Конституционное развитие Франции после Второй мировой войны. Четвертая и Пятая республики. Конституция 1946 г. и 1958 г
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Падение Третьей республики стало закономерным результатом поражения Франции в войне с гитлеровской Германией летом 1940 г. После капитуляции большая часть Франции управлялась немецкими оккупационными органами.

Борьбу против нацистов на территории Франции возглавили коммунисты, по инициативе которых многочисленные антифашистские организации объединились в Национальный совет сопротивления. В 1943-1944 гг. после объединения французского и лондонского центров в Алжире был учрежден единый французский Комитет национального освобождения как Временное правительство Французской Республики во главе с де Голем.

Временное правительство осуществило часть программы Национального совета Сопротивления:

1. Национализировало ряд крупных банков и отраслей тяжелой промышленности,

2. Реформировало систему социального обеспечения,

3. Восстановило демократические свободы.

Центральным вопросом внутриполитической жизни страны, вокруг которого разгорелась борьба, стал вопрос о новом государственном строе, новой конституции Франции.

Реакцией на авторитаризм времен войны была демократизация общественной жизни, предоставление широкого круга прав и свобод, гарантии конституционной законности. В Конституцию был включен новый блок экономических и социальных прав:равноправие мужчин и женщин, народов зависимых стран, социально-экономические права:

1. Право на труд

2. Отдых и материальное обеспечение в случае нетрудоспособности

3. Право рабочих на объединение в профсоюзы

4. На забастовки

5. Коллективное определение условий труда и на участие в управлении предприятиями

6. Право на всеобщее бесплатное светское образование.

Конституция затронула сферу регулирования внешнеполитической деятельности государства. Расширялись пределы государственного регулирования экономических и социальных отношений, изменялся характер связей между личностью и государством.

В первой послевоенной Конституции Франции продолжала господствовать идея абсолютного парламентаризма. По форме правления Франция являлась парламентской республикой, причем нижняя палата парламента – Национальное собрание – провозглашалась единственным законодательным органом страны, который не могу никому делегировать свои законодательные полномочия. Конституция сохранила двухпалатную структуру парламента. Вторая палата – Совет республики – была наделена лишь совещательными функциями, ее рекомендации не были обязательными для Национального собрания, и ее рекомендации не были обязательными для Национального собрания. Совет республики избирался косвенными выборами в департаментах и коммунах, а часть его назначалась Национальным собранием. Состав палаты должен был периодически обновляться. Таким образом, полномочия верхней палаты парламента по сравнению с сенатом Третьей республики были сведены до минимума.

Главой государства являлся президент республики, который избирался на совместном заседании палат парламента сроком на 7 лет. По Конституции 1946г., президент был лишен ряда важных прерогатив (роспуск нижней палаты, назначение по своему выбору высших должностных лиц и др.).

Исполнительная власть по Конституции вручалась Совету министров во главе с его председателем, главой правительства. Этот орган осуществлял непосредственное государственное управление страной и в этом своем качестве имел широкие полномочия. Однакодеятельность кабинета была поставлена под эффективный контроль нижней палаты. Назначение председателя Совета министров и министров декретом президента могло производиться только после вынесения вотума доверия со стороны Национального собрания.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 244.