Форма промежуточной аттестации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Художественная концепция личности в литературе 19 века. Ч.1

Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование
Направленность (профиль): Педагогическое образование
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная, заочная

 

Армавир, 2018


Автор: Безруков А.А., д.филол.н., доцент, профессор кафедры отечественной филологии и журналистики.

 

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «9» февраля 2016 г. № 91 по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

 

При разработке РПД в основу положен учебный план направленности (профиля)
«Филологическое образование»

 

Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры отечественной филологии и журналистики

(протокол № 16 от «30» июня 2018 г.)

 

 

 

 


Зав. кафедрой отечественной

филологии и журналистики                

д.филол.н.,доцент                                                                                 А.А.Безруков                                                   

                                             

                                                         

 


Содержание Рабочей программы дисциплины

 

№ п/п Наименование раздела РПД Страница
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины 4
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО 4
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине 4
4. Структура дисциплины и распределение ее трудоемкости 6
5. Содержание дисциплины 7
6. Оценочные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине 12
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 23
8. Требования к условиям реализации рабочей программы дисциплины 24
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины 26

 


1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

 

Цели освоения дисциплины:  рассмотреть художественную концепцию личности в русской литературе первой половины 19 века в контексте выявления и утверждения духовно-эстетических основ жизни русского мира и его противостояния иным духовно-эстетическим системам.

Задачи освоения дисциплины:

- знакомство со спецификой литературного процесса 19 века;

- анализ индивидуальных художественных систем;

- выявление ведущего типа личности в творчестве классиков русской литературы.

Цели и задачи дисциплины определены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование » - 44.03.01. (квалификация – «бакалавр»).

 

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО

 

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата определяется учебным планом. Данная дисциплина предназначена для обучающихся направления 44.03.01 «Педагогическое образование», относится к вариативной части дисциплин блока 1«Дисциплины (модули)». Знания, полученные в результате освоения данной дисциплины, будут продуктивны в ходе прохождения всех видов практик, при изучении последующих дисциплин.  

В процессе изучения дисциплины преподаватель опирается на знания обучающихся в области литературы, полученные на предыдущем этапе образования (общеобразовательная школа, колледж, техникум и др.), в процессе изучения дисциплины вариативной части «История русской литературы 19 века».

3. Планируемые результаты обучения по дисциплине

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению:

 

Код компетенции Содержание компетенций в соответствии с ФГОС ВО Структурные элементы компетенции (в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать, уметь, владеть)
ПК-1 готовность реализовать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов Знать: творчество русских классиков первой половины 19 века, художественное воплощение ими концепции личности; ФГОС общего образования п.11.1 «Русский язык и литература». Уметь: воспринимать творчество русских классиков как средство познания читателем мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества. Владеть: готовностью реализовывать образовательные программы по литературе в соответствии с требованиями образовательных стандартов.

 

4. Структура дисциплины и распределение ее трудоемкости

 






Семестр

Трудоемкость

Контактная работа при проведении учебных занятий по дисциплинам (модулям)

СРС

П/п

Разделы курса, темы

Общая трудоемкость,

Часов

Из них аудиторной контактной работы (для проведения учебных занятий лекцион-ного и семинарс-кого типа),

Часов

Контактная аудиторная работа по видам учебных занятий,   отраженная в учебном плане

Часов

СРС,

Часов

Текущий

Рубежный контроль

лекции практические лабораторные 1. Понятие «художественная концепция личности» 6 4 4 - - 2     2 Эволюция художественной концепции личности в русском литературном процессе XI – начала XXI веков (общая характеристика и постановка проблем и задач курса). 8 4 4 - - 4 реферат   3 Своеобразие 19 века в мировой и отечественной истории. Специфика русского литературного процесса 19 века. 8 4 4 - - 4     4 Наследие 18 века (классицизм, сентиментализм) в формировании художественной концепции личности «золотого века» русской литературы. 8 4 4 - - 4       5 Художественная концепция личности русского романтизма (эпикурейский романтизм, мистико-эллегический романтизм, гражданский романтизм). 10 8 - 8 - 2 Индивидуальное задание   6 Эволюция художественной концепции личности в творчестве А.С. Пушкина. 10 8 - 8 - 2       7 Эволюция художественной концепции личности в творчестве М.Ю. Лермонтова 10 8 - 8 - 2   1. 8 Художественная концепция личности в творчестве Н.В. Гоголя 10 8 - 8 - 2  

 

5.1.2.  Тематический план учебной дисциплины по заочной форме обучения

 

П/п

Разделы курса, темы

Общая трудоемкость,

Часов

Из них аудиторной контактной работы (для проведения учебных занятий лекцион-ного и семинарс-кого типа),

Часов

Контактная аудиторная работа по видам учебных занятий,   отраженная в учебном плане

Часов

СРС,

Часов

Текущий

Рубежный контроль

лекции практические лабораторные
1 Понятие «художественная концепция личности» 10 2 2 - - 8  
  2 Эволюция художественной концепции личности в русском литературном процессе XI – начала XXI веков (общая характеристика и постановка проблем и задач курса). 8 - - - - 8 реферат
  3 Своеобразие 19 века в мировой и отечественной истории. Специфика русского литературного процесса 19 века. 8 2 2 - - 6  
  4 Наследие 18 века (классицизм, сентиментализм) в формировании художественной концепции личности «золотого века» русской литературы. 8 - - - - 8  
    5 Художественная концепция личности русского романтизма (эпикурейский романтизм, мистико-эллегический романтизм, гражданский романтизм). 8 - - - - 8 Индивидуальное задание
  6 Эволюция художественной концепции личности в творчестве А.С. Пушкина. 8 2 - 2 - 6  
    7 Эволюция художественной концепции личности в творчестве М.Ю. Лермонтова 8 2 - 2 - 6  
2. 8 Художественная концепция личности в творчестве Н.В. Гоголя 8 - - - - 8  

        

 

 

 


5.2. Виды занятий и их содержание

5.2.1. Тематика и краткое содержание лекционных занятий


Лекционное занятие № 1

Тема: Понятие «художественная концепция личности».

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Специфика художественного осмысления мировоззренческих установок.

2. Понятие о творческой индивидуальности писателя.

3. Проблема личности (проблема человека) как центральная проблема мировой литературы.

Лекционное занятие № 2

Тема: Эволюция художественной концепции личности в русском литературном процессе XI – начала XXI веков.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Формирование русской национальной картины мира. Иларион Киевский «Слово о законе и Благодати»

2. Художественная концепция личности в древнерусской литературе и её кризис в 17 веке

3. Художественная концепция личности в русской литературе европейского типа (18 век)

4. Роль 19 века в художественной концепции личности русской классики.

Лекционное занятие № 3

Тема: Своеобразие 19 века в мировой и отечественной истории. Специфика русского литературного процесса 19 века.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Политическая карта Европы и геополитический конфликт России и Запада рубежа 18 – начала 19 вв.

2. Отечественная война 1812 года и её роль в становлении национального самосознания и развития русской литературы.

3. Трагедия декабризма.

4. Феномен творческой личности А.С. Пушкина.

5. «Россия и Революция» Ф.И. Тютчев во второй половине 19 века.

Лекционное занятие № 4

Тема: Наследие 18 века (классицизм, сентиментализм) в формировании художественной концепции личности «золотого века» русской литературы.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Художественная концепция личности русского классицизма. Её национальное преломление

2. Художественная концепция личности русского сентиментализма.

3. Влияние предромантизма на идейно-эстетические основы концепции личности.

5.2.2. Тематика и краткое содержание практических занятий

Практическое занятие № 1

Тема: Художественная концепция личности русского романтизма (эпикурейский романтизм, мистико-эллегический романтизм, гражданский романтизм).

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1.  Романтическая картина мира. Искушение индивидуализмом.

2. Художественная концепция личности в эпикурейском романтизме.

3. Художественная концепция личности в мистико-эллегическом романтизме.

4. Художественная концепция личности в гражданском романтизме.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ занятие № 2

Тема: Эволюция художественной концепции личности в творчестве А.С. Пушкина.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1.  Роль лицейского и петербургского периодов в становлении творческой личности А.С. Пушкина

2. Искушение свободой (искушение романтическим индивидуализмом) в творчестве А.С. Пушкина периода южной ссылки

3. «Своим пенатам возвращенный…» (Обращение А.С. Пушкина к национальным основам бытия и творчества.)

ПРАКТИЧЕСКОЕ занятие № 3

Тема: Эволюция художественной концепции личности в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Романтическая картина мира поэта и «мятежный» характер его творчества 1828 – 1834 гг. Индивидуалистический тип личности героя.

2. Осознание трагедии западничества в творчестве М.Ю. Лермонтова 1835- 1836 гг.

3. Трагедия индивидуалистической личности в творчестве М.Ю. Лермонтова 1837- 1841 гг.

4. Стремление лермонтовского героя самоутвердиться на основе приобщения к традиционным ценностям национального бытия.

ПРАКТИЧЕСКОЕ занятие № 4

Тема: Художественная концепция личности в творчестве Н.В. Гоголя.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Общая эволюция творчества Н.В. Гоголя: от романтизма к православному взгляду на мир.

2. Трагедии романтической личности в творчестве раннего Гоголя.

3. «Души мёртвые» и «души живые» в творчестве Н.В. Гоголя.

4. Концепция личности в «Выбранных местах из переписки с друзьями».

 

5.2.3. Тематика и краткое содержание лабораторных занятий

 

Лабораторные занятия по данной дисциплине не предусмотрены учебным планом.

5.2.4 Примерная тематика курсовых работ (проектов)

 

Курсовые проекты по данной дисциплине не предусмотрены учебным планом.

Обсуждение в группах

Групповое обсуждение какого-либо вопроса направлено на нахождении истины или достижение лучшего взаимопонимания. Групповые обсуждения способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.

На первом этапе группового обсуждения перед обучающимися ставится проблема, выделяется определенное время, в течение которого обучающиеся должны подготовить аргументированный развернутый ответ.

Преподаватель может устанавливать определенные правила проведения группового обсуждения:

- задавать определенные рамки обсуждения (например, указать не менее 5…10 ошибок);

- ввести алгоритм выработки общего мнения (решения);

- назначить модератора (ведущего), руководящего ходом группового обсуждения и др.

На втором этапе группового обсуждения вырабатывается групповое решение совместно с преподавателем (арбитром).

Разновидностью группового обсуждения является круглый стол, который проводится с целью поделиться проблемами, собственным видением вопроса, познакомиться с опытом, достижениями.

Дискуссия

Как интерактивный метод обучения означает исследование или разбор. Образовательной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы (ситуации), сопровождающееся обменом идеями, опытом, суждениями, мнениями в составе группы обучающихся.

Как правило, дискуссия обычно проходит три стадии: ориентация, оценка и консолидация. Последовательное рассмотрение каждой стадии позволяет выделить следующие их особенности.

Стадия ориентации предполагает адаптацию участников дискуссии к самой проблеме (ситуации), друг другу, что позволяет сформулировать проблему, цели дискуссии; установить правила, регламент дискуссии.

В стадии оценки происходит выступление участников дискуссии, их ответы на возникающие вопросы, сбор максимального объема идей (знаний), предложений, пресечение преподавателем (арбитром) личных амбиций отклонений от темы дискуссии.

Стадия консолидации заключается в анализе результатов дискуссии, согласовании мнений и позиций, совместном формулировании решений и их принятии.

В зависимости от целей и задач занятия, возможно, использовать следующие виды дискуссий: классические дебаты, экспресс-дискуссия, текстовая дискуссия, проблемная дискуссия, ролевая (ситуационная) дискуссия.

6. Оценочные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

 

Примеры оценочных материалов для проведения

текущей аттестации обучающихся по дисциплине

Примерная тематика рефератов для оценки сформированности компетенции ПК-1 «готовность реализовать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов».

 

1. Художественная концепция личности русского романтизма. (Эпикурейский романтизм, мистико-эллегический романтизм, гражданский романтизм – выбор направления романтизма на усмотрение студента.)

2. «Россия и Революция» Ф.И. Тютчева как мировоззренческая основа художественной концепции личности русской литературы второй половины 19 века.

3. Художественное осмысление западноевропейской личности А.С.Пушкина в «Маленьких трагедиях».

4. Искушение западничеством героев «Повестей Белкина» А.С. Пушкина

5. Художественная концепция личности в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина.

6. Почвенничество Ф.М. Достоевского как мировоззренческая основа художественной концепции личности писателя.

7. Несостоятельность теории «естественного человека» в художественной оценки М.Ю. Лермонтова (роман «Герой нашего времени»).

8. «Лишний человек» как герой русской классики.

9. Эволюция «лишнего человека» как героя русской классики.

10. «Маленький человек» как герой русской классики.

11. Эволюция «маленького человека» в русской классике 19 века.

12. «Притча о блудном сыне» в формировании концепции личности русскими классиками 19 века.

13. Художественная концепция личности в «Пушкинской речи» Ф.М. Достоевского.

 

Индивидуальное задание для оценки степени сформированности компетенции ПК-1 «готовность реализовать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов».

Подготовить конспект урока по литературе на тему «Художественная концепция личности в истории русской литературы 19 века (часть 1)» (автор и произведение по выбору обучающегося), используя образовательные программы по литературе, конспект урока должен быть подготовлен  в соответствии с требованиями образовательных стандартов.

 

Текущая аттестация

Шкала оценки теста на примере освоения компетенций ПК-1 «готовность реализовать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов».

Оценка Характеристика сформированности компетенций
Зачтено    Знает: творчество русских классиков первой половины 19 века, художественное воплощение ими концепции личности; ФГОС общего образования п.11.1 «Русский язык и литература». Умеет: воспринимать творчество русских классиков как средство познания читателем мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.  Владеет: готовностью реализовывать образовательные программы по литературе в соответствии с требованиями образовательных стандартов.
Не зачтено   Не знает: творчество русских классиков первой половины 19 века, художественное воплощение ими концепции личности; ФГОС общего образования п.11.1 «Русский язык и литература». Не умеет: воспринимать творчество русских классиков как средство познания читателем мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.  Не владеет: готовностью реализовывать образовательные программы по литературе в соответствии с требованиями образовательных стандартов.

Шкала оценки индивидуального задания  на примере освоения компетенции

ПК-1 «готовность реализовать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов».

Индивидуальное задание оценивается в соответствии со следующими критериями:

 

Оценка Характеристика сформированности компетенций
Зачтено    Знает: творчество русских классиков первой половины 19 века, художественное воплощение ими концепции личности; ФГОС общего образования п.11.1 «Русский язык и литература». Умеет: воспринимать творчество русских классиков как средство познания читателем мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.  Владеет: готовностью реализовывать образовательные программы по литературе в соответствии с требованиями образовательных стандартов.
Не зачтено   Не знает: творчество русских классиков первой половины 19 века, художественное воплощение ими концепции личности; ФГОС общего образования п.11.1 «Русский язык и литература». Не умеет: воспринимать творчество русских классиков как средство познания читателем мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.  Не владеет: готовностью реализовывать образовательные программы по литературе в соответствии с требованиями образовательных стандартов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе изучения учебной дисциплины следует:

1. Ознакомиться с рабочей программой дисциплины. Рабочая программа дисциплины содержит перечень разделов и тем, которые необходимо изучить, планы лекционных и семинарских занятий, вопросы к текущей и промежуточной аттестации, перечень основной, дополнительной литературы и ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», определиться с темой курсовой работы (при наличии).

2. Ознакомиться с планом самостоятельной работы обучающихся.

3. Посещать теоретические (лекционные) и практические (семинарские, лабораторные) занятия.

4. При подготовке к практическим (семинарским, лабораторным) занятиям, а также при выполнении самостоятельной работы следует использовать методические указания для обучающихся.

Все виды аудиторных занятий сочетают образовательную, воспитательную, практическую и методическую функции.

Вводная лекция – лекционное занятие, предназначенное для создания общего впечатления о дисциплине. На занятии до сведения, обучающегося доводятся основные вопросы дисциплины, показывается ее роль и место в соответствующей области знаний, определяется значение дисциплины для формирования общих и профессиональных компетенций.

Тьюринг – лекционное занятие консультативного характера, на котором раскрываются основные вопросы, подготовки к самостоятельной работе, а также к промежуточной и итоговой аттестации.

Коллективный тренинг – коллективное занятие по заранее разработанному сценарию с использованием активных методов обучения. Различают несколько видов коллективных тренингов: дискуссия, круглый стол, ролевая и деловая игра.

Штудирование – учебная работа по структурированию и анализу содержания образовательно-информационных ресурсов по учебной дисциплине, результатом которой являются подготовка конспекта, тезисов, составление логических схем или классификаций по изучаемой теме, а также глоссария основных терминов и понятий, фактов, персоналий и дат.

Мониторинг работы с текстами – проверка результатов выполнения обучающимися «Заданий для самостоятельной работы». В процессе проверки выявляется умение обучающегося структурировать и анализировать содержание учебной и иной литературы, составлять тезисы, конспекты, логические схемы, а также фиксируются результаты заучивания основных терминов и понятий, фактов, персоналий и дат.

Тестирование - одним из наиболее эффективных методов оценки знаний, обучающихся, используется для оценки уровня подготовленности обучаемых по иностранному языку. Тестирование является важнейшим дополнением к традиционной системе контроля уровня обучения. Тестирование способствует развитию логического мышления, целенаправленности: обучаемый при письменном контроле более сосредоточен, обдумывает варианты решения и построения ответа. Слово «тест» (test) английского происхождения и означает «испытание», «проверка»

Виды тестовых заданий:

* Множественный выбор (multiple choice) – задание заключается в выборе правильного ответа из трех и более вариантов;

* Упорядочение (rearrangement) – используется для проверки умения составить связных текст из отдельных частей или предложения из данных слов;

* Завершение (completion) -предлагается самостоятельно закончить предложение, руководствуясь смыслом;

* Подстановка (substitution) – выполнение задания предусматривает изменение формы слова или структуры предложения в целом;

* внутриязыковое перефразирование – состоит в передаче своими словами содержания текста;

* межъязыковое перефразирование – предполагает умение обучающихся найти эквивалентную форму для передачи содержания текста, выраженного средствами изучаемого языка.

* Клоуз-тесты (cloze test) – предполагает восстановление пропущенных слов в тексте и проверяет общий уровень владения языком.

Творческая работа – это самостоятельная учебная научно-методическая работа, основными целями которой является развитие у студентов, прежде всего, исследовательских навыков и умений – таких, как: корректность постановки цели, проблемы, выделения объекта и предмета исследования, формулировки задач и гипотез работы; логика изложения работы, соотношение и взаимосвязь теоретического и эмпирического материала; грамотное изложение работы, соблюдение правил грамматики и орфографии; обоснование выбора методического обеспечения, его соответствие задачам исследования; использование современных методов обработки данных эмпирического исследования; владение основными методами и средствами получения, хранения, переработки информации; корректность авторских обобщений, содержательность и обоснованность выводов.

Портфолио – является современной эффективной формой самооценки результатов образовательной деятельности, создается в течение всего периода обучения данной дисциплине, и позволяет студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений в овладении иностранными языками.

Структура языкового портфолио:                                       

1. Персональные данные (CV, Resume).

2. Образовательный опыт слушателя до поступления в магистратуру (свидетельства об образовании, сертификаты, характеризующие уровень владения английским языком, участие в международных проектах, конференциях, олимпиадах и т.д.)

3. Достижения в результате освоения основной образовательной программы, выполненные самостоятельно задания по освоенным разделам дисциплины, демонстрирующие использование им печатных и интернет-изданий на иностранном языке (список прочитанной литературы, аннотации на опубликованные статьи, сообщения о научной специальности, перевод текста по теме диссертационного исследования, резюме на иностранном языке, рефераты, тезисы, глоссарий научной терминология по избранной направленности и т.д.)

Языковой портфолио выполняются индивидуально каждым обучающимся.

Самостоятельная работа обучающихся является важной компонентой профессиональной подготовки специалистов и включает в себя следующее.

Штудирование учебного материала – подготовка конспекта, логической схемы изучаемого материала, выучивание глоссария (словарь терминов), изучение алгоритмов решения типовых задач программы. Занятие проводится в рамках самостоятельной работы обучающегося.

Изучение рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) – работа с тематическим обзором, выучивание глоссария (словарь терминов), изучение алгоритмов решений типовых заданий дисциплины. Занятие проводится в рамках самостоятельной работы обучающегося.

Составление тематического глоссария профессиональной лексике. Глоссарий – список наиболее часто употребляемых в тексте терминов и понятий, расположенных в определённой системе и по определённым правилам.

Правила составления глоссария:

1. Термины располагаются в алфавитном порядке (или в логике чтения информации).

2. Обязательно указывается ссылка на источник.

3. Располагается в конце работы, после списка используемых источников.

4. Включаются термины, употребляемые в тексте работы.

5. Используется не менее 2-х словарей.

Работа с текстами – работа с методическими пособиями в начале изучения дисциплины, при освоении материала программы и при подготовке к формам текущего рубежного и промежуточного контроля. Занятие носит самостоятельный характер.

Работа с электронным образовательным контентом – повторное закрепление материала программы с использованием обучающих программных продуктов, слайд лекций, слайд тьюторинга, просмотр видео-материалов, прослушивание аудио-материалов

Аннотирование – это процесс переработки и изложения информации в устной, или – чаще в письменной форме.

Процесс аннотаций научных статей по специальности из иноязычных научных журналов (Интернета). Представление и анализ аннотаций включает три этапа.

1-й этап – это чтение исходного текста и его анализ – обычно несколько раз – с целью детального понимания основного содержания текста, осмысления его фактической информации (изучающее чтение).

2-й этап – это операции с текстом первоисточника: текст разбивается на отдельные смысловые фрагменты с целью извлечения основной и необходимой информации каждого из них.

3-й этап – это свертывание, сокращение, обобщение, компрессия выделенной основной фактологической информации и оформление текста аннотации в соответствии с принятой моделью

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Художественная концепция личности в литературе 19 века. Ч.1

Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование
Направленность (профиль): Педагогическое образование
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная, заочная

 

Армавир, 2018


Автор: Безруков А.А., д.филол.н., доцент, профессор кафедры отечественной филологии и журналистики.

 

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «9» февраля 2016 г. № 91 по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

 

При разработке РПД в основу положен учебный план направленности (профиля)
«Филологическое образование»

 

Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры отечественной филологии и журналистики

(протокол № 16 от «30» июня 2018 г.)

 

 

 

 


Зав. кафедрой отечественной

филологии и журналистики                

д.филол.н.,доцент                                                                                 А.А.Безруков                                                   

                                             

                                                         

 


Содержание Рабочей программы дисциплины

 

№ п/п Наименование раздела РПД Страница
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины 4
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО 4
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине 4
4. Структура дисциплины и распределение ее трудоемкости 6
5. Содержание дисциплины 7
6. Оценочные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине 12
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 23
8. Требования к условиям реализации рабочей программы дисциплины 24
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины 26

 


1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

 

Цели освоения дисциплины:  рассмотреть художественную концепцию личности в русской литературе первой половины 19 века в контексте выявления и утверждения духовно-эстетических основ жизни русского мира и его противостояния иным духовно-эстетическим системам.

Задачи освоения дисциплины:

- знакомство со спецификой литературного процесса 19 века;

- анализ индивидуальных художественных систем;

- выявление ведущего типа личности в творчестве классиков русской литературы.

Цели и задачи дисциплины определены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование » - 44.03.01. (квалификация – «бакалавр»).

 

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО

 

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата определяется учебным планом. Данная дисциплина предназначена для обучающихся направления 44.03.01 «Педагогическое образование», относится к вариативной части дисциплин блока 1«Дисциплины (модули)». Знания, полученные в результате освоения данной дисциплины, будут продуктивны в ходе прохождения всех видов практик, при изучении последующих дисциплин.  

В процессе изучения дисциплины преподаватель опирается на знания обучающихся в области литературы, полученные на предыдущем этапе образования (общеобразовательная школа, колледж, техникум и др.), в процессе изучения дисциплины вариативной части «История русской литературы 19 века».

3. Планируемые результаты обучения по дисциплине

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению:

 

Код компетенции Содержание компетенций в соответствии с ФГОС ВО Структурные элементы компетенции (в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать, уметь, владеть)
ПК-1 готовность реализовать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов Знать: творчество русских классиков первой половины 19 века, художественное воплощение ими концепции личности; ФГОС общего образования п.11.1 «Русский язык и литература». Уметь: воспринимать творчество русских классиков как средство познания читателем мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества. Владеть: готовностью реализовывать образовательные программы по литературе в соответствии с требованиями образовательных стандартов.

 

4. Структура дисциплины и распределение ее трудоемкости

 






Семестр

Трудоемкость

Контактная работа при проведении учебных занятий по дисциплинам (модулям)

СРС

Форма промежуточной аттестации

ЗЕ часов Лекции, часов Практические занятия, часов Лабораторные занятия, часов Иные виды, часов В период теоретического обучения, часов В период сессии (контроль), часов

Очная форма обучения

4 2 72 16 32 - 2 22   Зачет

Заочная форма обучения

5 2 72 4 4 - 2 58 4 Зачет

5. Содержание дисциплины

5.1. Тематический план учебной дисциплины

5.1.1. Тематический план учебной дисциплины по очной форме обучения

 


П/п

Разделы курса, темы

Общая трудоемкость,

Часов

Из них аудиторной контактной работы (для проведения учебных занятий лекцион-ного и семинарс-кого типа),

Часов

Контактная аудиторная работа по видам учебных занятий,   отраженная в учебном плане

Часов

СРС,

Часов

Текущий

Рубежный контроль

лекции практические лабораторные
1. Понятие «художественная концепция личности» 6 4 4 - - 2  
  2 Эволюция художественной концепции личности в русском литературном процессе XI – начала XXI веков (общая характеристика и постановка проблем и задач курса). 8 4 4 - - 4 реферат
  3 Своеобразие 19 века в мировой и отечественной истории. Специфика русского литературного процесса 19 века. 8 4 4 - - 4  
  4 Наследие 18 века (классицизм, сентиментализм) в формировании художественной концепции личности «золотого века» русской литературы. 8 4 4 - - 4  
    5 Художественная концепция личности русского романтизма (эпикурейский романтизм, мистико-эллегический романтизм, гражданский романтизм). 10 8 - 8 - 2 Индивидуальное задание
  6 Эволюция художественной концепции личности в творчестве А.С. Пушкина. 10 8 - 8 - 2  
    7 Эволюция художественной концепции личности в творчестве М.Ю. Лермонтова 10 8 - 8 - 2  
1. 8 Художественная концепция личности в творчестве Н.В. Гоголя 10 8 - 8 - 2  

 

5.1.2.  Тематический план учебной дисциплины по заочной форме обучения

 

П/п

Разделы курса, темы

Общая трудоемкость,

Часов

Из них аудиторной контактной работы (для проведения учебных занятий лекцион-ного и семинарс-кого типа),

Часов

Контактная аудиторная работа по видам учебных занятий,   отраженная в учебном плане

Часов

СРС,

Часов

Текущий

Рубежный контроль

лекции практические лабораторные
1 Понятие «художественная концепция личности» 10 2 2 - - 8  
  2 Эволюция художественной концепции личности в русском литературном процессе XI – начала XXI веков (общая характеристика и постановка проблем и задач курса). 8 - - - - 8 реферат
  3 Своеобразие 19 века в мировой и отечественной истории. Специфика русского литературного процесса 19 века. 8 2 2 - - 6  
  4 Наследие 18 века (классицизм, сентиментализм) в формировании художественной концепции личности «золотого века» русской литературы. 8 - - - - 8  
    5 Художественная концепция личности русского романтизма (эпикурейский романтизм, мистико-эллегический романтизм, гражданский романтизм). 8 - - - - 8 Индивидуальное задание
  6 Эволюция художественной концепции личности в творчестве А.С. Пушкина. 8 2 - 2 - 6  
    7 Эволюция художественной концепции личности в творчестве М.Ю. Лермонтова 8 2 - 2 - 6  
2. 8 Художественная концепция личности в творчестве Н.В. Гоголя 8 - - - - 8  

        

 

 

 


5.2. Виды занятий и их содержание

5.2.1. Тематика и краткое содержание лекционных занятий


Лекционное занятие № 1

Тема: Понятие «художественная концепция личности».

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Специфика художественного осмысления мировоззренческих установок.

2. Понятие о творческой индивидуальности писателя.

3. Проблема личности (проблема человека) как центральная проблема мировой литературы.

Лекционное занятие № 2

Тема: Эволюция художественной концепции личности в русском литературном процессе XI – начала XXI веков.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Формирование русской национальной картины мира. Иларион Киевский «Слово о законе и Благодати»

2. Художественная концепция личности в древнерусской литературе и её кризис в 17 веке

3. Художественная концепция личности в русской литературе европейского типа (18 век)

4. Роль 19 века в художественной концепции личности русской классики.

Лекционное занятие № 3

Тема: Своеобразие 19 века в мировой и отечественной истории. Специфика русского литературного процесса 19 века.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Политическая карта Европы и геополитический конфликт России и Запада рубежа 18 – начала 19 вв.

2. Отечественная война 1812 года и её роль в становлении национального самосознания и развития русской литературы.

3. Трагедия декабризма.

4. Феномен творческой личности А.С. Пушкина.

5. «Россия и Революция» Ф.И. Тютчев во второй половине 19 века.

Лекционное занятие № 4

Тема: Наследие 18 века (классицизм, сентиментализм) в формировании художественной концепции личности «золотого века» русской литературы.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Художественная концепция личности русского классицизма. Её национальное преломление

2. Художественная концепция личности русского сентиментализма.

3. Влияние предромантизма на идейно-эстетические основы концепции личности.

5.2.2. Тематика и краткое содержание практических занятий

Практическое занятие № 1

Тема: Художественная концепция личности русского романтизма (эпикурейский романтизм, мистико-эллегический романтизм, гражданский романтизм).

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1.  Романтическая картина мира. Искушение индивидуализмом.

2. Художественная концепция личности в эпикурейском романтизме.

3. Художественная концепция личности в мистико-эллегическом романтизме.

4. Художественная концепция личности в гражданском романтизме.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ занятие № 2

Тема: Эволюция художественной концепции личности в творчестве А.С. Пушкина.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1.  Роль лицейского и петербургского периодов в становлении творческой личности А.С. Пушкина

2. Искушение свободой (искушение романтическим индивидуализмом) в творчестве А.С. Пушкина периода южной ссылки

3. «Своим пенатам возвращенный…» (Обращение А.С. Пушкина к национальным основам бытия и творчества.)

ПРАКТИЧЕСКОЕ занятие № 3

Тема: Эволюция художественной концепции личности в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Романтическая картина мира поэта и «мятежный» характер его творчества 1828 – 1834 гг. Индивидуалистический тип личности героя.

2. Осознание трагедии западничества в творчестве М.Ю. Лермонтова 1835- 1836 гг.

3. Трагедия индивидуалистической личности в творчестве М.Ю. Лермонтова 1837- 1841 гг.

4. Стремление лермонтовского героя самоутвердиться на основе приобщения к традиционным ценностям национального бытия.

ПРАКТИЧЕСКОЕ занятие № 4

Тема: Художественная концепция личности в творчестве Н.В. Гоголя.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Общая эволюция творчества Н.В. Гоголя: от романтизма к православному взгляду на мир.

2. Трагедии романтической личности в творчестве раннего Гоголя.

3. «Души мёртвые» и «души живые» в творчестве Н.В. Гоголя.

4. Концепция личности в «Выбранных местах из переписки с друзьями».

 

5.2.3. Тематика и краткое содержание лабораторных занятий

 

Лабораторные занятия по данной дисциплине не предусмотрены учебным планом.

5.2.4 Примерная тематика курсовых работ (проектов)

 

Курсовые проекты по данной дисциплине не предусмотрены учебным планом.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 180.