Духовная культура средневекового Казахстана
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Расцвет духовной культуры XIV - XV вв. - время расцвета письменной литературы на кыпчакском языке.
Одна из первых, дошедших до нас - "КиссаРабгузи" Н. Раб-гузи, написанная в 1310 г. Основное содержание составляют не вложенные на огузско-кыпчакский язык легенды и рассказы, популярные среди арабо-персидского населения Ближнего и Среднего Востока

Большой популярностью на Востоке пользовалась поэма азербайджанского поэта Низами "Хосроу и Ширин", кыпчакский перевод которой был сделан в 1341-1342 гг. Ее автор - Кутып, живший при дворе хана Озбека.

Значительное место в кыпчакской литературе занимает поэма Хорезми из рода конрат "Мухаббат-нама", написанная в 1353 г. на двух языках-кыпчакском и персидском.Известны два варианта поэмы: один на арабском, другой - на уйгурском алфавите. Кроме художественной литературы в Казахстане в ХIV-XV вв. продолжает развиваться и наука. Наибольшее развитие, как и раньше, получают языкознание и история.

Из исторических трактатов наиболее известен труд Жамала Карши "Мулхакатас-Сурах".

Религиозные представления ХIV-XV вв. отличаются многообразием. Так, среди кочевого населения продолжает господствовать традиционная тюрко-монгольская религиозная система-тенгрианство. В то же время все более широкое развитие получают новые религии - христианство и ислам. Христианство несторианского толка распространялось в основном благодаря найманам и кереям, слившимся с кыпчакским населением. Кроме того, часть самих кыпчаков, особенно на западе, исповедовало православие. В конце ХIV-XV вв. среди жителей Крыма распространяется католицизм.


Создание Чингисханом Монгольского государства, его устройство.

1206 г. – в междуречье Онона и Керулена состоялся курултай кочевой знати, на котором Темучжина торжественно, под развивающимся белым священным знаменем провозглашают Великим Всемонгольским ханом с титулом Чингисхан.

С приходом к власти Чингисхан начал проводить реформы, в частности военные. Всю свою империю он разделил на 95 туменов. В военном отношении вся Монголия и ее население подразделялись на три военно-административных улуса:
Правое крыло, левое крыло и центральное крыло.

Тумены-10 тыс. воинов, аймак-1 тыс. воинов, сотня- 100 воинов, десяток – 10 воинов.

Аймаками и туменами, а также тысячами правили ближайшие родственники Чингисхана и поддерживавшие его нойоны – представители монгольской знати.
В армии существует жесткая дисциплина – за малейшее не повиновение, воины карались смертной казнью.
Основной закон государства – Яса.
Высший орган государства – Курултай.
Основное занятие – экстенсивное кочевое скотоводство, охота, рыболовство, ремесла.
10. Территориальные завоевания монголов.

Причиной монгольских завоеваний являлись:
Захват земель(пастбищ).
Захват богатой добычи.
Идея объединения разрозненных монгольских и тюркских племен.
Начиная с 1207 г. Чингисхан своим войском покорил и подчинил себе: Енисей кыргызов, найманов, кереев, жалаиры, северные сибирские народности, уйгурское княжество, северный Китай до реки Хуанхэ.
У китайцев Чингисхан перенял осадные и стенобитные орудия. Покорив все соседние страны, Чингисхан стал стремиться к завоеванию Средней Азии и Казахстана.
Главной причиной вторжения Чингисхана на земли Казахстана стала Отрарская катастрофа летом 1218 г. Каир хан – правитель Отрара.
Сентябрь 1219 г. монгольские войска с верховьев Иртыша начинают нашествие на территории Казахстана.
Г. Отрар держал осаду 6 месяцев, Сыгнак 7 дней, Агинас 5 дней.
С 1219-1224 г. территория Казахстана вошла в состав империи Чингисхана. Еще при жизни Чингисхан разделил империю на улусы:
Улус Джучи – Восточный Дешт-и-Кыпчак.
Улус Чагатая – Юго-восток Казахстана.
Улус Угедея – Тарбагатай, Алтай.



















Дата: 2019-02-02, просмотров: 275.