Определение понятий аннотация и аннотирование
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В истории русской библиографии наблюдались два подхода к пониманию аннотаций. В первом случае аннотациями называли специальные примечания, относящиеся к форме и содержанию документа. Во втором – дополнительные сведения, относящиеся к заглавию документа. Несмотря на то, что библиографы стремились раскрыть при аннотировании содержание книги, аннотирование было прикладным и самостоятельно почти не развивалось.

В конце XIX- начале XX в. происходит размежевание содержательной характеристики книги с ее формальными признаками. Одни сведения относят в текст аннотации, другие в библиографическое описание.

В 20-30-е гг. ХХ в. специалистов интересует проблема функционального назначения аннотаций, их типизация, отбор материала для аннотирования. Таким образом, начинает уделяться внимание вопросам теории и методики аннотирования. Один из основных вопросов касался отбора материала, зависевшего от цели свёртывания, так как отбор классифицировался по формальным и содержательным критериям. Применительно к аннотированию речь шла о содержательном отборе [12, с. 176].

Начиная с 30-х гг. основным критерием отбора литературы для библиографирования считался тематический критерий, т.е. полезность материла с практической точки зрения. Позднее стало ясно, что этого критерия недостаточно: не менее важно научное значение отбираемого материала, его оригинальность, новизна. Все специалисты пришли к выводу, что отбирать материал для аннотирования необходимо по комплексу признаков: современному состоянию научной проблемы, её новизны и актуальности, теоретическому значению.

До 50-х гг. изучение проблем аннотирования связывали с операцией ручного аннотирования, так как велись поиски путей и методов раскрытия содержания первичного документа с учётом тематики текстов и характера потребностей в информации; совершенствования стиля изложения, возможности применения оценочного метода; стандартизации аннотаций и т.д. 

В 60-70-е гг. в связи с развитием информатики и вычислительной техники встал вопрос об автоматизации ввода вторичной информации в ИПС, что потребовало более четкой формулировки требований к форме и содержанию аннотаций, их функциям. Несмотря на значительный практический и методический опыт аннотирования, появилась необходимость более глубокого рассмотрения специфики свёртывания информации [12, с. 177].

Решение  проблемы, касающейся способов раскрытия содержания текстов в процессе свертывания, в 60-70-е гг. развивалось в двух направлениях. Первое бытовало в русле библиографии и заключалось в совершенствовании способов «ручного» (интеллектуального) свертывания. В результате стала возможной разработка аспектных данных методов аннотирования, использование которых предполагало членение источника на содержательные аспекты типа: цель работы, методы, результаты, выводы, рекомендации, область примечания, место и время проведения исследования и т.д. Другое направление связано с внедрением в аналитико-синтетическую переработку информации электронной вычислительной техники, что позволяет производить некоторые виды свертывания на основе машинной техники. Оно заключается в разработке формализованных методов анализа содержания документов и требует определения в плане выражения текстов (лексике, грамматике, логической структуре и т.д.) элементов, с помощью которых можно выразить план содержания данного текста (его семантику) [12, с. 178].

С конца 70-х гг. наметилась и до сегодняшнего дня сохраняется тенденция сближения этих направлений, что объясняется потребностью осмысления накопленного опыта аннотирования в новых условиях; современной ситуацией в области информационно-аналитической деятельности, связанной с информационными технологиями [12, с. 179]. 

В соответствии с Государственным стандартом ГОСТ 7.0-99 СИБИД. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения аннотация - это краткая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей [7, с. 1].

В соответствии с Государственным стандартом 7.9-95 «Реферат и аннотация» аннотирование – это процесс аналитико-синтетической переработки информации, целью которого является получение обобщенной характеристики документа, раскрывающий его логическую структуру и наиболее сущностные стороны содержания [8, с. 3].

Аннотацией принято называть краткие сведения, характеризующие произведение печати со стороны его содержания, литературно-библиографической истории, оформления и прочее, которые составляются библиографом на основании текста издания или других источников с целью углубить информацию о произведении печати и помочь читателю в выборе литературы.

Как правило, аннотации помещаются в виде примечания после описания и начинаются с абзаца. Но нередко аннотацией называют несколько слов или фразу, приведённые в прямых скобках непосредственно после заглавия или подзаголовочных данных для их уточнения и пояснения. Например: «Материалы статистического обследования» [30, с. 5].

Сегодня понятие «аннотация» трактуется со ссылкой на латинский первоисточник (annotation – замечание), подразумевая под этим термином вторичный документ, являющийся результатом аналитико-синтетической переработки любой документной информации. Аннотация содержит краткую характеристику первичного документа в целом, отражающую его содержание, вид, структуру, назначение и другие особенности. Эти сведения позволяют констатировать, что аннотация – элемент библиографической записи. Процесс аннотирования можно трактовать как: 1) процесс аналитико-синтетической переработки информации, результат которой – аннотация; 2) разновидность информационного свертывания [12, с. 179].  

Содействуя раскрытию содержания и характера произведений печати, аннотации приобретают большое значение как средство активного продвижения к читателю наиболее ценной литературы. Они широко используются в пропагандистских, воспитательных целях.

Аннотации могут применяться не только в библиографических пособиях, рассчитанных на малоподготовленного читателя. Роль их достаточно ответственна и в библиографиях, составляемых для читателей высокой квалификации.

Редко учёный и специалист-практик имеют возможность лично просматривать всю литературу по интересующим их отраслям или наукам. Библиографическое описание, не дополненное аннотацией, даёт мало представления о значимости материала, который помещён в книге или статье. Нередко формулировки заглавия и подзаголовков не раскрывают с достаточной полнотой даже тематику произведения.

Умело составленная развёрнутая или краткая аннотация восполняет этот пробел. Вот почему аннотация, хотя бы самая краткая, является одним из важнейших элементов, которые входят в минимум библиографического описания в любом библиографическом пособии [30, с. 6].

Характер, содержание, объём аннотации зависят от вида, читательского и целевого назначения, структуры подготавливаемого пособия, тематики аннотируемых документов, а также от квалификации составителей. Кроме того, в каждом конкретном библиографическом пособии аннотации должны быть выдержаны в определённом ключе (соблюдены сформулированные в проспекте методические требования, обеспечено единообразие в раскрытии содержания документов и т.д.).

Аннотация призвана дополнить заглавие, если оно недостаточно информативно. В ней могут быть приведены такие сведения: упоминания о новых фактах, явлениях, экспериментах, методах, изложенных в произведении; о времени, к которому относятся описываемые события; о наличии таблиц, графиков и других приложений [19, с. 111].

Аннотации, как и библиографической информации в целом, присущи три функции:

· поисковая,

· коммуникативная

· оценочная [7, с. 35].

Практическая реализация поисковой функции связана с установлением местонахождения документов, о существовании которых потребителю известно на основе минимума точных формальных, или документографических, признаком (вид документа, автор, заглавие, выходные данные и т.п.).  При этом предполагается, что содержание документа «присутствует как нечто априорно данное, как исходное условие, так как если бы не было определённого содержания, то незачем было бы искать документальную форму. Другими словами, рассказывается именно содержание, но осуществляется разыскание посредством формы».

Коммуникативная функция, в отличие от поисковой, реализуется путем доведения до потребителей сведений о существовании и содержании неизвестных им документов, релевантных их потребностям.

Оценочная функция предполагает рекомендацию – положительную или отрицательную – данного документа тому или иному потребителю. Рекомендация может основываться как на характеристиках самого документа, так и на типологических характеристиках читателей [7, с. 36].

Выводы:

На протяжении исторического развития аннотирование видоизменялось. На сегодняшний день сохраняется тенденция сближения интеллектуального свёртывания информации, внедрение в аналитико-синтетическую переработку информации электронной вычислительной техники. Это объясняется потребностью осмысления накопленного опыта аннотирования в новых условиях.

Понятия «аннотация» и «аннотирование» различны между собой, так как аннотация - это краткая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей, а аннотирование - это процесс аналитико-синтетической переработки информации, целью которого является получение обобщенной характеристики документа, раскрывающий его логическую структуру и наиболее сущностные стороны содержания.

Процесс аннотирование осуществляет поисковую, коммуникативную и оценочную функции.

Классификация аннотаций

Под методикой классификации подразумевается совокупность способов и приёмов наиболее целесообразного проведения какой–либо работы. Если придерживаться такого общепринятого определения, надо признать, что разработка методики любой области знания или практической деятельности требует ясного представления об их целях и о тех задачах, которые они призваны решать.

Установление целей науки или практической деятельности, в свою очередь, тесно связано с уточнением объектов, с которыми им приходится иметь дело, с раскрытием связей между ними, с одной стороны, и их различия, с другой.

Раскрытие же связей и различия между предметами неотделимо от их определения по группам и подгруппам, т.е от их классификации.

Таким образом, без классификации объектов, исследуемых наукой или служащих целью практической деятельности, правильная методика не может быть разработана. Это относится ко всем областям человеческой практики, следовательно, и к библиографии, отдельным её видам и процессам, в том числе к методике составления аннотации.

Поскольку аннотации определяют лицо библиографического пособия и, по удачному выражению В.Т. Вытяжкова, являются средством реализации его целевого и читательского назначения, правильное установление видов аннотаций и приведение их в систему приобретает большое значение для практики составления библиографических указателей.

Предпринимая любую библиографическую работу, необходимо заранее определить, в каком объёме и какие именно аннотации будут в ней применяться.

Если этот вопрос предварительно не решён, в указателе не будет единства. Это приведёт к тому, что цели, поставленные пере ним, не будут достигнуты, а использование его в повседневной справочной работе будет сильно затруднено.

Проблеме классификации аннотаций уделяли внимание авторы первых советских книг по аннотированию – И.П. Жук, М.Е. Минчина и А.Г. Фомин. Надо решительно отвергнуть необоснованное утверждение В.Т. Вытяжкова, что «стремясь к «объективности» и сталкиваясь с требованием оценочных аннотаций» авторы этих книг «нашли своеобразный выход из положения», заключающийся в создании «множества типов аннотаций по признаку наличия или отсутствия в них оценки аннотируемых произведений вне зависимости,  как от отраслей литературы, так и от типов библиографических пособий [19, с. 20].

Так родилась типизация аннотаций по признаку наличия или отсутствия в них оценки книг и были узаконены аннотации «формальные», «объективно-описательные», «методическо-рекомендательные» и т. п».

И.П. Жук, М.Е. Минчина и А.Г. Фомин обратились к классификации потому, что они сознавали невозможность разработки методики аннотирования без установления профиля аннотаций, а не в мнимых поисках «выхода из положения», в котором они будто бы оказались.

Они подчеркивали, что различие аннотаций зависит от характера аннотируемых произведений и от читательского назначения библиографического пособия.

В докладе на 2-м Всероссийском библиографическом съезде А.Г. Фомин говорил: «Не подлежит никакому сомнению, что аннотации не могут быть совершенно однообразны. Объём, содержания и конструкция их зависит:

1) от их назначения:

а) типа библиографического указателя,

б) типа библиотечного каталога,

в) типа библиотек

г) круга лиц, для которых аннотации предназначаются.

2) от вида и характера аннотируемых печатных произведений».

И.П. Жук высказывал аналогичную мысль: «Характер аннотации и е содержание зависят:

1) от условий работы;

2) от самой книги;

3) от читателя:

4) от той цели, которую ставит себе аннотатор.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 372.