Методика «Классификация геометрических фигур»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методика «Социометрия»

 

 Используется для исследования межличностных отношений, степени сплочённости-разобщённости, степени авторитета членов групп (лидеры, звёзды, отвергнутые). Возраст – дошкольный, школьный. Стимульные материалы: список группы, бланк опроса, социоматрица. Формируется критерий выбора в виде вопроса социометрического теста. Критерии могут быть формальными и неформальными (первыми измеряются отношения к совместной деятельности, вторыми – эмоциональные личностные взаимоотношения). Составляется опросник. Опросу подвергаются все члены групп. В процессе вопроса экспериментатор следит за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой. Не следует торопить с ответом. Выбор: 3-5 человек. Полная свобода выбора. Обработка результатов: составление таблицы с результатами опроса. На основе таблицы можно строить социограммы в виде схемы мишени. Внутренний круг – зона «звёзд» (лидеры с максимальным количеством выборов; если в эксперименте разрешен I выбор, то к ним относятся те, кто получил 4 голоса и более, при 2 выборах – 6; при 3 – 7; при 4 – 8; при 5 выборах – 9 голосов), следующий круг – зона «предпочитаемых» (набравшие количество голосов выше среднего показателя, но не больше максимума), третий круг – зона «принебрегаемых»(набравшие количество голосов ниже среднего показателя), четвёртый круг – зона «изолированных» (отвергнутые коллективом, это те члены коллектива, кто не получил ни одного предпочтения). Большое значение для определения степени сплочённости коллектива имеет количество взаимных выборов.

 

 

 

Методика «Классификация геометрических фигур»

 

 Действительна для исследования наглядно-образного мышления (способности к обобщению, абстрагированию), исследования динамических характеристик мышления: гибкости, целенаправленности. Возраст: 5-8 лет. Ограничения – для незрячих. Стимульные материалы: 2 набора карточек по 12 фигур (1-ый набор используется при выполнении основного задания: в нём 3 фигуры красные, 3 – жёлтые, 3 – синие, 3 – синие, 3 – зелёные; среди них 4 - треугольники, 4 квадрата, 4 – круга; 6 больших, 6 маленьких; 2-ой набор – для нейтрального задания). Техника проведения: три признака (цвет, форма, величина). 1) «Рассмотри картинки» - разложи подходящие к подходящим. Возможна помощь взрослого. По окончания раскладывания ребёнка просят объяснить, почему он так разложил. После выполнения задания карточки перемешиваются. 2) Теперь разложи их по-другому, но тоже подходящие к подходящим. Если ребёнок не выделяет принцип классификации можно оказать помощь (экспериментатор задаёт вопросы и подсказывает путь объединения фигур). После выполнения ребёнок объясняет, почему он так положил. 3) Вновь перемешиваются карточки. «Разложи на группы – подходящие к подходящим так, чтобы получилось 2 группы» (группировка по величине, помощь также оказывается). 4) Контрольное задание: «Разложи на группы по разным признакам». Оценка: сколько нужно было провести уроков, смог ли сказать по какому признаку классифицировал карточки, сумел ли ребёнок абстрагироваться от других признаков.

 

 

 

Методика«ШТУР»

 

 Предназначена для определения умственного развития. Характерные особенности: единый тест, задания которого построены на основе школьных программ, не используется возрастной норматив, а используется социально-психологический. Норматив (по какой программе успешен ребёнок). Подбор понятий проводиться по принципам: 1) вводимые в задания теста понятия д.б. достаточно общими, определяющими уровень усвоения предмета, составляющие основу понимания соответствующих школьных дисциплин. 2) понятия должны составлять аналогичный фонд знаний, который необходим любому человеку. 3) включаемые в тест понятия должны соответствовать жизненному опыту ребёнка, данного возраста и должны пониматься детьми. Тест ШТУР содержит задания пяти видов, составление 6 субтестов: а) осведомлённость (2 субтеста); б) аналогичен (1 субтест); в) обобщение (1 субтест); г) классификация (1 субтест); д) смысловые ряды (1 субтест). Следует контролировать время выполнения субтестов с помощью секундомера. Не помогать испытуемым при выполнения задания.

 

 

 

Методика «Простые аналогии»

 

Предназначена для выявления характера логических связей и отношений между понятиями. Возраст от 10 лет. Материал: серия логических заданий, отпечатанных на листе бумаги. Техника. Инструкция: «Посмотри, здесь написаны два слова – сверху слово «лошадь», а снизу – «жеребёнок». Какая между ними связь? (жеребёнок – детёныш лошади).Справа сверху написано одно слово – «корова», а снизу 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать одно, которое относится к слову «корова», т.е. чтобы оно обозначало детёныша коровы (это д.б. «телёнок»). Для этого надо сначала установить связь между словами слева, затем – справа. Тестовый материал: Лошадь – жеребёнок; корова – пастбище, молоко, рога, телёнок, бык и т.д. – всего 32. Интерпретация: обычно ребёнок усваивает порядок решения задач после 2-3 примеров. О неустойчивости процесса мышления, утомляемости можно судить в том случае, если ребёнок делает случайные ошибки. 3-4 раза подряд, выбирая слово по конкретной мотивации, а потом без напоминания решает правильным образом. Посчитав количество правильных и ошибочных ответов, анализируя характер установочных связей. Между понятиями, конкретные, логические, категориальные, фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у испытуемого – преобладание наглядных или логических форм.

 

Методика«Пиктограмма»

 

Предназначена для выявления особенностей опосредованного запоминания и специфики мыслительной деятельности ребёнка.Применима для исследования ассоциативного процесса, самостоятельности, служит инструментом в изучении мыслительной деятельности подростков и взрослых. Возраст: 8-9 лет.Необходимые условия: достаточная сформированность графических навыков.Стимулирующий материал: лист бумаги А4, простой карандаш.Техника.Инструкция: «Я буду говорить слова и словосочетания (для более взрослых), а тебе нужно нарисовать что-нибудь такое, что поможет вспомнить каждое слово. Можно рисовать, как получается, лишь бы это помогло тебе потом воспроизвести слово. Цифры и буквы писать нельзя».Взрослый читает, ребёнок рисует. Нельзя показывать свои эмоции. После изображения каждого рисунка ребёнка просят объяснить, как и почему этот рисунок напоминает ему это слово. Такой запас рисунка отражает запас знаний и представлений ребёнка, особенности его индивидуального опыта. В протоколе регистрируются предъявляемые слова , время рисования, характер рисунков, объяснение ребёнка, объём самого рисунка. В зависимости от того насколько ребёнок устанавливает опосредованные связи, ему предлагаются то более легкие, то более трудные конкретные и абстрактные словосочетания. Предлагается запомнить от 7 до 10 слов через 30-60 мин. предъявить рисунки ребёнку и предложить воспроизвести слова.«Посмотри на свои рисунки. Для какого слова ты их рисовал? Вспомни это слово»Оценка: при оценке результатов, прежде всего, подсчитывается количество правильно воспроизведённых слов в соотношении с общим количеством слов, предъявляемых для запоминания. Анализируют:

 

1) рисунки детей (манера держать наклонные линии, сила нажима, расположение на листе);

 

2) доступность процесса опосредования с помощью пиктограмм;

 

3) адекватность графического изображения;

 

4) критичность к результатам своей деятельности;

 

5) характер и особенности воспроизведения пиктограмм (конкретный, схематичный, образный рисунок).

 

Интерпретация: 50 % и менее правильных ответов свидетельствуют о нужном уровне опосредованного запоминания.

 

 

Методика «Конструирование»

 

Предназначена для исследования пространственного праксиса. Доп.: зрительная память, моторика, внимание. 3 варианта: 1) конструирование по подражанию; 2) конструирование по образцу; 3) конструирование по памяти. Возраст: дошкольный возраст, младшие классы ОПФР. Стимулирующие материалы: набор палочек одного цвета, лист А4, подкладки. Техника: 1) по подражанию – экспериментатор кладёт палочку, ребёнок так же. 2) по образцу – взрослый выкладывает готовую конструкцию и предъявляет её в готовом виде, ребёнок выкладывает такую же. 3) взрослый предлагает готовую конструкцию, 3-10 сек. Ребёнок её воспринимает. «Посмотри и построй такую же». Оценка: 1. подсчёт количества использованных палочек ребёнком. Все ли он элементы произвёл? 2. Положение полочек между собой; 3. Расположение фигуры относительно листа (зеркальное изображение, под углом). Интерпретация: вывод о сохранности пространственного анализа.

 

Методика Кооса

 

Данная методика направлена на выявление конструктивного праксиса, способности к пространственной ориентировке, анализу фигуры (по чертежу) и её последующему синтезу (из кубиков). Кубики Коса (16 штук) имеют одинаковую раскраску: синюю - красную, жёлтую - белую, бело-красную, жёлто-синюю стороны. В комплекте имеются 18 чертежей с изображениями фигур разной сложности, составленных из 4, 9 или всех 16 кубиков.Методика используется для исследования детей самых разных возрастов (от 5 и старше) в зависимости от цели исследования. Ребёнку дают кубики и какой-либо из чертежей и просят составить из кубиков изображенную на чертеже фигуру. Необходимо начинать с лёгких чертежей. Можно проводить диагностическое «обучение» по специальной схеме, пользуясь определёнными чертежами и системой дозированных подсказок к ним. Данная методика позволяет выявить возможность ребёнка в отношении выполнения таких мыслительных операций, как анализ и синтез на материале конструктивной внеречевой деятельности. Это является особо важным критерием в тех случаях, когда ребёнок не владеет речью, не понимает или не слышит обращённой к нему речи, либо по каким-то другим причинам отказывается от вербального контакта со взрослым. Методика помогает установить особые пространственные нарушения, возникающие при некоторых формам поражения головного мозга (опухоли, частичное повреждение сосудов головного мозга).

 

Методика Векслера

 

Валидна для определения уровня умственного развития, валидна относительно наглядных форм мышления, понятийного мышления. Дополнительная валидность – для исследования зрительного восприятия сенсорики, внимания, памяти. Методика позволяет оценить интеллект человека с помощью количественного показателя – IQ. Используется для дифференциации здоровых детей и детей с интеллектуальной недостаточностью, для изучения интеллектуальной деятельности детей с ЗПР, для анализа причин неуспеваемости. Преимущества: большой возрастной диапазон. I интеллектуальная шкала для взрослых – 16-64 лет. II шкала для детей 5-16 лет. III шкала для детей дошкольного и младшего школьного возраста 3-75 лет. Задания объединяются в субтесты и расположены в порядке возрастающих трудностей. Шкалы построены по типу тестовой батареи. Субтесты не изобретены Векслером, а им объединены. 12 субтестов (6 верб. и 6 неверб.) Для детей дошк. И школьного возраста субтесты чередуются (вербальные – невербальные), а для взрослых – сначала вербальные шкалы, затем невербальные. На всех возрастных уровнях используются одни и те же задания, что позволяет проследить изменения одних и тех же интеллектуальных характеристик на протяжении всей жизни. Вербальная шкала: 1) осведомлённость (проверяется запас знаний); 2) сходства (сравнение 2ух предметов); 3) арифметика (устное решение задач школьной программы); 4) словарный запас ((объясни значение слова); 5) понимание (полнота понимания смысла выражения); 6) повтор цифр (диагностика оперативной памяти). Невербальная шкала: 1) недостающие детали (завершение картинок); 2) кодирование (копируй простые символы); 3) упорядочение картинок; 4) композиция из кубиков (2, 4, 9 кубиков); 5) сборка объектов (складывание из частей фигур, картинки); 6) лабиринты (найди выход). По каждому субтесту выставляется отдельно сырая оценка (арифметическая сумма очков за выполнение заданий). В одних субтестах 2-балльная шкала, в других 3-балльная. При вычислении Q проводится процедура шкалирования сырых оценок, суммируют шкалирование и с помощью специальных таблиц определяют: Q-вербальный, Q-невербальный, Q-общий. Интерпретация: количественная (подсчёт по таблице), качественная (анализ уровня развития определённых функций Q).

 

 

 

Методика Леонтьева

 

Валидна для исследования памяти (опосредованного запоминания), логического мышления. Дополн. валидность: самостоятельность, критичность.Возраст: с 6 лет и старше.Стимульный материал: набор карточек, на которых дети при запоминании могут опереться, т.е. опорные картинки и набор из 15 слов разной степени абстрактности.Техника: перед ребенком раскладывают картинки: «Сейчас я назову слово, а ты попробуй подобрать к нему картинку из тех, что лежат перед тобой, такую, которая тебе чем-то напоминает слово. В конце нашей беседы я снова покажу тебе те картинки, которые ты подобрал к словам, а ты попробуешь, глядя на них, вспомнить, какие слова я тебе говорила».Характеристика анализа: анализируется характер связи, которые испытуемый установил между словами и изображением на карточке.Например: Берется слово «Обед». Тебе нужно запомнить слово «обед», здесь нет картинки, на которой нарисован «обед», но ты можешь подобрать картинку, которая напоминает «обед». Можно выбрать «хлеб». Если ребенок может объяснить, почему он выбрал эту картинку, значит, он правильно понял инструкцию. Интерпретация: если ребенок для двух слов при предъявлении карточки не может припомнить соответствующее слово, то такие ошибки свидетельствуют об отсутствии способности удерживать в памяти опосредованные связи и невозможность припоминания по ассоциациям. Если объяснение связей нарушается в 7 словах, значит, процесс установления опосредованных связей затруднен, а сами связи непрочны.

 

Локус контроля Дж.Роттер

Шкалы: экстернальность, интернальность

 

Темы: локус-контроля

 

Тестируем: свойства личности· Возраст:взрослымТип теста:вербальный· Вопросов: 29Назначение теста

 

Выявление локуса контроляреспондентов.

 

Инструкция к тесту

 

Прочтите каждое высказывание в паре и решите, с каким из них вы согласны в большей степени. На бланке ответов обведите кружком одну из букв – «а» или «б».

Ключ к тесту

Экстернальность: 2а, 3б, 4б, 5б, 6а, 7а, 9а, 10б, 11б, 12б, 13б, 15б, 16а, 17а, 18а, 20а, 21а, 22б, 23а, 25а, 26б, 28б, 29а.

 

Интернальность: 2б, 3а, 4а, 5а, 6б, 7б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13а, 15а, 16б, 17б, 18б, 20б, 21б, 22а, 23б, 25б, 26а, 28а, 29б.

 

Общая и максимальная сумма баллов по интернальности и экстернальности составляет 23, поскольку 6 из 29 вопросов являются фоновыми.

 

О направленности локуса контроля следует судить по относительному превышению результатов одного измерения над другим.

 

Интерпретация результатов теста

 

В практике психодиагностики по локусу контроля судят о когнитивном стиле, проявляющемся в сфере обучения, в том числе и профессионального. Поскольку когнитивные компоненты психики присутствуют во всех ее явлениях, то представления о локусе контроля распространяются и на характеристики личности в ее деятельности.

 

Для экстерналовсвойственно внешне направленное защитное поведение, в качестве атрибуции ситуации они предпочитают иметь шанс на успех. В общем плане это указывает на то, что любая ситуация экстерналу желательна как внешне стимулируемая, причем в случаях успеха происходит демонстрация способностей.

 

Экстернал убежден, что его неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы, иначе они работают все хуже. Однако особой признательности за сочувствие от экстерналов не приходится ожидать.

 

Интерналыимеют атрибуцией ситуации чаще всего убеждение в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности.

 

В структурировании процесса целеобразования и его стратегий ведущей мотивацией для интерналов является поиск эго-идентичности, независимо и ортогонально по отношению к экстравертированности или интровертированности. Вследствие большей когнитивной активности интерналы имеют более широкие временные перспективы, охватывающие значительное множество событий как будущего, так и прошлого. При этом их поведение направлено на последовательное достижение успеха путем развития навыков и более глубокой обработки информации, постановки все возрастающих по своей сложности задач. Потребность в достижении, таким образом, имеет тенденцию к повышению, связанную с увеличением значений личностной и реактивной тревожности, что является предпосылкой для возможной большей фрустрированности и меньшей стрессоустойчивости в случаях серьезных неудач. Однако в целом в реальном, внешне наблюдаемом поведении интерналы производят впечатление достаточно уверенных в себе людей, тем более что в жизни они чаще занимают более высокое общественное положение, чем экстерналы, – как считают Дж.Дигман,Р.КеттеллиДж.Роттер.

 

Для экстерналовобнаруживается связь с эмоциональной нестабильностью и практическим, неопосредствованным мышлением, дляинтерналовотмечается эмоциональная стабильность и склонность к теоретическому мышлению, абстрагированию и синтезу представлений.

 

В целом в соответствии с отношением параметров активности и реактивности (и в связи с мотивацией достижения и отношения) вектор экстернальности-интернальности совпадает с вектором рефлексии.

 

Методика «Социометрия»

 

 Используется для исследования межличностных отношений, степени сплочённости-разобщённости, степени авторитета членов групп (лидеры, звёзды, отвергнутые). Возраст – дошкольный, школьный. Стимульные материалы: список группы, бланк опроса, социоматрица. Формируется критерий выбора в виде вопроса социометрического теста. Критерии могут быть формальными и неформальными (первыми измеряются отношения к совместной деятельности, вторыми – эмоциональные личностные взаимоотношения). Составляется опросник. Опросу подвергаются все члены групп. В процессе вопроса экспериментатор следит за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой. Не следует торопить с ответом. Выбор: 3-5 человек. Полная свобода выбора. Обработка результатов: составление таблицы с результатами опроса. На основе таблицы можно строить социограммы в виде схемы мишени. Внутренний круг – зона «звёзд» (лидеры с максимальным количеством выборов; если в эксперименте разрешен I выбор, то к ним относятся те, кто получил 4 голоса и более, при 2 выборах – 6; при 3 – 7; при 4 – 8; при 5 выборах – 9 голосов), следующий круг – зона «предпочитаемых» (набравшие количество голосов выше среднего показателя, но не больше максимума), третий круг – зона «принебрегаемых»(набравшие количество голосов ниже среднего показателя), четвёртый круг – зона «изолированных» (отвергнутые коллективом, это те члены коллектива, кто не получил ни одного предпочтения). Большое значение для определения степени сплочённости коллектива имеет количество взаимных выборов.

 

 

 

Методика «Классификация геометрических фигур»

 

 Действительна для исследования наглядно-образного мышления (способности к обобщению, абстрагированию), исследования динамических характеристик мышления: гибкости, целенаправленности. Возраст: 5-8 лет. Ограничения – для незрячих. Стимульные материалы: 2 набора карточек по 12 фигур (1-ый набор используется при выполнении основного задания: в нём 3 фигуры красные, 3 – жёлтые, 3 – синие, 3 – синие, 3 – зелёные; среди них 4 - треугольники, 4 квадрата, 4 – круга; 6 больших, 6 маленьких; 2-ой набор – для нейтрального задания). Техника проведения: три признака (цвет, форма, величина). 1) «Рассмотри картинки» - разложи подходящие к подходящим. Возможна помощь взрослого. По окончания раскладывания ребёнка просят объяснить, почему он так разложил. После выполнения задания карточки перемешиваются. 2) Теперь разложи их по-другому, но тоже подходящие к подходящим. Если ребёнок не выделяет принцип классификации можно оказать помощь (экспериментатор задаёт вопросы и подсказывает путь объединения фигур). После выполнения ребёнок объясняет, почему он так положил. 3) Вновь перемешиваются карточки. «Разложи на группы – подходящие к подходящим так, чтобы получилось 2 группы» (группировка по величине, помощь также оказывается). 4) Контрольное задание: «Разложи на группы по разным признакам». Оценка: сколько нужно было провести уроков, смог ли сказать по какому признаку классифицировал карточки, сумел ли ребёнок абстрагироваться от других признаков.

 

 

 

Методика«ШТУР»

 

 Предназначена для определения умственного развития. Характерные особенности: единый тест, задания которого построены на основе школьных программ, не используется возрастной норматив, а используется социально-психологический. Норматив (по какой программе успешен ребёнок). Подбор понятий проводиться по принципам: 1) вводимые в задания теста понятия д.б. достаточно общими, определяющими уровень усвоения предмета, составляющие основу понимания соответствующих школьных дисциплин. 2) понятия должны составлять аналогичный фонд знаний, который необходим любому человеку. 3) включаемые в тест понятия должны соответствовать жизненному опыту ребёнка, данного возраста и должны пониматься детьми. Тест ШТУР содержит задания пяти видов, составление 6 субтестов: а) осведомлённость (2 субтеста); б) аналогичен (1 субтест); в) обобщение (1 субтест); г) классификация (1 субтест); д) смысловые ряды (1 субтест). Следует контролировать время выполнения субтестов с помощью секундомера. Не помогать испытуемым при выполнения задания.

 

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 877.