Поиск новой концепции развития страны. Основные этапы политики «перестройки» и её итоги
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. М. С. Горбачев и поддерживавшие его радикально настроенные политические деятели выступили с инициативой «обновления социализма». Суть «обновления общества» его инициатор М. С. Горбачев видел в соединении социализма и демократии, в установлении «лучшего социализма». Был выработан новый курс развития страны - «перестройка». Характер нового курса (с 1985 по 1991 г.) - стремление реформировать советское общество, которое к 80-м гг. вступило в затяжной социально-экономический кризис.

Выделяют три этапа перестройки:

1. 1985—1986 гг. - период ускорения, поиск путей развития, преобразования в рамках существовавшей партийно-политической системы. Начальный период характеризовался признанием некоторых ("отдельных") недостатков существовавшей политико-экономической системы СССР и попытками исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера. Каких-либо радикальных шагов в этот период пока не предпринималось, внешне практически всё оставалось по-старому.

— значительном обновлении и омоложении руководителей всех уровней (было заменено более 66% первых секретарей обкомов (руководителей областей), большая часть руководителей союзных республик и членов правительства) – «Кадровая революция».

— поисках путей «ускорения» социально-экономического развития (введении хозрасчета на предприятиях, выборах директоров, возрождении кооперации, выдвижении экономических программных целей — например, дать каждой советской семье отдельную квартиру к 2000 году); антиалкогольная кампания, "борьба с нетрудовыми доходами", введение госприёмки, демонстрация борьбы с коррупцией)

2. 1987—1988гг. - «гласность» и перестройка, реформа политической системы после XIX партконференции, учреждение и усиление парламентаризма;

К концу 1986 - началу 1987 года горбачевская команда пришла к выводу, что административными мерами ситуацию в стране не изменить и предприняла попытку реформирования системы в духе демократического социализма. Данному шагу способствовали два удара по советской экономике в 1986 году: резкое падение цен на нефть и Чернобыльская катастрофа. Новый этап начался с 1987 года и характеризовался началом широкомасштабных реформ во всех сферах жизни советского общества. В общественной жизни провозглашается политика гласности - смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов с того, что раньше считалось табу. В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями. В конце 80-х годов преобразования коснулись структуры государственной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.). На ней развернулась острая борьба мнений сторонников и противников перестройки по вопросу о задачах развития страны. Большинство делегатов поддержали точку зрения М. С. Горбачева о назревшей необходимости экономической реформы и преобразовании политической системы общества. Конференция утвердила курс на создание в стране правового государства. Суть политической реформы заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. Учреждался новый орган власти — Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, который превращался в постоянно действующий парламент. Составной частью реформы политической системы, направленной на создание демократического государства, являлось введение в стране президентского поста. В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон об изменении системы выборов в Советы. Отныне избрание народных депутатов должно было проводиться на альтернативной основе. I Съезд народных депутатов (1989 г.) сформировал Верховный Совет СССР. Его председателем был избран М. С. Горбачев. В международной политике основной доктриной становится "Новое мышление" - курс на отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом. Вместе с тем, в этот период в стране начинает постепенно нарастать общая неустойчивость: ухудшается экономическое положение, появляются сепаратистские настроения на национальных окраинах, вспыхивают первые межнациональные столкновения (Карабах).

 

3. 1989—1991 гг. - поздняя перестройка, период дезинтеграции и распада СССР.

Заключительный этап, в этот период происходит резкая дестабилизация политической обстановки в стране: после I Съезда народных депутатов начинается противостояние коммунистической партии с возникшими в итоге демократизации общества новыми политическими группировками. Возникали новые политические группы и блоки, и все они активно участвовали в общественной жизни СССР. В центре политической борьбы за власть на. рубеже 80—90-х годов оказались партии коммунистической и либеральной ориентации. К концу 80-х годов наметился раскол среди сторонников реформаторского курса М. С. Горбачева. В значительной мере этому способствовало ухудшение экономической ситуации в СССР. Группа политических радикалов выступила с требованием углубления политической реформы, активного проведения в жизнь идей частной собственности и многопартийности. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 1980-1990-х гг. С 1990 года основной идеей становится уже не "совершенствование социализма", а построение демократии и рыночной экономики капиталистического типа. В 1990-91 гг. СССР по сути уже не социалистическая страна: легализуется частная собственность, кооперация начинает принимать форму бизнеса западного типа, одновременно начинают закрываться государственные предприятия, фабрики, заводы, комбинаты, фермы. Появляются такие социальные явления, как массовая нищета и безработица. Ценообразование по прежнему централизованное, но в начале 1991 года проводятся две реформы финансового сектора - денежная и ценовая, из-за которых огромные массы населения оказываются за чертой бедности. "Новое мышление" на международной арене сводится к односторонним уступкам Западу, в итоге чего СССР утрачивает многие свои позиции и фактически перестаёт быть сверхдержавой, ещё несколько лет назад контролировавшей половину мира. В России и других республиках Союза к власти приходят сепаратистски настроенные силы - начинается "парад суверенитетов".

 

Итоги:

1. В период перестройки в советском обществе была окончательно разрушена система тоталитарного режима. Предстояло продолжить процесс формирования свободного демократического общества, успешно начатый «перестройкой». В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики «гласности», складывалась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, появилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии - КПСС, фактически сросшейся с государственным аппаратом. Советская форма организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Требовалось реформировать государственно-политическую систему страны, что оказалось вполне по силам новому российскому руководству.

2. В результате вслед за очищением социализма от тоталитаризма последовал крах самой социалистической системы. Главными результатами перестройки стали распад СССР и прекращение «советского эксперимента» по построению социалистического общества. Эти результаты можно оценивать по-разному. Для одних СССР был тоталитарным монстром, и поэтому его распад явился безусловным благом. С точки зрения других, СССР был обществом социальной справедливости и братской семьей народов, и поэтому его распад стал величайшей катастрофой.

3. Однако экономические реформы эпохи М.С. Горбачева провалились, а к концу 80-х гг. коммунистические реформаторы окончательно исчерпали свой творческий потенциал. За годы «перестройки» было сделано удивительно мало для реального реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следствие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика искусственного роста доходов населения - все это привело к нарастанию в течение 1990-1991 экономического кризиса. Перестройка сопровождалась сокращением производства, распадом хозяйственных связей и понижением уровня жизни большинства граждан СССР. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России.

4. Именно на фоне нарастающего экономического кризиса происходило обострение социально-политической борьбы, включая этно-национальные конфликты. Неспособность центральных властей справиться с экономическими трудностями вызвала недовольство в республиках. Центрами, объединяющими местные оппозиционные силы, были народные фронты («Рух» на Украине, «Саюдис» в Литве и др.), которые выступали за выход из состава СССР. Перестройка оказала неоднозначное воздействие на общественные процессы внутри СССР. Вопреки партийным выводам, о том, что в СССР национальный вопрос решен полностью и окончательно, в СССР начал стремительно набирать процесс обострения межнациональныхотношений, перераставших в отдельных регионах в этнические войны. Воснове этих процессов лежали как политические, так и экономические причины. Резкий спад в экономике, ослабление роли КПСС, переходвласти на местах в руки местных национальных элит, межконфессиональные и этнокультурные противоречия – все это способствовало обострению межнациональных конфликтов на территории СССР. Весной-летом 1990 г. начинается так называемый парад суверенитетов. В мае 1990 г. Б.Ельцин, вопреки усилиям центральных властей, был избран Председателем Верховного Совета РСФСР. Одним из первых его шагов стало принятие 12 июня 1990 г. декларации о суверенитете, провозгласившей приоритет республиканского законодательства над союзным. Тем самым был сделан еще один шаг к развалу СССР.

Таким образом, «перестройка», задуманная с целью демократических перемен во всех сферах жизни общества, закончилась. Ее главным итогом стал распад некогда могучего многонационального государства, завершение советского периода в истории Отечества. Каждая из бывших союзных республик самостоятельно искала пути выхода из кризиса. В России эти задачи предстояло решать президенту Ельцину и поддерживающим его силам.

40. Распад СССР и становление новой российской государственности (90-е гг. XX в.).

 

Перестройка оказала неоднозначное воздействие на общественные процессы внутри СССР. Вопреки партийным выводам, о том, что в СССР национальный вопрос решен полностью и окончательно, в СССР начал стремительно набирать процесс обострения межнациональных отношений, перераставших в отдельных регионах в этнические войны. В основе этих процессов лежали как политические, так и экономические причины. Резкий спад в экономике, ослабление роли КПСС, переход власти на местах в руки местных национальных элит, межконфессиональные и этнокультурные противоречия – все это способствовало обострению межнациональных конфликтов на территории СССР. Силами, объединяющими местные оппозиционные силы, были народные фронты, новые Политические партии и движения («Рух» на Украине, «Саюдис» в Литве и др.). Они стали главными выразителями идей государственного обособления союзных республик, их выхода из состава СССР.

В течение 1990—1991 гг. произошёл т. н. «парад суверенитетов», в ходе которого все союзные (одной из первых была РСФСР) и многие из автономных республик приняли Декларации о суверенитете, в которых оспорили приоритет общесоюзных законов над республиканскими, что начало «войну законов».12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Первым президентом РФ стал Б. Н. Ельцин, вице-президентом — А. В. Руцкой. IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление «Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения». В соответствии с постановлением съезда был проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц.

В апреле — мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М. С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого договора. Его проект предусматривал создание Союза Суверенных Государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ и остановить развал государства. В ночь на 19 августа президент СССР М. С. Горбачев был отстранен от власти. Группа государственных деятелей заявила о невозможности М. С. Горбачева в связи с состоянием его здоровья исполнять президентские обязанности. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП — Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. ГКЧП объявил своей задачей преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации и анархии. За этими словами стояла главная задача: восстановление порядков существовавших в СССР до 1985 г. Центром августовских событий стала Москва. В город были введены войска. Устанавливался комендантский час. Широкие слои населения, в том числе многие работники партийного аппарата, не оказали поддержки членам ГКЧП. Президент России Б. Н. Ельцин призвал граждан поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им как антиконституционный переворот. Объявлялось о переходе в ведение российского президента всех расположенных на территории республики общесоюзных органов исполнительной власти. 22 августа члены ГКЧП были арестованы. События 19—22 августа приблизили распад Советского Союза.

В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики. В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств — России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. В декабре того же года к Содружеству Независимых Государств присоединились еще восемь бывших республик (Алма-Атинское соглашение).


После распада Союза ССР началась ликвидация прежних структур власти и управления. 21 апреля 1992 г. было изменено официальное название российского государства. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию — Россию (при равнозначности обоих названий). С прекращением существования СССР не изменился характер взаимоотношений между президентом, с одной стороны, Верховным Советом и Съездом народных депутатов — с другой. Отсутствие четкого разграничения полномочий между ними вызывало острое противостояние двух ветвей государственной власти — законодательной и исполнительной. Взаимоотношения между ними особенно обострились в период разработки конституционного проекта Российского государства. В декабре 1992 г. Б. Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в «реакционную силу». В апреле 1993 г. по инициативе Съезда народных депутатов был проведен референдум о доверии президенту, о досрочных выборах президента и народных депутатов. Итоги референдума, означавшие победу президентских сил, углубили политический кризис. Противостояние ветвей власти усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако парламентарии, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее принятие. 21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти — Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. С 24 сентября начинается вооруженное противостояние. Белый дом, в котором заседал Верховный Совет, был блокирован милицией. Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телевизионного центра. Стремление изменить курс социально-экономических реформ объединило несколько десятков тысяч человек. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска. В ходе событий несколько сот его участников погибли либо получили ранения. Белый дом был обстрелян из танковых орудий, что привело к капитуляции его защитников.

12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального Собрания — постоянно действующего законодательного органа РФ. Подчеркивалась самостоятельность органов трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. К компетенции высших органов власти России были отнесены важнейшие общегосударственные вопросы. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявления войны и заключения мира, руководство внешнеэкономическими связями. Конституция создавала условия для достижения в обществе политической устойчивости.

В декабре 1993 г. состоялись выборы в новый орган государственной власти — Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В канун выборов возникли несколько политических блоков и коалиций. Широкую известность приобрели блоки «Выбор России» и «Явлинский, Болдырев, Лукин» («ЯБЛоко»), Российское движение демократических реформ, предвыборное объединение «Отечество». Большинство объединений и партий выступали за многообразие форм собственности, усиление социальной защиты населения, за единство и целостность России. Однако в вопросах национально- государственного строительства их позиции основательно расходились. Блок «ЯБЛоко» отстаивал идею конституционной федерации, КПРФ — восстановление на новой основе союзного государства, ЛДПР — возрождение Российского государства в рамках до 1977 г. В результате проведенных на многопартийной основе выборов в парламент вошли представители 8 партий. Наибольшее число мест получили «Выбор России», ЛДПР, Аграрная партия и КПРФ. Первым председателем Совета Федерации стал В. Ф. Шумейко. Государственную Думу возглавил И. П. Рыбкин. С первых дней работы Госдумы в ее составе возникли несколько партийных фракций. Наиболее многочисленной среди них являлась фракция «Выбор России», возглавляемая Е. Т. Гайдаром. Центральное место в работе Госдумы I созыва заняли вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения и международных отношений. В течение 1993—1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов, подавляющая часть которых была подписана президентом. На выборы в Государственную Думу 1995 г. общественные объединения и партии шли с четкими требованиями в экономической, политической областях. В состав Госдумы II созыва было избрано 450 депутатов. Подавляющую их часть составляли работники законодательных и исполнительных органов власти, многие из них являлись членами предыдущего депутатского корпуса. Состав Госдумы предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем рассматриваемым в ней внутриполитическим вопросам. Основная борьба развернулась между сторонниками избранного пути экономического и политического реформирования и оппозицией, в рядах которой находились фракции КПРФ, ЛДПР и блок Г. А. Явлинского. В жестком противоборстве обсуждались и принимались решения но вопросам, связанным с регулированием новых социально-экономических отношений. Оппозиционные правительству силы попытались выступить единым фронтом на выборах президента летом 1996 г. На пост президента претендовали 11 человек, в том числе Б. Н. Ельцин, Г. А. Зюганов, В. В. Жириновский, М. С. Горбачев, Г. А. Явлинский. В результате двух туров выборов президентом России вновь стал Б. Н. Ельцин. В конце 1999 года Борис Ельцин, который в предыдущий президентский срок перенес операцию на сердце, объявил о своем добровольном уходе с поста президента. Исполняющим обязанности президента стал премьер-министр Владимир Путин.


41. Геополитические и общественные изменения в мире после исчезновения СССР. Внешняя политика России в постсоветское время.

Геополитические и общественные изменения в мире после исчезновения СССР:

1. С развалом СССР и ликвидацией мировой системы социализма международная обстановка кардинально изменилась. Произошла коренная перегруппировка соотношения сил в мире. Отныне США стали единственной «сверхдержавой», а её руководство приступило к установлению «демократического» мирового порядка на всём земном шаре. Одновременно существенно усилились позиции Китая, ФРГ и Японии, заметно повысилась роль в мировой политике Венесуэлы, Бразилии, Аргентины.

2. Существенной трансформации подверглась система международной безопасности созданная после окончания Второй мировой войны. Важные решения, касающиеся судьбы народов мира, стали приниматься не только в рамках ООН, но и в Вашингтоне, штаб-квартирах «семёрки-восьмёрки», НАТО и ОБСЕ.

3. По инициативе США в международных отношениях всё большую роль стал играть фактор военной силы (Афганистан, Ирак, Югославия). Военный блок НАТО, несмотря на самороспуск Организации Варшавского Договора, продолжил своё существование, но и увеличивается в качественном и количественном отношении. Растут также военные расходы главное империалистической державы – США. Кроме того, на уровне государственной доктрины был закреплен отказ Вашингтона от стратегии сдерживания агрессии и обоснован переход к стратегии превентивной войны. США и страны Западной Европы без оглядки на российскую власть проводили курс по расширению НАТО на Восток, в результате чего военные базы Северно- Атлантического альянса максимально приблизились к границам России. На Западе откровенно игнорировали интересы РФ на постсоветском пространстве (Приднестровье, Кавказ, Средняя Азия, Крым), развязали вопреки позиции ООН и РФ войну против Югославии (1999 г.), организовали свержение Президента СФРЮ С. Милошевича, который, позднее умер в тюрьме Гаагского трибунала.

4. Изменилась геополитическая ситуация на евразийском континенте. Политическая и этническая карта Евразии усложнилась, на месте бывших СССР, двух германских государств, Чехословакии, Югославии появились новые государства.

5. Активизировался процесс поляризации стран планеты. Уже в первой половине 1990 г. по среднедушевому доходу четко выявилась трёхслойная картина мира: группа стран т.н. «золотого миллиарда»; среднеразвитые страны; отсталые страны. Разрыв между миром развитых и миром бедных стран значительно увеличился. Усиливающиеся социальное расслоение народов мира порождает условия для возникновения новых социальных, этнических, религиозных и других конфликтов на планете.

Положение Российской Федерации в мире на рубеже XX–XXI вв. обуславливалось рядом факторов позитивно’го и нег’ативног’о характера. К числу позитивных факторов следует отнести прекращение «холодной войны», высокие мировые цены на ’энергоресурсы, положение РФ как правопреемницы СССР, в том числе занятие Россией ключевых мест в международных ’организациях (Совет безопасности и ООН и др.). Вряду не’гативных факторов необходимо выделить разнообразные явления, появившиеся вследствие развала Советског’о Союза или ликвидации социалистической системы европейских странах, многие из которых несли на себе отпечаток деятельности руководства России. При этом необходимо заметить,что для России подобные следствия не были явлениями исключительно не’ативно’го характера.Так, в «наследство» РФ от СССР досталось обустройство и расквартирование на территории РФ’ группировки войск с боевой техникой и боеприпасами, выведенной из стран Центральной и Восточной Европы, но ликвидацию самой мощной группировки Советских Вооруженных сил за границей. РФ как преемница СССР приняла на себя долг Советского Союза Парижскому клубу в размере 40 млрд. долл., но взамен получила всю бывшую советскую собственность за рубежом, а так же право взимать дол’ги со стран-должников СССР, причем размеры этог’о долг’а были выше, чем сумма, которую должен был Советский Союз. Следовательно, при определенных усилиях данные факторы мог’ли быть использованы руководством РФ для укрепления внутренне’го и международно’го положения страны, че’го,однако, не произошло.

 

Внешняя политика России в постсоветское время.

Цели: Официально приоритетные задачи внешней политики новог’о российско’го руководства сводились к укреплению позиций России на международной арене, интег’рации страны в мировое сообщество, под которым понимались, прежде всег’о, развитые западно-европейские страны и США, обеспечению благ’оприятных условий для развития рыночной экономики, а так же уре’гулированию отношений внутри стран СНГ.

Основные направления:

1. Отношение с США и странами Западной Европы (Дальнее Зарубежье)

Приоритетность данног’о направления определялась ведущей ролью западных стран в мире,
идеолог’ической близостью политической ’руководства России и Запада, а также стремлением российских лидеров получить от этих ’государств необходимую политическую и финансово-экономическую поддержку для проведения запланированных преобразований внутри страны. Среди западных держав приоритетными для ново’го руководства России стали отношения с США.Уже в начале 1992’. г. руководством РФ и США была
подписана совместная декларация о завершении «холодной войны», а в январе 1993’г. в Москве президенты Ельцин и Буш подписали российско- американский дог’овор о сокращении страте’ических наступательных вооружений России и США (СНВ-2), в котором российская сторона пошла на значительные уступки Вашин’тону. Одновременно интенсивно развивались отношения России со странами Западной Европы и
военной орг’анизацией НАТО. В апреле 1992’ г. Россия вступила в руководимые США Всемирный банк и Международный валютный фонд (МВФ),тем самым демонстрируя курс на финансово-экономическую инте’грацию с Западом. В1993–1994’’ гг. руководство России заключило ряд со’глашений о партнёрстве и сотрудничестве с’ государствами Европейског’о Сообщества(ЕС), в 1996 г’. РФ стала членом Совета Европы.

Правительство России присоединилось к предложенной НАТО про’грамме «Партнёрство во имя мира»(1994 г’.), а в мае 1997 г’. подписало в Париже Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО. Несмотря на «верноподданническую» политику руководства РФ, США и страны Западной Европы без о’глядки на российскую власть проводили курс по расширению НАТО на Восток,в
результате че’го военные базы Северо-Атлантического альянса максимально приблизились к границам России. На Западе откровенно игнорировали интересы РФ на постсоветском пространстве (Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Крым), развязав вопреки позиции ООН и РФ войну против Ю’гославии (1999’ г.), орг’анизовав свержение ег’о законно’го правительства во г’лаве с президентом СФРЮ С.Милошевичем, который позднее умер в тюрьме Гаа’ског’о трибунала. Вцелом США и дру’гие ведущие западные страны ясно дали понять, что не потерпят притязаний России даже на роль ре’гональной державы. РФ сотрудничает в борьбе с международным терроризмом: установление партнерских отношений США и Россиипосле трагических событий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, присоединение в 2005 г. к Международной конвенции по борьбе с актами ядерного терроризма. Вступление в 2012 г. во Всемирную торговую организацию Таким образом, инте’грация России в мировое (западное) сообщество не привела, как это предпола’гало российское руководство, к кардинальному снижению уг’розы безопасности страны и повышению международног’о престижа’ государства. В новейшей истории США и западные державы преследуют, прежде всег’о,свои цели, игнорируя национальные интересы России.

2. Развитие всесторонних связей со странами СНГ и так называемого ближнего зарубежья.

Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности правительства. В 1993 г. в состав СНГ входили кроме России еще одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками. Одним из препятствий на пути развития торговых отношений являлась образовавшаяся в предшествующие годы финансовая задолженность России со стороны государств Содружества. В середине 90-х годов ее размер превышал 6 млрд. Долл.

Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном и др.) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден Устав СНГ (1993 г.). Вместе с тем Содружество стран не представляло собой единой оформленной ор ганизации. Периодически проходили президентские встречи, на которых решались вопросы экономического и политического сотрудничества. Были подписаны соглашения об объединенных Вооруженных силахСНГ и о принципах обеспечения государств вооружением и военной техникой (1992 г.). В принятых документах подтверждались обязательства стран Содружества выполнять международные обязательства, вытекающие из договоров бывшего Союза ССР. В частности, подтверждалось участие СНГ в советско-американских договорах об ограничении систем противоракетной обороны (1970 г.) и о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1987 г.).

Межгосударственные отношения России с некоторыми бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывала дискриминация проживающего там русскоязычного населения и нерешенность некоторых территориальных вопросов. Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской Федерацией и Белоруссией. В апреле 1996 г. был подписан договор «Об образовании Сообщества суверенных республик России и Беларуси», в 1997 г. – соглашение «О союзе Беларуси и России». 8 декабря 1999 г. Б. Ельцин и А. Лукашенко подписали Договор о формировании Российско-Белорусского Союза, в дальнейшем – единого Союзного Государства.

 

3. Выстраивание дипломатических отношений с другим миром (Азия, Африка, Латинская Америка)

В середине 90-х годов российское дипломатическое ведомство, потерпев фиаско на «западном» направлении внешней политики, спешно стало восстанавливать связи со «старыми» партнёрами СССР – Индией, Китаем, Сирией, Ираком. В 1996 г. по инициативе России и Китая в Шанхае (Китай) был созван форум («Шанхайская пятёрка») с участием Китая, России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Попутно налаживались отношения со странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В ноябре 1997 г. Российская Федерация была принята в Азиатско-Тихоокеанский экономический совет (АТЭС). В результате позиции России в Центральной и Юго-Восточной Азии усилились. Сложнее обстояли дела на ближневосточном и средневосточном направлениях, где РФ наладила отношения с Израилем, и, как следствие, значительно ослабила своё влияние среди арабских государств.

В целом отношения РФ с влиятельными государствами планеты пока не обрели стро’гих и ясных внешнеполитических очертаний .Внешняя политика России обеспечила вхождение страны в мировую капиталистическую экономику, способствовала созданию в РФ рыночной (нерегулируемой) экономики и ново’го общественного политическо’го строя. В тоже время российская дипломатия не кстранила урозы национальной безопасности страны, не создала бла’гоприятных условий для развития реальных секторов экономики. Напротив, усиливается энер’етическая (сырьевая) направленность внешнеполитических связей России с другими государствами планеты.

42. Направленность, содержание и итоги общественно-государственного развития Российской Федерации в начале XXI в.

1. Политические реформы

- Принята государственная символика

- В мае 2000 года были образованы 7 федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. В каждом из округов вводился пост полномочного представителя Президента. Правовую базу регионов России привели в соответствие с федеральным законодательством. Были разграничены полномочия Федерации, регионов и органов местного самоуправления.

- В августе 2000 года был изменен порядок формирования Совета Федерации. Ранее в Совете Федерации были представлены губернаторы, что противоречило принципу разделения властей. После принятия закона о новом порядке формирования Совета Федерации палата стала формироваться из представителей, избранных региональными парламентами или назначенными губернаторами. Эти преобразования ограничили властные возможности региональных лидеров и способствовали укреплению центральной власти.

- В 2001 году была проведена судебная реформа: учрежден институт мировых судей, в некоторых регионах начал работать суд присяжных, был введен институт судебных приставов. В 2001-2002 годах были приняты Гражданско-процессуальный кодекс (ГПК), Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) и Арбитражно-процессуальный кодекс (АПК).

- В 2004 году был установлен новый порядок избрания депутатов Государственной думы исключительно по партийным спискам. Кроме того, был повышен избирательный барьер для политических партий (с 5 % до 7 %).

- Стабилизировалась политическая ситуация на Северном Кавказе: были взяты под контроль сепаратистские тенденции, в Чеченской Республике прошли демократические выборы парламента и президента.

- Было осуществлено укрупнение регионов (за счет присоединения автономных округов к областям и краям). По результатом референдумов были объединены: Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ (в Пермский край), Таймырский автономный округ, Эвенкийский автономный округ и Красноярский край, Корякский автономный округ и Камчатская область, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ и Иркутская область.

- В 2000-е годы была проведена реформа местного управления. Результатом ее стала унификация и регламентация деятельности местных органов власти.

- Увеличились сроки пребывания президента у власти (до 5 лет) и нахождения депутатов в Государственной думе (до 6 лет).

- Была проведена реформа в российской армии, принята государственная программа вооружений на 2007-2015 годы.

Главным итогом политического развития страны стало обретение российским обществом политической стабильности. Придя к власти, В.В. Путин определили одним из своих направлений во внутренней политике обеспечение общественного единства и согласия. Он осуществил ряд мер, направленных на объединение общества. Ещё одним из нововведений Владимира Путина стали ежегодные встречи с лидерами думских фракций. Обмен информацией о действиях и планах высших органов власти, совместный поиск политических решений повысили эффективность государства. Курс на национальное единство и общественное согласие встретили поддержку большинства населения. Укрепление вертикали власти привело к усилению политической ответственности ее представителей на всех уровней. Приведение регионального законодательства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами остановило опасные для единства страны центробежные тенденции. Судебная, кодификация законов создали единое законодательное пространство РФ, открыли возможность для реализации на деле прав и свобод человека.

2. Развитие экономики

В области экономики была принята доктрина, сочетающая идеи рыночного хозяйства и государственного регулирования. Государство предприняло меры для поощрения малого и среднего бизнеса. В начале 2000-х годов был провозглашен курс на удвоение ВВП.

Другие направления экономической политики: решение проблемы внешнего долга, внедрение инновационных технологий, обновление всего спектра производственной и финансовой инфраструктуры, создание механизмов привлечения капитала и рабочей силы. Были упорядочены отношения государства и частного бизнеса, усилилось регулирование монопольных предприятий (Государственная дума приняла закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).
В 2000 году была начата налоговая реформа: ставка налога на прибыль предприятия понизилась с 35 % до 24 %, в 2004 году был отменен налог с продаж. Для физических лиц был введен единый налог в размере 13 %. В начале 2000-х годов правительство предприняло меры против нарушителей налогового законодательства.

Стабильное поступательное развитие экономики РФ сделала возможным переход на долгосрочное ее развитие. Поступление федеральных налогов и сборов от крупнейших налогоплательщиков выросло сразу более чем вдвое. В короткий срок федеральный бюджет пополнился средствами, ранее скрытыми от государства. Был значительно сокращен внешний долг. В короткий срок золотовалютные резервы России выросли в 40 раз, была решена проблема внешней задолженности, создан Стабилизационный фонд. Успехи в развитии экономики использовались для реализации национальных проектов в социальной сфере. Здравоохранение, образование, жилищное строительство получили новые стимулы к развитию. Началось решение важнейшей для страны демографической проблемы. Вместе с тем проблем в развитии экономики страны оставалось немало. Главной из них было сохранение приоритета ее топливно-энергетической, сырьевой составляющей. Укрепление позиций рубля вело к росту импортных поставок, что пагубно влиял на состояние отечественного производства. Особенно это заметно было в автомобиле-, авиа-, приборо- и судостроении, химической, пищевой промышленности, сельском хозяйстве. Становилось все более очевидно, что решать стоящие перед страной задачи можно только на путях инновационного развития.

3. Социальная сфера

- В социальной сфере был принят «курс на инвестиции в человека», т. е. на повышение качества жизни россиян, совершенствование системы здравоохранения, коммунального хозяйства, образования и др. С этой целью были проведены различные преобразования: пенсионная реформа, реформа науки и образования, медицинского обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства. Начиная с 2006 года осуществлялись приоритетные национальные проекты: «Здоровье», «Образование», «Жилье», «Развитие АПК».

- Основными целями проекта «Здоровье» были провозглашены укрепление здоровья граждан и повышение доступности и качества медицинской помощи. В рамках проекта медицинские работники проходили профессиональную подготовку и переподготовку, им выплачивали дополнительное финансовое вознаграждение, в регионы поставлялось диагностическое оборудование, были проведены массовые кампании по диспансеризации и вакцинации населения. Однако принятые меры оказались недостаточными: по мнению аналитиков, радикального изменения с состоянии здоровья населения и сфере здравоохранения не произошло.

- В рамках проекта «Образование» велась работа по следующим направлениям: стимулирование инноваций в сфере образования, подключение школ к интернету, поддержка талантливой молодежи, финансовое поощрение учителей. В России были созданы два первых федеральных университета — Южный (в Ростове-на-Дону) и Сибирский (в Красноярске).

- Национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» был направлен на улучшение жилищных условий населения и увеличение жилищного фонда. К 2010 году доля семей, способных приобрести жилье, увеличилась с 9 % до 20 % (планировалось, что этот показатель достигнет 30 %). Показатели по объемам ввода нового жилья и ипотечного жилищного кредитования также оказались ниже, чем предполагала программа проекта. Уровень износа жилищного фонда остался прежним.

- Национальный проект по развитию сельского хозяйства был направлен на стимулирование развития малых форм агробизнеса с целью создания современного конкурентоспособного сельхозпроизводства. Основные направления в рамках проекта: развитие сельской кредитной кооперации, развитие лизинга (форма кредитования при приобретении фондов предприятиями или очень дорогих товаров физическими лицами), развитие животноводства и земледелия. В 2008 году этот проект преобразован в Государственную программу развития сельского хозяйства.

· Демографическая политика

- 10 мая 2006 года В.В. Путин в президентском послании Федеральному собранию обозначил демографический кризис как самую острую проблему современной России. 9 октября 2007 года была принята Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Начиная с 2009 года в отдельные месяцы был зафиксирован небольшой естественный прирост населения, а главным демографическим итогом 2013 года стал естественный прирост населения в стране в целом (впервые за последние два десятилетия).

· Национальная политика

- Многонациональный состав населения России диктует необходимость продуманной национальной политики, направленной на урегулирование межэтнических отношений: национальное строительство, борьбу с крайними проявлениями национализма, разрешение межэтнических конфликтов мирным путем, развитие культурной самобытности народов при сохранении целостности государства.

 

 








Дата: 2019-02-02, просмотров: 1456.