Сущность и составляющие механизма КСО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Механизм – это устройство для передачи движения, система, определяющая порядок какого-нибудь вида деятельности.

    Составляющие механизма КСО: функции, органы, методы, инструменты, процедуры.

    Основная функция КСО – защита интересов общества, согласование интересов бизнеса, государства и общества.

    Органы механизма КСО:  

    – организации, проводящие сертификацию компаний на соответствие международным стандартам ISO;

    – деловые ассоциации, распространяющие инструменты КСО;  

    – органы общественного экологического контроля и экологической экспертизы;

    – государственные органы, занимающиеся разработкой мер регулирования, вовлечения, поощрения бизнеса, разработкой партнерств с бизнесом;

    – общественные советы по развитию территорий, экологии при главах регионов, муниципальных образований;

    – независимые негосударственные некоммерческие организации, занятые деятельностью по соблюдению прав человека, защите прав потребителей, защите окружающей среды;

    – социальные сети по КСО, форумы как площадки для обсуждения интересов государства, бизнеса, общества (особенно развиты в Западной Европе);

     – внесудебные органы по рассмотрению конфликтов между потребителями и компаниями.

    На поведение компании влияют внутренние и внешние факторы. Внутренние факторы, связанные с решениями в области КСО:

    – структура собственности. Замечено, чем выше уровень концентрации собственности, тем выше активность в сфере КСО;

    – внутренняя система корпоративного управления. В советах директоров некоторых компаний действуют комитеты по КСО и этике, которые контролируют и направляют действия менеджмента в вопросах КСО;

    – корпоративная стратегия и культура.

    Внешние факторы, влияющие на КСО компаний:

     1. Государство в лице законодательной и исполнительной власти;

     2. Общество в лице некоммерческих организаций;

     3. Финансовый рынок, финансовые учреждения, инвесторы;

     4. Товарный рынок;

     5. Рынок труда;

     6. Деловое сообщество (ассоциации бизнеса, саморегулируемые организации);

     7. Консалтинговые компании;

     8. Образовательные учреждения;

     9. Медиа-сообщество;

     10. Религиозные конфессии (церковь).

 

    Рассмотрим механизм КСО как механизм менеджмента с точки зрения его составляющих.

 

                                                                                        Таблица

Механизм КСО

№№ Методы Инструменты Процедуры
1 Методы нормативного регулирования деятельности компаний Законы, Кодексы, стандарты Лоббирование общественных интересов в рамках политического процесса, разработка и принятие Кодексов, стандартов
2 Методы взаимодействия с местными сообществами, органами государственной власти Согласование интересов со стейкхолдерами: встречи, форумы, круглые столы. Участие в жизни местных сообществ: благотворительность, социальные инвестиции Обсуждение стратегии в сфере КСО. Софинансирование с местной властью соци-ально-значимых проектов, выделение грантов. Встречи со стейкхолдерами в рамках процеду-ры подготовки нефинансовой отчетности. Подписание соглашений о социально-эконо-мическом партнерстве с органами власти  
3 Методы информирования Нефинансовые отчеты, корпоративные сайты, публикации в СМИ Подготовка нефинансовых отчетов, распро-странение компаниями значимой информации через корпоративные сайты, СМИ и т.п.
4 Методы оценки компаний, общественных ожиданий и общественной обеспокоенности Оценка компаниями систем менеджмента на соответствие стандартам ISO, оценка и сертификация товаров; Этические принципы отношений к работникам, опросы общественного мнения, встречи со стейкхолдерами, Оценка обеспокоенности: забастовок работников, митингов, демонстраций   Сертификация систем менеджмента на соот-ветствие ISO, сертификация и маркировка товаров; Процедуры опроса общественного мнения, интервью, реагирование на проявление несо-гласия с действиями компаний
5 Методы сравнения компаний Составление рейтингов социально ответст-венных компаний, Индексы ответственных компаний; Выбор лучшей компании года Отбор, сравнение компаний по определенным критериям
6 Методы контроля со стороны общества и рынка (финансового, товарного, рынка труда) Адвокатирование акционерами, участие в работе собрания акционеров, Аудит корпоративной ответственности; Общественный экологический контроль Участие акционеров в ежегодном собрании акционеров; Участие представителей общественности в социальном и экологическом аудите, общест-венных слушаниях в рамках процедуры оцен-ки воздействия инвестиционных проектов на  окружающую среду; Участие представителей общественности в проведении государственной экологической экспертизы
7 Методы поощрения со стороны потребителей, инвесторов, деловых партнеров, государства Со стороны потребителей: покупка товаров этическими потребителями; Со стороны инвесторов: покупка акций этическими фондами; пенсионными фондами; Со стороны деловых партнеров и кредиторов: льготное кредитование, лучшие условия поставок; Со стороны государства: госконтракты, налоговые и неналоговые льготы, моральное поощрение Включение в тендеры на госконтракты требо-ваний на наличие отчетов в области КСО; Принятие поправок к законам по поводу льгот
8 Методы популяризации норм ответственности поведения в обществе Обучение; Консалтинг; Пропаганда через СМИ, культуру, искусство; Разъяснение и убеждение Обучение в рамках курсов по предпринима-тельской этике, КСО, устойчивому развитию; Консультирование компаний по вопросам менеджмента, КСО, экоменеджмента; Формирование образа ответственного гражда-нина и предпринимателя в СМИ.   

    Законодательство включает корпоративное и трудовое право, Налоговый Кодекс, законы о несостоятельности и банкротстве. Кроме того, качество правоприменения. Стабильная правовая система, которая защищает собственность, способствует привлечению инвесторов, которым близка социальная ответственность.

    Кодексы делятся на профессиональные и организационные. Они не являются обязательными для исполнения, но определяют поведение компаний и работников. Российские примеры: Кодекс чести членов Российской гильдии риелтеров», Кодекс корпоративного поведения.

    Стандарты разрабатываются на уровне компании, отрасли, ассоциации, страны, в глобальном масштабе. Они помогают систематизировать и оценивать деятельность компаний в сфере КСО. Различают общепринятые добровольные и специальные отраслевые стандарты, стандарты всемирных организаций. Примеры: Руководство глобальной инициативы в области отчетности, стандарты серии ISO.

    Контроль со стороны финансового, товарного рынка и рынка труда основан на конкуренции.

    Финансовый рынок. Многие фонды, в том числе пенсионные инвестируют только в социально ответственные компании. Акционеры могут влиять на компанию через адвокатирование, например, размещение в Интернете призыва бойкотировать определенную компанию, участие работников-акционеров в собрании акционеров.

    Потребительский рынок. Согласно британской исследовательской организации 70 % британцев при покупке товара или услуги учитывают социальную ответственность компании.

    Рынок труда. КСО имеет значение в конкуренции за лучшие кадры.        

    Методы популяризации норм ответственного поведения: обучение в семье, образовательных заведениях, обучение церковью, в процессе трудовой деятельности, обучение в бизнес-школах (ведущая страна в мире по количеству преподаваемых курсов по КСО – Великобритания), пропаганда через средства массовой информации, деятельность консалтинговых компаний. Во всех религиях помощь нуждающимся и бедным является обязанностью верующих. В некоторых религиях существует норма раздачи нуждающимся и бедным десятой части доходов. 

    Учитывая важную роль государства, рассмотрим инструменты государственного регулирования (табл. ). В странах с развитой экономикой акцент делается на использовании косвенных инструментов, а в странах с транзитивной (переходной) экономикой – на инструментах принуждения компаний к социально ответственной деятельности.

       Транзитивной называют экономику переходного периода, которая характеризуется поиском новых организационно-экономических связей и форм управления.

    Государственные органы также должны проявлять социальную ответственность путем:

    – использования критерия ответственности бизнеса при размещении госзакупок;

    – организации рабочих мест по технологии «Зеленый кабинет»;

    – размещения государственных учреждений в зданиях и строительство новых, соответствующих технологии «экологически чистое здание»;

    – использование госслужащими во время командировок «Зеленых гостиниц»;

    – организации и проведения мероприятий (например, конференций) в соответствии с принципами КСО (трансфер до гостиницы посредством автобуса, а не такси; расположение места проведения конференции в шаговой доступности от гостиницы; предпочтение ноутбукам, которые потребляют энергии на 10 % меньше, чем стационарные компьютеры; использование бумаги из вторичного сырья на обоих оборотах;

    – сокращение командировок госслужащих за счет проведения видеоконференций, что позволяет снизить выбросы в атмосферу ввиду не использования транспорта;

    – перевод части госслужащих на работу по системе «телеработа», что приводит к сокращению выбросов выхлопного газа в атмосферу, увеличивает свободное время служащих за счет сокращения транспортных затрат.

    Факторы, влияющие на выбор инструментов госрегулирования:

    – наличие крупного бизнеса;

    – организация политической системы страны;

    – понимание важности КСО на уровне высшей законодательной и исполнительной власти;

    – наличие компетенций у представителей власти компетенций по продвижению социально ответственных бизнес-практик;

    – активность населения в сотрудничестве с бизнесом в решении проблем территории. 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 201.