Детективные произведения 1890 – 1901годов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Вплоть до 90-х годов девятнадцатого столетия художественные журналы были наполнены множеством «сенсационных» рассказов о жестоких смертях в ловушках, сверхъестественных отравлениях и дьявольских машинах. Но в последнее десятилетие XIX века детективная составляющая «тайны запертой комнаты» вновь выступает на первый план. Почин положил Израэль Зангвил (Israel Zangwill). Он придумал абсолютно новый вариант объяснения таинственного преступления в запертой комнате. Это была написанная в 1891 году книга «Тайна большого лука» (The Big Bow Mystery) [5]. События в этом произведении происходят в восточной части Лондона, которую автор хорошо знал. Слово «Лук» относится к названию района британской столицы и никоим образом не связано со стрельбой из лука. Вторым стал рассказ «Пестрая лента» Артура Конан-Дойла, вышедший в 1892 году, в котором великий сыщик сталкивается с проблемой «запертой комнаты» и зловещим доктором Гримсби Ройлотом. Рассказы о Шерлоке Холмсе были очень популярны, их печатал журнал «Стрэнд» («The Strand Magazine»).

Невозможные преступления не однажды привлекали внимание писателя. В качестве примера можно привести неопубликованный рассказ об исчезновении некоего мистера Филимора. В дальнейшем, маэстро «запертой комнаты» Джон Диксон Карр в соавторстве с сыном Артура Конан-Дойла, Адрианом Конан-Дойлем напишут несколько рассказов – продолжение приключений великого сыщика [6].

В августе 1898 года в «The Strand Magazine» был опубликован рассказ «The Story of the Lost Special» («Исчезнувший курьерский поезд») [37]. Тайна заключалась в пропаже поезда на коротком участке пути между двумя станциями. Причем следующий за «специальным» обычный поезд пришел в станцию назначения строго по расписанию, и никто из его пассажиров не заметил по пути ничего необычного. «Это безумие. Может ли в Англии средь бела дня при ясной погоде пропасть поезд? Паровоз, тендер, два пассажирских вагона, пять человек – и все это исчезло на прямой железнодорожной линии» [5]. Интересно, что в этом рассказе сыщик не назван. Однако в нем цитируется письмо некого «дилетанта-логика», который полагал, что, если откинуть различные невозможные варианты, то тот, который останется, хоть он и невероятный, и есть истинный. Впоследствии идею «исчезающего поезда» использовали Лесли Линвуд (Leslie Lynwood), Мелвил Пост (Melville Davisson Post), Август Дерлет (August Derleth) и Эллери Квин (Ellery Queen) [5]. Причем последний пошел дальше, в его повести «Божественный светильник» пропадает целый дом.

Из женщин-писательниц можно выделить только Аду Кембридж (Ada Cambridge), которая в повести «В полночь» («At Midnight»), написанной в 1897 году, описывает страшную историю исчезновения человека [7].

Можно сказать, что завершают эпоху два романа, каждый из которых по-своему необычен. Первый – «The Justification of Andrew Lebrun» (1894), который написал Frank Barrett, соединил в себе тайну, драму, расследование и даже научные факты. Это один из ранних примеров исчезновения из запертой и охраняемой комнаты – лаборатории. Жертва – прекрасная дочь странного ученого, работавшего там. Второй – невозможное преступление, описанное Louis Zangwill в произведении «A Nineteenth Miracle» (1897) также очень необычно. Человека смывает на глазах у свидетелей с борта парома идущего по каналу и практически одновременно его тело падает через верхнее окно некой студии в Лондоне [5].

 

 

1.2.3 Детективные произведения ХХ века. (1902 – 1929 года)

 

 

Журнал «The Strand Magazine» в 1903 году опубликовал повесть, открывшую новый этап в детективной литературе о невозможных преступлениях [37]. Samuel Hopkins Adams (Самуэль Хопкинс Адамс) создал эффект «запертой комнаты» на открытом пространстве, без всякой привязки к закрытым изнутри дверям и окнам. Собственно говоря, место действия рассказа «The Flying Death» – это пляж. Перед сыщиком не стоит проблема, как преступник вышел из запертой комнаты. Ее там просто нет. Эффект “невозможности” достигается тем, что нет никакой возможности покинуть место преступления, не оставив следов на песке. Но именно это произошло. Вскоре и другие авторы подхватили эту идею. В 1906 году вышли два произведения, которые по странному совпадению даже назывались почти одинаково «Летающий человек» и «Человек, который умел летать». Их авторами были Alfred Henry Lewis с «The Man Who Flew» (U.S) и Oswald Crawfurd «The Flying Man» [5]. В обоих произведениях речь идет об убийстве и последующем исчезновении преступника с места преступления. И там, и там действие происходит зимой на заснеженной площадке, причем убийца не оставляет следов на снегу.

Другим главным действующим лицом этого периода был американский журналист, почитавший творчество Ле Фаню и поэтому взявший себе французское имя Jacques Futrelle (Жак Фютрелл) [5]. Он один из самых плодовитых авторов рассказов о невозможных преступлениях. С его главным героем, профессором Аугустом Ван Дасеном, которого автор называет Thinking Machine ("Мыслящая машина»), читатель знакомится в рассказе «The Problem of Cell 13» («Загадка камеры № 13»). Рассказ очень часто включали во всевозможные антологии лучших детективов. «Мыслящая машина» смог объяснить, с помощью какого трюка человек смог выбраться из охраняемой тюремной камеры. Блестящая фантазия автора выразилась во множестве других рассказов, где он описывал все новые и новые виды невозможных преступлений или вносил изменения в придуманные ранее способы. В «Деле о таинственном оружии» («The Case of the Mysterious Weapon») он высасывал весь воздух из тел жертв, в «Доме, который был» («The House That Was») пропадали дороги и дома, в «Похищении ребенка миллионерши Блейс» («Kidnapped Baby Blace, Millionaire») следы на снегу, внезапно обрывались – словно несчастное дитя растворилось в воздухе. В одной из своих лучших повестей «Призрачный автомобиль» («The Phantom Motor») Фютрелл описал исчезновение машины с охраняемого участка дороги с одним единственным выездом [8].

В 1911 году выходит в свет сборник «Неведение отца Брауна» («Innocence of Father Brown») уже известного в то время Г. К. Честертона (G. K. Chesterton) [5]. Приключения отца Брауна были собраны в пять сборников. Священник-сыщик довольно часто сталкивается с невозможными преступлениями. Следующим автором, внесшим свой вклад в развитие литературы о невозможных преступлениях, была Кэролайн Уэллс (Carolyn Wells). Первый ее детективный роман с частным детективом Флемингом Стоуном (Fleming Stone) под названием «The Clue» вышел в 1909 году [5]. Она написала около ста произведений и около двадцати из них – о невозможных преступлениях. Никогда ранее женщина-писательница не уделяла столько внимания этому жанру.

Первая мировая война закончилась в 1918 году, и этом же году в США родилась новая звезда литературного сыска. В романе Мелвилла Дэвиссона Поста (Melville Davisson Post) был выведен дядюшка Эбнер (Uncle Abner), этакий деревенский детектив американской глубинки. Дядюшка Эбнер совершенно справедливо рассматривается как один из членов большой четверки, совместно с А.Дюпеном, Ш.Холмсом и отцом Брауном [9].

В 1926 году в США выходит первая книга «главного детективного романиста» Уилларда Хантингтона Райта (Willard Huntington Wright) «Дело об убийстве Бенсона» (The Benson Murder Case). Автор подписал роман Стивен Ван Дайн (S.Van Dine). Произведение имело успех и было провозглашено «шедевром детективной литературы». Его выход в свет ознаменовал начало «золотого века детектива» (1920-1940) Этот роман включал в себя набор героев, ставший эталоном в детективе:

1 Сыщик – любитель Фило Вэнс, сноб, эрудит, и поклонник изящных искусств;

2 Стивен Ван Дайн – этакий виртуальный, невидимый доктор Ватсон;

3 Джон Мархли – окружной прокурор Нью-Йорка, весьма слабый в профессиональном отношении интеллектуал;

4 Сержант Хэс – немой, почти комично немой, полицейский [9].

Заканчивается этот период выходом первой части романов Энтони Уинна (Anthony Wynne) о детективе, докторе Юстасе Хейли (Eustace Hailey). Первая книга "The Room with the Iron Shutters» (1929) была посвящена уже стандартной проблеме запертой комнаты [5]. Но затем автор зарекомендовал себя как мастер другой формы невозможного преступления: убийство невидимым орудием.

Следующий период развития детективного жанра исследователи называют «золотым веком». Именно годы после Второй Мировой войны можно назвать расцветом детектива как явления массового, захватившего все слои населения общества. Бесчисленное количество рассказов, повестей и романов было написано разными авторами – и ставшими впоследствии классиками жанра, и не оставившими о себе более никакой памяти. На сегодняшний день детектив – самый читаемый жанр практически во всех странах. В самостоятельные жанры оформились и некоторые его виды – полицейский роман, детский детектив, женский, иронический. Поэтому, можно с уверенностью назвать детективный жанр и самым разноплановым в литературе.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 247.