ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЧОО ВО-АССОЦИАЦИЯ «ТУЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТИЭИ)»

 

Форма обучения __заочная Кафедра психологии и педагогики

(очная, заочная)

Направление психология и педагогика

Направленность психология образования

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

Тип ВКР дипломная работа

(дипломная работа, дипломный проект)

Тема Психологические особенности Интернет-зависимых подростков

 

 

Студент Червякова Ольга Сергеевна ________________

(Ф.И.О.) (подпись)

«___»__________20___ г.

 

Руководитель __Кучина Татьяна Ивановна ________________

(Ф.И.О.) (подпись)

«___»_________20___ г.

 

Рецензент __________________________ ______________

(Ф.И.О.) (подпись)

«___»__________20___ г.

 

Председатель комиссии по предварительной защите

 

Мороз Татьяна Сергеевна ________________

(Ф.И.О.) (подпись)

«___»_________20__ г.

 

ТУЛА 2018г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ ПОДРОСТКОВ ………………………………………………………………

 

 

7

1.1. Понятие Интернет-зависимого поведения……………………………

7

1.2. Проблема Интернет-зависимости в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………….

 

11

1.3. Психологические особенности детей

подросткового возраста……………………………………………………...

 

16

1.4. Современное состояние проблемы индивидуально-психологических особенностей личности подросткового возраста с Интернет -зависимостью…………………………………………………………………..

 

 

21

ГЛАВА 2. ЭМПИРТЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫМ ПОВЕДЕНИЕМ………………………………

 

 

28

2.1. Программа исследования……………………………………………….

28

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования………………….

33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

49

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

52

ПРИЛОЖЕНИЯ…..…………………………………………………………..

56

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последние годы стремительно возрастает востребованность и популярность сети Интернет в качестве информационного, коммуникативного, экзистенциального, игрового пространства, и он становится неотъемлемой составляющей фактически в любой отрасли человеческой жизнедеятельности. Это очень значимый и мощный по степени воздействия фактор, обусловливающий развитие и формирование личностных черт подрастающего поколения. Как свидетельствуют социологические исследования, проведенные фондом общественного мнения, интенсивнее всех пользуются Интернет-ресурсами лица детской и подростковой возрастных категорий [44].

Параллельно с этим, вместе с очевидными преимуществами Интернет-среды (прежде всего, ее удобством, доступностью, широкомасштабностью), налицо обостряющаяся проблема, связанная с проявлениями массовой Интернет-зависимости. Лица подросткового возраста, из-за характерных возрастных особенностей (незрелости, лабильностью личностной структуры) уязвимее всего перед воздействием отрицательных влияний (Ковалев В.В.). Следствия сильной вовлеченности подростков в Интернет-среду уже активно проявляются в различных сферах деятельности подростков. Появляются сложности с учебой, учащаются межличностные конфликты, происходит инфантилизация личности и наблюдается очевидный регресс (Войскунский А.Е.).

В психологической литературе всесторонне проработан аспект индивидуально-психологических особенностей личности, зависимой от психоактивных веществ, однако непосредственно исследования, нацеленные на изучение личностного профиля человека с Интернет-зависимостью, начали появляться не столь давно.

В 1998 году K.Young и R.C.Rodgers предприняли первые попытки выявления психологических особенностей, связанных с Интернет зависимым поведением.Позднее исследователи связывали следующие личностные особенности с Интернет-аддикцией: шизоидные проявления (Allison S.E. et al., 2006), интроверсия и позиционирование себя одиноким (Caplan S.E. et al., 2009), агрессивные проявления и отчуждение от других (Caplan S.E. et al., 2009; Chiu S. et al. 2004; Kim E.J. et al., 2008; Mehroof M., Griffiths M.D., 2010), стремление к остроте ощущений (Chiu S. et al., 2004; Mehroof M., Griffiths M.D., 2010), понижение персонального личного контроля и нарциссизм (Kim E.J. et al., 2008), низкий порог оценки своего "я" (Ко С. et al., 2005), невротизм (Mehroof М., Griffiths M.D., 2010; Peters S., Malesky L., 2008; Hamburger Y.A. et al., 2000), малая степень развития эмоционального интеллекта (Parker J. et al., 2008), малая персональная результативность в реальности в сопоставлении с повышенной - в интернет-среде (Jeongand К., 2010). Российские ученые выявили корреляцию интернет-аддикции и алекситимии, степени выраженности способностей к эмпатии (Теперик Р.Ф., Жукова М.А., 2009). Выявлено также наличие связи интернет-аддикции с пониженной оценкой своего "я" и депрессивным состоянием (Егоров А.Ю. и др., 2005). Некоторые психологи видят связь игровой компьютерной зависимости с повышенной ситуативной тревожностью, интенсивным психологическим напряжением, общим отходом от личной нормы, спадом работоспособности и вегетативного показателя (Литвиненко О.В., 2008).

Таким образом, несмотря на большое количество исследований, проведенных как в нашей стране, так и в зарубежных странах, посвященных изучению психологических особенностей связанных с Интернет-зависимостью, данное явление остается еще не до конца изученным.

Наиболее актуальна проблема Интернет-зависимости среди подростков, так как подавляющее большинство школьников - активные посетители Интернета. Один из основных вопросов профилактики данного явления - изучение психологических особенностей подростков с разной интенсивностью проявления Интернет-зависимости.

Цель исследования: выявить психологические особенности Интернет-зависимых подростков.

Объект исследования: психологические особенности подростков.

Предмет исследования: психологические особенности Интернет-зависимых подростков.

Гипотеза исследования: Интернет-зависимые подростки отличаются от подростков, не имеющих Интернет-зависимость по своим психологическим особенностям. Так Интернет-независимые подростки характеризуются адекватной самооценкой, нормальным уровнем тревожности и агрессивности в отличие от Интернет-зависимых подростков.

Задачи исследования:

· провести теоретический анализ литературы по теме исследования;

· дать психологическую характеристику детей подросткового возраста;

· изучить индивидуально-психологические особенности подростков с Интернет-зависимым поведением;

· подобрать методики для проведения эмпирического исследования;

· организовать и провести исследование;

· провести обработку результатов эмпирического исследования;

· сформулировать выводы по результатам проведенного исследования.

Методология исследования:

- базовые положения психологической теории личности (Ананьев Б.Г., Рубинштейн С.Л.);

- исследование закономерностей формирования личности и характера в подростковом возрасте (Божович Л.И., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Личко A. Е., Толстых Н.Н.,Фельдштейн Д.И., Эриксон Э., Эльконин Д.Б. и др.);

- исследование психологических особенностей девиантного поведения у подростков (Егоров А.Ю., Короленко Ц.П. );

- исследование психологических факторов риска Интернет–зависимости, выполненные российскими и зарубежными учеными (Войскунский А.Е., Жичкина А.Е., Егоров А.Ю., Янг К.).

Методы исследования:

· изучение психолого-педагогической литературы;

· тестирование;

· статистический анализ эмпирических данных.

Методики исследования:

· шкала Интернет-зависимого поведения (Chen Internet addiction Scale, CIAS), прошедшая проверку и адаптацию для российских испытуемых Малыгиным В.Л. и Феклисовым К.А.;.

· опросник Кеттелла P., включающий 142 позиции и нацеленный на аудиторию лиц 12-16 лет;

· методика самооценки психических состояний Айзенка;

· методика «Самоотношение» В. Столина.

Выборка исследования: всего в исследовании приняло участие 37 подростков - учащиеся 7- 8 классов (13-14 лет) МКОУ СОШ МО Славный. Из них 20 - девушки (54,1%), 17 юноши (45,9%). Критерием для включения испытуемых в исследование являлся факт наличия доступа к Интернет-ресурсам.

Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы школьными психологами в рамках психологического консультирования пользователей сети Интернет и для профилактики Интернет-зависимости в подростковом возрасте.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

Выводы по 1 главе

Проведенное теоретическое исследования проблемы Интернет – зависимого поведения среди детей среднего подросткового возраста позволяет сделать следующие выводы:

Интернет-зависимость представляет собой наличие навязчивого желания подключиться к Интернету и болезненной неспособности отказаться от него.

Симптоматика Интернет-зависимости определяется возникновением в процессе использования Интернета проблем психологического характера, формированию стрессов, а также падению статуса пользователя в социальном, психологическом или материальном плане, нарушение его физических возможностей.

Подростковый возраст является основным периодом для личностного формирования индивида, определения его дальнейшей профессиональной направленности, создания стратегий собственного развития и самореализации в обществе, выбора моделей взаимодействия с внешней социальной средой. Какие социально-личностные ориентиры сформируются в подростке, такое направление движения будет им выбрано и в дальнейшей жизни. Таким образом, в подростковом периоде необходимо уделять повышенное внимание вопросам направления и корректировки курса формирующегося индивида.

Для подростков характерна эмоциональная нестабильность и частая кардинальная перемена ориентиров. Зачастую нестабильность выражается в повышенной тревожности и агрессии, конфликтности особенно с людьми старшего возраста, например, родителями или школьными педагогами. Постоянный поиск состояния полной удовлетворенности приводит к тому, что подростки оказываются в интернете, где становятся зависимыми пользователями, стремясь иметь постоянное присутствие в комфортной для себя среде.

Наличие Интернет-зависимости в подростковом возрасте становится причиной формирования разнообразных психологических проблем, проявлению депрессивного состояния, уходу от общения в реальной жизни в пользу виртуального пространства, ухудшению уровня адаптации подростков к социальной среде, снижению самооценки. Кроме того, постоянное нахождение в Интернете ведет к дискомфорту при отсутствии доступа к сети и личностной слабости человека, отсутствию у него волевых качеств, боязнь прямого диалога с оппонентом в жизни.

Основными причинами появления у подростков зависимости от Интернета можно назвать ряд причин личностного характера, имеющих возрастную составляющую. Среди них: постоянное стремление к новым ощущениям, обостренное состояние тревоги и агрессивности по отношению к социальной среде, отсутствие необходимых коммуникативных навыков. Все это ведет к тому, что в Интернете формируется огромный пласт представителей подростковой среды находящихся в группе риска.

 

Программа исследования

Цель исследования: выявить психологические особенности Интернет-зависимых подростков.

Объект исследования: психологические особенности подростков.

Предмет исследования: психологические особенности Интернет-зависимых подростков.

Гипотеза исследования: Интернет-зависимые подростки отличаются от подростков, не имеющих Интернет-зависимость по своим психологическим особенностям. Так Интернет-независимые подростки характеризуются адекватной самооценкой, нормальным уровнем тревожности и агрессивности в отличии от Интернет-зависимых подростков.

Задачи исследования:

· изучить индивидуально-психологические особенности подростков с интернет-зависимым поведением;

· подобрать методики для проведения эмпирического исследования;

· организовать и провести исследование;

· провести обработку результатов эмпирического исследования;

· сформулировать выводы по результатам проведенного исследования.

Исследование проходило в 3 этапа:

На первом этапе нами были подобраны методы и методики, направленные на решение поставленных целей и составлены бланки для проведения исследования.

На втором этапе нами было проведено исследование, направленное на выявление психологических особенностей подростков, с разной степенью Интернет-зависимости.

Исследование проводилось на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа муниципального образования Славный». Всего в исследовании приняло участие 37 подростков - учащиеся 7- 8 классов МКОУ СОШ МО Славный. Из них 20 - девушки (54,1%), 17 юноши (45,9%). Средний возраст испытуемых составил - 13,9 лет. Критерием для включения испытуемых в исследование являлся факт наличия доступа к Интернет ресурсам.

Следует, иметь в виду, что данное исследование проводилось среди подростков сельской местности, которым является п.Славный Арсеньевского района Тульской области, где уровень жизни основной части населения отличается от городских показателей. Это связанно, прежде всего, с историей образованием поселка. С 1961 года на территории посёлка располагалась в/ч 25851 12 ГУ МО СССР (РФ). В феврале 1998 года войсковая часть была расформирована. Семьи офицеров, проживавшие ранее на территории были распределены в другие воинские части. Освободившиеся квартиры выдавались под социальный найм нуждающимся семьямприбывшим из ближайших деревень., как правило социально-неблагополучным. Таким образом в настоящее время в поселке проживает большой процент семей с детьми, находящиеся в группе риска.

Однако, несмотря на то, что критерием исключения участников из исследования являлся факт отсутствия дома доступа к Интернету, ни один из школьников в классах, где проводилось исследование, исключён не был. Это говорит о том, что у подавляющего большинства школьников дома имеется персональный компьютер с выходом в Интернет.

Каждый ученик участвовал во всех видах исследования. Полученные в ходе исследования параметры нашли свое отражение в таблицах, рисунках, диаграммах. Список детей принявших участие в исследовании психологических особенностей интернет-зависимых подростков отображен в Приложении 1

В исследовании мы использовали следующие методики:

1. Шкала Интернет-зависимого поведения (Chen Internet addiction Scale, CIAS)

Данный тест разработан китайским исследователем С.Ченом и коллегами (Chen S.-H., et al., 2003), адаптирован на кафедре психологического консультирования психокоррекции и психотерапии МГМСУ (Феклисов К.А., Малыгин B.JI. 2011). Тест включает в себя пять оценочных шкал: шкала компульсивных симптомов (Com); шкала симптомов отмены (Wit); шкала толерантности (Tol); шкала внутриличностных проблем и проблем, связанных со здоровьем(IH); шкала управления временем (ТМ).

Помимо пошкальной оценки существуют 2 типа надшкальных критериев - интегральные (ключевые) симптомы непосредственно самой Интернет-зависимости включающий в себя первые 3 шкалы (IA-Sym) и критерий негативных последствий использования Интернета включающий в себя последние 2 шкалы (IA-RP). Сумма всех шкал или общий CIAS балл =(Com + Wit + Tol + IH + ТМ) является интегральным показателем — общим показателем наличия Интернет-зависимого поведения.

Для оценки Интернет-зависимого поведения был использован интегральный показатель шкалы Интернет-зависимости (общий балл CIAS).

2. Методика «Самоотношение» В. Столина

Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В.В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

1) глобальное самоотношение;

2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.

Опросник включает следующие шкалы:

Шкала S – измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого.

Шкала I – самоуважение.

Шкала II –аутосимпатия.

Шкала III – ожидаемое отношение от других.

Шкала IV – самоинтерес.

Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого.

Шкала 1 – самоуверенность.

Шкала 2 – отношение других.

Шкала 3 – самопринятие.

Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность.

Шкала 5 – самообвинение.

Шкала 6 – самоинтерес.

Шкала 7 – самопонимание.

3. Опросник Кеттелла P., включающий 142 позиции и нацеленный на аудиторию лиц 12-16 лет.

Подростковая 14 факторная методика содержит 142 вопроса с тремя вариантами ответов для выбора наиболее подходящего. Данная методика включает в себя 14 факторов: А (шизотимия-аффектотимия), B (ложь), С (степень эмоциональной устойчивости), D (флегматичность-возбудимость), Е (подчиненность-доминирование), F (осторожность-легкомыслие), G (степень принятия моральных норм), H (застенчивость-авантюризм), I (реализм-сензитивность), J (неврастения, фактор Гамлета). О (самоуверенность-склонность к чувству вины), Q2 (степень групповой зависимости), Q3 (степень самоконтроля), Q4 (степень внутреннего напряжения)

4. Методика самооценки психических состояний Айзенка.

Для определения психических состояний мы использовали методику самооценки психических состояний Айзенка, которая позволяет выявить четыре базисных состояния человека (тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность), являющиеся доминирующими в определенном континууме времени. Методика состоит из 40 вопросов, ответы на которые варьируются от 0 до 2 баллов в зависимости от степени выраженности того или иного предлагаемого качества или ситуации. Доминирующим является состояние, которое в сумме определяется набором более 10 баллов).

На третьем этапе нами был проведен анализ и интерпретация результатов, полученных в ходе исследования.

Методы обработки данных предполагали использование математико - статистического анализа. Математико-статистическая обработка данных про-водилась с использованием статистического пакета программы IBM SPSS Statistics(23).

Для проверки нормальности распределений использовался критерий Колмогорова - Смирнова, который позволяет найти точку, в которой сумма накопленных расхождений между двумя распределениями является наибольшей, и оценить достоверность этого расхождения.

Для сравнительного анализа мы использовался U-критерий Манна-Уитни (т.к. распределение данных по большей части переменных значимо отличается от нормального).

В ходе обработки результатов исследования мы делали выводы по первичным баллам, а не по стенам, т.к. баллы дают более конкретное видение результатов, чем стены.

Группы

Выводы по 2 главе

Таким образом, на основании проведённого исследования мы можем сделать вывод, что у подростков с минимальным риском возникновения Интернет-зависимости достоверно выше показатели по шкале глобального самоотношения и по шкале ожидания положительного отношения других, чем у подростков с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью.

У подростков с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью достоверно выше показатели по шкале самообвинение в отличаи от подростков с минимальным риском возникновения Интернет-зависимости.

Группы достоверно различаются по факторам D (флегматичность-возбудимость) и О (самоуверенность - склонность к чувству вины)

Показатели по данным шкалам достоверно выше у подростков с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью, что указывает на то, что подростки этой группы более возбудимы, нетерпеливы, требовательны и несдержаны. Им свойственны мрачные предчувствия, депрессии, размышления, беспокойство, тревожность в трудных ситуациях, самообвинение и субъективное чувство, что их не принимает группа.

Подростки с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью имеют значимо более высокий уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данная работа посвящена изучению психологических особенностей Интернет-зависимых подростков.

В последние годы стремительно возрастает популярность сети Интернет. Интенсивнее всех пользуются Интернет-ресурсами лица детской и подростковой возрастных категорий. Вместе с очевидными преимуществами Интернет-среды, налицо обостряющаяся проблема, связанная с проявлениями массовой Интернет-зависимости. Лица подросткового возраста, из-за характерных возрастных особенностей уязвимее всего перед воздействием отрицательных влияний.

Проведенное теоретическое исследования проблемы Интернет – зависимого поведения среди детей среднего подросткового возраста позволяет сделать следующие выводы:

Интернет-зависимость представляет собой наличие навязчивого желания подключиться к Интернету и болезненной неспособности отказаться от него.

Симптоматика Интернет-зависимости определяется возникновением в процессе использования Интернета проблем психологического характера, формированию стрессов, а также падению статуса пользователя в социальном, психологическом или материальном плане, нарушение его физических возможностей.

Подростковый возраст является основным периодом для личностного формирования индивида, определения его дальнейшей профессиональной направленности, создания стратегий собственного развития и самореализации в обществе, выбора моделей взаимодействия с внешней социальной средой. Какие социально-личностные ориентиры сформируются в подростке, такое направление движения будет им выбрано и в дальнейшей жизни. Таким образом, в подростковом периоде необходимо уделять повышенное внимание вопросам направления и корректировки курса формирующегося индивида.

Для подростков характерна эмоциональная нестабильность и частая кардинальная перемена ориентиров. Зачастую нестабильность выражается в повышенной тревожности и агрессии, конфликтности особенно с людьми старшего возраста, например, родителями или школьными педагогами. Постоянный поиск состояния полной удовлетворенности приводит к тому, что подростки оказываются в интернете, где становятся зависимыми пользователями, стремясь иметь постоянное присутствие в комфортной для себя среде.

Наличие Интернет-зависимости в подростковом возрасте становится причиной формирования разнообразных психологических проблем, проявлению депрессивного состояния, уходу от общения в реальной жизни в пользу виртуального пространства, ухудшению уровня адаптации подростков к социальной среде, снижению самооценки. Кроме того, постоянное нахождение в Интернете ведет к дискомфорту при отсутствии доступа к сети и личностной слабости человека, отсутствию у него волевых качеств, боязнь прямого диалога с оппонентом в жизни.

Основными причинами появления у подростков зависимости от Интернета можно назвать ряд причин личностного характера, имеющих возрастную составляющую. Среди них: постоянное стремление к новым ощущениям, обостренное состояние тревоги и агрессивности по отношению к социальной среде, отсутствие необходимых коммуникативных навыков. Все это ведет к тому, что в Интернете формируется огромный пласт представителей подростковой среды находящихся в группе риска.

На основании проведённого эмпирического исследования мы можем сделать вывод, что у подростков с минимальным риском возникновения Интернет-зависимости достоверно выше показатели по шкалам глобального самоотношения и ожидания положительного отношения других и достоверно ниже по шкале самообвинение, чем у подростков с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью.

Группы достоверно различаются по факторам D (флегматичность-возбудимость) и О (самоуверенность - склонность к чувству вины)

Показатели по данным шкалам достоверно выше у подростков с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью. Что указывает на то, что подростки этой группы более возбудимы, нетерпеливы, требовательны и несдержаны. Им свойственны мрачные предчувствия, депрессии, размышления, беспокойство, тревожность в трудных ситуациях, самообвинение и субъективное чувство, что их не принимает группа.

Подростки с выраженной и устойчивой Интернет-зависимостью имеют значимо более высокий уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза о существовании различий между психологических особенностями подростков с различным статусом Интернет-зависимости подтвердилась.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды: В 2 т.- М.: Педагогика, 1980. - 338 с.

2. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете: Под ред. А.Е. Войскунского. – М.: Можайск-Терра, 2000. - 431 с.

3. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете. Под ред А.Е.Войскунского - М.: Можайск-Терра, 2000. - с. 11-39.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 612 с.

6. Вересаева О. "Психология и интернет на пороге ХХI века". Психологическая газета. – 1996. - №12. - с. 4-6.

7. Войскунский А.Е. Интернет-зависимость: психологическая динамика и тенденции развития. Ред.- сост. А.Е. Войскунский. - М.: Акрополь, 2009. - 279с.

8. Войскунский А. Е. Симпозиум по проблеме зависимости от Интернета. Вопросы психологии. - М.: Педагогика, 2009. - № 4. - с. 165–167.

9. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета. Психологический журнал. - М.: Наука, 2004 - т.25. № 1. - с. 90-100.

10. Войскунский А. Е. Направления исследований опосредствованной Интернетом деятельности. Вестник Московского университета. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2017. - №1. Серия 14: Психология - с. 51-66.

11. Войскунский А. Е. Исследования Интернета в психологии. Интернет и российское общество: Под ред. И. Семенова. - М.: Гендальф, 2002- с. 235-250.

12. Войскунский А.Е. Интернет - новая область исследований в психологической науке. Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. - М.: Смысл, 2002. - Выпуск 1. - с. 82-101.

13. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции. Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. - М.: Экопсицентр РОСС, 2000. - с. 251-253.

14. Войскунский А. Е. Личность в сети: становление и современное состояние киберпсихологии. Образование и развитие личности в современном коммуникативном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Аспринт Иркутск, 2016. - с. 17-26.

15. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете. Под ред. А.Е. Войскунского. - М.: Можайск-Терра, 2000. - с.100-131.

16. Выготский Л.С. Педология подростка Т.4. Собр. соч.: В 6 Т. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.

17. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. - СПб.: Речь, 2007. - 190 с.

18. Егоров А.Ю., Кузнецова Н., Петрова Е. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью. Вопросы психического здоровья детей и подростков. - т.5. № 2 - 2005 - с. 20-27

19. Егоров А.Ю. Психология девиантного поведения. - СПб.: СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2016. - 282 с.

20. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. - СПб.: Речь, 2005. - 436 с.

21. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета. Труды по социологии образования. - М.: ЦСО РАО, 2000. - Т.5. Вып.7. - с.431-460.

22. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М.Бехтерева - СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт, 1991. - №1. - с. 8-15.

23. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. - М., Академический проект, 2000. – 460 с.

24. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464 с.

25. Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Госсохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ. Вопросы психологии. - М.: Педагогика, 1998. - № 3. - с. 70-78.

26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.

27. Личко А.Е. Подростковая наркология: руководство для врачей/ А.Е. Личко, B.C. Битенский. - Л.: Медицина, 1991. - 301 с.

28. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - М.: Медицина, 1985. - 407 с.

29. Маслов, О.Р., Пронина Е.Е. Психика и реальность: типология виртуальности. Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте.- М.: Российская Ассоциация Искусств. Интеллекта, 1998 - с. 211-225.

30. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. - М.: АН СССР, 1957. - 328 с.

31. A.A. Рукавишников, М.В. Соколова; под науч. ред. В.И. Чиркова. Методическое руководство по применению личностного опросника Р. Кеттелла 16 PF. - СПб.: ИМАТОН, 2002. - 95 с.

32. Рыбалтович Д.Г., Зайцев В.В. Интернет-зависимость: реальная патология или норма развития информационного человечества? Вестник психотерапии. - СПб.: МИРВЧ, 2011. - №40 (45). - с. 23-34.

33. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Издательство Московского Университета, 1983. - 284 с.

34. Толстых H.H. Изучение мотивации подростков имеющих пагубные привычки. Вопросы психологии. – М.: Педагогика,1989. - №2. - С. 35- 38.

35. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 432 с.

36. Чудова И.В. Особенности образа "Я" "Жителя Интернета" Психологический журнал, 2002. -т. 22. № 1. - с.113-117.

37. Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младшего подростка. - М.: Просвещение, 1967. - 360 с.

38. Эриксон Э. Детство и общество. - М.: Летний сад, 2000. - 416 с.

39. Юсупов P.M., Заболотский В.П. Научно-методологические основы информатизации. - СПб.: Наука, 2000. – 455 с.

40. Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость. Мир Интернет. 2000. - №2. - с.24-29.

41. [Griffiths M. Internet addiction: Fact or fiction? // Psychologist. 1999. V.12. N.5. P.246-250.].

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:

42. Методологические подходы к раннему выявлению Интернет-зависимого поведения. В.Л. Малыгин, К.А. Феклисов, А.Б. Искандирова, A.A. Антоненко [Электронный ресурс] Мед. психология в России : электрон. науч. журн. - 2011. - № 6. – Режим доступа: http/medpsy.ru. – Загл. с экрана – Яз. рус.

43. Егоров А.Ю. Современные представления об интернет-аддикциях и подходах к их коррекции // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2015. – N 4(33). – с. 4 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mprj.ru– Загл. с экрана – Яз. рус.

44. Интернет в России: динамика проникновения. Интернет газета Фонд Общественное Мнение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fom.ru – Загл. с экрана – Яз. рус.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Индивидуальный №

Испытуемого

Общий балл

(IA-sim)

Общий

CIAS

Балл

 

Компульсивные симптомы

(Com)

Симптомы отмены

(Wit)

Симптом толерантности

(Tol)

Общий

Балл

(IA-RP)

 

1

11

10

8

29

14

10

24

53

2

9

9

6

24

11

8

19

43

3

5

8

8

21

10

8

18

39

4

10

9

13

32

19

13

32

64

5

6

7

8

21

8

7

15

36

6

9

6

8

23

10

8

18

41

7

8

11

8

27

17

7

24

51

8

7

6

7

20

8

7

15

35

9

11

10

10

31

13

9

22

53

10

17

14

16

47

20

16

36

83

11

12

11

9

32

12

10

22

54

12

19

13

7

39

15

10

25

64

13

9

12

8

29

8

6

14

43

14

9

7

6

22

11

7

18

40

15

7

7

9

23

13

8

21

44

16

8

7

5

20

8

6

14

34

17

8

16

11

35

15

15

30

65

18

11

11

9

31

10

9

19

50

19

10

15

9

34

12

14

26

60

20

12

8

10

30

13

10

23

53

21

7

10

10

27

9

7

16

43

22

7

8

8

23

12

9

21

44

23

9

8

7

24

9

8

17

41

24

6

7

8

21

10

8

18

39

25

7

6

9

22

10

7

17

39

26

13

14

11

38

11

9

20

58

27

12

12

8

32

15

12

27

59

28

10

8

10

28

13

11

24

52

29

18

14

12

44

17

15

32

76

30

7

8

10

25

9

9

18

43

31

14

12

15

41

16

16

32

73

32

7

7

5

19

9

6

15

34

33

7

6

5

18

8

8

16

34

34

6

6

6

18

10

7

17

35

35

15

16

11

42

11

12

23

65

36

8

6

7

21

11

9

20

41

37

8

6

6

20

11

8

19

39

Сводная таблица по методике «Шкала Интернет-зависимого поведения»

Минимальный риск возникновения Интернет-зависимости Склонность к возникновению Интернет-зависимости Выраженная, устойчивая Интернет-зависимост

 

Приложение 3

Индивидуальный

испытуемого

Шкала

интегральная

Шкала самоуважения

Шкала аутосимпатии

Шкала ожидания положительного отношения других

Шкала самоинтереса

Шкала самоуверенности

Шкала ожидания отношения других

Шкала самопринятия

Шкала самопоследовательности

Шкала самообвинения

Шкала саминтереса

Шкала самопонимания

1

18

9

6

7

8

4

3

5

5

7

7

3

2

15

9

10

3

7

2

1

5

4

1

4

5

3

23

12

12

11

8

6

6

7

5

4

7

4

4

12

8

7

4

5

4

3

4

4

5

4

2

5

16

8

6

8

7

5

6

4

3

6

4

2

6

23

10

13

12

7

5

7

6

3

2

7

5

7

12

6

6

6

3

3

4

4

2

5

4

1

8

24

9

11

10

7

6

4

3

3

0

6

3

9

19

9

8

6

7

4

2

3

3

5

6

2

10

11

4

2

5

6

2

3

1

3

7

5

3

11

15

8

7

8

5

6

6

5

5

6

3

0

12

4

3

3

5

2

0

3

2

3

7

1

0

13

23

11

10

11

8

6

5

3

4

1

7

3

14

21

9

12

11

8

6

5

6

4

3

7

3

15

15

5

11

7

6

4

2

7

2

3

7

2

16

22

11

12

11

8

6

5

7

6

3

7

3

17

13

4

10

7

5

5

3

5

3

5

3

2

18

19

11

12

11

5

5

7

6

6

3

6

3

19

17

7

11

10

7

5

5

5

2

4

6

2

20

15

9

7

8

6

3

5

4

5

6

7

2

21

20

8

13

11

5

7

5

7

4

2

5

2

22

10

5

9

5

4

1

4

4

5

4

4

0

23

17

8

12

8

4

5

4

3

2

2

5

3

24

22

9

14

12

7

7

6

7

5

1

6

2

25

22

13

11

10

7

6

5

6

6

3

7

4

26

21

9

8

7

7

4

3

3

2

5

6

4

27

9

2

5

6

5

1

5

3

2

6

4

0

28

17

10

13

8

5

2

6

6

4

0

3

4

29

10

5

9

8

3

4

4

6

4

4

4

1

30

11

3

10

10

6

2

6

4

3

3

5

0

31

4

2

1

4

2

1

2

1

2

7

1

2

32

24

15

11

11

7

7

6

6

5

3

7

6

33

21

11

11

10

8

6

6

7

4

5

6

3

34

15

7

9

9

7

3

5

4

4

4

7

1

35

18

7

9

8

6

6

5

4

1

5

5

3

36

12

7

9

6

5

3

5

6

3

5

3

2

37

13

7

7

5

6

3

3

7

3

6

4

2

Сводная таблица по метиодике «Самоотношение» В. Столина

 

 

Приложение 4

Приложение 5

Сводная таблица по методике

«Самооценка психических состояний Айзенка»

Индивидуальный №

испытуемого

Тревожность

Фрустрация

Агрессивность

Ригидность

1

10

6

6

8

2

6

10

3

4

3

6

5

8

6

4

10

10

12

13

5

13

10

8

7

6

4

5

12

6

7

10

8

9

11

8

6

6

8

10

9

8

12

10

10

10

16

14

18

17

11

7

7

11

10

12

12

14

16

17

13

7

5

15

10

14

2

1

2

5

15

4

7

18

12

16

5

4

2

5

17

6

8

16

8

18

7

6

6

6

19

11

12

22

13

20

7

8

11

13

21

6

8

11

10

22

10

11

6

13

23

5

4

2

6

24

5

1

5

5

25

2

1

11

5

26

9

11

11

9

27

11

9

8

8

28

3

6

12

7

29

12

14

15

13

30

6

11

11

9

31

15

12

4

17

32

2

0

5

2

33

2

4

2

2

34

6

9

6

8

35

11

8

17

12

36

11

10

8

10

37

10

11

10

11

 

Приложение 6

Шкала интегральная

19,6429

10,2857

6

0,001

Шкала самоуважения

9,7143

4,7143

25

0,067

Шкала аутосимпатии

10,7143

5,8571

31

0,171

Шкала ожидания

0,002

Шкала самоинтереса 1

6,8571

4,1429

32,5

0,206

Шкала самоуверенности

5,2857

3,1429

46,5

0,849

Шкала ожидания отношения других

5,2143

3,2857

41,5

0,557

Шкала самопринятия

5,6429

3,2857

46

0,820

Шкала самопоследовательности

4,0000

2,8571

48

0,938

Шкала самообвинения

3,3571

5,7143

7,5

0,002

Шкала самоинтереса 2

5,9286

3,2857

42,5

0,620

Шкала самопонимания

3,0714

1,8571

24,5

0,058

21,5

0,038

E

8,6429

11,7143

29,5

0,140

F

9,3571

10,2857

38

0,408

G

8,8571

7,5714

41,5

0,570

H

8,5714

7,8571

44,5

0,735

I

8,2143

7,8571

46,5

0,848

J

6,5000

9,7143

31

0,174

O

6,2143

9,8571

20,5

0,033

Q2

6,4286

7,8571

34,5

0,273

Q3

7,4286

10,0000

25

0,070

Q4

6,9286

9,0000

33

0,228

Тревожность

 

5,6429

 

11,7143

 

10,5

 

0,004

Фрустрация

5,0714

11,4286

10

0,003

Агрессивность

6,3571

14,0000

10,5

0,004

Ригидность

6,2857

13,8571

3,5

0,001

Примечание: статистически значимые различия выделены жирным шрифтом

 

 

ЧОО ВО-АССОЦИАЦИЯ «ТУЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТИЭИ)»

 

Форма обучения __заочная Кафедра психологии и педагогики

(очная, заочная)

Направление психология и педагогика

Направленность психология образования

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

Тип ВКР дипломная работа

(дипломная работа, дипломный проект)

Тема Психологические особенности Интернет-зависимых подростков

 

 

Студент Червякова Ольга Сергеевна ________________

(Ф.И.О.) (подпись)

«___»__________20___ г.

 

Руководитель __Кучина Татьяна Ивановна ________________

(Ф.И.О.) (подпись)

«___»_________20___ г.

 

Рецензент __________________________ ______________

(Ф.И.О.) (подпись)

«___»__________20___ г.

 

Председатель комиссии по предварительной защите

 

Мороз Татьяна Сергеевна ________________

(Ф.И.О.) (подпись)

«___»_________20__ г.

 

ТУЛА 2018г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ ПОДРОСТКОВ ………………………………………………………………

 

 

7

1.1. Понятие Интернет-зависимого поведения……………………………

7

1.2. Проблема Интернет-зависимости в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………….

 

11

1.3. Психологические особенности детей

подросткового возраста……………………………………………………...

 

16

1.4. Современное состояние проблемы индивидуально-психологических особенностей личности подросткового возраста с Интернет -зависимостью…………………………………………………………………..

 

 

21

ГЛАВА 2. ЭМПИРТЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫМ ПОВЕДЕНИЕМ………………………………

 

 

28

2.1. Программа исследования……………………………………………….

28

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования………………….

33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

49

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

52

ПРИЛОЖЕНИЯ…..…………………………………………………………..

56

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последние годы стремительно возрастает востребованность и популярность сети Интернет в качестве информационного, коммуникативного, экзистенциального, игрового пространства, и он становится неотъемлемой составляющей фактически в любой отрасли человеческой жизнедеятельности. Это очень значимый и мощный по степени воздействия фактор, обусловливающий развитие и формирование личностных черт подрастающего поколения. Как свидетельствуют социологические исследования, проведенные фондом общественного мнения, интенсивнее всех пользуются Интернет-ресурсами лица детской и подростковой возрастных категорий [44].

Параллельно с этим, вместе с очевидными преимуществами Интернет-среды (прежде всего, ее удобством, доступностью, широкомасштабностью), налицо обостряющаяся проблема, связанная с проявлениями массовой Интернет-зависимости. Лица подросткового возраста, из-за характерных возрастных особенностей (незрелости, лабильностью личностной структуры) уязвимее всего перед воздействием отрицательных влияний (Ковалев В.В.). Следствия сильной вовлеченности подростков в Интернет-среду уже активно проявляются в различных сферах деятельности подростков. Появляются сложности с учебой, учащаются межличностные конфликты, происходит инфантилизация личности и наблюдается очевидный регресс (Войскунский А.Е.).

В психологической литературе всесторонне проработан аспект индивидуально-психологических особенностей личности, зависимой от психоактивных веществ, однако непосредственно исследования, нацеленные на изучение личностного профиля человека с Интернет-зависимостью, начали появляться не столь давно.

В 1998 году K.Young и R.C.Rodgers предприняли первые попытки выявления психологических особенностей, связанных с Интернет зависимым поведением.Позднее исследователи связывали следующие личностные особенности с Интернет-аддикцией: шизоидные проявления (Allison S.E. et al., 2006), интроверсия и позиционирование себя одиноким (Caplan S.E. et al., 2009), агрессивные проявления и отчуждение от других (Caplan S.E. et al., 2009; Chiu S. et al. 2004; Kim E.J. et al., 2008; Mehroof M., Griffiths M.D., 2010), стремление к остроте ощущений (Chiu S. et al., 2004; Mehroof M., Griffiths M.D., 2010), понижение персонального личного контроля и нарциссизм (Kim E.J. et al., 2008), низкий порог оценки своего "я" (Ко С. et al., 2005), невротизм (Mehroof М., Griffiths M.D., 2010; Peters S., Malesky L., 2008; Hamburger Y.A. et al., 2000), малая степень развития эмоционального интеллекта (Parker J. et al., 2008), малая персональная результативность в реальности в сопоставлении с повышенной - в интернет-среде (Jeongand К., 2010). Российские ученые выявили корреляцию интернет-аддикции и алекситимии, степени выраженности способностей к эмпатии (Теперик Р.Ф., Жукова М.А., 2009). Выявлено также наличие связи интернет-аддикции с пониженной оценкой своего "я" и депрессивным состоянием (Егоров А.Ю. и др., 2005). Некоторые психологи видят связь игровой компьютерной зависимости с повышенной ситуативной тревожностью, интенсивным психологическим напряжением, общим отходом от личной нормы, спадом работоспособности и вегетативного показателя (Литвиненко О.В., 2008).

Таким образом, несмотря на большое количество исследований, проведенных как в нашей стране, так и в зарубежных странах, посвященных изучению психологических особенностей связанных с Интернет-зависимостью, данное явление остается еще не до конца изученным.

Наиболее актуальна проблема Интернет-зависимости среди подростков, так как подавляющее большинство школьников - активные посетители Интернета. Один из основных вопросов профилактики данного явления - изучение психологических особенностей подростков с разной интенсивностью проявления Интернет-зависимости.

Цель исследования: выявить психологические особенности Интернет-зависимых подростков.

Объект исследования: психологические особенности подростков.

Предмет исследования: психологические особенности Интернет-зависимых подростков.

Гипотеза исследования: Интернет-зависимые подростки отличаются от подростков, не имеющих Интернет-зависимость по своим психологическим особенностям. Так Интернет-независимые подростки характеризуются адекватной самооценкой, нормальным уровнем тревожности и агрессивности в отличие от Интернет-зависимых подростков.

Задачи исследования:

· провести теоретический анализ литературы по теме исследования;

· дать психологическую характеристику детей подросткового возраста;

· изучить индивидуально-психологические особенности подростков с Интернет-зависимым поведением;

· подобрать методики для проведения эмпирического исследования;

· организовать и провести исследование;

· провести обработку результатов эмпирического исследования;

· сформулировать выводы по результатам проведенного исследования.

Методология исследования:

- базовые положения психологической теории личности (Ананьев Б.Г., Рубинштейн С.Л.);

- исследование закономерностей формирования личности и характера в подростковом возрасте (Божович Л.И., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Личко A. Е., Толстых Н.Н.,Фельдштейн Д.И., Эриксон Э., Эльконин Д.Б. и др.);

- исследование психологических особенностей девиантного поведения у подростков (Егоров А.Ю., Короленко Ц.П. );

- исследование психологических факторов риска Интернет–зависимости, выполненные российскими и зарубежными учеными (Войскунский А.Е., Жичкина А.Е., Егоров А.Ю., Янг К.).

Методы исследования:

· изучение психолого-педагогической литературы;

· тестирование;

· статистический анализ эмпирических данных.

Методики исследования:

· шкала Интернет-зависимого поведения (Chen Internet addiction Scale, CIAS), прошедшая проверку и адаптацию для российских испытуемых Малыгиным В.Л. и Феклисовым К.А.;.

· опросник Кеттелла P., включающий 142 позиции и нацеленный на аудиторию лиц 12-16 лет;

· методика самооценки психических состояний Айзенка;

· методика «Самоотношение» В. Столина.

Выборка исследования: всего в исследовании приняло участие 37 подростков - учащиеся 7- 8 классов (13-14 лет) МКОУ СОШ МО Славный. Из них 20 - девушки (54,1%), 17 юноши (45,9%). Критерием для включения испытуемых в исследование являлся факт наличия доступа к Интернет-ресурсам.

Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы школьными психологами в рамках психологического консультирования пользователей сети Интернет и для профилактики Интернет-зависимости в подростковом возрасте.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 7801.