследство. Т. 88. М., 1974. Кн. 1–2.

Полякова Е.И. Театр Льва Толстого. М., 1978.

Реизов Б.Г. Драматическая трилогия А.К. Толстого // Реизов Б.Г. Из истории европейских литератур. Л., 1970.

Скафтымов А.П. Белинский и драматургия А.Н. Островского // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972.

Сыркина Ф.Я. Русское театрально-декорационное искусство второй половины XIX века: Очерки. М., 1956.

Холодов Е.Г. Мастерство Островского. 2-е изд. М., 1967.

А.И. Южин-Сумбатов: Записки, статьи, письма. М., 1951.

Юрьев Ю.М. Записки: В 2 т. Л.;М., 1963. Т. 1.

 

III РАЗДЕЛ.

Обязательная литература

1

Чехов А.П. Иванов. Медведь. Свадьба. Предложение. Юбилей. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад.

Горький М. Мещане. На дне. Дачники. Дети солнца. Варвары. Последние. Васса Железнова (первый вариант). Старик.

Анненский И.Ф. Меланиппа-философ. Фамира-кифарэд.

Найденов С.А. Дети Ванюшина.

Блок А.А. Балаганчик. Король на площади. Незнакомка. Песня судьбы. Роза и крест.

Сологуб Ф.К. Победа смерти. Заложники жизни.

Андреев Л. H. Жизнь человека. Царь Голод. Анатэма. Анфиса. Екатерина Ивановна. Профессор Сторицын. Тот, кто получает пощечины.

Маяковский В.В. Владимир Маяковский. Мистерия-буфф (две редакции).

 

2

Андреев Л.Н. Письма о театре // Альманах изд-ва «Шиповник». СПб., 1914. Кн. 22.

Блок А.А. Проза 1903–1917; 1918–1921 // Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1962. Т. 5, 6.

Вера Федоровна Комиссаржевская: Письма актрисы. Воспоминания о ней. Материалы. Л.; М., 1964.

Евгений Вахтангов. М., 1984.

Маяковский В.В. Театр и кино: В 2 т. М., 1954. Или Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1955, 1959. Т. 1, 12.

Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы: В 2 т. М., 1968.

Мейерхольд В.Э. Переписка, 1896–1939. М., 1976,

Немирович-Данченко Вл.И. Из прошлого. М., 1938.

Немирович-Данченко Вл.И. Избранные письма: В 2 т. М., 1979.

Немирович-Данченко Вл.И. Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью. Заметки: 1877–1942. М., 1980.

Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве // Собр. соч.: В 8 т. М., 1954. Т. 1.

Станиславский К.С. Статьи. Речи. Заметки. Дневники. Воспоминания: 1877–1917; 1918–1938 // Там же. М., 1958. Т. 5; M., 1959. Т. 6.

Станиславский К.С. Письма // Там же. М., I960. Т. 7.; М., 1961. Т. 8.

Таиров А.Я. О театре. М., 1970.

Творческое наследие В.Э. Мейерхольда. М., 1986.

Чехов М. Литературное наследие. В 2 т. М., 1986.

 

3

Алперс Б.В. Театр социальной маски. Годы артистических странствий Станиславского // Алперс Б.В. Театральные очерки: В 2 т. М., 1977. Т. 1.

Алперс Б.В. Искания новой сцены. О Чехове. О Станиславском. О Мейерхольде // Алперс Б.В. Искания новой сцены. М., 1985.

Берковский Н.Я. Чехов: от рассказов и повестей к драматургии; Станиславский и эстетика театра; Таиров и Камерный театр // Берковский Н.Я. Литература и театр: Статьи разных лет. М., 1969.

Гвоздев А.А. Театральная критика. Л., 1987.

Громов П.П. А. Блок, его предшественники и современники. Л., 1988.

Марков П.А. Новейшие театральные течения; Из лекций о предреволюционном театре; Первая-студия МХТ (Сулержицкий — Вахтангов — Чехов); Из лекции о Вахтангове; В ТЕО Наркомпроса; Рассказ об одном сезоне (1918/19); Советский театр (Главы из книги) // Марков П.А. О театре: В 4 т. М., 1974. Т. 1.

Марков П.А. Театральные портреты // Там же. Т. 2.

Марков П.А. Дневник театрального критика // Там же. М., 1976. Т. 3.

Рудницкий К.Л. Режиссер Мейерхольд. М., 1969.

Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство, 1893–1907; 1908–1917. М., 1989, 1990.

Строева М.Н. Режиссерские искания Станиславского: В 2 ч. М., 1973, 1977.

У истоков режиссуры: Очерки из истории русской режиссуры конца XIX — начала XX века. Л., 1975.

 

Дополнительная литература

1

Чехов А.П. Пьеса без названия. О вреде табака (две редакции). Лебединая песня (Калхас). Трагик поневоле. Леший.

Горький М. Враги. Чудаки. Зыковы.

Андреев Л.Н. К звездам. Савва. Дни нашей жизни. Милые призраки. Собачий вальс. Реквием.

Найденов С.А. № 13. Авдотьина жизнь.

Сологуб Ф.К. Ванька-Ключник и Паж Жеан.

Сумбатов-Южин А.И. Измена.

Потапенко И.Н. Высшая школа.

Немирович-Данченко Вл.И. В мечтах.

Чириков Е.Н. Евреи. Иван Мироныч.

Юшкевич С.С. В городе. Miserere.

Ремизов А.М. Бесовское действо над некиим мужем, а также прение живота со смертью.

Кузмин М.А. Комедия о Евдокии из Гелиополя, или Обращенная куртизанка.

Толстой А.Н. Касатка.

Луначарский А.В. Фауст и город. Оливер Кромвель.

Ан–ский С. [Раппопорт С.А.] Меж двух миров (Дибук).

Евреинов Н.Н. Самое главное.

 

2

Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

Бенуа А.Н. Мои воспоминания: В 5 кн. В., 1980. Т. 2. Кн. 4, 5.

Богданов А.А. О пролетарской культуре, 1904–1924. Л.; М., 1924.

Брюсов В.Я. О литературе и театре. Брюсов и «Весы». Письма // Брюсов В. Литературное наследство. М., 1975.

Брюсов В.Я. Статьи и рецензии, 1893–1912. Miscellanea. Статьи и рецензии, 1913–1924 // Брюсов В.Я. Сочинения: В 2 т. М., 1987. Т. 2.

Бурлюк Д.Д. Галдящие «Бенуа» и новое русское национальное искусство: Разговор г. Бурлюка и г. Репина об искусстве. СПб., 1913.

Веригина В.П. Воспоминания Л., 1974.

Виноградская И.Н. Жизнь и творчество К.С. Станиславского: Летопись: В 4 т. М., 1971–1973.

Волконский С.М. Человек на сцене. СПб., 1912.

Волконский С.М. Мои воспоминания: В 2 т. М., 1992.

В спорах о театре: Сб. статей. М., 1914.

Встречи с Мейерхольдом: Сб. воспоминаний. М., 1967.

Гайдебуров П.П. Литературное наследие. М., 1974.

Ган А. Конструктивизм. Тверь, 1922.

Горький М. О «карамазовщине». Еще о «карамазовщине» // Собр. соч.: В 30 т. М.; Л., 1953. Т. 23, 24.

Гладков А.К. Мейерхольд: В 2 т. М., 1990.

Евреинов Н.Н. Демон театральности. М.; СПб., 2002.

Захава В.Е. Современники. М., 1959.

Иванов Вяч.И. Родное и вселенское. М., 1994.

Из истории советской науки о театре: 20-е годы. Сб. трудов. М., 1988.

Ильинский И.В. Сам о себе. 3-е изд., доп. М., 1984.

Качалов В.И. Воспоминания, письма. М.; Л., 1954.

Керженцев П.М. Творческий театр. 5-е изд., пересмотр, и доп. М., 1923.

Книппер-Чехова О.Л. Воспоминания и статьи. Переписка: В 2 ч. М., 1972.

Коган П.С. В преддверии грядущего театра. М., 1921.

Комиссаржевский Ф.Ф. Театральные прелюдии. М., 1916.

Комиссаржевский Ф.Ф. Творчество актера и теория Станиславского. Пг., 1916.

Коонен А.Г. Страницы жизни. М., 1975.

Кризис театра: С6. статей. М., 1908.

Крученых А.Е. 15 лет русского футуризма. М., 1928.

Кугель А.Р. Утверждение театра. [Б.м., б.г.]

Кугель А.Р. Профили театра. М., 1929.

Кугель А.Р. Театральные портреты. Л., 1967.

Кузмин М.А. Условности: Статьи об искусстве. Пг., 1923.

Лапшин В.П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году. М., 1989.

Литературные манифесты: От символизма к Октябрю. М., 1929.

Луначарский А.В. О театре и драматургии. Избранные статьи: В 2 т. М., 1958. Т. 1 или Собр. соч.: В 8 т. М., 1984. Т. 3.

Марджанишвили К.А. Творческое наследие: В 2 т. Тбилиси, 1966.

Малютин Я.О. Актеры моего поколения. Л.; М., 1959.

Марков П.А. Книга воспоминаний. М., 1988.

Мгебров А.А. Жизнь в театре: В 2 т. М.; Л., 1939.

Мейерхольд В.Э., Бебутов В.М., Аксенов И.А. Амплуа актера. М., 1922.

Мейерхольд в русской театральной критике, 1892–1918. М., 1997.

Мейерхольд В.Э. Лекции, 1918–1919. М., 2000.

Мейерхольд и другие: Документы и материалы. М., 2000.

Мнемозина: Документы и факты из истории русского театра XX в. М., 1996.

Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра XX в.: Вып. 2–3. М., 2000, 2004.

Московский Художественный театр в русской театральной критике: 1898-1917. М., 2005; 1906-1917. М., 2007.

О театре: Сб. статей. Тверь, 1922.

Радлов С.Э. Статьи о театре, 1918–1922. Пг., 1923.

Радлов С.Э. Десять лет в театре. Л., 1929.

Режиссерские экземпляры К.С. Станиславского: В 6 т. М., 1980–1983. Т. 1–3.

Розанов В.В. Среди художников. М., 1994.

Советский театр: Документы и материалы: Русский советский театр, 1917–1921; 1921–1926. Л., 1968, 1975.

Сулержицкий Л.А. Повести и рассказы. Статьи и заметки о театре. Переписка. Воспоминания о Сулержицком. М., 1970.

Сушкевич Б.М. Семь моментов работы над ролью. М., 1938.

Театральный Октябрь: Сб. статей. Л.; М., 1926.

Театр: Книга о новом театре. Сб. статей. СПб., 1908.

Теляковский В.А. Воспоминания. Л.; М., 1965.

Файко A. M. Записки старого театральщика. М., 1978.

Февральский А.В. Записки ровесника века. М., 1976.

Фрейдкина Л.М. Дни и годы Вл.И. Немировича-Данченко: Летопись жизни и творчества. М., 1962.

Художественный театр. Творческие понедельники и другие документы: 1916-1919.М.,2006.

Чуковский К.И. Лица и маски. СПб., 1914.

Чулков Г.И. Годы странствий: Из книги воспоминаний. М., 1930.

Шверубович В.В. О людях, о театре и о себе. М., 1975.

Шершеневич В.Г. 2 x 2 = 5. Листы имажинизма. М., 1920.

Юрьев Ю.М. Записки: В 2 т. Л.; М., 1963.

Эйзенштейн о Мейерхольде: 1919-1948.М.,2005.

 

3

Акимов Н.П. Современные театральные художники. Л., 1927.

Аладжалов С.И. Георгий Якулов. Ереван, 1971.

Альтшуллер А.Я. Театр прославленных мастеров. Л., 1968.

Бассехес А.И. Художники на сцене МХАТ. М., 1960.

Бачелис Т.И. Московский Гамлет // Бачелис Т.И. Шекспир и Крэг. М., 1983.

Волков Н.Д. Вахтангов. М., 1922.

Волков Н.Д. Александр Блок и театр. М., 1926.

Волков Н.Д. Мейерхольд: В 2 т. М.; Л., 1929.

В поисках реалистической образности: Проблемы советской режиссуры 20–30-х годов. М., 1981.

Гвоздев А.А. Театр имени Вс. Мейерхольда (1920–1926). Л., 1927.

Гвоздев А.А. Художник в театре. М.; Л., 1931.

Головашенко Ю.А. Режиссерское искусство Таирова. М., 1970.

Гугушвили Э.Н. Котэ Марджанишвили. М., 1979.

Дейч А.И. Маски еврейского театра: От Гольфадена до Грановского. М., 1927.

Державин К.Н. Книга о Камерном театре (1914–1934). Л., 1934.

Дмитриев Ю.А. Русские трагики конца XIX — начала XX вв.: Очерки. М., 1983.

Звенигородская Н.Э. Провинциальные сезоны Всеволода Мейерхольда: 1902-1905.М., 2004.

Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988.

Зноско-Боровский Е.А. Русский театр начала XX века. Прага, 1926.

Золотницкий Д.И. Зори театрального Октября. Л., 1976.

Золотницкий Д.И. Будни и праздники театрального Октября. Л., 1978.

Золотницкий Д.И. Академические театры на путях Октября. Л., 1982.

Ильин М. Веснины. М., 1960.

История советского театра. Л., 1933. Т. 1.

Камерный театр и его художники, 1914–1934 / Введение А.М. Эфроса. М., 1934.

Коган Д.З. Сергей Юрьевич Судейкин. М., 1974.

Крыжицкий Г.К. Режиссерские портреты. М.; Л., 1928.

Мазаев А.И. Концепция «производственного искусства» 20-х годов: Историко-критический очерк. М., 1975.

Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М., 1979.

Мацкин А.П. Станиславский: личность и взгляды на искусство; Немирович-Данченко: режиссерские искания и спектакли; Мейерхольд: путь к революции; Вахтангов, старая и новая «Турандот» // Мацкин А.П. Портреты и наблюдения. М., 1973.

Мацкин А.П. Михаил Чехов — Хлестаков, 1921–1927 // Мацкин А.П. На темы Гоголя. М., 1984.

Мейерхольд: К истории творческого метода: Публикации, статьи. СПб., 1998.

Нехорошев Ю.И. Декоратор Художественного театра Виктор Андреевич Симов. М., 1984.

Пожарская М.Н. Русское театрально-декорационное искусство конца XIX — начала XX века. М., 1970.

Полякова Е.И. Станиславский — актер. М., 1972.

Радищева О.А. Станиславский и Немирович-Данченко: История театральных отношений, 1897–1908. М., 1997.

Режиссерское искусство Таирова: (К 100-летию со дня рождения), М., 1987.

Родина Т.М. Александр Блок и русский театр начала XX века. М., 1972.

Рыбакова Ю.П. Комиссаржевская Л., 1971.

Русское актерское искусство XX века. Вып. 1. СПб., 1992.

Ряпосов А.Ю. Режиссерская методология Мейерхольда. 1: Режиссер и драматург: структура образа и драматургия спектакля.СПб.,2000; 2:Драматургия мейерхольдовского спектакля: мысль, зритель, театральный монтаж. СПб., 2004.

Сергеев А.В. Циркизация театра: от традиционализма к футуризму. СПб., 2008.

Скафтымов А.П. К вопросу о принципах построения пьес А.П. Чехова; Пьеса «Иванов» в ранних редакциях; О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А.П. Чехова // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972.

Смирнов-Несвицкий Ю.А. Вахтангов. Л., 1987.

Соловьева И.Н. Немирович-Данченко. М., 1979.

Соловьева И.Н. Художественный театр : Жизнь и приключение идеи. М., 2007.

Старк Э.А. Старинный театр. Пб., 1922.

Степанова Г.А. Идея соборного театра в поэтической философии Вячеслава Иванова. М., 2005.

Струтинская Е.И. Искания художников театра: Петербург — Петроград — Ленинград, 1910–1920-е годы. М., 1998.

Тарабукин Н.М. От мольберта к машине. М., 1923.

Титова Г.В. Творческий театр и театральный конструктивизм. СПб., 1995.

Титова Г.В. Мейерхольд и Комиссаржевская: модерн на пути к условному театру. СПб., 2006.

Тугендхольд И.А. Александра Экстер как живописец и художник сцены. Берлин, 1922.

Tуровская М.И. Бабанова: Легенда и биография. М., 1981.

Уварова Е.Д. Эстрадный театр: Миниатюры, обозрения, мюзик-холлы М., 1983.

Февральский А.В. Путь к синтезу: Мейерхольд и кино. М., 1978.

Эфрос A. M. Профили. М., 1930.

Эфрос Н.Е. Московский Художественный театр, 1898–1923. М.; Пг., 1924.

Якобсон В.П. Павел Самойлов: Сценическая биография его героев. Л., 1987.

 

IV РАЗДЕЛ.

Обязательная литература

1

Арбузов А.Н. Таня. Годы странствий. Сказки старого Арбата. Жестокие игры.

Арро В.К. Смотрите, кто пришел!

Бабель И.Э. Закат.

Булгаков М.А. Дни Турбиных. Зойкина квартира. Бег. Кабала святош (Мольер).

Вампилов А.В. Прощание в июне. Старший сын (Свидания в предместье). Утиная охота. Прошлым летом в Чулимске.

Вишневский В.В. Оптимистическая трагедия.

Володин A. M. Пять вечеров. Старшая сестра. Назначение.

Галин А. Восточная трибуна.

Горький М. Егор Булычов и другие.

Зорин Л.Г. Варшавская мелодия.

Катаев В.П. Растратчики.

Леонов Л.М. Унтиловск.

Маяковский В.В. Клоп. Баня.

Олеша Ю.К. Заговор чувств. Список благодеяний.

Петрушевская Л.С. Уроки музыки. Любовь. Лестничная клетка. Анданте. Квартира Коломбины. Три девушки в голубом.

Платонов А.П. Шарманка. Высокое напряжение. 14 красных избушек.

Радзинский Э.С. Снимается кино. Лунин, или Смерть Жака, записанная в присутствии Хозяина. Театр времен Нерона и Сенеки.

Розов B. C. В добрый час! В поисках радости. В день свадьбы. Традиционный сбор.

Рощин М.М. Старый Новый год.

Садур Н. Чудная баба (Поле. Группа товарищей) Панночка.

Славкин В.И. Взрослая дочь молодого человека. Серсо.

Соколова А. Фантазии Фарятьева.

Толстой А.Н. Петр Первый (На дыбе).

Третьяков С.М. Хочу ребенка.

Шварц Е.Л. Голый король. Тень. Дракон. Обыкновенное чудо.

Эрдман H.Р. Мандат. Самоубийца.

 

2

Маяковский В.В. Статьи, заметки, стенографические отчеты, письма // Маяковский В.В. Театр и кино: В 2 т. М., 1954. Т. 2. Или Маяковский В.В. Полн. собр. соч: В 13 т. М., 1959. Т. 12.

Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы: В 2 ч. М., 1988. Ч. 2. 1917–1939.

Мейерхольд В.Э. Переписка, 1896–1939. М., 1978.

Михоэлс С.М. Статьи, беседы, речи. Статьи и воспоминания о Михоэлсе. 2-е изд., доп. М., 1981.

Немирович-Данченко Вл.И. Театральное наследие. М., 1952. Т. 1. Статьи, речи, беседы, письма.

Немирович-Данченко Вл.И.. Избранные письма: В 2 т. М., 1979. Т. 2. 1910–1943.

Немирович-Данченко Вл.И. Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью. Заметки: 1877–1942. М., 1980.

Станиславский К.С. Статьи. Речи. Отклики. Заметки. Воспоминания // Собр. соч.: В 8.т. М., 1959. Т. 6.

Станиславский К.С. Письма, 1918–1938 // Там же. М., 1961. Т. 8.

Таиров А.Я. Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. M., 1970.

Творческое наследие В.Э. Мейерхольда. М., 1978.

Товстоногов Г. A. Круг мыслей. Л., 1972.

Товстоногов Г.А. Зеркало сцены: В 2 кн. 2-е изд. Л., 1984.

Чехов М.А. Литературное наследие: В 2 т. М., 1986.

 

3

Алперс Б.В. Театр социальной маски // Алперс Б.В. Театральные очерки: В 2 т. М., 1977. Т. 1.

Алперс Б.В. Творческий путь МХАТ Второго. Дневник театрального критика // Там же. Т. 2.

Алперс Б.В. Из очерка о Художественном театре 20-х годов // Алперс Б.В. Искания новой сцены. М., 1985.

Берковский Н.Я. Литература и театр: Статьи разных лет. М., 1969.

Гвоздев А.А. Театральная критика. Л., 1987.

Головашенко Ю.А. Режиссерское искусство Таирова. М., 1970.

Марков П.А. Театральные портреты // Марков П.А. О театре: В 4 т. М., 1974. Т. 2.

Марков П.А. Дневник театрального критика // Там же. M., 1976, 1977. Т. 3, 4.

Рудницкий К.Л. Режиссер Мейерхольд. М., 1969.

Строева М.Н. Режиссерские искания Станиславского, 1917–1938. М., 1977.

Юзовский Ю. О театре и драме: В 2 т. М., 1982.

 

Дополнительная литература

1

Арбузов А.Н. Иркутская история. Мой бедный Марат. Счастливые дни несчастливого человека. В этом милом старом доме. Старомодная комедия.

Арро В.К. Пять романсов в старом доме. Синее небо, а в нем облака.

Афиногенов А.Н. Чудак.

Билль-Белоцерковский В.Н. Шторм.

Булгаков М.А. Багровый остров. Блаженство. Адам и Ева. Последние дни (Пушкин).

Вампилов А.В. Провинциальные анекдоты (Случай с метранпажем. Двадцать минут с ангелом).

Вишневский В.В. Первая Конная. Последний решительный.

Володин A. M. Фабричная девчонка. Детективы каменного века (Выхухоль. Ящерица. Две стрелы).

Галин А. Ретро. Звезды на утреннем небе.

Гельман A.И. Мы, нижеподписавшиеся. Наедине со всеми.

Гладков А.К. Давным-давно.

Горький М. Достигаев и другие. Васса Железнова (второй вариант).

Дворецкий И. M. Человек со стороны.

Злотников С. Сцены у фонтана.

Зорин Л.Г. Друзья и годы. Римская комедия (Лион).

Иванов В.В. Бронепоезд 14–69. Блокада.

Казанцев А. И порвется серебряный шнур! Старый дом.

Корнейчук А.Е. Платон Кречет.

Лавренев Б.А. Разлом.

Леонов Л.М. Скутаревский. Нашествие.

Петрушевская Л.С. Чинзано. День рождения Смирновой. Сырая нога, или Встреча друзей.

Погодин Н.Ф. Поэма о топоре. Мой друг.

Радзинский Э.С. Спортивные игры 1981 года.

Розов B. C. Гнездо глухаря. Кабанчик.

Ромашов Б.С. Воздушный пирог.

Рощин М.М. Валентин и Валентина. Эшелон.

Тренев К.А. Пугачевщина. Любовь Яровая.

Файко A. M. Учитель Бубус. Человек с портфелем.

Шварц E.Л. Снежная королева.

Шкваркин В.В. Чужой ребенок.

 

2

Акимов H.П. Театральное наследие: В 2 т. Л., 1978.

Бассехес А.И. Художники на сцене МХАТ. М., 1960.

БДТ: Вехи истории: Сб. науч.трудов.СПб.,1992.

Беньяш P. M. Без грима и в гриме. Л., 1971.

Б epeзарк И.Б. Борис Сушкевич (1887–1946): Очерки. Л.; М., 1967.

Березкин В.И. Художник в театре сегодня. М., 1980.

Березкин В.И. Вадим Рындин. М., 1974.

Березкин В.И. В.В. Дмитриев. М., 1981.

Бескин О.М. Виктор Шестаков. М., 1965.

Богданова П.Б. Логика перемен. Анатолий Васильев: между прошлым и будущим. М.,2007

Бояджиев Г.Н. Поэзия театра: Статьи. М., 1960.

Велехова Н.А. Охлопков и театр улиц. М., 1970.

Велехова Н.А. Серебряные трубы: Советская драма вчера и сегодня. М., 1983.

Виленкин В.Я. Вл.И. Немирович-Данченко: Очерк творчества. М., 1941.

Виленкин В.Я. Воспоминания с комментариями. 2-е изд., доп. М., 1991.

Виноградская И.Н. Жизнь и творчество К. С. Станиславского: Летопись: В 4 т. М., 1973, 1976. Т. 3. 1916–1926; Т. 4. 1927–1938.

Вл.И. Немирович-Данченко ведет репетицию: «Три сестры» А.П. Чехова в постановке МХАТ 1940 года. М., 1965.

Владимиров С.В. Драма. Режиссер. Спектакль. Л., 1975.

Владимирова З.В. Каждый по-своему. Три очерка о режиссерах: Кедров, Плучек, Эфрос. М., 1966.

Волков Н.Д. Театральные вечера. М., 1966.

Вопросы театра: Сборники статей и материалов М., 1965–1993, 2006,2008.

Вопросы театра: Proscenium. М., 2009. № 1-2

В поисках реалистической образности: Проблемы советской режиссуры 20–30-х годов. М., 1981.

В спорах о театре: Сб. науч. трудов. СПб., 1992.

Встречи с Мейерхольдом: Сб. воспоминаний. М., 1967.

Гаевский В.М. Образ театра; Приглашение к танцу; В поисках радости; Петербургский Кандид; Лирическое отступление; Вахтанговцы; Флейта Гамлета; Последняя роль Высоцкого // Гаевский В.М. Флейта Гамлета: Образы современного театра. М., 1990.

Гарин Э.П. С Мейерхольдом. М., 1974.

Галендеев А.А. Школа и метод Льва Додина. СПб., 1999.

Георгий Товстоногов репетирует и учит /Сост. Е.И.Горфункель. СПб., 2007.

Гвоздев А.А. Театр имени Мейерхольда (1920–1926). Л., 1927.

Гладков А.К. Мейерхольд: В 2 т. М., 1990.

Гоголь и Мейерхольд. Сб.статей. М., 1927.

Громов В.А. Михаил Чехов. М., 1970.

Громов П.П.. Ансамбль и стиль спектакля; Два «Гамлета»; История подлинная и мнимая; «Поэтическая мысль» Достоевского на сцене // Громов П.П. Герой и время: Статьи о литературе и театре. Л., 1961.

Державин K.Н. Книга о Камерном театре (1914-1934). Л., 1934.

Дикий А.Д. Избранное. М., 1976.

Ефремов О.Н. “Все непросто …”: Статьи. Выступления .Беседы. М., 1992.

Завадский Ю.А. Об искусстве театра. М., 1965.

Захаров М.А. Контакты на равных уровнях. М., 1988.

Зингерман Б.И. Связующая нить: Писатели и режиссеры. М., 2002.

Золотницкий Д.И. Будни и праздники театрального Октября. Л., 1978.

Золотницкий Д.И.. Академические театры на путях Октября. Л., 1982.

Зоркая Н.М. Алексей Попов. М., 1983.

Из истории русской советской режиссуры 1930-х годов. Л., 1979.

Из истории русской советской режиссуры 1940-х годов. Л., 1980.

Из истории советской науки о театре: 20-е годы. Сб. трудов. М., 1988.

Ильинский И. B. Сам о себе. 3-е изд., доп. M., 1984.

Из опыта русской советской режиссуры 1930-х годов: Сб. науч. трудов. Л., 1989.

Иофьев М.И. Профили искусства: Литература, театр, живопись, эстрада, кино. М., 1965.

Камерный театр и его художники, 1914–1934 / Введение А.М. Эфроса. М., 1934.

Классика и современность: Проблемы советской режиссуры 1960-х — 1970-х годов. М., 1987.

Кнебель М.О. Школа режиссуры Немировича-Данченко. М., 1966.

Кнебель М.О. Вся жизнь. М.,1967.

Koон eн А.Г. Страницы жизни. М., 1975.

Костелянец Б.О. Лямин, Куропеев, Чешков; «Чудные люди» в необычайных обстоятельствах; В Чулимске; Все-таки трагедия; Как исцелить недужное сознанье? Драматическая активность // Костелянец Б.О. “Мир поэзии драматической...” Л., 1991.

Крымова Н.А. Имена: Рассказы о людях театра. М., 1971.

Крымова Н.А. Владимир Яхонтов. М., 1978.

Левитин М. З.Чужой спектакль. М., 1982.

Лобанов A. M. Документы, статьи, воспоминания, М., 1980.

Луначарский А.В. О театре и драматургии: Избранные статьи: В 2 т. М., 1958. Т. 1 (Раздел — Советский театр). Или Собр. соч.: В 8 т. М., 1964. Т. 3.

Мальцева О.Н. Поэтический театр Юрия Любимова. СПб., 1999.

Марков П.А. В Художественном театре: Книга завлита. М., 1975.

Марков П.А. Книга воспоминаний. М., 1983.

Мацкин А.П. Портреты и наблюдения. М., 1973.

Мейерхольд в русской театральной критике:1920-1938. М., 2000.

Мейерхольд и другие: Документы и материалы. М.,2000.

Мейерхольд: К истории творческого метода: Публикации. Статьи. СПб., 1998.

Мейерхольд репетирует: В 2 т. М., 1993.

Московский Художественный театр в советскую эпоху: Материалы и документы. М., 1974.

Михайлова А.А. Образ спектакля. М., 1978.

Михайлова А.А. Сценография: теория и опыт. М., 1990.

Нельс С.М. Шекспир на советской сцене. М., 1960.

Новицкий П.И. Образы актеров. М., 1941.

Новицкий П.И. Хмелев. М., 1964.

Петров Н.В. 50 и 500. М., 1960.

Пиотровский А.И. Театр. Кино. Жизнь. Л., 1969.

Плучек В.Н. На сцене — Маяковский. М., 1962.

Попов А.Д. Творческое наследие: В 3 т. М., 1979, 1980. Т. 1, 2.

Портреты режиссеров. М., 1972. Вып. 1. Кедров, Акимов, Товстоногов, Плучек, Ефремов; М., 1977. Вып. 2. Завадский, Мильтинис, Равенских, Любимов; Л., 1982. Вып 3. Симонов, Бабочкин, Вивьен. Алексидзе, Владимиров, Хейфец; Л., 1986. Вып. 4. Дикий, Кожич, Данченко, Шапиро, Опорков.

Премьеры Товстоногова / Ред.–сост. Е.И. Горфункель. М., 1994.

Пригожина Л.Г. Проблемы поэтической драмы и советский театр рубежа 1920–1930-х годов: Учебн. пособие. Л., 1991.

Проблемы теории и практики русской советской режиссуры, 1917–1925. Л., 1978.

Проблемы теории и практики русской советской режиссуры, 1925–1932. Л., 1978.

Радлов С.Э. Десять лет в театре. Л., 1929.

Ракитина Е.В. В зеркале сцены. М., 1975.

Реальность и образность: Проблемы советской режиссуры 30–40-х годов. М., 1984.

«Ревизор» в театре имени Вс. Мейерхольда. СПб., 2002.

Режиссер и время: Сб. науч. трудов .Л., 1990.

Режиссерское искусство А.Я. Таирова: (К 100-летию со дня рождения). М., 1987.

Режиссерское искусство сегодня: Сб. статей. М., 1962.

Режиссура: Взгляд из конца века. Сб. науч. статей. СПб., 2005.

Режиссура в пути: Сб. статей. Л.; М., 1966.

Рудницкий К.Л. Спектакли разных лет. М., 1974.

Рудницкий К.Л. Театральные сюжеты. М., 1990.

Русское актерское искусство XX века. Сб. науч. трудов. СПб., 1992. Вып.1.

Русское актерское искусство XX века. Сб. науч. трудов. СПб., 2002. Вып. 2, 3.

Рыбаков Ю.С. Товстоногов; Проблемы режиссуры, Л., 1977.

Ряпосов А.А. Режиссерская методология Мейерхольда. 1: Режиссер и драматург: структура образа и драматургия спектакля.СПб.,2000., 2: Драматургия мейерхольдовского спектакля: мысль, зритель, театральный монтаж. СПб.,2004.

Саппак B. C., Шитова В.В. Семь лет в театре. М., 1968.

Свободин А.П. Театральная площадь. М., 1981.

Сергеев А.В. Циркизация театра: от традиционализма к футуризму. СПб., 2008.

Смелянский A. M. Наши собеседники: Русская классическая драматургия на сцене советского театра 70-х годов. М., 1981.

Смелянский A. M. Михаил Булгаков в Художественном театре. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1989.

Смелянский A. M. Предлагаемые обстоятельства: Из жизни русского театра второй половины XX века. М., 1999.

Советский театр: Документы и материалы: Русский советский театр 1921–1926; 1928–1932. Л., 1975, 1982.

Советское актерское искусство: 50–70-е годы. М., 1982.

Соловьева И.Н. Спектакль идет сегодня. М., 1966.

Соловьева И.Н. Художественный театр: жизнь и приключения идеи. М., 2007.

Спектакли и годы: Сб. статей. М., 1969.

Спектакли этих лет: Сб. статей. М., 1957.

Студийные течения в советской режиссуре 1920–30-х годов. Л., 1987.

Сыркина Ф.Я. Александр Григорьевич Тышлер. М., 1962.

Таршис Н.А. Музыка спектакля. Л., 1978.

Театр Анатолия Эфроса: Воспоминания. Статьи. М., 2000.

Театр “Современник”. М., 1973.

Театральная критика 1917–1927 годов. Л., 1987.

Театральные страницы: Сб. М., 1969, 1979.

Tур oв cк aя М.И. Бабанова: Легенда и биография. М., 1981.

Туровская М.И. Памяти текущего мгновения... М., 1987.

Февральский А.В. Записки ровесника века. М., 1978.

Фрейдкина Л.М. Дни и годы Вл.И. Немировича-Данченко: Летопись жизни и творчества. М., 1982.

Цимбал С.Л. Разные театральные времена. Л., 1969.

Цимбал С.Л. Театр. Театральность. Время. Л., 1977.

Эйзенштейн о Мейерхольде: 1919-1948.М., 2005.

Эфрос А.В.[Избранное: В 4 кн.] М., 1993. Репетиция — любовь моя; Профессия режиссер; Продолжение театрального романа; Книга четвертая.

Юзовский Ю. Советские актеры в горьковских ролях. М., 1964.

Юрский С.Ю. Кто держит паузу. 2-е изд. М., 1989.

Янковский М.О. Ленинградский театр Комедии. Л., 1958.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 330.