Строение голосового аппарата
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Билет №1.

Строение голосового аппарата.

Голосовой аппарат состоит из:

1. Ротовая и носовая полость с придаточными полостями.

2. Глотка

3. Гортань с голосовыми связками

4. Трахея

5. Бронхи

6. Лёгкие

7. Грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой

8. Мышцы брюшной полости.

Гортань выполняет тройную функцию:

- дыхательную

- защитную

- голосовую

Состоит из хрящей, соединённых суставами и связками, переплетёнными мышцами. Внутренняя поверхность выстлана слизистой оболочкой. Самый большой хрящ гортани - щитовидный. Мужская гортань больше женской. Для низких голосов характерна вытянутая вперёд крупная гортань (адамово или кадык).

 

Билет №2.

Ансамбль в хоре.

Ансамбль, в понятии хоровой звучности, означает цельность, слитность, уравновешенность и, главное, объединённость внутренним художественным чувством, т.е. ансамбль имеет и форму, и содержание. Важной особенностью полного ансамбля хора является равновесие в звучности между отдельными голосами в партии между партиями в хоре. Ансамбль хора состоит из ансамбля частного – ансамбля партии и ансамбля общего – ансамбля всего хора.

Ансамбль хора зависит от многих причин:

Количественный состав хоровой партии имеет немалое значение, т.к. для достижения уравновешенного звучания всех партий необходим более или менее одинаковый количественный состав каждой партии. При наличии достаточно большого количественного состава хоровой партии, от 15 -16 человек и выше, ансамбль достигается лучше; здесь известную положительную роль играет масса. В меньшем составе партии, до 5 – 6 человек, ансамбль достигается труднее, и здесь необходимо более тщательно подбирать голоса, как по силе, так и по тембру. Количественный состав всего хора также имеет значение для ансамбля. Хор в 60 – 80 человек добивается более совершенного звучания; здесь также имеет положительное значение масса. Хор в 18 – 20 человек труднее добивается ансамбля и особенно при высокой тесситуре, при нюансе f.

 Качественный состав голосов хора в каждой хоровой партии имеет не меньшее значение, чем количественный. Крайние партии сопрано и басов (обрамляющие по вертикали хоровое звучание) требуют более яркого и плотного звучания, а партии альтов и теноров, по характеру своего звука, заполняют серединное звучание хора. Следовательно, при одинаковом подборе качества голосов, необходимо в партиях сопрано и басов иметь большее количество певцов, чем в партиях альтов и теноров. Кроме того, при подборе голосов и комплектовании хоровых партий необходимо обязательно учитывать силу голосов. Можно иметь одинаковое количество певцов в каждой партии, но если сила голосов разная, – а она обычно очень разнообразна, – то уравновешенности в звучании достигнуть довольно трудно. Большое значение имеет одно характерность тембров голосов в каждой партии. Необходимо, чтобы голоса обладали способностью сливаться, а это лучше достигается, когда характер тембра голосов в партии приблизительно одинаковый.

Билет № 3

Распевание хора

Распевание хора – это вокально-хоровая настройка участников хора в начале занятия или перед выступлением. Распевание хора продолжается, как правило, 10-15 минут. Цель – подготовить каждого певца и всего коллектива к работе над репертуаром или к концертному исполнению. Задача – пение на едином и правильном звучании, т.е. на дыхании, в правильной позиции и с чистой интонацией.

Во время вокально-хоровой настройки необходимо активизировать работу артикуляционного аппарата, дыхательного аппарата, выработать унисон, поупражняться в нюансировке и т.д. Распевание хора должно начинаться с удобных и простых упражнений, на средних нотах диапазона хоровых партий. Дирижеры часто используют пение с закрытым ртом (для выработки унисона), пение упражнений сверху вниз (для наведения на высокую позицию). Также, для распевания могут служить фрагменты музыкальных сочинений. Упражнения не должны быть длинными и трудными, также, их следует часто менять. Многие дирижеры включают в распевание хора физические упражнения и дыхательную гимнастику. Распевание - необходимый процесс, который готовит певцов к предстоящей работе. Лучше распеваться стоя - так легче контролировать работу дыхания. В распевании можно выделить три группы упражнения:
Первая группа. Это упражнения, повторяющиеся постоянно, из урока в урок. Их задача - настроить голосовой и дыхательный аппарат на певческий режим. Повседневные упражнения необходимы для того, чтобы внимание поющих было сосредоточено на правильности и красоте исполнения. Первые упражнения состоят из коротких фраз, не требующих цепного дыхания. Сложность упражнений и их диапазон возрастают постепенно, но до того момента, когда почувствуется форсирование. Педагог должен напомнить, что чем выше нота, тем легче, головнееи собранее должно быть её звучание, дыхание более опертое. Во время упражнений в удобном диапазоне легче работать над мягким, естественным унисоном, добиваться чувства точности интонации, ощущение красоты звука. В эту группу входят упражнения на развитие кантилены, беглости, владения динамикой и расширение диапазона.
Вторая группа упражнений направлена на развитие различных вокально-хоровых умений и навыков. Это ритмические и артикуляционные упражнения, а также упр., направленные на развитие цепного дыхания, многоголосного пения и пения a cappella.
Третья группа упражнений создается руководителем для решения проблем, возникающих при разучивании того или иного произведения. Это интонационные, тесситурные, ритмические трудности. Распевание хора может колебаться от 3-4 минут до 15-20. Большая продолжительность
нецелесообразна: "дораспевание" продолжится во время работы над произведениями программы.





Билет №4.

Строй в хоре

СТРОЙ ХОРА — согласованность между певцами хора в отношении чистоты звуковысотного интонирования. Качество хорового строя зависит от музыкальной и вокальной подготовки певцов, состояния голосового аппарата, ансамбля, акустики помещения, а также от слуховых качеств руководителя хора. Существуют понятия мелодического и гармонического хорового строя. Мелодический (горизонтальный) строй — это чистое интонирование мелодии вокальным унисоном (хоровой партией, всем хором, поющим в унисон). Гармонический (вертикальный) строй — правильное интонирование интервалов, аккордов.
Работа над чистотой мелодического интонирования в хоровом коллективе – основа для создания интонационного ансамбля хоровой партии. В процессе разучивания произведения (особенно трудных новых партитур) хормейстер должен провести тщательные занятия с каждой партией, добиваясь не только воспроизведения нотного и литературного текста, но и выработки устойчивых вокально-технических навыков и развития вокально-слуховых ощущений. При этом каждый певец и вся партия должны хорошо знать свой нотный и литературный текст, сохраняя в исполнении чистоту интонирования на основе логики интонационного мышления, ладово-гармонической взаимосвязи и тяготения, сохранения четкой метроритмической и темповой организации отрезка, части и произведения в целом. Такая работа и обеспечит достижение необходимого интонационно чистого ансамбля каждой хоровой партии.
2.Основные принципы управления репетиционно-исполнительским процессом.
Выбрав произведение, хормейстер прежде всего должен внимательно изучить его. Для этого надо наметить общий план исполнения, проанализировать трудные места. Прежде чем приступить к разучиванию произведения руководитель проводит беседу о его содержании и характере, сообщает краткие сведения о композиторе и авторе литературного текста. Формы ознакомления различны. Лучше его организовать прослушиванием (аудиозапись и д.р.) в исполнение высококвалифицированного хорового коллектива. Если нет возможности прослушать запись, то хормейстер сам должен воспроизвести это произведение: сыграть или напеть основные мелодии под аккомпанемент. Это поможет хористам освоению музыкальной фактуры и возможности вслушиваться в гармоническое окружение мелодии. Это способствует музыкальному развитию детей, и вносит в процесс активность и сознательность. Вообще полезно разучивать произведение без подыгрывания на инструменте, потому что это уничтожает самостоятельность. Начальная работа – сольфеджирование. В период становления юного коллектива обучение хора умению сольфеджировать – важно. Встречается и хоры для которых читка с листа бегло наработана. При сольфеджировании проверяется точность интонирования, правильность ритмических рисунков, т.е. музыкально теоретическая основа произведения. При сольфеджировании происходит отстраненное от эмоциональной стороны понимания хористами ладогармонических, метроритмических особенностей нового произведения.

В хорах где участники неуверенно читают ноты с листа, или вовсе их плохо знают, невозможность петь сольфеджио лишает хористов понимания музыкальной композиции изнутри. Хоровое произведение обязательно должно быть исполнено всем хоровым коллективом в плане музыкального ознакомления, или иначе должно быть пропето «с места» (желательно 1-2 раза), хотя бы даже с техническими и исполнительскими ошибками. При читке нот с листа хоровой коллектив, всё же получает первичное представление о произведении. Если это трудное многоголосие (2х - 3х) то произведение можно разучивать по партиям, это продуктивный метод работы над ансамблем, строем и дикцией каждой партии. Так руководитель лучше узнает возможности певца. Учить произведение следует по заранее намеченным частям, причём разделить их в связи со строением музыкальной речи и литературного текста, что бы была определенная завершенность. Перейти от одной части к другой можно лишь тогда, когда предшествующая часть освоена. Но если партия трудна, разучивание песни следует продолжать, но к закреплению трудного места следует вернуться, после ознакомления со всем произведением. Процесс разучивания песни и работы над художественно-технической стороной исполнения сложен; требует от руководителя большого опыта, знаний и умения. Вывод: сначала разбор произведения по партиям, затем работа над преодолением технических трудностей и художественная отделка произведения.  При разборе нельзя отбрасывать идейно-художественную сторону. Опытный руководитель в такой момент найдёт способ привнести художественность в техническую фразу, хотя бы в малых дозах. Это выражается в ярких образных сравнениях и сопоставлениях, кроме того эти образы могут и не относится к непосредственно к идейно-художественному образу данного произведения. Это закономерно и необходимо. Нечто подобное происходит и в последний, художественный период работы над песней, когда внимание сосредоточено к художественной стороне исполнения. Здесь обратная взаимосвязь: в процессе художественной отделки хорового произведения вкраиваются и чисто технические приёмы это тоже необходимо и закономерно. Таким образом, можно утверждать, что процесс работы над произведением с хором нельзя строго ограничивать фазами с чётко очерченными кругом технических, или художественных задач для каждой из фаз. Это будет формальным, и может приниматься лишь как схема, следуя которой руководитель в меру своего опыта, умения и способности примет те или иные методы работы.

 

 




Билет № 5.

Билет № 6.

Гигиена певческого голоса.

Профессиональная певческая деятельность, как и процесс обучения пению требуют большой траты нервно-мышечной энергии. Певец-профессионал или продвинутый ученик поют, как показывает практика не менее 2-3 часов в день. Эта большая творческая деятельность требует огромной сосредоточенности внимания, мобилизации всех эмоциональных и интеллектуальных сил певца. Вследствие этого наступает неизбежное естественное утомление, певческая деятельность требует своих норм работы и отдыха и их правильного распределения во времени.

Поэтому следует очень аккуратно относиться к своему голосу, не «перепевать», не давать слишком большой нагрузки на голос, если вы чувствуете понижение тонуса и работоспособности. Следует хорошо высыпаться и соблюдать чередование работы, голосового аппарата, и его отдыха.

Певец – это прежде всего здоровый человек с устойчивой психикой, крепкими нервами, хорошим тонусом мышц и здоровыми внутренними органами. Голосовая функция тесно связана с нервной системой человека, эндокринной и с состоянием внутренних органов.

Известно, что при большом волнении голос певца перестаёт звучать, срывается. Следовательно, режим жизни должен быть построен так, чтобы нервная система певца не подвергалась сильным неожиданным перегрузкам, психическим травмам, перенапряжению, чтобы утомляясь - она систематически получала возможность полного восстановления.

Общегигиенический режим должен включать в себя определённый распорядок труда и отдыха, питания, физических движений.

С утра, сразу после пробуждения не следует сразу начинать петь, голос тоже должен проснуться, и ему для этого требуется около 2 часов. Отдельно следует сказать о курении и алкоголе. Никотин, содержащийся в табаке, и алкоголь являются ядами для нервной системы и поэтому всегда вредны. Однако в результате систематического приёма и небольших доз этих ядов организм постепенно привыкает к ним, привыкает к их воздействию и снижает их ядовитое действие. Курение вызывает сильное местное раздражение всех слизистых оболочек дыхательных путей, поэтому у курильщика они обычно находятся в состоянии хронического воспаления. Курильщики всегда страдают кашлем, при котором всегда отхаркивается много мокроты. Такое постоянно раздражённое состояние слизистых оболочек очень неблагоприятно для пения. Но учащемуся пению курение особенно вредно, т.к. меняющееся состояние слизистой меняет певческие ощущения. Да и сам голос становиться более грубым, в нём появляются призвуки, сипотца – как следствие постоянного прохождения мокроты между связок во время пения. Кроме того, тем людям у кого пониженное артериальное давление, курение даёт ещё большее его понижение. Алкоголь является ядом для нервной системы и голоса. Алкоголь хотя и в меньшей степени чем курение, но всё же раздражающе влияет на состояние слизистой. Голос становиться более низким и хриплым. Принимать алкоголь нужно умеренно и не перед пением.

Певец сам является «музыкальным инструментом». Голос тогда звучит хорошо, когда человек здоров. Прежде всего, нужно беречь нервную систему, хорошо высыпаться, сон не менее 7-8 часов. Еда должна быть не обильной, следует соблюдать голосовой режим, не переутомлять голос, нормировать певческую нагрузку. Для начинающих являются оптимальными ежедневные упражнения по 20-30 мин. Для продвинутых учеников норма не больше 2 часов в день, разделённых на 2 а лучше 3 раза в день, после каждых 10-15 минут пения следует делать небольшие перерывы на 2-3 минуты, чтобы избежать переутомления. Следует избегать пения больше 45-60 минут пения без перерыва.

Оптимальная нагрузка на голос 2-3 занятия в неделю с педагогом, и плюс в зависимости от продвинутости ученика его самостоятельные занятия дома. Певец должен быть каждый день в хорошей вокальной форме. Для этого ему следует придерживаться определённых гигиенических правил. Надо беречь свой голосовой аппарат от переутомления, много не разговаривать, не «перепевать», не злоупотреблять высокими нотами и громким пением. Соблюдать режим пения.

Билет № 7.

Дикция в хоре.

Донесение до слушателей поэтического текста зависит от дикции хора - произношения гласных и согласных. Хоровое произношение способствует формированию важнейших качеств певческого звука, активизирует дыхание, помогает формированию звука в высокой позиции, достижению яркого и близкого звучания, помогает достигать наибольшей силы звучания при экономной затрате энергии. Ясность и чёткость произношения слов и даже отдельных слогов в большей мере зависит от подвижности артикуляционного аппарата певца (рот, губы, язык, мягкое и твёрдое нёбо). Поэтому при работе над дикцией необходимо тренировать артикуляционный аппарат. Особое внимание следует обратить на рот певца. Очертание губ и раскрытие рта при пении отдельных слов должны соответствовать той или иной произносимой гласной.

Хоровая дикция имеет свои специфические особенности. Во-первых, она певческая, вокальная, что отличает её от речевой (бытовой, и сценической). Во-вторых, она коллективная. Поэтому будет более точным определять её как вокально-хоровую. Работая над дикцией с хоровым коллективом, хормейстеры обычно стараются научить певцов как можно чётче и яснее произносить согласные. Но не менее важно научить певцов правильно формировать и произносить гласные (в частности, обучить их приёму редуцирования гласных), законам и правилам логики речи.

Отличительной особенностью вокально-хоровой дикции является использование всеми певцами хора единых правил и приёмов артикуляции.

- Если в слове или на стыке слов две гласных стоят рядом, то в пении их нельзя сливать - вторую гласную нужно спеть на новой атаке, как бы произнести вновь.

- Чем протяжённей редуцированный гласный, тем ближе его звучание к вокальной речи; чем он короче - тем ближе к разговорной. Например; при исполнении хором М.И. Глинки «Попутной песни» редуцированные гласные в рефрене, построенном на быстром скандировании, напоминающем скороговорку, произносятся неясно, как в речи; а в певучих эпизодах - полно и протяжно.

- В отличие от гласных, которые поются максимально протяжённо, согласные должны произноситься в самый последний момент. Согласная, завершающая слог, присоединяется к следующему слогу, а заканчивающая слово при тесном стыке слов, - к следующему слову. Это правило относится в первую очередь к произведением, исполняемым легато; при стаккато согласные не переносятся.

- Согласные в пении произносятся на высоте гласных, к которым они примыкают. Невыполнение этого правила ведёт в хоровой практике к так называемым «подъездам», а иногда и к нечистому интонированию.

- В целях лучшего донесения до слушателей поэтического текста и достижения большей художественной выразительности пения иногда полезно использовать несколько подчёркнутую артикуляцию согласных. При исполнении хоровых пьес в быстром темпе следует произносить слова легко, «близко» и очень активно, с минимальными движениями артикуляционного аппарата. В спокойных, распевных, лирических сочинениях текст произносится мягко; в драматических - энергично, жёстко, экспрессивно; в маршевых - твёрдо, скандировано.

На качество произношения текста влияют сила звука и тесситура. Наилучшие условия для создания дикционного ансамбля - умеренная сила звучания в средней части диапазона хоровых партий. В верхнем и нижнем регистре дикционные возможности голосов снижаются в связи с общими вокальными трудностями.

Билет №1.

Строение голосового аппарата.

Голосовой аппарат состоит из:

1. Ротовая и носовая полость с придаточными полостями.

2. Глотка

3. Гортань с голосовыми связками

4. Трахея

5. Бронхи

6. Лёгкие

7. Грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой

8. Мышцы брюшной полости.

Гортань выполняет тройную функцию:

- дыхательную

- защитную

- голосовую

Состоит из хрящей, соединённых суставами и связками, переплетёнными мышцами. Внутренняя поверхность выстлана слизистой оболочкой. Самый большой хрящ гортани - щитовидный. Мужская гортань больше женской. Для низких голосов характерна вытянутая вперёд крупная гортань (адамово или кадык).

 

Билет №2.

Ансамбль в хоре.

Ансамбль, в понятии хоровой звучности, означает цельность, слитность, уравновешенность и, главное, объединённость внутренним художественным чувством, т.е. ансамбль имеет и форму, и содержание. Важной особенностью полного ансамбля хора является равновесие в звучности между отдельными голосами в партии между партиями в хоре. Ансамбль хора состоит из ансамбля частного – ансамбля партии и ансамбля общего – ансамбля всего хора.

Ансамбль хора зависит от многих причин:

Количественный состав хоровой партии имеет немалое значение, т.к. для достижения уравновешенного звучания всех партий необходим более или менее одинаковый количественный состав каждой партии. При наличии достаточно большого количественного состава хоровой партии, от 15 -16 человек и выше, ансамбль достигается лучше; здесь известную положительную роль играет масса. В меньшем составе партии, до 5 – 6 человек, ансамбль достигается труднее, и здесь необходимо более тщательно подбирать голоса, как по силе, так и по тембру. Количественный состав всего хора также имеет значение для ансамбля. Хор в 60 – 80 человек добивается более совершенного звучания; здесь также имеет положительное значение масса. Хор в 18 – 20 человек труднее добивается ансамбля и особенно при высокой тесситуре, при нюансе f.

 Качественный состав голосов хора в каждой хоровой партии имеет не меньшее значение, чем количественный. Крайние партии сопрано и басов (обрамляющие по вертикали хоровое звучание) требуют более яркого и плотного звучания, а партии альтов и теноров, по характеру своего звука, заполняют серединное звучание хора. Следовательно, при одинаковом подборе качества голосов, необходимо в партиях сопрано и басов иметь большее количество певцов, чем в партиях альтов и теноров. Кроме того, при подборе голосов и комплектовании хоровых партий необходимо обязательно учитывать силу голосов. Можно иметь одинаковое количество певцов в каждой партии, но если сила голосов разная, – а она обычно очень разнообразна, – то уравновешенности в звучании достигнуть довольно трудно. Большое значение имеет одно характерность тембров голосов в каждой партии. Необходимо, чтобы голоса обладали способностью сливаться, а это лучше достигается, когда характер тембра голосов в партии приблизительно одинаковый.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 216.