Государственное управление в эпоху “застоя” (1965–1985 гг.). Основные черты эпохи и проблемы социально-экономического и политического строя
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Черты Застоя:
1. СССР достиг своего наивысшего развития – строилось огромное количество больших и мелких городов, активно развивалась военная промышленность, Советский Союз начал осваивать космос и выбился в лидеры в этой сфере; также страна достигла значительных успехов в спорте, культурной сфере и самых разных отраслях, включая социальную сферу – уровень благосостояния граждан существенно возрос, появилась уверенность в завтрашнем дне. Стабильность – вот главный термин, который описывает тот период.
2. Экономика страны в этот период фактически прекратила свое развитие. По удачному стечению обстоятельств произошел так называемый «нефтяной бум» и цены на черное золото выросли, что позволило руководству страны получать прибыль просто от продажи нефти. В то же время экономика сама по себе не развивалась и требовала реформ, однако из-за общего благосостояния на это обращали меньше внимания, чем требовало. Из-за этого многие называют период застоя – «затишьем перед бурей».
Необходимы были новые пути экономического роста.
Косыгинская реформа 1965.
- возврата к отраслевой системе
- Введение хозрасчета на предприятиях и совхозах
- Совнархозы стали министерствами и госкомитетами
- Оценка по реализованной продукции(не валовой)
- Предприятия получили свободу в выборе форм хозяйствования, деловых партнеров, заработке, расходах.
- Внедрение элементов оптовой торговли
- Ежемесячная оплата труда вместо по трудодням.
Результат:
Неприятие партией, неудача в совмещение плановой экономики с элементами рыночной, где-то появился прогресс, появление безработицы, возникновение дефицита.
Далее
Введение АПК агропромышленного комплекса- обьединение сельскогохозяйства с отраслями его обслуживающего. Транспорт, торговля,строительство, и тд
Появление филиалов в других республиках и областях, например Автозил.
К концу появилась дифференциация в качестве и уровне жизни различных слоёв населения.Росла прослойка врачей, помогавших больным за дополнительную плату; расширялись репетиторские услуги в сфере образования; в товарный оборот включался используемый гражданами жилищный фонд. Теневая экономика была связана и с чисто уголовной деятельностью, хищениями товаров и сырья, махинациями с отчетностью, изготовлением на государственных предприятиях и последующей продажей неучтенной продукции через государственную торговую сеть, с валютными операциями.Вместе с тем о позитивных сдвигах в развитии общества свидетельствовали многократный рост расходов на культуру; увеличение тиражей книг, периодических изданий; укрепление материальной базы СМИ. В 70-е гг. страна вступила в эпоху «телевизионной культуры». Огромные деньги тратились на управление и рост бюрократии.
Выскококвалифицированные рабочие нередко получали меньше простых рабочих сменщиков. Рост строительства домов. Рост метро и жд дорог.
Зарплата в среднем в 8-9 раз выше прожиточного минимума.
ПовлЕние автомобилей.

Политика:
- конституция 1977
- Партия=государственная власть
- Брежнев генеральный секретарь как сталин.
- Ослабление антисталинизма
- Гуманное отношение к противникам—отсылали на незначительные должности,делали послами.
- Законодательно закреплена в политической системе роль кпсс
- Концепция развитого социализма переход к коммунизму
- Подмена партийным аппаратом советских органов власти.
- 1965 пражская весна восстание в Чехословакии,ввод войск всех ОВД организации варшавского договора.
- Улучшение советско-американских отношений:
- ОСВ-1 и осв-2 ограничение стратегического вооружения
- Визит в ссср президента сша никсона
- Советско американский космический полет, стыковка в космосе Союза и Аполонна
- 1975 в хельсинская так совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Андропов 1982—1984.
Кадровые перестановки, борьба с коррупцией, рейды по магазинам, баням, кинотеатрам, в поисках уклоняющихся от работы.
Черненко 1984—1985.
Прервал все начинания андропова и все.
Высший орган госвласти Верховный совет — 5 лет—две палаты: совет союза,совет национальностей.
Согласно Конституции, все Советы депутатов: Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие — составляли единую систему органов государственной власти. Высшим из них являлся двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Он правомочен был решать важнейшие государственные вопросы: принятие, изменение общесоюзной Конституции, включение в состав Союза новых республик, утверждение государственных бюджетов, планов социального и экономического развития. В перерывах между сессиями ВС СССР его функции выполнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет министров СССР. Конституция также закрепила усилившуюся экономическую и политическую роль союзного центра за счет соответствующих прав республик.
Следствием отказа от экономических методов управления стала централизация, бюрократизация и разбухание управленческого аппарата. К 1985 г. общая численность управленцев в стране приблизилась к 18 млн человек: на каждых 6-—7 работающих приходился один руководитель. Наиболее значительный бюрократический слой (11,5 млн) составлял низовой аппарат предприятий и организаций. На содержание бюрократических структур ежегодно расходовалось до 10% госбюджета. Подчеркивание неуклонного возрастания роли КПСС сопровождалось ее численным ростом. К середине 80-х гг. в ней насчитывалось 19 млн человек. Соответственно расширялся и партийный аппарат.
Высшее руководство страны к концу 70-х гг. выродилось в настоящую геронтократию. Средний возраст входящих в Политбюро (21—22 члена и кандидата в члены), секретарей ЦК (10-11) за 1971—1981 гг. вырос с 60 до 68 лет. «Коллективное руководство» проявляло исключительное внимание к здоровью друг друга. 24 марта 1983 г. было принято специальное решение об ограничении времени работы членов и кандидатов в члены Политбюро старше 65 лет. Увеличивалась продолжительность отпуска, один день в неделю они могли работать в домашних условиях. Брежнев около 6 последних лет имел 3 выходных дня в неделю; врачи требовали для него еще один выходной. По этой причине заседания Политбюро, принимавшие важнейшие политические решения, зачастую длились не более 15—20 мин.

 

 











































Дата: 2019-02-02, просмотров: 256.