СССР после Великой Отечественной войны. Восстановление народного хозяйства. Апогей личной власти Сталина. Политические процессы конца 1940-х – начала 1950-х гг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Война нанесла тяжелый ущерб народному хоз-ву СССР. Гитлеровской оккупации подверглась территория , где проживало 88 млн. чел., производилось 33% промышленной продукции и находилось 47% посевных площадей Сов. Союза. Общие потери были огромны.

Представители межд-ой империалистической реакции рассчитывали, что Сов. Союз не сможет восстановить хоз-во и вынужден будет пойти на кабальные соглашения с империалистами. Однако эти расчеты полностью провалились. План восстановления и развития народного хоз-ва СССР на 1946-1950 гг. был успешно выполнен и даже по многим важным заданиям перевыполнен. Это способствовало дальнейшему укреплению авторитета Сов. Союза на межд-ой арене.

Причины победы Советского Союза в войне:

- война носила всенародный характер

- полководческое мастерство советских военачальников

- партизанское движение

- успешная внешняя политика (образование антигитлеровской коалиции)

Послевоенное устройство.

Тоталитарный режим укрепляется (сталинская система была рассчитана на одного человека, следовательно, как только он потерял авторитет последовало ужесточение режима)

Восстановление государства происходило за счет энтузиазма народа, а также внеэкономических форм принуждения. Тоталитарная система дала трещину, требовались изменения существующего

 

 

61. В период руководства СССР Н. С. Хрущевым (1953 – 1964 гг.) в стране был осуществлен ряд мероприятий, направленных на реабилитацию невинных жертв сталинских репрессий, ослабление партийного контроля над духовной жизнью общества, решение социальных вопросов и др. В истории это явление получило название «оттепели». Она была подготовлена всей экономической и политической ситуацией предшествующего времени. Уже в последние годы жизни Сталина в экономике все отчетливее проявлялись симптомы грядущего кризиса, политическая система, основанная на государственном терроре и поддержании в обществе страха перед возможностью новых репрессий, уже не могла, как раньше, эффективно справляться с возложенными на нее функциями. Становилось ясно, что сталинская модель социализма в значительной степени исчерпала возможности для своего дальнейшего развития. Несмотря на то, что «оттепель» нередко представляется в исторической литературе как попытка Хрущева демократизировать советское общество, ее проведение никогда не выходило за определенные рамки. Приступив к реформированию страны, советское руководство вовсе не собиралось ликвидировать сложившуюся в предшествовавший период модель социализма. Ядро этой системы должно было остаться без изменений. Речь шла лишь о ее модернизации, освобождении от наиболее одиозных и извращенных черт сталинского времени. Вследствие этого «оттепель» носила непоследовательный и противоречивый характер.В 1953-1954 гг. происходила реабилитация жертв массовых репрессий.

 62. Внешняя политика СССР в начальный период хрущевской "оттепели" велась в условиях напряженной международной обстановки и жесткой конфронтации со странами Запада.В середине 50-х годов создали свой военно-политический союз СССР и страны "социалистического лагеря". В 1955 г. в Варшаве был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и европейскими социалистическими странами.Предпринимались меры по нормализации советско-югославских контактов.К концу 50-х годов СССР был связан торговыми договорами более чем с 70 мировыми державами. Уделялось большое внимание развитию взаимоотношений с государствами "третьего мира".Недостаточно взвешенные и продуманные действия по оказанию военной помощи Кубе едва не привели мир на грань мировой войны. ). В 1962 г. правительство СССР договорилось с кубинским руководителем Ф. Кастро о размещении на Кубе ракет с ядерными боеголовками. В связи с начавшимися поставками ракет правительство США объявило о введении "карантина" на все виды направляемого на Кубу оружия. Оно потребовало демонтировать установленные ракеты, угрожая в противном случае нанести по ним ракетно-бомбовые удары. Предотвратить международный конфликт помогли лишь прямые переговоры президента США Дж. Кеннеди и Н. С. Хрущева.В 1963 г. в Москве состоялось подписание договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. В короткие сроки к Московскому договору присоединилось свыше ста государств. Расширение политических и экономических связей с другими странами, развитие личных контактов глав государств привели к кратковременному смягчению международной обстановки.

 

 

63. В начале 60-х гг. в экономике страны проходил спад производства. В марте 1965 г. стали осуществлять аграрную реформу. Намечались меры по решению социальных проблем села, повышались закупочные цены. Однако, опираясь в ходе реформы на административные рычаги, власть по прежнему стремилась повысить роль министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве аграрного сектора. Огромные средства использовались не эффективно. Часть их расходовалась на строительства гигантских комплексов, на непродуманную химизацию мелиорацию почвы. Введение денежных окладов в колхозах обернулись ростом иждивенческих настроений. К началу 80-х гг. колхозы и совхозы в основном оказались убыточны. За 64-88 гг. освоенная пашня сократилась на 22 млн. га. Потери сельскохозяйственной продукции при уборке урожая составляли от 20% до 40%. В октябре 65 г. началась реформа промышленности. Экономическая реформа основывалась на стимулировании труда, внедрении экономических методов хозяйствования. Главным показателем работы предприятия становилась реализация готовой продукции и получение прибыли. В годы 8-ой пятилетки (66-70 гг.) было построено 1900 предприятий. К концу 60 г. реформа пошла на убыль. Средние годовые темпы прироста национального дохода снизились с 6,8% до 3%. В 79 г. правительство приняло еще одну попытку оживить экономику за счет совершенствования хозяйственного механизма и повышения роли партийного руководства. Однако реанимировать экономику уже эти усилия не могли. В эти же годы сокращались государственные расходы на здравоохранение. Уже в начале 80-х гг. СССР находился на 35 месте в мире по продолжительности жизни. В начале 80-х гг. обострилась продовольственная проблема в некоторых районах вводились карточки на продовольственные товары. Реальные доходы населения сократились с 5,9% до 2,%. По уровню потребления на душу населения СССР занимал 77 место. В центре общественно-политической мысли 60-х – начало 80-х гг. находилась концепция « развитого социализма». Она была изложена Брежневым на 24 съезде партии 71 г. Согласно новой концепции, на пути к коммунизму есть этап развитого социализма, когда социализм должен приобрести целостность, т.е. гармоническое сочетание всех сторон и отношений – производственных, нравственных, социальных и политических. Во второй половине 60-х г. была приглушена, а затем запрещена критика культа Сталина и сталинского террора. Был, свернут процесс реабилитации репрессированных. В 70-е г. в стране возникает движение правозащитников и диссидентов. В 77г. была принята новая конституция СССР, которая юридически закрепила конституцию развитого социализма. Политическую жизнь первой половины 80-х гг. лихорадила частая смена высшего руководства. В ноябре 82 г. умер Л.И. Брежнев, в феврале 84 г. Андропов, а в марте 85-го Черненко. Страна жила от похорон до похорон, в ходе которых общественная жизнь замерла. В апреле 85 г. генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев.

64.

В 1964—1984 гг. внешняя политика имела приоритетное значение: ядерная угроза — угроза не только мирной жизни, но и жизни вообще. После отставки Н. С. Хрущева консервативные силы вместо политики мирного сосуществования стали проводить жесткий курс, сделав основной упор на достижение военного паритета с Западом.

В эти годы оформилась так называемая доктрина Брежнева — политика “ограниченного суверенитета”, патернализма в отношении социалистических стран. Для этого СССР пришлось неоднократно прибегать к силе и угрозе применения силы. В 1968 г. во время “пражской весны” (реформ, нацеленных на демократизацию экономики и социально-политической жизни в рамках существующей системы) СССР принял решение о вводе в ЧССР войск стран — участниц Варшавского Договора. 21 августа 1968 г. реформы пресечены, реформаторы убраны с руководящих постов.

Важный фактор политики разрядки — бессмысленность гонки вооружений. Начало политики разрядки — улучшение отношений СССР с Францией и ФРГ по инициативе последней. ФРГ провозгласила “новую восточную политику”, и 12 августа 1970 г. между СССР и ФРГ был подписан Московский договор.

Стороны обязались соблюдать территориальную целостность всех государств в Европе и нерушимость послевоенных границ. Поворот от “холодной войны” к разрядке закрепил визит в Москву президента США Р. Никсона в мае 1972 г. В декларации, подписанной по итогам встречи, говорилось о том, что основой отношений между двумя странами может быть только мирное сосуществование.

В конце 70-х гг. новое обострение напряженности. Причина — ввод советских войск в Афганистан. Апрельская 1978 г. революция в Афганистане дала надежду СССР установить свое влияние в регионе, однако действия афганской оппозиции могли нарушить эти планы. Поэтому, воспользовавшись просьбой председателя Революционного совета и премьер-министра ДРА Н. М. Тараки о поддержке, советское правительство 27 декабря 1979 г. ввело в Афганистан “ограниченный контингент” советских войск, что впоследствии отрицательно сказалось на международном престиже и экономике СССР.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 212.