Понятие и сущность кадровой политики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Разработка кадровой политики организации

Кадровая политика разрабатывается с учетом внутренних ресурсов, традиций организации и факторов внешней средой. Кадровая политика является частью политики организации и должна полностью соответствовать концепции ее развития.

Формирование кадровой политики можно разбить на этапы.

На первом этапе осуществляется формирование целей и за­дач кадровой политики.

Нормирование и программирование - согласование принципов и целей работы с персоналом с принципами и целя­ми организации, разработка программ, пу­тей достижения целей кадровой работы, установленных на первом этапе.

Цели и задачи кадровой политики определяются исходя из основных положений нормативно-правовых документов, из совокупности целей и задач по обеспече­нию эффективного функционирования организации и входящих в нее подразделений.

 

 Основной целью кадровой политики является полное ис­пользование квалификационного потенциала персонала. Эта цель достижима посредством предоставления ка­ждому работы в соответствии с его способностями и квалификацией.

Навтором этапе проводится мониторинг персонала - разрабатываются процедуры диагностики и прогнозирования кадровой ситуации.

Этот этап состоит из трех блоков:

1) качественные требования к работникам, которые определяются исходя из описания рабочего места и требований к претенденту на должность;

2) количественные требования, которые связаны с определе­нием потребности в персонале по должностям, квалификационным характеристикам и т.п.;

3) основные принципы кадровой политики по наиболее важ­ным направлениям: подбору и расстановке персонала, формированию и подготовке резерва на должности, оценке степени развития персонала, оплате труда, использованию кадрового потенциала и т.п.

На третьем этапе определяется выбор основных форм и ме­тодов управления персоналом, разрабатывается инструментарий кадрового планирования.

На четвертом этапе разрабатывается план кадровых меро­приятий, определяются сроки и ответственные исполнители этих мероприятий.

На разработку и состояние кадровой политики организации влияют внутренние и внешние факторы.

Внутренние факторы это цели и структура организации, морально-психологический климат в кол­лективе.

Внешние факторы - это трудовое законодательство, перспекти­вы развития рынка труда, взаимоотношения с профсоюзом и др.

С учетом этих факторов кадровая политика организации развивается в рамках ограничений, установленных внешним воздействием на организацию, и определяется состоянием внутренних факторов. Данное обстоятельство приводит к различным видам кадровой политики организаций.

Стратегия развития организации и кадровая политика

 

Текучесть кадров.

 

Текучесть кадров - движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом (условиями труда, быта и т.п.) – так называемая «активная» текучесть – и неудовлетворенностью организации данным работником (его недисциплинированностью, систематическим невыполнением должностных обязанностей без уважительных причин и т.п.) – «пассивная» текучесть.

Важна не просто стабильность, а относительная стабильность коллектива, которая сочетается с рациональной подвижностью персонала.

Абсолютные масштабы текучести измеряются количеством увольнений работников по собственному желанию, а также по инициативе администрации (за определенный период). Относительный показатель текучести – коэффициент текучести кадров – определяется как отношение числа работников, уволившихся по причинам, относимым непосредственно к текучести (по собственному желанию, за нарушение трудовой дисциплины), к среднесписочной численности работников: Кт= Рв / п x100, где: Кт – коэффициент текучести; Рв – численность работников, уволенных по причинам текучести; п – среднесписочная численность работающих. Наряду с показателями фактической текучести должны вестись также исследования так называемой потенциальной текучести. Накопленный опыт позволяет классифицировать формы управления текучестью на предприятии в две группы. К первой следует отнести факторное регулирование, то есть способы воздействия на социально-экономические и психологические причины, вызывающие текучесть. Ко второй – конкретные формы собственно работы с персоналом, оказывающие влияние на текучесть – профориентация, ротация кадров, подбор и расстановка работников, регулирование адаптации и др.

Организация может снизить уровень текучести при помощи следующих мер:

· улучшение организации труда и производства;

· сокращение монотонного малоквалифицированного труда;

· улучшение условий труда;

· устранение несоответствия содержания труда квалификации, индивидуальным способностям и интересам работников;

· организация профессионального движения кадров и развитие системы повышения квалификации;

· улучшение жилищных и других бытовых условий;

· совершенствование оплаты и стимулирование труда;

· специальные меры по адаптации молодых работников.

 

Работы с кадровым резервом.

Планирование кадрового резерва - прогнозирование персональных продвижений, их последовательности и соответствующих им мероприятий. Планы кадрового резерва могут составляться в виде схем замещения должностей.

Основные задачи формирования кадрового резерва состоят в обеспечении:
- своевременного заполнения вакантных рабочих мест новыми работниками;
- преемственности и устойчивости управления предприятием и его подразделениями;
- назначения на должности компетентных, способных работников;
- деловой учебы претендентов на должность, постепенного накопления ими необходимого опыта на новой для них должности.
          Планы кадровых перемещений лиц, включенных в состав резерва, должны:
- носить персональный характер и охватывать конкретные варианты перемещения работника;
- базироваться на сложившихся схемах продвижения (перемещения) работников. Такие схемы носят типовой характер, но не исключается их специфическая направленность в соответствии со сложившейся на предприятии практикой. Схемы разрабатываются применительно к той или иной должности как некий вариант ротации (перемещения) работника по должностям, из одного подразделения в другое, прежде чем занять должность данного уровня;
- основываться на текущей и перспективной схеме управления предприятием, так как от этого зависит количество и характер рабочих мест руководителей, на объективном анализе соответствия руководителя и специалиста занимаемой должности и оценки целесообразности их замены и др.
          Процесс формирования кадрового резерва и работа с ним включает следующие последовательно выполняемые этапы:
1) определение потребности в руководителях (численного и должностного состава резерва);
2) предварительный набор претендентов в кадровый резерв;
3) изучение, оценка, отбор кандидатов в резерв;
4) рассмотрение, согласование, утверждение состава резерва;
5) работа с резервом;
6) контроль за подготовкой резерва;
7) определение готовности лиц из состава резерва к назначению на должность.
          Для отбора кандидатов в кадровый резерв могут быть использованы такие источники информации, как:
- материалы последней аттестации;
- итоги производственной деятельности коллектива, руководимого кандидатом на выдвижение;
- материалы личных дел;
- данные, характеризующие квалификацию работников, трудовую деятельность;
- результаты собеседований с кандидатом в резерв;
- отзывы о кандидатах их непосредственных руководителей и подчиненных, руководителей и подчиненных смежных подразделений, руководителей общественных организаций и др.
            Основными критериями при подборе кандидата в резерв являются: соответствие уровня образования и профессиональной подготовки, наличие опыта практической работы с людьми, организаторских способностей, личностных качеств, характерных для руководителя данного уровня, состояния здоровья, возраст и др. Формирование кадрового резерва идет по группам применительно к тому или иному уровню управления. Так, выделяют руководителей низшего звена управления (мастера, начальники участков, смен, начальники бюро), среднего звена (начальники цехов, функциональных отделов и их заместители) и высшее руководство. Отбор идет на конкурсной основе. Решение принимает специально назначенная комиссия, после чего утверждается руководством предприятия. Работник информируется о включении в состав резерва на выдвижение. Состав резерва пересматривается в конце года.
            Отметим основные формы работы по подготовке кадрового резерва:
- обучение на курсах, факультетах и в институтах повышения квалификации, в школах резерва;
- организация стажировки на руководящих должностях и временное исполнение обязанностей руководителей подразделений;
- предоставление права решения отдельных вопросов на уровне того руководителя, на замену которого готовится работник;
- командировки на другие предприятия для ознакомления с передовыми методами и опытом работы;
- обеспечение участия работника, находящегося в резерве, в подготовке плана работы соответствующего структурного подразделения;
- организация деловых встреч и тематических дискуссий и др.

 
































Социальное партнерство.

 

Социальным партнерством понимается система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.  

Формы, в которых осуществляется социальное партнерство:

· коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашении и их заключению;

· взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

· участия работников, их представителей в управлении организацией;

· участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Под органами социального партнерства понимаются органы, которые:

· обеспечивают регулирование социально — трудовых отношений;

· ведение коллективных переговоров;

· обеспечивают подготовку проектов коллективного договора, соглашений, их заключения;

· организуют контроль за выполнением коллективного договора и соглашений.

Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально — трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. При составлении коллективного договора его содержание и структура определяются сторонами. Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет.

Законодательством закреплено право работников на участие в управлении организацией. Причем такое право могут быть ими реализовано как непосредственно, так и через представительные органы. Существуют определенные формы участия работников в управлении организацией:

· учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором;

· проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

· получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

· обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

· участие в разработке и принятии коллективных договоров;

· иные формы, определенные ТК РФ, учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

Ответственности сторон социального партнерства:

· ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах;

· непредставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения;

· за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения.

 

Понятие и сущность кадровой политики

В широком смысле кадровая политика - система правил и норм в области работы с кадрами, которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы, приводящая человече­ский ресурс в соответствие со стратегией фирмы.

В узком смысле кадровая политика - набор конкретных правил, пожеланий и ограничений во взаимоотношениях работни­ков и организации.

Цель кадровой политики - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров, его развития в соответствии с потребностями ор­ганизации, требованиями законодательства, состоянием рынка труда.

Назначение кадровой политики — своевременно формули­ровать цели в соответствии со стратегией развития организа­ции, ставить проблемы и задачи, находить способы и органи­зовывать достижение целей.

Основными направлениями кадровой политики организа­ции являются: проведение маркетинговой деятельности в об­ласти персонала;

планирование потребности организации в персонале;

прогнозирование создания новых рабочих мест с учетом внедрения новых технологий;

организация привлече­ния, отбора, оценки и аттестации кадров, профориентация и трудовая адаптация персонала;

подбор и расстановка персона­ла;

разработка систем стимулирования и мотивационных меха­низмов повышения заинтересованности и удовлетворенности трудом, оплаты труда;

рационализация затрат на персонал ор­ганизации;

разработка программ развития персонала с целью решения не только сегодняшних, но и будущих задач организа­ции на основе совершенствования систем обучения, служебно­го продвижения работников и подготовки резерва для выдви­жения на руководящие должности; организация труда и рабочего места;

разработка программ занятости и социальных программ;

эффективное распределение и использование заня­тых в организации работников, рационализация их численно­сти;

управление нововведениями в кадровой работе;

обеспече­ние безопасности и охраны здоровья персонала;

анализ причин высвобождения персонала и выбор наиболее рациональных его вариантов;

обеспечение высокого уровня качества труда, тру­довой жизни и результатов труда; разработка проектов совер­шенствования управления персоналом организации и оценка социальной и экономической эффективности.

Кадровая политика организации — генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, орга­низационного механизма по выработке целей и задач, направлен­ных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциа­ла, на создание квалифицированного и высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации.

Основной принцип кадровой политики за­ключается в том, что одинаково необходимо достижение инди­видуальных и организационных целей.

Принципы кадровой политики

Главными принципами отдельных направлений кадровой по­литики организации можно назвать следующие

Направление Принципы Характеристика
1. Управление персоналом организации Одинаковой необходимости достижения индивидуальных и организаци­онных целей (основной). Необходимость искать честные компромиссы между администрацией и работника­ми, а не отдавать предпочте­ние интересам организации

 

 

2. Подбор и расстановка персонала

Соответствие профессиональной компетенции Соответствие объема зада­ний, полномочий и ответ­ственности возможностям человека
Соответствие практических достижений   Требуемый опыт, руководящие способности (организация собственной работы и подчи­ненных)
Индивидуальности Облик, интеллектуальные черты, характер, намерения, «стиль» руководства.

 

 

3. Формирование и подготов­ка резерва для выдвижения на руководящие должности

конкурсности Отбор кандидатов на кон­курсной основе
ротации   Планомерная смена должнос­тей по вертикали и горизонтали
индивидуальной подготовки Подготовка резерва на кон­кретную должность по инди­видуальной программе
Проверки делом Эффективная стажировка на руководящих должностях
соответствия должности   Степень соответствия кандидата на должность в настоящий момент
Регулярности оценки индивидуальных качеств и возможностей Оценка результатов деятель­ности, собеседования, выявле­ние склонностей и т.п

 

 

4. Оценка и аттестация персонала

отбора показателей оценки   Система показателей, учитывающих цель оценок, критерии оценок, частоту оценок
оценки квалификации   Пригодность, определение знаний, необходимых для выполнения данного вида деятельности
оценки осуществления заданий Оценка результатов деятельности

5. Развитие персонала

 

Повышения квалификации   Необходимость периодичного пересмотра должностных инструкций для постоянного развития персонала
самовыражения   Самостоятельность, самоконтроль, влияние на формирование методов исполнения
саморазвития Способность и возможность саморазвития

 

6. Мотивация и стимулирова­ние персонала, оплата труда

соответствия оплаты труда объему и сложности выполняемой работы Эффективная система оплаты труда
равномерного сочетания стимулов и санкций Конкретность описания задач, обязанностей и показателей
мотивации Побудительные факторы, влияющие на повышение эффективности труда

Дата: 2019-02-02, просмотров: 205.