Апостольский собор в Иерусалиме
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Когда? 49 г. Цель? Решить проблему о необходимости соблюдения закона христианами из язычников. Откуда свидетельства? Из Деяний (Деян 15, 28-29).

Глава? Иаков, брат Господень

Список 12 апостолов

  1. Андрей , брат Апостола Петра, рыбак из Вифсаиды, ученик Иоанна Крестителя.
  2. Пётр , он же Симон Ионин, также называемый Кифа (Каменная скала), брат Апостола Андрея.
  3. Иоанн (сын Зеведея), также прозванный Богословом, брат Апостола Иакова. Вместе с братом прозван Иисусом «Сыны грома» (Воанергес). Согласно церковной традиции отождествляется с евангелистом Иоанном.
  4. Иаков Зеведеев (сын Зеведея), брат Апостола Иоанна.
  5. Филипп из Вифсаиды
  6. Варфоломей ‏‎он же Нафанаил, уроженец Каны Галилейской, о котором Иисус Христос сказал, что это истинный израильтянин, в котором нет лукавства.
  7. Матфей, мытарь, , он же Левий Алфеев, евангелист.
  8. Фома, называемый (Близнец).
  9. Иаков Алфеев (сын Алфея), брат Фаддея.
  10. Иуда Фаддей (сын Алфея), он же Иуда Иаковлев или Леввей, брат Апостола Иакова Алфеева.
  11. Симон Кананит, он же Симон Зилот
  12. Иуда Искариот, предавший Иисуса Христа. После Вознесения Иисуса Христа вместо него в число двенадцати апостолов вошёл Матфий.

Раскол 1054

Разногласия были задолго до 1054 (официально с Толедского собора). Примеры: возвышение папы, filioque, опресноки. Основная причина: конфлинкт патр. Михаила Керулария и папы Льва 9. Власть папы достигает своего пика (настаивает на первенстве римской кафедры), но у него проблемы на Сицилии (ее захватили норманы). Нужен военный союз с Византией. В Константинополь прибывает кардинал Гумберт для заключения союза с имп. Константином Мономахом, и чтобы примириться с патриархом. На созванном соборе послам дали последнее место (они оскорбились).15 июля 1054 г. в Софийском соборе послы обличили патриарха. Через 5 дней на Соборе из 20 еп. Михаил предал легатов отлучению.

 

Унии

Фотиева Схизма

Говоря о расколе 1054 года, мы с уверенностью можем сказать, что он начался задолго до событий этого года. Впервые крупный конфликт разгорелся еще при патриархе Фотии (820-893) и папе Николае I (800-867) во второй половине IX века. Оба были очень пылкими и умными управителями своей церкви, но при этом оба не хотели признавать главенство одного над другим. И из-за этих амбиций дополняющихся еще и «лжеисидоровой» декреталией, которая провозглашала папу вселенским управителем церкви, и случился конфликт.

Сначала это был личный конфликт из-за не каноничного постановления Фотия, а потом вылилось в догматические споры об исхождении святого духа, который был вписан в символ веры посредством немецких императоров, а именно Карла Великого (742-814). К этому еще и присовокупился спор о Болгарской церкви, которая только зарождалась через крещение в Константинополе короля Бориса, но король запросил Католических миссионеров из-за отсутствия как такового миссионерства в Византии.6

Папа Николай и Патриарх Фотий провели синоды (Николай-863 и Фотий - 867 годах), на которых сместили друг друга с кафедр. Те обвинения, которые будут выведены на этих синодах будут и использоваться впоследствии в споре церквей.

Обвинения: 1. Попытки вмешаться в дело Болгар, 2. Пост по субботам, 3. Сокращение Великого Поста по субботам, 3. Принимает молочные продукты во время Великого Поста, 4. Принуждает клириков к безбрачию, 5. Извращение Символа Веры (filioque).

Далее следует изгнание Фотия и поставление прежнего патриарха – Игнатия. Игнатий с папой Адрианом созвали собор в церкви Св. Софии – для латинян 8-й вселенский где подтверждены указы против Фотия. Но все деяния собора рухнули, так как Болгарский собор остался открытым.

После смерти Игнатия Фотий восстановлен и проводит собор с 879-880. На соборе присутствовали легаты папы Иоанна VIII (814-882), которые сделали слабую попытку добиться от Фотия извинений за низложение папы Николая I. Но византийцы сожалений не высказали.

Легаты также попытались было уговорить Фотия, чтобы он вернул управление Болгарской Церковью в руки римского престола. Однако им было разъяснено, что вопрос этот не зависит от патриарха: разграничение епархий - дело императора.

На данном этапе все успокоилось, но мы уже наблюдаем оттенки схизмы, пока что еще маленькие, но они прослеживаются в постановлениях собора, на котором осуждала главенство одного предстоятеля перед другим и запрещала добавление filioque.

Лионская (1274) и Ферраро-Флорентийская (1438-39) унии.

Обе будут неудачными по причине:

1. Результат политических взглядов (трудно найти религиозную причину, которая могла бы объединить.)

2. После 4 крестового похода греки ведут национальную борьбу с крестоносцами – неприятия запада.

Лионская

В 1261 возвращает Михаил 7 Палеолог Константинополь в руки Византии, но при этом положение Михаила было очень шатким, и он боялся нападения со стороны анжуйской династии. Кроме того, против греков воюют Болгары. + неспокойствие Франков. Императора Михаила не все видели, как законного правителя, и его ставленника Патриарха Иосифа также многие не признавали.

В это тяжелое время имп. Михаил начинает переговоры с Римом в 1262 и 10 лет ничего не происходило. В 1271 папа Григорий 10 согласился с идеей унии на следующих условиях:

1. Неосуждение felioque. 2. Признание главенства Папы.

Под давлением императора Константинополь соглашается на эти условия, но при этом патр. Иосиф угрожал при ее подписании отказаться от патриаршего престола. Но его секретарь Иоанн Век всячески продвигал унию.

В 1274 греки приглашены на собор, который проходил в Лионе, принята была уния только на 4 заседании. Они приняли условие папы, и сказали что не будут против felique, но папа всем сказал, что они ее приняли.

По приезде делегации патриарх покидает Престол и уходит в монастырь, многие от нее отказываются, но на патриарший престол ставится Иоанн Век, который поминает папу на соборных богослужениях.

Имп. Михаил воспользовался унией для возврата греческих островов. И уже в 1281 году папа Мартин 4 отозвал своих послов из Константинополя и отлучил Михаила 8 за несоблюдение унии.

В 1282 греки освободили Сицилию от Карла Анджуйского и разбили Болгар.

В 1283 имп. Андроник 2 на соборе в Константинополе осудил унию, Иоанн Век – сослан.

Ферраро-Флорентийская

К 15 веку стало понятно, что Византия уже не сможет устоять и решался вопрос, что лучше сохранить – веру или государство. Первоначально императоры пытались сохранить именно государство – это и стало главной причиной унии. С 1422 года ведутся переговоры с Западом.

Для Запада важны эти переговоры так как был шаток папский престол – только в 1414 году папство приходит в единую точку после 40 лет двупапства. Кроме того, государство начинает осознавать свое политическое превосходство над разделенными и новопоставленными папами. Папство не обладало мощью, но нуждалась в ней.

Сначала был собор в Базеле, который постепенно перекочевал в Феррару, а потом во Флоренцию. Собран был папой Евгением 4. Патриарх – Иосиф 2 обещает по достижении покинуть престол.

Сторонниками являлись: 1 Русский митрополит Исидор – хотел и Москву в унию ввести. 2. Виссарион Никейский – сначала был против, а потом поменял свое решение.

Противниками были: Патриарх Иосиф 2, Марк Ефесский, множество священства и людей.

Начались переговоры весной 1439 года, достигнуто соглашение аналогичное с Лионским.

1. Неосуждение felioque. 2. Признание главенства Папы.

Был составлен акт, который не подписали те, кто был против.

Униатские ставленники были до 1451 года.

Папа благословляет польскому королю Владиславу помочь Константинополю в борьбе с Турками, но начавшийся удачно, в конце концов он терпит крах, как и надежда на спасение Константинополя.

В 1450 низлагают Григория Мамму, и на его место ставят патр. Афанасия, который в 1451 осуждает унию.

Последний император Константин 12 хотел возобновления унии в 1452, но у него ничего не получилось.

 

Глава II. Новый Завет

Четыре Евангелия

Мф. Авторство: нет явных указаний. Папия Иерапольсакий:

•   Ев. было написано христианином по имени Матфей, в котором можно видеть апостола.

•   было написано на греческом, ( не на каком либо другом).

Исследователи говорят, что оно написано не апостолом, но церковь признает его.

Адресат: сирийская иудеохристианская община (иудеи, признававшие Христа Мессией), т.к. Мф упоминает иудейские обычаи (23:16; 23:27; 23:5).

Время - в 70-100 (тк. Говориться о разрушении Иерусалима, и цитируется в Дидахи II в.) Написано скорее всего, в Сирии после 70 г.

Его отличают черты:

•   характерные для иудейского поучения.

•   пространные проповеди и наставления;

•   обильно цитирование ВЗ. И пророчеств.

•   Христос- новый Моисей, который дает новый закон.

•   Церковь- новый израиль, новый народ.

 

Мк. Авторство: Собственное имя автора – Иоанн. Марк – прозвище. Марк ученик Петра, пересказал то, что услышал от него (по свид. Папия Иерап). Сам видел некоторые события. Описан нагой юноша при аресте Христа (Этого нет у других евангелистов, поэтому юноша скорее всего сам автор)

Такой прием в Новом Завете используется часто.

Адресат: Христиане из язычников Рима, не знакомые с иудейск преданием (Использует арамейские слова и объясняет их значение)

 Цель: дать «историю Христа, Который в Своей деятельности осуществил древние обетования, данные израильскому народу. «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия» - так начинается Ев от Мк.

Время написания: 60-е гг. В Риме.

Характерные черты:

•   Тема взаимоотношения между ВЗ и НЗ, у Марка лишь затрагивается, он пишет для тех кто не интересуется ВЗ.

•   обращает больше внимания на те факты из жизни Христа, в которых выяснилось Божественное могущество Христа, Его чудесная сила.

Лк. Авторство: Лука, ученик ап Павла. Лк мог знать Христа при жизни.

Адресат: христиане из язычников.

•   не выделяет Христа как Миссию,

•   не делает акцент на исполнение пророчеств.

•   Христос- искупитель человечества, евангелие для всех!!

•   читатель мало знаком с географ. Палестины (уточняет, что Капернаум — «город Галилейский»)

Цель: написано для некоего Феофила, чтобы дать ему возможность убедиться в том, что преподанное ему христианское учение покоится на твердых основах. (Феофил – житель Антиохии, знатный чел-к, бывш язычн, обращен Павлом).

время написания: до разрушения Иерус – до 70 гг. Ученые– 100-130 гг.

характерные черты.

•   Высокий греческий.

•   Сюжет- путь Христа из Галилеи в Иерусалим.

•   пронизано атмосферой хвалы, благодарения и прославления Бога (напр. песнь:«Величит душа моя Господа)

•   женщинам отведено гораздо больше места, чем в других Евангелиях. Это относится прежде всего к Божией Матери.

Ин. Авторство: «ученик Господа Иоанн написал в Эфесе Евангелие» - Ириней Лионский; по языку – палестинский иудей, а не грек! – мыслил по еврейский, а выражался по-гречески;

Адресат: адресовано непосредственно всей Церкви.

Цель: по просьбе малоазийских епископов, желавших получить от Ин наставления в вере и благочестии; сам Ин заметил неполноту трех других евангелей, описавших только внешние события, пишет «Духовное Евангелие»

время написания: 90–100-е гг.

характерные черты:

•   представляет собой богословский трактат, где события из жизни Христа подчеркивают аспекты Его миссии (напр. Бог-свет, см. Силоамский слепой: не знает бога, поэтому слепой, узнает Его и начинает видеть)

•   Акцентируется только на деталях, которые его Богословски интерисуют.

•   3) Одна из основных тем — «Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы», тема любви.

•   4) нет ни одной притчи.

Книга Деяний св. ап.

Автор и подлинность Деян

Автор анонимен. автор Евангелия и Деяний (пролог, общий адресат, перекличка, общие темы, единство стиля и языка), спутник ап. Павла (мы сообщения, автор присоединяется в Троаде и при этом не покидает его до уз, единственный кто его не покидал был именно Лука) и врач (специальные медицинские термины название болезней). Автор не был очевидцем земного служения Христа, автор не палестинский еврей (страна Иудейская и т д), автор принадлежал к эллинистической культуре (владение риторикой и знание историографии), автор Христианин из язычников (варвары, владение греческим языком и цитация перевода 70-ти) и он необрезанный.

Подлинность книги деяний. Данные деяний: 1. мы сообщения и дневник писателя указывает на спутника и очевидца. 2. Точное знание описываемого времени. Предание Церкви: 1. Послание к Коринфянам Климента Римского 2:1 = Деян 20:35. 2. Послание Варнавы 3. Послание Поликапа Смирнского к Филипийцам, 4. Дидахе, 5. Корифянам 2 Климента Римского, 6. Иустин Философ 39:3=4:13 К концу 2 века цитация имеет определенный харрактер – Ириней Лионский «против ересей», Мураториев канон пишет об авторе + Тертулиан + Климент Александрийский + Ориген.

Композиция Деян

Книга Деян. Содержит в основном в себе 4 композиционные формы: рассказы, резюме, речи и «мы сообщения».

I) Рассказы в книге Деян. Не стоит воспринимать всего лишь как истории, приобщающие нас к информации. Они являются неотъемлемой частью эллинистической историографии. В рассказах выявляются две четкие структуры:

а) Краткие итоговые обобщения, или резюме (суммарии).

как литературный жанр они были заимствованы из Мк и применялись в Лк. В Деян они использовались как правило для изображения состояния первохристианской общины. лингвистическое сходство указывает на происхождение от самого автора Деян. Композиционное предназначение их в том, чтобы быть еще одним веским доводов который используется автором применительно к излагаемой им истории спасения.Для описания роста древней Церкви Лк создает три вида итоговых сообщений: главные, второстепенные и цифровые.

б) Повторы. Этим методом автор стремится выделить важность описываемого события. Дважды встречается повтор истории Анании и Сапфиры, трижды пересказывается история обращения Савла, трижды упоминается видение сотнику Корнилию, дважды – Петру.

Речи. Они занимают основную часть текста Деян, но первостепенную роль автор отводит речам. Они помогают Лк восполнить недостаток психологического анализа. Речи в отличие от суммариев напрямую связанны с повествоваением и заключают в себе всю богословскую тематику книги Деян. В Деян. 28 речей, им принадлежит 1/3 книги. Их можно разделить на три группы:

* Керигматические, содержащие ключевые утверждения апостольского свидетельства о страданиях, смерти и воскресении И.Х.

* Апологетические – защита Стефана

* Пастырские

II) «Мы сообщения». Эти разделы вводятся без объяснения в повествование Деян от 3-го лица и относятся исключительно к описанию миссионерского служения ап. Павла.

Три принципа организации повествовательного материала:

* Миссионерская тема.

Этот принцип имеет богословский характер в излагаемой истории, развивающейся под водительством Св. Духа. Евангелие должно быть распространенно начиная от Иерусалима и до «края земли».

* География Деян. Сначала Иерусалим, Иудея и Самария, затем – «до края земли», начиная с 8:1 Церковь распространяется в Иудее, Галлилее, Самарии, приходит в Македонию и достигает Рима.

* Действующие лица.

* Параллелизм. Петр – Павел. Оба апостола совершают чудо исцеления хромого, предстают перед членами Синедриона, подвергаются бицеваниям.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 185.