Психологические особенности массовой аудитории и инструменты воздействия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Во время ведения темы, изложения материала, необходимо управлять вниманием аудитории. Для этого следует учитывать некоторые психологические особенности массовой аудитории, ее отличие от индивидуального общения с глазу на глаз или беседы, где количество участников невелико.

 Внимание аудитории устает, снижается каждые 15 минут. Поэтому необходимо чередовать различные инструменты воздействия

В частности, чередовать обращение к рациональному мышлению и обращение к эмоциональной сфере. Например, краткий итог может быть обращен к эмоциональной сфере, если он содержит определенный призыв к действиям. А вот аргументация – это обычно обращение к рациональному мышлению, если, конечно это не такая аргументация, которая не принимается аудиторией и вызывает у нее протест.

Против усталости внимания можно предложить прием навязывания ритма и прием акцентировки внимания. Прием навязывания ритма состоит в том, что выступающий меняет ритм речи, выразительность, говорит то нейтрально, то с «нажимом», и таким образом ликвидирует монотонность звучания.

Прием акцентировки внимания, который также разбивает монотонность речи и заостряет внимание в нужных моментах, достигается употреблением особых конструкций речи, например «Хочу особо подчеркнуть…», «Очень важным моментом является…», «Прошу отметить, это важно …» и интонационным их выделением.

Следующая особенность аудитории связана с тем, что восприятие каждого человека, сидящего в большой комнате, зале, аудитории, менее сконцентрировано, чем в межличностном общении с глазу на глаз.

Поэтому деление потока речи должно быть более простым в большой аудитории, часть фразы от паузы до паузы должна быть довольно короткой и содержать не более 5 – 7 так называемых ударных слов.

В русском языке ударные слова – это:

- существительные;

- глаголы;

- отглагольные формы;

- прилагательные;

- наречия.

Безударные слова:

- предлоги;

- союзы;

- частицы.

Местоимения могут быть как ударными, так и безударными в зависимости от той роли, которую они играют в предложении. Если местоимение выполняет роль подлежащего, дополнения, определения – оно будет ударным.

В общем случае количество ударных слов у выступающего от паузы до паузы должно быть не более 5-7 для наилучшего восприятия.

Для того, чтобы лучше воздействовать на аудиторию, учитывая особенности ее восприятия, надо быть принятым и понятым ею. Для этого нужна адаптация выступающего к ожиданиям аудитории.

Ожидания аудитории предполагают несколько аспектов:

это во-первых, ожидания того, что выступление будет соответствовать национальной культуре общения,

во-вторых, что оно будет соответствовать социальной культуре общения,

и в-третьих – соответствие профессиональной культуре общения.

В любом случае, для того, чтобы аудитория приняла выступающего, его речь и манера выступления не должны вызывать протест. Конечно, исключением могут быть те случаи, когда ставится особая задача нарочно эпатировать аудиторию, специально вызвать шквал негативных эмоций. Но это довольно редкие ситуации, а в большинстве случаев ставится задача быть понятым и принятым.

Например, в случае выступления перед русской аудиторией человека, который долго жил и работал в Соединенных штатах, могут вызвать неприятие некоторые жесты, которые будут восприниматься как недопустимые в официальной обстановке. В частности, держать одну руку в кармане не принято в русской культуре при официальном характере выступления, а в американской культуре этот жест приемлем.

Поэтому выступления перед любой иностранной аудиторией требуют особой подготовки – изучения национальных особенностей общения, традиций, специфики жестов, привычек популярных ораторов и проч.

Соответствие выступающего социальной культуре общения предполагает учет особенностей аудитории с точки зрения возраста, уровня образования большинства, социального статуса, социального круга. Словарь выступающего должен соответствовать словарю слушающих, и если он не полностью совпадает, то хотя бы должен быть понятным аудитории.

Профессиональная культура общения также накладывает свои требования. Применяемые термины, темп и ритм речи, интонационная выразительность – все эти составляющие имеют большое значение. Применяемые термины должны одинаково расшифровываться как выступающим, так и аудиторией, чтобы не получилось, как в одном реально произошедшем случае.

Дело происходило в то время, когда мобильная связь только начинала распространяться. Представитель фирмы - оператора мобильной связи пришел выступить перед руководителями организации, имеющей дело с водоканалами. Для этой аудитории понятие канала было жестко связано с каналами, заполненными водой. А для связиста, который выступал перед ними, каналы - это, конечно, телефонные каналы, даже и уточнять как-то в голову не пришло. Выступление было привычным, специально для данной аудитории не готовилось, да и цель выступления четко не прозвучала, была несколько смазана, так как выступающий считал ее очевидной. И вот по недоумению аудитории и одному странному вопросу выступающему стало ясно, что часть аудитории думает о каналах, заполненных водой. Это, конечно, провал выступления, по крайней мере провал его начала, свидетельство плохой подготовки и невнимание к профессиональным особенностям аудитории.

Кроме того, есть профессионализм выступления перед аудиторией, близкий к особенностям сценического выступления. Это внешний вид, производящий хорошее впечатление, это речь, которая должна подчиняться особым сценическим правилам, то есть быть интонационно выразительной, включать глазной контакт. Это определенные жесты, которые также должны присутствовать в нужном количестве. Все вместе создает убедительность выступления.

 Инструментами непосредственного общения, которыми обязательно нужно пользоваться в процессе выступления, являются: внешний вид и жесты, используемая мимика, применяемая интонация, звучность голоса, темп речи и его изменение, позы выступающего.

 

Типы аудитории

Можно выделить несколько типов аудитории в зависимости от применяемых критериев разделения. Рассмотрим, к примеру, одну из наиболее популярных типологий, принадлежащую И.А. Стернину [Стернин, И.А. Социальные факторы и развитие современного русского языка / И.А. Стернин // Теоретическая и прикладная лингвистика. - Вып. 2. Язык и социальная среда. - Воронеж, 2000, с. 234 - 249].. 

Она предполагает выделение типов аудитории по следующим основаниям:

· по возрасту (детская, молодежная, среднего и старшего возраста);

· по отношению к оратору (благожелательная / равнодушная / неблагожелательная);

· по уровню подготовленности (хорошо подготовленная / подготовленная / малоподготовленная);

· по уровню образованности (высокообразованная / малообразованная);

· по профессиональному признаку (представители точных наук / гуманитарии / учащиеся / рабочие);

· по размеру (большая (более 30 человек) / небольшая);

· по степени однородности (однородная / разнородная);

Для каждого типа аудитории – свои наиболее эффективные способы выступления
· по типу психики (ригидная (не склонная менять своих мнений) / гибкая аудитория);

· по гендерному признаку (мужская / женская аудитория);

· по национальному признаку (однородный / неоднородный национальный состав);

· по уровню понимания (слушатели, воспринимающие без понимания / понимающие тему и предмет сообщения / вникающие в содержание и овладевающие им);

· по отношению к воспринимаемой информации (конструктивные / конфликтные / соглашатели / инфантильные).

Для каждого типа аудитории существуют свои рекомендации по наиболее эффективным способам выступления.

 Наиболее важные для деловых коммуникаций типы аудитории:

· по отношению к воспринимаемой информации (конструктивные / конфликтные / соглашатели);

· по степени однородности (разнородная/ однородная );

· по размеру ( небольшая/ большая/ толпа);

· по уровню подготовленности (хорошо подготовленная / подготовленная / малоподготовленная)

Конструктивный тип. У слушателей этой группы ценностные ориентиры совпадают с теми, которые предлагает оратор. Этих людей не надо дополнительно заинтересовывать. Если таких слушателей большинство, выступать нужно коротко и по существу, раскрывать только суть предлагаемого, не повторять общеизвестного. Это исключительно деловое сообщение. При этом совсем не обязательно, чтобы слушатели были постоянными партнерами оратора. Например, представители двух фирм, обычно конкурирующих, могут оказаться единомышленниками при решении какого-то конкретного вопроса.

Конфликтные. Это люди, не разделяющие взглядов оратора, его противники. В данной аудитории выступающему необходимо понимать причину такой конфликтности: люди ориентируются на другие ценности, отстаивают другую точку зрения или не принимают выступающего как личность и будут возражать независимо от того, что он говорит. В первом случае с помощью ораторских предосторожностей и весомой аргументации можно попытаться воздействовать на аудиторию и склонить ее к пониманию своей идеи. Во втором же случае надо решить вопрос – удастся ли достичь цели выступления? Может быть, есть смысл отказаться от выступления? Может быть, есть необходимость управлять уже существующим конфликтом, тогда надо готовиться, как к переговорам (глава 5) и использовать принципы конструктивных коммуникаций (раздел 2.2).

Соглашатели. Это люди, у которых пока нет своего мнения по обсуждаемой проблеме. Это аудитория соглашательская, и здесь тоже необходимо оценить причины такого состояния слушателей. Возможно, это люди без сформировавшегося мнения, которые с интересом выслушают и примут любое аргументированное положение. Но чаще всего это слушатели, которые не имеют по данному вопросу своего мнения потому, что у них нет достаточных знаний в этой области. Стоит помнить, что каждый может выступать в роли соглашателя в тех случаях, когда не имеет в силу слабой компетентности собственной позиции: например, когда непрофессионал слушает экономистов, спорящих об особенностях той или иной программы выхода из кризиса, или юристов, обсуждающих преимущества или недостатки очередного закона. Ни один человек не может быть одинаково компетентен во всех вопросах, но, если общий культурный уровень у него достаточно высок, он не последует за первым попавшимся красноречивым оратором, а определит, отвечает ли точка зрения выступающего его собственным ценностям и ориентирам.

Разнородная аудитория включает разных по уровню, возрасту, профессиональной подготовке, образованию людей. При выступлении в разнородной аудитории необходимо ориентироваться на более слабых слушателей. Сложные проблемы затрагивать только при необходимости, и так, чтобы спровоцировать вопросы от слушателей-специалистов. Конкретные вопросы можно в дальнейшем осветить более подробно.

Однородная аудитория считается более удобной и легкой для выступления, так как выступающему проще понять ее особенности.

Большая аудитория охотнее верит оратору, поскольку один человек лучше поддержит предложение всей аудитории, чем выступит против. Главное в большой аудитории – хорошее начало. Там сильнее действует механизм заражения (группового отзеркаливания), поэтому если вы убедили нескольких, то они убедят остальных. В большой аудитории всегда царит несколько приподнятое настроение, поэтому она обычно не настроена критически по отношению к оратору и его идеям. Реакции такой аудитории интенсивнее и эмоциональнее.

 В большой аудитории надо говорить проще и короче, выступающего должно быть хорошо видно, эмоциональность выступления - выше средней; предлагать просто и четко сформулированные решения; не нужна тщательная аргументация.

В небольшой аудитории более вероятен критический настрой к оратору, который может проявляться в течение всего выступления. Рекомендации к выступлению в небольшой аудитории: выступление должно напоминать беседу, для этого использовать близкий к разговорному стиль общения; эмоциональность выступления должна быть умеренной; можно приглашать аудиторию к размышлению; аргументировать свои идеи необходимо тщательно и подробно.

Толпа имеет свои особенности. При большом скоплении людей, например, на митингах, на стадионах, на улицах во время каких-либо мероприятий особенности каждого человека нивелируются.

 В толпе люди объединяются только эмоциональным состоянием

Все аналитические способности вытеснены эмоциями. Здесь важен общий пафос выступления в соответствии с настроением толпы.

Сцепление логических рассуждений совершенно непонятно толпе, вот почему нам и дозволяется говорить, что толпа не рассуждает или рассуждает ложно и не подчиняется влиянию рассуждений. Не раз приходится удивляться, как плохи в чтении речи, имевшие огромное влияние на толпу, слушавшую их. Не следует, однако, забывать, что эти речи предназначались именно для того, чтобы увлечь толпу, а не для того, чтобы их читали философы. …Обладая преувеличенными чувствами, толпа способна подчиняться влиянию только таких же преувеличенных чувств. Оратор, желающий увлечь ее, должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями - вот способы аргументации, хорошо известные всем ораторам публичных собраний. Толпа желает видеть и в своих героях такое же преувеличение чувств; их кажущиеся качества и добродетели всегда должны быть увеличены в размерах. Г.Лебон "Психология народов и масс", М.: АСТ, 2000  


Хорошо подготовленная а удитория – обычно это слушатели, имеющие высшее и среднеспециальное образование, характеризующиеся достаточным жизненным и социальным опытом, имеющие внутренние мотивы к познанию окружающего мира.

 В хорошо подготовленной аудитории: акцентировать внимание на том новом, что аудитория узнает из выступления; придерживаться высокого темпа речи; убеждать аудиторию логически, рационально.

В такой аудитории эмоции надо использовать только для разрядки напряжения, а не для ее убеждения; необходимо назвать различные подходы к проблеме и предложить свое решение по спорным проблемам; изложение строить системно, на позитивных фактах, не злоупотреблять негативными; упоминать известных ученых, их мнения и заслуги; не подсказывать простые выводы аудитории, аудитория сделает их сама.

Подготовленная аудитория – это обычно люди, имеющие образование, но не обладающие большим жизненным и социальным опытом, характеризуется осознанным интересом к познанию. Требования к выступлению в подготовленной аудитории: использовать больше эмоциональности; приводить конкретные доводы, а не абстрактные рассуждения; делать для аудитории практические выводы; свои рассуждения сопровождать примерами и иллюстрациями, подтверждающими выводы.

Нередко возникает ситуация, когда предварительная оценка аудитории, сделанная выступающим, например, знания большинства присутствующих в определенной области, оказывается неверной. Подготовленный план выступления терпит провал, так как вместо устойчивого внимания слушатели демонстрируют недоумение. Тогда нужно срочно перестраиваться, найти такой аспект преподнесения материала, который заинтересует именно эту аудиторию. Возможно, придется сделать дополнительное введение в тему.

Пример такого выступления приводит Баева О.А. ( Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение). Выпускница академии искусств подготовила выступление на тему «Творчество Сальвадора Дали». Выступать предстояло в молодежной аудитории. Будущий оратор готовила свое выступление, предполагая, что имя этого художника известно, популярно, но об особенностях его творчества знают не все, и поэтому эта тема способна вызвать интерес у молодежи.

Когда выступление уже началось, на экране появлялись одна за другой репродукции картин, оказалось, что большинство собравшихся испытывают чувство недоумения. Об этом говорили выражения их лиц, смешки, шум, возникший в аудитории. Стало понятно, что собравшиеся о Сальвадоре Дали и не слышали, то есть аудитория оказалась совершенно не подготовленной.

Пришлось срочно перестраиваться, чтобы не провалить выступление. Вот что рассказала в этой ситуации выступающая: «Обычно кажется, что неизвестное и загадочное находится где-то далеко от нас. Но все ли нам известно даже о самих себе? Бывает, под впечатлением от необычного сна задумываешься о тем, почему это приснилось и что это может означать. обычно никаких разумных объяснений не находится, и не удивительно: во сне разум отключается и работает подсознание. За редким исключением мы забываем удивительные картины снов и, уж конечно, не можем их никому показать. Но есть мастер, который смог сделать образы нашего подсознания. Имя этого художника – Сальвадор Дали». Слушатели заинтересовались, так как речь зашла о том, что близко каждому. А найти к ним подход помогло нахождение общей области в двух образных цепочках:

- художники – Сальвадор Дали – изображение картин подсознания;

- загадочные явления нашей психики – сны – личные сновидения каждого - образы и чувства внутри сознания слушающих.

В результате был получен доступ к тем образам и чувствам внутри сознания слушающих, которые нужны выступающей, которые привели к проявлению интереса, то есть именно к той реакции, которая ожидалась. В результате состоявшееся выступление было в целом удачным. Оно позволило слушающим увидеть неожиданный ракурс проблемы, услышать интересные для себя вещи.

 


Дата: 2019-02-02, просмотров: 252.