Принципы формирования элементарных математических представлений:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В педагогике определилась система основных дидактических принципов, реализация которых в процессе обучения зависит от специфики учебной деятельности и в каждом конкретном случае проявляется своеобразно.

1. Одним из главных принципов дидактики в дошкольной педагогике является принцип развивающего обучения. Суть его заключается в том, что под влиянием обучения не только приобретаются знания, формируются умения, но и развива­ются все познавательные психические процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы, т. е. развивается личность ребенка в целом (с помощью зоны ближайшего развития).

Пример: при ознакомлении детей с мно­жеством воспитатель организует их практическую деятель­ность. Дети действуют с совокупностями (множеством) од­нородных предметов: перекладывают, переставляют, накла­дывают, нанизывают, обозначают объекты и действия словами. Как следствие этого формируются представления о большем и меньшем множестве, равномощных и неравно-мощных совокупностях (красных кружков больше, чем си­них; красных и синих кружков поровну и т. д.). Позже прак­тические действия, которые обеспечивают сравнение, сме­няются проговариванием, обозначением действий словами, а потом процесс сравнения двух групп объектов возможен в умственном плане, на основе количественного сравнения с помощью чисел (красных и синих кружков поровну — их по три).

2. Принцип воспитывающего обучения отражает необходи­мость обеспечения в учебном процессе благоприятных усло­вий воспитания ребенка, его отношение к жизни, к знаниям, к самому себе. Воспитание и обучение — две стороны едино­го процесса формирования личности. Они неразрывны, хотя и нетождественны.

Воспитывающее обучение характеризуется конкретной умственной и практической работой детей, которая разви­вает у них самостоятельность и привычку к систематиче­скому труду, интерес к знаниям и стремление к их активно­му использованию.

Обучение элементам математики имеет особое значение в воспитании познавательной активности детей, т. е. стрем­ления и умения решать разнообразные познавательные зада­чи.

3. Современная педагогика как один из ведущих принципов выделяет принцип гуманизации педагогического процесса. В осно­ве этого принципа лежит личностно-ориентированная модель воспитания и обучения. При этом главным в обучении должна стать не передача знаний, умений, а развитие самой возможно­сти приобретать знания и умения и использовать их в жизни, обеспечение чувства психологической защищенности ребенка с учетом его возможностей и потребностей. Другими словами, личностно-ориентированная модель в обучении — это, прежде всего индивидуализация обучения, создание условий для ста­новления ребенка как личности.

4. Принцип индивидуального подхода к ребенку предусматри­вает организацию обучения на основе глубокого знания его индивидуальных способностей, создание условий для актив­ной познавательной деятельности всех детей группы и каж­дого ребенка в отдельности.

Индивидуальный подход к ребенку осуществляется в про­цессе организации как коллективных (занятия по математи­ке), так и индивидуальных форм работы. При организации работы воспитатель должен опираться на такие показатели:

— характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установле­ния взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу);

— уровень знаний и умений (осознанность, действенность);

— работоспособность (возможность действовать длитель­ное время, степень интенсивности деятельности, отвле­чение внимания, утомляемость);

— уровень самостоятельности и активности;

— отношение к обучению;

—- характер познавательных интересов;

—  уровень волевого развития.

5. Принцип научности обучения и его доступности означает, что у детей дошкольного возраста формируются элементар­ные, но по сути научные, достоверные математические зна­ния. При этом учитывается возраст детей (младший, средний, старший дошкольный), особенности их восприятия, памя­ти, внимания, мышления.

6. Принцип осознанности и активности в усвоении и приме­нении знаний предусматривает организацию обучения на таком уровне, когда наилучшим образом соединяется актив­ность педагога и каждого ребенка. Одним из важных показа­телей знаний является их осознанность, осмысленность. Познавательную активность можно характеризовать как самостоятельность, инициативность, творчество в процессе познавательной деятельности.

7. Принцип систематичности и последовательности предпо­лагает такой логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные. Этот принцип особенно важен именно при изучении математики, где каждое новое знание вытекает из старого, известного.

Принцип систематичности и последовательности реа­лизуется воспитателями при составлении перспективных и календарных планов.

1. Важное значение в обучении детей дошкольного возраста имеет принцип наглядности. Это объясняется, прежде всего, тем, что мышление ребенка имеет преимущественно наглядно-об­разный характерИспользова­ние наглядности в обучении Я. А. Коменский называл «золотым правилом дидактики». Он рекомендовал все, что только можно представить для восприятия ощущениями, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, вкусовые — вкусом, осязаемое — осязанием. Если какие-нибудь объекты одновременно можно воспринять несколькими чувствами, то они должны воспри­ниматься несколькими чувствами.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 362.