Органические нарушения нервной системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Появление органических нарушений чаще всего связано с тяжелой патологией родов, нарушающей поступление кислорода в мозг новорожденного (состояние асфиксии – удушье, отсутствие крика или вызывающей механическое повреждение и кровоизлияние в мозг (кефалогематома). В ряде случаев органические изменения являются следствием тяжелых вирусных поражений плода, начавшегося, но остановленного выкидыша или сильного ушиба с частичным отделением при этом плаценты (плодное место, через которое проходят сосуды, снабжающие мозг плода кислородом и питательными веществами). Повреждающее действие оказывает и резус-конфликт при появлении антител вместе с патологической (в отличие от физиологической) желтушностью и отсутствием своевременной медицинской помощи. Следует упомянуть о сепсисе (микробное заражение крови) и воспалении легких (пневмония) в период новорожденности с осложнениями на мозг. Одной из частых причин органических нарушений мозга является выраженная недоношенность ребенка вследствие преждевременных родов или реже переношенность из-за их задержки.

К органическим нарушениям мозга могут привести и более поздние повреждающие факторы, главным образом до 2 лет, когда мозг особенно раним и незрел. Среди них на первом месте – механические повреждения мозга при сотрясении и ушибе, на втором – воспалительные явления типа менингита.

По мере своего развития организм в той или иной степени компенсирует наследованные и особенно приобретенные нарушения центральной нервной системы, но, пока это не произошло полностью, мы можем квалифицировать их как остаточные явления, как резидуальную церебральную недостаточность. Внешне это достаточно часто проявляется так называемым психопатоподобным поведением, т. е. напоминающим психопатию, но не являющимся таковым в своей сущности. Повышенная возбудимость, гнев, ярость, агрессия легко возникают по любому поводу или без него на фоне плохого настроения, раздражительности и злости.

У детей с выраженными органическими нарушениями мозга обычно отсутствуют сдерживающие начала, чувство вины и переживания случившегося. Они бесцеремонны и расторможены, у них рано пробуждается и приобретает патологические формы сексуальное влечение. При общении со сверстниками им свойственны постоянная конфликтность и драчливость, заметно выраженные к концу дня пребывания в группе.

В другом варианте органические нарушения мозга проявляются быстрой утомляемостью и истощаемостью на занятиях, заторможенностью чувств и влечений; общей пассивностью и вялостью, что обозначается как церебрастенический синдром. Подобные изменения поведения напоминают ММН, но они значительно более выражены, особенно в плане истощаемости, заторможенности и вялости, возникающих даже без каких–либо ощутимых нервно–психических нагрузок. Главное, о чем должны помнить взрослые: дети с органическими нарушениями мозга нуждаются в психологической помощи.

 

Психопатии

 

Несколько слов нужно сказать и о психопатиях – патологических характерах, проявляемых устойчивыми отклонениями в поведении. В отличие от органических нарушений нервной системы возникновение психопатий детерминировано не внешними (экзогенными) факторами, а внутренними (эндогенными) или генетическими психическими неполадками. Другими словами, это влияние аномального склада характеров у родителей или прародителей. Патологическая наследственность нередко дает о себе знать у приемных детей, поведение которых начинает отклоняться уже в первые годы жизни, несмотря на самое хорошее отношение к ним в семье. Тем более способствуют усилению или проявлению генетических отклонений в поведении у детей неправильное воспитание или отсутствие его как такового. Это случаи, когда дети брошены на произвол судьбы родителями, ведущими аморальный и нередко асоциальный образ жизни, когда ребенок является лишним, отвергнутым, когда он забит в буквальном смысле слова и видит постоянные примеры жестокости, конфликтов и фальши со стороны взрослых.

Различные аномалии воспитания способны и сами по себе привести к существенным нарушениям в формировании характера ребенка, обозначаемым как патохарактерологическое развитие. Фактически оно является откликом на патологически измененное поведение родителей, продиктованное их неадекватными установками на воспитание, а также психопатическими особенностями характера и личности. В этом ряду будут: авторитарное, подавляющее волю ребенка воспитание; чрезмерная принципиальность; попустительство любым прихотям и капризам ребенка; непоследовательность, импульсивность и жестокость; отсутствие ухода и заботы.

Психопатия как патологический склад характера в полной мере заявляет о себе в подростковом и юношеском возрасте. Но уже в первые годы жизни дети с психопатическими чертами обращают на себя внимание расторможенностью или реже тормозимостью вместе с конфликтностью, недружелюбием и агрессивностью, а также устойчивостью патологических проявлений, некритичностью в их восприятии, трудностью психолого-педагогической коррекции и психотерапии.

Оказать помощь этим детям все же можно в первую очередь именно в дошкольном возрасте, но только в комплексе продуманных социальных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий.

Нервность мальчиков более выражена в неполной семье. У них чаще проявляются или агрессивность в общении со сверстниками или несамостоятельность, зависимость, инфантилизм, страхи. Как у мальчиков, так и у девочек из неполной семьи чаще проявляются повышенная возбудимость и неустойчивость настроения, конфликтность, упрямство и негативизм. К тому же они испытывают большие проблемы в адаптации и общении со сверстниками. Во всех случаях дети из неполной семьи требуют особого внимания со стороны воспитателя, так как при неудачах в общении легко становятся еще более нервными и негативными к помощи извне.

 

Контрольные вопросы

1. Опишите классификацию нервных нарушений по степени распространенности.

2. Минимальная мозговая недостаточность, ее причины и особенности.

3. Невропатия, ее особенности протекания и причины

4. Наиболее устойчивые, выраженные проявления невропатии

5. Неврозы и невротические реакции, их особенности и различие.

6. Особенности органических нарушений нервной системы.

7. Психопатии как патологические характеры, проявляемые устойчивыми отклонениями в поведении



Дата: 2019-02-02, просмотров: 229.