Лекция 1. Английская журналистика Просвещения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эпоха Просвещения стала поворотным этапом в истории европейской цивилизации. Европа сделала решительный шаг к переходу к новым экономическим, социально-политическим и идеологическим формам. Расцвет журнальной периодики в Европе – роль печатного слова в формировании общественного мнения возросла многократно. Эпоха персонального журнализма. Писатели и философы часто обращались к созданию журналов для пропаганды собственных взглядов. Журналы, как концептуальные периодические издания, стали одним из основных коммуникационных каналов для распространения просветительских идей на широкую читательскую аудиторию. Язык просветительских изданий отличался простотой и ясностью, чтобы быть понятным и доходчивым максимально большему числу читателей. Задача просветительской журналистики исправлять нравы общества посредством просвещения и развлечения.

В 1701 году Даниэль Дефо написал стихотворение «Чистокровный англичанин» высмеивал выдумки о расовом превосходстве, в 1702 году – «Кратчайший способ расправы с диссидентами». Памфлет был направлен против религиозных преследований со стороны англиканской церкви. Суд над памфлетистом, публичное сожжение обнаруженных экземпляров, штраф и троекратное выставление к позорному столбу Дефо удалось превратить гражданскую казнь в собственный триумф. В тюрьме Дефо написал «Гимн позорному столбу». После выхода из заключения Дефо становится независимым журналистом и становится редактором «Review» «Обозрения».

В английской просветительской журналистике выделились два подхода к исправлению нравов – нравоучительная журналистика Джозефа Аддисона и Ричарда Стиля и едкая сатира Джонатана Свифта.

Свифт оставил яркий след в истории английской журналистики и публицистики. Памфлет был излюбленным жанром Свифта. Он никогда не подписывал свои публицистические произведения, мистифицируя читателей вымышленными именами и поднимая злободневные вопросы, которые органично вписывались в контекст основных проблем английского и европейского Просвещения. В 1696-1697 гг. Свифт написал «Сказку бочки», один из самых блестящих памфлетов. В нем дается тонкая и злая пародия на Реформацию и на различные направления внутри христианского вероучения, отразившая реакцию Свифта на события английской революции и на деятельность пуритан. В 1709-1710 годах он стал редактором еженедельника «The Examiner» «Исследователь». В этой газете Свифт опубликовал целый ряд памфлетов, статей и стихотворений. Самое известное произведение Свифта роман «Путешествия Гулливера», в котором он поднимает бесконечное множество проблем — от государственного устройства Британии до нравов ученого мира и духовного облика человека. В серии памфлетов «Бумаги Бикерстафа Свифту удалось создать запоминающуюся комическую маску Исаака Бикерстафа, имя которого стало нарицательным.

Ричард Стиль, бывший в ту пору редактором официальной газеты, решил использовать созданную Свифтом маску для издания нового журнала в 1709 году. Журнал Стиля «The Tatler» «Болтун» имел подзаголовок «Болтун Исаака Бикерстафа» и ему суждено было положить начало европейской нравоучительной журналистике. Точно выдерживаемая программа издания завоевали английского читателя. В 1710 году издательским проектом своего друга заинтересовался Джозеф Аддисон. Он стал присылать в журнал свои статьи и эссе. С приходом Аддисона качество журнальных публикаций возросло, многие его эссе до сих пор переиздаются и считаются непревзойденными образцами английской эссеистики. Структура «Болтуна» основывалась на одном эссе, являвшимся композиционным стержнем каждого номера. Эссе создавалось Стилем или Аддисоном от имени выбранной маски и посвящалось различным событиям лондонской жизни. Помимо эссе, в номер, который выходил три раза в неделю, включались мелкие объявления и заметки.

Опасаясь, что маска Исаака Бикерстафа может потерять свою привлекательность, Аддисон и Стиль прекращают издание «Болтуна» в начале 1711 г., когда журнал находился на пике своей популярности. В тот же год появился самый удачный журнал в творческом наследии Аддисона и Стиля – «The Spectator» «Зритель». На этот раз Аддисон и Стиль разработали целую галерею масок, членов небольшого клуба, которые собирались, чтобы по рассуждать на самые замысловатые темы из области политики, литературы, философии, театра, светской жизни. Тираж «Зрителя»  вырос до 14000 экз., читатели в Европе и колониях с нетерпением ждали каждого нового выпуска. Но Аддисон и Стиль оказались верными избранной издательской стратегии, и когда интерес к «Зрителю»   достиг максимальных пределов, они предпочли сменить литературные маски. "Зритель" просуществовал два года — всего вышло 555 номеров, в последнем номере было объявлено о неожиданной женитьбе одного из персонажей и о скоропостижной кончине другого. Круг участников клуба распался, а вместо «Зрителя» в 1713 году появилась новая маска и новый журнал ««The Guardian» «Опекун». «Опекун»  имел почти такой же успех, как и «Зритель», однако просуществовал около года, после чего издательский тандем Стиль-Аддисон распался. В 1714 году Аддисон в одиночку продолжил выпуск журнала «Зритель», но довел его только до 635-го номера. Влияние «Зрителя» и других аддисоновских журналов на развитие английской и европейской журнальной традиции было феноменальным. Только в Англии количество подражаний исчислялось десятками.

 

Лекция 8. Становление американской прессы. (2 часа)

Первая попытка издания газеты относится к 1690 году, когда содержатель одного из бостонских трактиров, некто Бенджамин Харрис, выпустил первый номер «Publick Occurrences» «Паблик Оккёренсиз», который оказался последним. Английская цензура запрещала издавать газеты без своего ведома, а добиться такого разрешения простому трактирщику без поддержки на самом высоком уровне было не под силу.

Первая регулярно выходившая газета, «Boston News-Letter» «Бостон Ньюслеттер», была основана в 1704 г. почтмейстером Джоном Кембеллом. Она имела маленький формат (22X6 3/4 дюйма), две полосы по две колонки на каждой. Средний тираж составлял 200—300 экземпляров. Европейские новости приходили с опозданием на 2—3 месяца, новости из других колоний и опаздывали на несколько недель, и лишь местные события освещались относительно оперативно. Источниками новостей служили правительственные каналы, слухи и другие (в основном английские) газеты. Среди колониальных известий часто встречалась информация о мореходстве, пиратах и индейцах. Поначалу, когда население было маленьким, среди местных новостей можно было встретить информацию о смертях и рождениях. Газету завершали объявления, среди которых часто встречалась информация о беглых рабах с обещанием награды за поимку. Язык газет был тяжелым и неуклюжим. Это не удивительно: ведь издатели вряд ли могли похвастать блестящим образованием. Издание Кэмпбелла оказалось жизнеспособным и просуществовало 72 года.

К 1721 г. в Бостоне конкурировали уже три газеты, среди которых наибольший интерес представляла «New England Courant» «Нью-Ингланд Курант», издаваемая Джеймсом Франклином. Появление газеты Франклина знаменовало собой новый этап в развитии американской журналистики, так как «Нью-Ингланд Курант», стала первой газетой, свободной от государственного контроля. «Нью-Ингланд Курант» давала независимую информацию о положении дел в колониях, а также подвергала критике деятельность колониальной администрации. Кратковременность существования «Нью-Ингланд Курант», (1721-1728) не помешала стать этому изданию заметным явлением в общественно-политической жизни Массачусетса. Газета отстаивала идеи свободы слова. Свобода слова постепенно отвоевывала себе место в общественной и интеллектуальной жизни Америки. Остановить появление газет в колониях в эпоху Просвещения уже было невозможно.

Развитие американской журналистики во многом связано с деятельностью Бенджамина Франклина. В основе политических воззрений Бенджамина Франклина лежала концепция естественных и неотъемлемых прав человека, к которым он относил жизнь, свободу, собственность. Помимо изучения всех новинок типографского дела Франклин восхищался английской журналистикой (в ней нуждались власть имущие, и потому она была весьма развита по сравнению с только лишь зарождающейся прессой в Америке). Еще в начале XIX века усилиями Аддисона и Стиля журналистика стала носить в Англии развлекательный характер: сатира, юмор, мистика, рассуждения на житейские темы превалировали над религиозными и политическими и подавались читателю отнюдь не в виде строгих и скучных максим.

Франклин начал издавать в 1729 году «The Pennsylvania Gazette» «Пенсильванскую газету», превратив ее в наиболее профессиональную, информационно насыщенную, интересную и прибыльную газету в колониях. В газете Франклин все делал сам, выступая в роли типографа, корреспондента и редактора. Франклин проводил дальновидную редакторскую политику, публиковал новости из жизни колоний и новости зарубежные, связывая эти публикации с интересами пенсильванцев. Он помещал сатирические памфлеты, объявления, рекламные и стихотворные тексты, стараясь привлечь подписчиков и обойти конкурентов.

Такие успехи американской журналистики во многом объясняются относительной свободой слова в английской Америке по сравнению с европейскими странами, не исключая и Англию. Однако и там известны случаи преследования журналистов за свободомыслие. Так, в 1734 г. за критику губернатора был арестован издатель «The New-York Weekly Journal» «Нью-Йорк Уикли Джорнэл» Питер Зенгер. Почти год провел он в тюрьме в ожидании суда, вынесшего оправдательный приговор. Но если в Англии аресты журналистов в то время были обычным явлением, а в большинстве европейских стран существовала предварительная цензура, то в английской Америке цензуры не было, преследования за свободомыслие не вошли в систему, а решение присяжных по делу Зенгера создало важный судебный прецедент. Несмотря на плохие пути сообщения, она охватила больший процент населения, чем журналистика европейски стран, и сыграла важную роль в просвещении.

Лекция 9. Американская печать в годы Войны за независимость (1775-1783) (2 часа)

Американская революционная печать способствовала духовному сплочению молодой нации против английской короны, которая вела непопулярную налоговую политику в колониях. Наибольшее возмущение вызвал введенный в 1765 гербовый сбор – налог на деловые бумаги и печатную продукцию. В колониях начался массовый бойкот гербового сбора. Пресса, терпя убытки, возглавила кампанию протеста – с этого момента революционная американская печать стала одной из наиболее активных сил общества.

В 1765 году в Нью-Йорке было создано нелегальное общество «Сыны свободы», которое возглавляли радикально настроенные мелкие торговцы, юристы и журналисты. Они выступали не только инициаторами бойкота английских товаров, но и требовали политического равноправия, ставили под угрозу привилегии местной элиты. Революцию развивали простые американцы. Крупные землевладельцы, стремившиеся к независимости, довольно быстро взяли под свой контроль революционное движение.

Американская революция нашла своё отражение в журналистике этого периода. Политический памфлет, получивший небывалое развитие в эпоху английской революции, стал одной из ведущих форм журналистского творчества, но и газета во времена войны за независимость в США становится на один уровень с памфлетом. Во время войны интерес к новостям резко возрастает, и спрос на газеты увеличивается. Но суровые военные условия затрудняют издательскую деятельность. В 1775-1783 уменьшилось с 48 до 38. Многие были закрыты военными властями.

Наиболее влиятельным и последовательным революционным изданием была «Boston Gazette» «Бостон Газетт», издававшаяся известным общественным деятелем и видным журналистом Самуэлем Адамсом. Военные новости были отрывочными и не особенно достоверными, поскольку газеты еще не имели штатных военных корреспондентов и нередко питались слухами. Значительное место в «Бостон Газетт» отводилось описаниям актов насилия оккупантов. Английское командование отрицало свою вину. В 1770 году войска открыли огонь по мирной демонстрации, газета вышла в траурной рамке с изображением 4 гробов – по числу жертв, а затем ежегодно напоминала читателям о трагедии. Влияние этой газеты было столь велико, что когда Адамс заявил, что располагает доказательствами причастности губернатора Хатчисона к введению гербового сбора толпа сожгла дом губернатора. Наибольший тираж (3500 экз.) имела в те годы бостонская революционная газета «Massachusetts Spy» «Массачусетс спай». Секрет успеха состоял в том, что ее издатель, Исайа Томас, делал ставку на низшие слои, писал простым языком и продавал газету за полцены. В какой-то мере это издание предвосхитило массовые газеты 19 века.

Тяжелые испытания выпали на долю нью-йоркских революционных газет. Город всю войну был оккупирован англичанами, и газеты издавались в эвакуации, в отрыве от их основной аудитории. Филадельфия была оккупирована англичанами с сентября 1777 году по июнь 1778 года, что упрощало издание революционных филадельфийских газет. Но были известны случаи политического лавирования и компромиссов. Издатель газеты «Philadelphia Evening Post» «Филадельфия Ивнинг Пост»  Бенджамин Таун начинал в 1775 году как патриот. После вступления в 1777 году в город англичан он переметнулся на их сторону, но когда на следующий год американская армия вернулась, он снова принялся выступать за независимость. Объявляясь большим другом всех сменявшихся в городе властей, Таун смог избежать эвакуации с ее неизбежными трудностями, и в 1781 году впервые в Америке «Филадельфия Ивнинг Пост» стала ежедневной газетой. Однако частые смены курса оттолкнули от газеты читателей, она стала выходить нерегулярно, а в 1784 закрылась. Большинство газет в годы войны выходило еженедельно, важные известия приходили задолго до выхода очередного номера, часто делались экстренные выпуски. Первой регулярно выходившей ежедневной газетой стала «Pennsylvania Packet» «Пенсильвания Пэкет» (с 1784 в Филадельфии). Несмотря на трудности военного времени, журналистика смогла завоевывать гарантии свободы слова и уважаемое место в американском обществе.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 452.