Взаимосвязь эмоционального интеллекта с социальными и биологическими факторами в подростковом возрасте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Значительные изменения эмоционального интеллекта могут, происходит в течение всей жизни человека. Данный вывод опирается на множество исследований не всегда связанных с изучением эмоционального интеллекта, но косвенно относящихся к нему.

Развитие эмоционального интеллекта рассматривается в двух основных аспектах: изучения онтогенетических изменениях в управлении и способности к пониманию эмоций и в контексте целенаправленного развития отдельных сторон эмоционального интеллекта.

В настоящий момент имеются работы, в которых представлены результаты исследований развития способностей эмоционального интеллекта в онтогенезе, выделены уровни форсированности эмоционального интеллекта, раскрыты его социальные и биологические предпосылки.

К биологическим предпосылкам эмоционального интеллекта можно отнести:

1. Уровень эмоционального интеллекта родителей. Известно, что на индивидуальные различия в уровнях эмоционального интеллекта на 50-70% обусловлены наследственностью. Знания о схожести эмоциональных реакций однояйцевых близнецов указывает на определенную степень наследственности внутренних компонентов эмоционального интеллекта.

2. Наследственные задатки эмоциональной восприимчивости;

3. Согласованное взаимодействие правого и левого полушарий головного мозга при преобладании правого полушария, т.е. одномоментное схватывание обширное число противоречащих (с точки зрения формальной логики) связей и за счет этого формирование единого и неоднозначного контекста.

Мозговая организация эмоций исследовалась в экспериментах на животных с разрушением и раздражением различных подкорковых структур и в клинике локальных поражений мозга у человека. Наиболее яркие эффекты были получены при раздражении определенных ядер гипоталамуса, вызывающем эмоциональные эффекты разного знака. Стимуляция зон латерального гипоталамуса приводила к стремлению животных (крыс) к продлению этого состояния путем самораздражения. Раздражение других центров гипоталамуса вызывало реакцию избегания. Области мозга, раздражение которых вело к подкреплению и избеганию, получили название центров удовольствия и неудовольствия соответственно с позитивной и негативной эмоциональной окраской. Эмоциональные реакции разного знака были получены и в других отделах лимбической системы.

Лимбическая система включает несколько связанных друг с другом образований. К ней относятся некоторые ядра передней области таламуса, а также расположенный ниже небольшой, но важный участок мозга – гипоталамус. Нейроны, специфически влияющие на активность вегетативной нервной системы, сосредоточены в определенных областях гипоталамуса. Эти области контролируют большинство физиологических изменений, сопровождающих сильные эмоции. Глубоко в боковой части среднего мозга лежит миндалевидное ядро, которое ответственно за агрессивное поведение или реакцию страха. По соседству с миндалиной находится гиппокамп, тесная связь которого с миндалиной позволяет предположить о его участии в процессе. Повреждение гиппокампа приводит к нарушению памяти – к неспособности запоминать новую информацию. Гиппокамп и другие структуры лимбической системы окружает поясная извилина. Около нее расположен свод – система волокон, идущих в обоих направлениях; он повторяет изгиб поясной извилины и соединяет гиппокамп и гипоталамус. Еще одна структура – перегородка – получает входные сигналы через свод от гиппокампа и посылает выходные сигналы в гипоталамус.

Проследив ход нервных путей мозга, мы можем увидеть, почему все наши взаимодействия с внешней средой имеют ту или иную эмоциональную окраску. Нервные сигналы, поступающие от всех органов чувств, направляясь по нервным путям ствола мозга в кору, проходят через одну или несколько лимбических структур – миндалину, гиппокамп или часть гипоталамуса. Сигналы, исходящие от коры, тоже проходят через эти структуры.

Важную роль в эмоциях играет ретикулярная формация – структура внутри моста и ствола головного мозга.

Она получает сенсорные сигналы по различным путям и действует как фильтр, пропуская только ту информацию, которая является новой или необычной. Волокна от нейронов ретикулярной формации идут в различные области коры больших полушарий, некоторые – через таламус. Считается, что большинство этих нейронов являются «неспецифическими». Это означает, что в отличие от нейронов первичных сенсорных путей, реагирующих только на один вид раздражителей, нейроны ретикулярной формации могут реагировать на многие виды стимулов. Эти нейроны передают сигналы от глаз, кожи, внутренних органов лимбической системе и коре.

Некоторые участки ретикулярной формации обладают более определенными функциями. Таково, например, голубое пятно – плотное скопление тел нейронов, отростки которых образуют дивергентные сети с одним входом, использующие в качестве медиаторов норадреналин. Норадреналин запускает эмоциональную реакцию. Недостаток его приводит к депрессии. Кроме того, норадреналин играет роль в возникновении реакций, воспринимаемых как удовольствие.

Другой участок – черная субстанция – представляет собой скопление тел нейронов, выделяющих медиатор дофамин. Дофамин способствует возникновению некоторых приятных ощущений.

Областями коры, играющими наибольшую роль в эмоциях, являются лобные доли, к которым идут прямые нейронные связи от таламуса. Лобная кора реагирует на активность лимбических механизмов и видоизменяет ее. Поражение лобных долей сопровождается эмоциональной тупостью и растормаживанием биологических реакций. При этом в первую очередь нарушаются эмоции, связанные с деятельностью, социальными отношениями, творчеством.

Поскольку мышление и эмоции не являются раздельными процессами, в создании эмоций, вероятно, участвуют и височные доли. Удаление височных долей вызывает устранение страха и агрессивность. Повреждение височной доли, особенно справа, нарушает опознание эмоциональной интонации речи.

4. Свойства темперамента (относятся к врожденным задаткам эмоциональной восприимчивости) А.В. Либина считает, что и интеллект, и темперамент являются характеристиками инструментальной сферы индивидуальности, только темперамент характеризует её со стороны активности, энергии, а интеллект – со стороны возможностей субъекта, умения распорядиться этой энергией.

5. Особенности переработки информации.

6. Способность к эмоциональной идентификации. В исследованиях раннего развития установлено, что декодирующий компонент эмоциональной «маркировки» и экспрессивные реакции младенцев на внешние эмоциональные сигналы обусловлены внутренними детерминантами и являются преимущественно функциями восприятия эмоций и эмоциональной экспрессии. Эмоциональная перцепция и выражение эмоций у детей младенческого возраста высоко пре-адаптированы для коммуникации ребёнка с другими людьми

К социальным предпосылкам эмоционального интеллекта можно отнести:

Синтония. Становлению синтоничности ребенка препятствует, во-первых, гиперопека и переоценка его родителями. Во-вторых, развитие синтонии блокируется, если ребенок, потенциально способный к установлению эмоционального контакта, лишается такой возможности из-за безразличия или враждебности окружения. Асинтоничность, появившаяся как следствие депривации потребности в эмоциональном контакте, затрудняет процесс выражения эмоций субъектом и понимания его партнерами по общению [3,с.216]

Степень развития самосознания. Эмоциональная реакция близкого окружения на действия служат не только условием к развитию сентонии, но и являются ориентиром для его самоотношения и самооценки.

Уверенность в своей эмоциональной компетентности. Представление человека о том, может ли он понимать эмоции и управлять ими и межличностными взаимоотношениями.

Уровень образования родителей и семейный доход. Люди с высоким уровнем образования могут отдавать больше времени на саморазвитие и сознание, при этом их дети растут и эмоционально и интеллектуально «обогащенной среде».  

Эмоционально благополучные отношения между родителями. Родители с высоким уровнем эмоционального интеллекта способны создавать гармоничные условия для развития ЭИ своего ребенка.

Андрогинность может формироваться в результате определенной стратегии воспитания в семье, где у девочек поощряется самоконтроль и выдержка, а у мальчиков проявление эмпатии и нежных чувств.

Внешний локус. Исследования показывают, что респонденты с внутренним локус – контролем чаще обвиняют себя и более чувствительны к ситуации, когда обсуждают других, а их коллеги с внешней локализацией контроля более склонны прощать как других, так и себя. Способность к прощению связана с понимание собственных эмоций и управлением ими, эмпатией по отношению к обидчику.

Религиозность. Религиозное воспитание предполагает воспитание нравственных чувств, в первую очередь развитие чувств безусловной любви. Так же подготовка к церковным таинствам не возможна без самоанализа деятельности и сопровождения ее эмоциями.

Существенную роль в развитии эмоциональной осведомленности и владения эмоциями играет совершенствование процесса восприятия и эмоциональной оценки действительности.

Главным компонентом развития эмоционального интеллекта является активизация фантазии. Для развития воображение ребенка дошкольного возраста используется сюжетно-ролевая игра, как главное средство развития эмоционального интеллекта. Как утверждают детские психологи нельзя пропускать стадию игровой деятельности, так как на этом этапе у ребенка развивается фантазия и воображение. Но в настоящее время в домашнем воспитании ребенка усиливают ориентацию на развитие абстрактно-логического. В ходе чего в дошкольном возрасте практически всегда возникают трудности с развитием эмоционального интеллекта. Помимо этого, такие обстоятельства приводят к трудностям самоактуализации многих людей.

Существуют разные способы восприятия окружающей действительности – ассоциированный и диссоциированный.

1. Ассоциированный подход.

Человек находиться внутри переживаемой ситуации, наблюдает за ней и имеет доступ своим эмоциям.

2. Диссацииированный подход.

Человек может оценить события как бы со стороны. Но в ходе этого человек теряет непосредственную связь с эмоциями, которые имели место быть в данной ситуации.

Итак, эмоциональный интеллект как: способность понимать собственные чувства, управлять ими; способность отслеживать чувства другого человека; взаимосвязь эмоциональных, личных и социальных способностей, которые влияют на общую способность эффективно выполнять требования и справляться с давлением окружающих; способность выполнять эмоционально-интеллектуальную деятельность.

Мы можем отметить, что чем выше будет уровень эмоционального интеллекта, тем лучше будет проявляться способность понимания собственных эмоций и эмоций других людей, а также, тем выше будет способность управлять эмоциями.

Вывод по 1 главе

 

Эмоциональный интеллект - способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Эмоциональный интеллект, включает в себя такие компоненты, как: умение понимать и управлять своими и чужими эмоциями, понимать эмоции по физическому состоянию и внешнему виду.

На развитие эмоционального интеллекта в онтогенезе влияют следующие факторы: уровень эмоционального интеллекта родителей, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости, согласованное взаимодействие правого и левого полушарий головного мозга, особенности переработки информации, свойства темперамента, уверенность в своей эмоциональной компетентности, андрогинность, религиозность, степень развития самостоятельности ребенка, уровень эмоциональной компетентности, уровень образования родителей.

 Особенность подросткового этапа развития эмоционального интеллекта  заключается в том, что в этот период происходит автономное становление каждого из компонентов эмоциональной зрелости.



Дата: 2019-02-02, просмотров: 384.