Оценка уровней освоения компетенций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОГЛАСОВАНО

Председатель методической комиссии факультета протокол от 31 августа 2015 г. № 1

    доцент, к.и.н.             (подпись)     М.Л. Мусорина    (И.О. Фамилия)

 

 

Бирск 2015

 



Содержание

 

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 3

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО.. 3

3.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 3

4. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНА (МОДУЛЯ) 11

4.1.Содержание разделов дисциплины.. 11

4.2.Объем дисциплины и виды учебной работы.. 12

4.3 Лабораторные работы.. 12

4.4 Практические занятия (семинары) 13

4.5 Курсовой проект (курсовая работа) 13

4.6.Самостоятельное изучение разделов дисциплины.. 13

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 13

5.1.Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях. 13

6.ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ.. 13

6.1. Контрольные вопросы для подготовки к зачету. 13

6.2. Примерные тесты для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося. 14

7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 17

7.1. Основная литература. 17

7.2. Дополнительная литература. 17

7.3. Периодические издания. 19

7.4. Интернет-ресурсы.. 20

7.5.Методические указания к лабораторным занятиям.. 20

7.6. Методические указания к практическим занятиям.. 21

7.7. Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы 21

7.8. Программное обеспечение современных информационно-коммуникативных технологий 22

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 22

9. РЕЙТИНГ-ПЛАН дисциплины.. 23

 



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «Социологии» ставит своей целью формирование знаний теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, ее специфики, многообразия научных социологических направлений, школ, концепций, а также подготовку широко образованных, творчески и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем.

Для реализации данной цели в ходе изучения курса «Социологии» необходимо решить следующие задачи:

1) теоретический компонент:

– изучить объект и предмет социологической науки, ее место и роль в системе гуманитарного знания и обществоведческих дисциплин;

– получить представление об этапах развития социологического знания, основных направлениях, школах, концепциях социологической науки;

– владеть основными категориями и понятиями социологической науки;

– понять специфику социологического познания, получить представления о методологии социологического исследования;

2) познавательный компонент:

– изучить общество как социокультурную систему, этапы его культурно-исторического развития, механизмы и формы социальных изменений;

– получить представления о социальной структуре и социальных группах, типах стратификации, социальных институтах и организациях, социальной мобильности и т.д.;

– изучить социологическое понимание личности, понятия социализации и социального контроля; личности как субъекта социального действия и социального взаимодействия;

3) практический компонент:

– изучить процесс и методику эмпирических социологических исследований;

– приобрести навыки простейшего (пилотажного) эмпирического социологического исследования от создания программы до анализа, интерпретации и оценки данных;

– формировать и совершенствовать навыки участия в научных дискуссиях, индивидуальных и коллективных творческих проектах.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Изучение дисциплины «Социология» студентами очной формы осуществляется в

3. рамках гуманитарного, социального и экономического учебного цикла.

Изучение дисциплины базируется на знаниях, умениях и навыках, сформированных в

результате освоения студентами общеобразовательных дисциплин «История Отечества», «География», «Обществознание».

Одновременно с социологией студенты изучают «Историю», «Русский язык и культуру речи», «Правоведение». Изучение социологии предшествует изучению дисциплин «Философия», «Политология», «Экономика». Изучение дисциплины «Социология» предшествует изучению дисциплин «Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности», «Основы менеджмента».

Полученные знания, умения и навыки используются при прохождении преддипломной практики и в ходе выполнения выпускной квалификационной работы.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования к результатам освоения дисциплины:

Студент должен обладать следующими компетенциями:

– способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

Компоненты компетенции Формы и средства формирования
Знает основы профессиональной солидарности и корпоративности, понимание долга и чести Лекция. Самостоятельная работа, лабораторные работы, решение тестовых и кейс-заданий
Умеет решать производственные вопросы на профессиональном уровне, найти контакт со всеми членами коллектива Лабораторные работы, практические работы с использованием интерактивных форм работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий
Владеет знаниями профессиональной этики в объеме, позволяющем вести организационно-управленческую работу в коллективе на высоком современном уровне Лабораторные работы, практические работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий.

 

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНА (МОДУЛЯ)

4.1.Содержание разделов дисциплины

№ раздела Наименование раздела Содержание раздела Форма текущего контроля

 

1 2 3 4
1 Социология как интегративная наука в системе обществознания Определение социологии, ее объекта, предмета и метода. Место социологии в системе научного знания. Структура социологического знания и ее современные классификации. Уровни знания и отрасли социологии. ПР
2 Методология и методика социологических исследований История становления и развития социологии Социологическое исследование: понятие, виды. Подготовка эмпирического социологического исследования. Программа социологического исследования. Выборка и ее репрезентативность. Методы сбора информации. Анализ эмпирических данных. Понятие общества, его признаки и типология. Социальные изменения. Социальные взаимодействия и социальные отношения. Общество как социокультурный организм. ТД, Т
3 Общество как социокультурная система Понятие социальной структуры общества. Социальная структура как горизонтальный срез общества. Основные элементы социальной структуры: социальная общность, группа, профессиональный отряд, класс, слой. Социальные общности и группы. ПР, К,
4 Социальная структура Социально-классовое деление общества. Понятие социальной стратификации. Социальная стратификация как вертикальный срез общества. К
5 Социальная стратификация и мобильность Стратификационные модели общества. Социальная мобильность: виды, механизмы и каналы. Территориальное движение населения – миграция. ТД
6  Социальные институты и организации Понятие социального института. Институт Т как элемент социальной системы общества. Структура и функции социальных институтов. Содержание процесса институционализации. Противоречия и изменения в системе социальных институтов.  
7 Личность в социальной системе Типология социальных институтов, их иерархия. Семья как социальный институт. Человек как биосоциальная система. К Социологическое понимание личности: личность как социальный тип. Личность как деятельный субъект. Статусно-ролевая концепция личности. Социальная роль как динамическая характеристика статуса. Социальные типы личности и образ жизни. Социализация как социокультурный процесс. Социальный контроль и общественное мнение. Девиантное (отклоняющееся) поведение.  

 

В графе 4 приводятся планируемые формы текущего контроля: письменная работа (составление таблиц, схем) (ПР), терминологический диктант (ТД), коллоквиум (К), тестирование (Т) и т.д.

4.2.Структура дисциплины

заочная форма обучения

Вид работы

Трудоемкость, часов

1 семестр Всего
Общая трудоемкость 108 108
Аудиторная работа: 18 18
Лекции (Л) 6 6
Практические занятия (ПЗ) 2 2
Лабораторная работа (ЛБ) 2 2
КСР 8 8
Самостоятельная работа: 81 81
Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР) Расчетно-графическое задание (РГЗ) 26 26
Реферат (Р) Эссе (Э) 10 10
Самостоятельное изучение разделов 30 30
Контрольная работа (К)1    
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.) 15 15
Подготовка и сдача экзамена    
Вид итогового контроля: экзамен    

Лабораторные работы

№ занятия № раздела Тема Кол-во часов
1 2 Подготовка эмпирического социологического исследования. Разработка методологического раздела программы социологического исследования 2
2 2 Подготовка эмпирического социологического исследования. Разработка методического раздела программы социологического исследования. Составление анкеты. 2
3 2 Обработка и анализ эмпирических данных. Подготовка отчета. 2
    Итого: 6

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

5.1.Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Семестр Вид занятия Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
  Лекции Лекционные занятия с использованием презентаций, проблемные лекции. 12
  ПР Работа в малых группах, «мозговой штурм», дискуссии. 18

Итого:

30

Тест 1.

1. Предмету социологии более всего соответствует:

а) подготовка анкеты с целью выяснения проблем, с которыми сталкиваются студенты в вузе;

б) рассмотрение образцов взаимодействия между людьми во время официального приема;

в) исследование биологических корней агрессивности;

г) все перечисленные варианты верны.

2. К социологическим теориям среднего уровня (отраслевой социологии) не относится:

а) экономическая социология;

б) марксистская социология;

в) социология управления;

г) социология молодежи;

3. Выберите характеристику, которая не отражает принцип системности общества:

а) целостность и интегративность;

б) самодостаточность (способность к самовоспроизводству и саморазвитию);

в) динамичность;

г) тесная связь с природой.

4. Какое из определений роли соответствует ее социологическому пониманию?

а) роль – это ожидаемое поведение (образцы действий) личности в соответствии с занимаемым статусом;

б) роль – это способ поведения индивида в определенной ситуации;

в) роль – это «маска», за которой скрываются истинные намерения человека;

г) все перечисленные варианты верны.

5.Основная функция социальных институтов:

а) познавательная;

б) регулятивная;

в) интегративная;

г) коммуникативная.

6. Перемещение личности и социальных групп из одних слоев в другие, связанное с изменением статуса:

а) социальная мобильность;

б) социальная стратификация;

в) социальная адаптация;

г) социальная дифференциация.

7. Способ получения и построения научного знания о социальной реальности:

а) социологический принцип;

б) социологический метод;

в) социологический анализ;

г) анкета.

8. Представительная часть генеральной совокупности, воспроизводящая закон распределения признака в этой совокупности:

а) объект исследования;

б) предмет исследования;

в) выборка;

г) гипотеза.

Тест 2.

1. Объектом социологии является (выберите наиболее точное определение):

а) общество в целом;

б) природа;

в) и природа, и общество;

г) собственно социальная сфера (как часть общества).

2. К микросоциологии (эмпирическому уровню познания) относится:

а) методология социологического исследования;

б) теория конфликта;

в) теория социальной стратификации;

г) структурный функционализм.

3. Согласно теории Э. Дюркгейма под аномией понимается:

а) социальная амнезия;

б) социальное состояние, характеризуемое ослаблением или распадом норм;

в) процесс формирования социальных норм и ценностей;

г) процесс изменения социальных норм.

4. Социализация личности – это:

а) общение с окружающими;

б) изменение социального статуса;

в) процесс выделения человека из мира природы;

г) процесс усвоение социального опыта, накопленного человечеством

5. Совокупность социальных групп и общностей людей, всех связей и отношений, в которые вступают они между собой в процессе функционирования – это…

а) социальная структура общества;

б) социальная мобильность;

в) социальная политика;

г) социальная деятельность.

6. Любая социальная норма:

а) является обязательным правилом поведения б) обеспечивается силой государства;

в) регулирует общественные отношения;

г) выражается в официальной форме.

7. Эмпирический показатель ценностных ориентаций личности:

а) культура;

б) мнение;

в) деятельность;

г) степень обладания материальными благами. 8. Какое из исследований используется для предварительного обследования определенного процесса или явления?

а) описательное;

б) аналитическое;

в) пилотажное;

г) социометрическое.

Тест 3.

1. Социология – это отрасль знания:

а) теоретическая;

б) эмпирическая;

в) прикладная;

г) она объединяет в себе все названные аспекты знания.

2. К макросоциологии (общесоциологическим теориям) относится:

а) социология личности

б) этнометодология;

в) социология политики.

г) понимающая социология.

3. Научного направление, приверженцем и основоположником которого был О. Конт:

а) понимающая социология;

б) позитивизм;

в) неопозитивизм;

г) органическая теория общества.

4. Этим понятием в социологии обозначается совокупность прав и обязанностей, а также положение личности в социальной иерархии:

а) социальный статус;

б) социальная роль;

в) социализация;

г) диспозиция.

5. Основные социальные институты – это:

а) социальные классы (страты), группы и общности;

б) экономические, политические, духовные, семейно-брачные формы отношений;

в) институт президентства;

г) все перечисленное выше.

6. В социальной структуре современных экономически развитых стран этот слой по общему признанию является гарантом социальной стабильности:

а) экономическая элита;

б) политическая элита;

в) средний слой;

г) маргинализированный слой.

7. Специальными социологическими методами исследования являются:

а) наблюдение, эксперимент;

б) моделирование, прогнозирование;

в) анкетирование, контент-анализ;

г) дедукция, индукция.

8. Совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в рамках программы социологического исследования:

а) генеральная совокупность;

б) выборочная совокупность;

в) универсальная совокупность;

г) нет верного ответа.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

7.1. Основная литература

1. Волков Ю.Г. Социология: Учебник / Ю.Г. Волков; под ред. В.И. Добренькова. – 5-е изд. – М.: ИТК «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука Спектр, 2011. – 384 с.

2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: учебное пособие / И.Ф. Девятко. – 6-е изд. – М.: КДУ, 2010. – 296 с.

3. Кравченко А.И. Социология: учебник для бакалавров / А.И. Кравченко.– 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2013.– 525 с.

4. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 3-е изд., перераб. и доп.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 448 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»). (См. также изд. 2008 г.)

5. Социология: Учебник для студентов вузов / Под ред. В.К. Батурина. – 4-е изд., перераб. и доп.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 487 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

7.2. Дополнительная литература

1. Анурин В.Ф. Социология: учебник для вузов / В.Ф. Анурин, А.И. Кравченко. – СПб., Питер, 2011. – 432 с.

2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли: Пер. с фр. – М., 1993 (М.: Директ-Медиа, 2007. – 1366 с.)

3. Багдасарьян Н.Г. Социология: учебник / Н.Г. Багдасарьян, М.А. Козлова, Н.Р. Шушанян; под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Изд-во Юрайт, 2010. – 588 с.

4. Белановский С.А. Метод фокус-групп. – М.: Изд-во Магистр, 1996. – 543 с.

5. Бергер П. Приглашение в социологию: Пер. с англ. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 333 с.

6. Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.А.

Шматко. M.: Socio-Logos, 1993.

7. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. – СПб., 2001.

8. Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология ХХI века. – М., 2003. 9. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

10. Вебер М. Основные социологические понятия / Вебер М. Избранные произведения. – М.:Директ-Медиа, 2010. – 85 с.

11. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. (М.: Директ-Медиа, 2010. – 561 с.)

12. Вебер М. Социальные причины падения античной культуры. – М.: Директ-Медиа, 2010.

13. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

14. Гидденс Э. Устроение общества. – М., 2003.

15. Горшков М.К. Прикладная социология: методология и методы: уч. пособие / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. – М.: Альфа-М, 2009. – 416 с.

16. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: учебное пособие / А.Б. Гофман. – 9-е изд. – М.: КДУ, 2008. – 240 с.

17. Добреньков В. И. Социология: учебник / В.И. Добреньков. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 624 с.

18. Добреньков, В.И., Кравченко, А.И. Методы социологических исследований / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 768 с.

19. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд: Пер. с фр. – М., 1994. (М.: ДиректМедиа, 2007. – 744 с.)

20. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод и назначение: Пер. с фр. / История

21. Екадумова И.И. Социология: ответы на экзаменационные вопросы / И.И. Екадумова, М.Н. Мазаник. – 2-е изд., доп. – Минск: Тетра Системс, 2011. – 160 с.

22. Елсуков А.Н. Социология. Краткий курс. – 4-е изд. – Минск: Тетра Системс, 2010. – 128 с.

23. Жоль К.К. Социология (в систематическом изложении). Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 433 с.

24. Зритнева Е.И. Социология семьи: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 020300 «Социология» / Е.И. Зритнева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 150 с.

25. Капитонов Э.А. Социология XX века. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1996 г.– 512 с.

26. Козырев Г.И. Социология: 100 вопросов – 100 ответов / Г.И. Козырев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 190 с.

27. Козырев Г.И. Социология: учебное пособие / Г.И. Козырев. – М., Форум, 2010. – 320 с.

28. Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах: учебное пособие / А.И. Кравченко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 240 с.

29. Кравченко А.И. Социология: учебник / А.И. Кравченко.– М.: Изд-во Юрайт, 2011.– 523 с.

30. Кравченко А.И. Социология: учебник. – М.: Проспект, 2010. – 544 с.

31. Кузнецов В.Н. Социология идеологии: учебное пособие / В.Н. Кузнецов. – М.: КДУ, 2009. – 380 с.

32. Кухарчук Д.В. Социология: конспект лекций / Д.В. Кухарчук. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 192 с.

33. Лавриненко В.Н. Социология / В.Н. Лавриненко, О.А. Останина, Л.М. Путилова. 4-е изд. – М., Проспект, 2011. – 480 с.

34. Лавриненко В.Н. Социология: конспект лекций: учебное пособие. – М., Проспект, 2011. – 328 с.

35. Лукман Н. Общество как социальная система / Пер. с нем. А. Антоновский. – М., 2004.

36. Лукман Т., Бергер П. Социальное конструирование реальности. – М.: Директ-Медиа,2007. – 453 с.

37. Маркузе Г. Одномерный человек / Пер. с англ. А.А. Юдина. – М., 2003.

38. Мирошниченко И.В. Социология. Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2009. – 128 с. 39. Назаренко С.В. Социология: учебное пособие / С.В. Назаренко. – СПб., Питер, 2009.

40. Нартов Н.А., Бельский В.Ю. Социология. Учебник / Под ред. В.И. Староверова. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 512 с.

41. Общая социология: учебное пособие / под ред. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2009.

42. Осипов Г.В. Социология. Основы общей теории / Г.В. Осипов, Л.Н. Московичев, Л.Н. Кабыща. – М., Норма, 2009. – 912 с.

43. Парсонс Т. О структуре социального действия. – М., 2002 (М.: Директ-Медиа, 2007. 1246 с.)

44. Парсонс Т. Система современных обществ. – М., 1998 (М.: Директ-Медиа, 2007. – 380 с.)

45. Ритерман Т.П. Социология. Полный курс. – Екатеринбург. – М.: У-Фактория; АСТ, 2009. – 96 с.

46. Соколов С.В. Социология / С.В. Соколов. – М., Форум, 2010. – 400 с.

47. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. / Общ. ред., сост. предисл. А.Ю. Согомонов; пер. с англ. – М.: Политиздат, 1992.

48. Сорокин П.А. Интегрализм – моя философия. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 19 с. 49. Сорокин П.А. Общая социология. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 566 с.

50. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. – М., 1994 (М.:Директ-Медиа, 2007. – 539 с.)

51. Сорокин П.А. Революция и социология. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 218 с.

52. Сорокин П.А. Система социологии: В 2 т. – М., 1993 (М.: Директ-Медиа, 2007. – 2046 с.)

53. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / П.А. Сорокин; пер. с англ., коммент. и вст. статья В.В. Сапова. – М. – Астрель, 2006. – 1176 с.

54. Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность. – М.: Директ-Медиа, 2007. 55. Сорокин П.А. Социокультурная динамика. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 344 с.

56. Сорокин П.А. Человек и общество в бедствии. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 670 с. 57. социологии в памятниках. – М., 1995. (М.: Директ-Медиа, 2007. – 553 с.)

58. Социология. Основы общей теории: учебное пособие / Под общ. ред. А.Ю. Мягкова. – 5-е изд. – М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2011. – 256 с.

59. Теннис Ф. Общество и общность. Основные понятия чистой социологии. – СПб., 2002.

60. Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. – М.: Книжный дом «Университет», 2008. – Ч. 1. – 432 с.; Ч. 2. 424 с. (См. также изд. 2002 г.)

61. Тернер Р. Структура социологической теории. М., 1990.

62. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек / Ж.Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 63. Троцук И.В. Качественное социологическое исследование: предпосылки и логика

проведения: Конспект лекций. – М.: РУДН. – 2008. – 116 с.

64. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Под ред. Е.Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 400 с.

65. Фролов С.С. Общая социология: учебник / С.С Фролов. – М.: Проспект, 2011. – 384 с.(См. также изд. 2010 г.)

66. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. Пер. с нем. – М., 2002.

67. Шафранов – Куцев Г.Ф. Социология: курс лекций. Учебное пособие. – М.: Логос, 2008.

68. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с польск. В.А. Ядова. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 828 с.

69. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социологической реальности: учебное пособие / В.А. Ядов. – М., Омега-Л, 2011. – 567 с.

7.3. Периодические издания

· Вестник Института социологии.

· Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология.

· Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. «Философия. Политология. Социология. Психология. Международные отношения».

· Журнал социологии и социальной антропологии.

· Личность. Культура. Общество.

· Общественные науки и современность.

· СОТИС – социальные технологии, исследования.

· Социальная политика и социология.

· Социально-гуманитарные знания.

· Социальное партнерство.

· Социологический журнал.

· Социологическое обозрение.

· Социология власти.

· Социология образования.

· Социология.

· Социология: теория, методы, маркетинг.

· СОЦИС – социологические исследования.

· Социум и власть.

· Экономика и управление (Изд. БАГСУ при Президенте РБ <URL: http://www.bagsurb.ru/journal/>)

Интернет-ресурсы

http://www.socionet.ru

http://www.socionet.narod.ru

http://www.nir.ru

http://www.isn.ru/sociology.shtml

http://www.edu.ru

http://www.ecsocman.hse.ru

http://www.humanities.edu.ru

http://window.edu.ru

http://www.sociology2015.ru

http://www.elibrary.ru

http://www.gumfak.ru

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks

http://www.sociology.extrim.ru

http://www.isras.ru

http://www.isras.ru/socis.html

http://www.isras.ru/Sociologicalmagazine.html

http://www.isprras.ru

http://www.fom.ru

http://www.wciom.ru

http://www.mercator.ru

http://www.socio.msu.ru

http://www.soc.spbu.ru (http://www.soc.spbu.ru:8101/publications/jssa)

http://www.eu.spb.ru/socio/index.htm.

19. Федеральная служба государственной статистики (Росстат): http://www.gks.ru Россия в http://www.bashstat.gks.ru

http://www.demographia.ru

http://www.demoscope.ru/weekly/proekt.php

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1) компьютер;

2) проектор;

3) экран.


9. РЕЙТИНГ-ПЛАН дисциплины

«Социология»

Направление подготовки 38.03.04. «Государственное и муниципальное управление»                    2015 /2016 уч.год

______________

Видыучебной деятельности студентов

Баллза конкретное задание


Число заданий за семестр

Баллы

Минимальный Максимальный Модуль I. Основы теоретической и прикладной социологии     Текущий контроль     20 1. Аудиторная работа 1-2 4 2 8 2. Выступление с докладом 2-3 2 4 6 3. Письменная работа 2-3 2 4 6 Рубежный контроль     15 1.Контрольная работа 3-5 1 3 5 2. Тестовый контроль 3-5 1 3 5 3. Программа социо-логического исследования 3-5 1 3 5 Модуль II. Социальная структура. Институциональная организация общества     Текущий контроль     20 1. Аудиторная работа 1-2 4 2 8 2. Выступление с докладом 2-3 2 4 6 3. Письменная работа 2-3 2 4 6 Рубежный контроль     15 1.Контрольная работа 3-5 1 3 5 2. Тестовый контроль 3-5 1 3 5 3. Выполнение рефератов / эссе 3-5 1 3 5 Поощрительные баллы     1.Выполнение творческих заданий / участие в НИРС - - - 10 Посещаемость (баллы вычитаются из общей суммы набранных баллов)     1. Посещение лекционных занятий 25 % пропусков (2 занятия) – 1 балл, 50% пропусков (4 занятия) -4; 75% (7 занятий) – 6. 100% пропусков – не допускается к зачету.   0 –6 2. Посещение семинарских занятий 20 % пропусков (2 занятия) – 1 балл, 40% пропусков (4 занятия) -5 баллов, 50% пропусков (5 занятия) – 7; 75% (7 занятий) – 10 баллов. Более 75% пропусков – не допускается к зачету.   0 –10 Итоговый контроль         Экзамен     1 30 ВСЕГО:       100 (110)

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель методической комиссии факультета протокол от 31 августа 2015 г. № 1

    доцент, к.и.н.             (подпись)     М.Л. Мусорина    (И.О. Фамилия)

 

 

Бирск 2015

 



Содержание

 

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 3

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО.. 3

3.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 3

4. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНА (МОДУЛЯ) 11

4.1.Содержание разделов дисциплины.. 11

4.2.Объем дисциплины и виды учебной работы.. 12

4.3 Лабораторные работы.. 12

4.4 Практические занятия (семинары) 13

4.5 Курсовой проект (курсовая работа) 13

4.6.Самостоятельное изучение разделов дисциплины.. 13

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 13

5.1.Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях. 13

6.ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ.. 13

6.1. Контрольные вопросы для подготовки к зачету. 13

6.2. Примерные тесты для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося. 14

7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 17

7.1. Основная литература. 17

7.2. Дополнительная литература. 17

7.3. Периодические издания. 19

7.4. Интернет-ресурсы.. 20

7.5.Методические указания к лабораторным занятиям.. 20

7.6. Методические указания к практическим занятиям.. 21

7.7. Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы 21

7.8. Программное обеспечение современных информационно-коммуникативных технологий 22

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 22

9. РЕЙТИНГ-ПЛАН дисциплины.. 23

 



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «Социологии» ставит своей целью формирование знаний теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, ее специфики, многообразия научных социологических направлений, школ, концепций, а также подготовку широко образованных, творчески и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем.

Для реализации данной цели в ходе изучения курса «Социологии» необходимо решить следующие задачи:

1) теоретический компонент:

– изучить объект и предмет социологической науки, ее место и роль в системе гуманитарного знания и обществоведческих дисциплин;

– получить представление об этапах развития социологического знания, основных направлениях, школах, концепциях социологической науки;

– владеть основными категориями и понятиями социологической науки;

– понять специфику социологического познания, получить представления о методологии социологического исследования;

2) познавательный компонент:

– изучить общество как социокультурную систему, этапы его культурно-исторического развития, механизмы и формы социальных изменений;

– получить представления о социальной структуре и социальных группах, типах стратификации, социальных институтах и организациях, социальной мобильности и т.д.;

– изучить социологическое понимание личности, понятия социализации и социального контроля; личности как субъекта социального действия и социального взаимодействия;

3) практический компонент:

– изучить процесс и методику эмпирических социологических исследований;

– приобрести навыки простейшего (пилотажного) эмпирического социологического исследования от создания программы до анализа, интерпретации и оценки данных;

– формировать и совершенствовать навыки участия в научных дискуссиях, индивидуальных и коллективных творческих проектах.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Изучение дисциплины «Социология» студентами очной формы осуществляется в

3. рамках гуманитарного, социального и экономического учебного цикла.

Изучение дисциплины базируется на знаниях, умениях и навыках, сформированных в

результате освоения студентами общеобразовательных дисциплин «История Отечества», «География», «Обществознание».

Одновременно с социологией студенты изучают «Историю», «Русский язык и культуру речи», «Правоведение». Изучение социологии предшествует изучению дисциплин «Философия», «Политология», «Экономика». Изучение дисциплины «Социология» предшествует изучению дисциплин «Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности», «Основы менеджмента».

Полученные знания, умения и навыки используются при прохождении преддипломной практики и в ходе выполнения выпускной квалификационной работы.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования к результатам освоения дисциплины:

Студент должен обладать следующими компетенциями:

– способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

Компоненты компетенции Формы и средства формирования
Знает основы профессиональной солидарности и корпоративности, понимание долга и чести Лекция. Самостоятельная работа, лабораторные работы, решение тестовых и кейс-заданий
Умеет решать производственные вопросы на профессиональном уровне, найти контакт со всеми членами коллектива Лабораторные работы, практические работы с использованием интерактивных форм работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий
Владеет знаниями профессиональной этики в объеме, позволяющем вести организационно-управленческую работу в коллективе на высоком современном уровне Лабораторные работы, практические работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий.

 

Оценка уровней освоения компетенций

 

Уровни освоения компетенции Знает Умеет Владеет Средства оценивания
Пороговый уровень основы профессиональной солидарности решать производственные вопросы в коллективе знаниями профессиональной этики Тесты: №№…, практические работы, кейс-задания №№…, экзамен
Средний уровень основы профессиональной солидарности и корпоративности решать производственные вопросы на профессиональном уровне знаниями профессиональной этики, основами общения Тесты: №№…, практические работы, кейс-задания №№…, коллоквиум, экзамен
Продвинутый уровень основы профессиональной солидарности и корпоративности, понимание долга и чести решать производственные вопросы на профессиональном уровне, найти контакт со всеми членами коллектива знаниями профессиональной этики в объеме, позволяющем вести организационно-управленческую работу в коллективе на высоком современном уровне Тесты: №№…, кейс-задания №№…, практические работы, коллоквиум, экзамен.

– способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

Компоненты компетенции Формы и средства формирования
Знает Волевые качества личности, пути повышения своей квалификации, методы самосовершенствования Лекция. Самостоятельная работа, лабораторные работы, решение тестовых и кейс-заданий
Умеет Применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, анализировать и обобщать полученные результаты, самостоятельно расширять и углублять знания, стремиться к саморазвитию Лабораторные работы, практические работы с использованием интерактивных форм работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий
Владеет Приемами развития памяти, мышления, анализа и обобщения информации, навыками профессионального мышления, развитой мотивацией к саморазвитию с целью повышения квалификации и профессионального мастерства, навыками выражения своих мыслей и мнений в межличностном и деловом общении, навыками эффективного взаимодействия в сложных ситуациях человеческих отношений Лабораторные работы, практические работы. Самостоятельная работа, решение тестовых и кейс-заданий.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 367.