Олимпиада для школьников по Всеобщей истории, 5 класс
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Олимпиада школьников История, 6 класс

                                               Задания для ученика                                   

                                                                                           

Задание 7.

Византийский историк VI в. писал: «Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в собственной стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам относятся они ласково и охраняют их в случае надобности… Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют…»

О каком народе пишет Византийский историк?

Ответ запишите словами____________________________________

За правильный ответ – 2 балла

 

Всероссийская олимпиада школьников по истории

Школьный этап, 7 класс

Школа                                                                                            Фамилия, имя

Задание 1. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

1. Закупы, рядовичи, смерды.
2. 1478 г., 1485 г., 1514 г.
3. Алексей Басманов, Малюта Скуратов, Афанасий Вяземский.

Задание 2. Что или кто является лишним в ряду?

1. Древляне, бужане, вятичи, дреговичи, поляки, кривичи.
2. 1552 г., 1556 г., 1581 г., 1589 г.
3. Рюрик, Радим, Синеус, Трувор.

Задание 3. Расположите в хронологической последовательности:

А. Восстание под предводительством Ивана Болотникова
Б. Царствование Бориса Годунова
В. Избрание Михаила Романова царём
Г. Период «семибоярщины»
Д. Царствование Лжедмитрия I

Задание 4. Используя все приведённые слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Разрешается добавлять предлоги, изменять слова по падежам.

1. От, хан, покорённый, Батый, Русь, система, Орда, зависимость, Золотая.
2. Родовитость, заслуги, а, не, порядок, высшие, служба, должности, предки, назначение, государственные, соответствие, личные.

Задание 5. Проанализируйте отрывок из сочинения В.О. Ключевского. «Воротившийся из плена отец государев, возведённый в сан патриарха (1) и второго государя, твёрдою рукою взялся за кормило правления и не всегда смотрел на боярские лица; но управление до конца жизни патриарха велось совместными силами обоих государей при участии Боярской думы (2) и Земского собора (3). Это двоевластие было сделкой семейных понятий и политических соображений: родителю неловко было стать просто подданным своего сына, а сын нуждался в постоянном регентстве (4), которое всего естественнее было поручить отцу с титулом второго государя. В одном местническом случае вопрос, который из государей больше или меньше другого, решён был так: «каков он, государь, таков же и отец его государев; их государское величество нераздельно».

Ответьте на вопросы:
1. Укажите с точностью до полувека период, описываемый в источнике.
2. Назовите имена «первого» и «второго» государей, упоминаемых в тексте.
3. Следствием каких событий стало вступление на престол «первого
государя»?
4. Напишите значение выделенных понятий:

1. Патриарх —
2. Боярская Дума –
3. Земский собор –
4. Регентство –

Задание 6. Перед вами 8 музейных экспонатов, рассказывающих о страницах российской и европейской истории. Разбейте представленные экспонаты на 4 пары, пояснив, каким сюжетом они между собой связаны. Назовите представленные ниже экспонаты, ответ внесите в таблицу в соответствующие графы.

1 2
3 4
5 6
7 8

 

  Название экспонатов Что их связывает?

1 пара

   
   

2 пара

   
   

3 пара

   
   
4 пара      

Задание 7. Какому историческому событию соответствует карта-схема? Напишите событие и номер соответствующей иллюстрации.

    1     2     3

Событие:_____________________________________________________________________Номер иллюстрации: ____________

Задание 8. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков:

1. …рдынский выход, б…с…рмены, б…скаки, …рлык, н…й…н.
2. Р…формация, к…льв…низм, пр…тес…ан…ство, лют…ранство, …..зуиты.

Задание 9. Выберите и подчеркните правильный ответ:

1. Как называлось наследственное земельное держание?
а) поместье; б) удел; в) вотчина; г) домен.
2. Укажите годы Ливонской войны.
а) 1558-1583 гг.; б) 1555-1575 гг.; в) 1547-1552 гг.; г) 1505-1533 гг.
3. Какое название получила монета в результате денежной реформы Елены
Глинской?
а) деньга; б) копейка; в) рубль; г) пуло.
4. Какое государство было первым исследователем новых земель?
а) Португалия; б) Англия; в) Россия; г) Испания.

Задание 10. Напишите заметку в журнал «Дилетант» о наиболее значимом событии истории России.

Назовите описываемое событие;
укажите период (век, год) истории России, когда оно произошло;
назовите не менее двух участников события;
опишите произошедшее событие;
объясните, в чём его значение для истории русского государства.

 






























КЛАСС

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА

Задание 3. Укажите имена опричников

1. Андрей Курбский

2. Иван Висковатый

3. Макарий

4. Алексей Басманов

5. Малюта Скуратов

6. Генрих Штаден

Ответ: ___

(За правильный ответ – 2 балла)

Задание 4. Выберите правильный ответ:

К какому году относится воцарение династии Романовых на российском престоле?

А. 1598.

Б. 1605.

В. 1613.

Ответ: ___

(За правильный ответ – 2 балла)

Задание 5. Выберите правильный ответ:

Когда и при каком правителе Россия стала провозглашаться империей?

А. 22 октября 1721 года при Петре I.

Б. 14 декабря 1825 года при Николае I.

В. 19 февраля 1861 года при Александре II.

Ответ: ___

(За правильный ответ – 2 балла)

Задание 6. Соотнесите понятия и их значения, ответ внесите в таблицу:

1. Барщина;

2. Подушная подать;

3. Протекционизм;

4. Кондиции;

5. Ассамблея.

А. Основной прямой налог, взимавшийся с мужского населения податных сословий вне зависимости от возраста;

Б. Собрание-бал с участием знатных женщин в домах российской знати;

В. Повинности зависимого населения в пользу владельцев вотчин и поместий, работы в хозяйстве помещика, на его земле;

Г. Экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и оказания экономической помощи предпринимателям.

Д. Условия.

1 2 3 4 5
         
         
         

(За каждый правильный ответ – 3 балла. Максимум – 15 баллов)

Задание 7.Восстанови исторические факты.

1.В 988 году на Руси было принято христианство, в то время князем был _______________.

2.3натные бояре имели__________________ ,которую могли передавать по наследству.

З.Вместо устаревших приказов Пётр I ввёл____________________________ и их было12.

(За каждый правильный ответ – 3 балла. Максимум – 9 баллов)

Задание 8 По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

А) Фреска, миниатюра, мозаика, икона____________________________________________

Б) Челобитный, Разрядный, Посольский, Поместный__________________________________

(За каждый правильный ответ – 3 балла. Максимум –6 баллов)

Задание 9 Соотнесите элементы правого и левого столбца таблицы. В перечне справа есть лишняя характеристика ( по 2 балла за каждое соответствие, максимальный балл -12)

А. Окончание войны за независимость. Б. Бостонское чаепитие. В. Начло плавания Д.Кука, в ходе которого были открыта Австралия и Новая Зеландия. Г. Начало войны североамериканских колоний Англии за свою независимость. Д. Варфоломеевская ночь во Франции. Е. Плавание вдоль побережья Южной Америки Америго Веспуччи, сделавшего вывод. Что открытые земли – не Индия, а новый континент. 1. Роспуск Уложенной комиссии. 2. Отмена опричнины. 3. Открытие пролива между Азией и Америкой. 4. Принятие Указа о престолонаследии. 5. Губернская реформа. 6. Начало крестьянской войны под руководством Е.И.Пугачева. 7. Правление Ивана 3.

Ответы:

А Б В Г Д Е
           

 

Задание 10 Расположите в хронологическом порядке следующие события

а) Воцарение династии Романовых.
б) Гибель царевича Димитрия.
в) Казанский поход.
г) Объявление России империей.
д) Опричное разорение Новгорода.
е) Присоединение Украины к России.
ж) Основание Московского университета.
з) Учреждение Табели о рангах.
и) Объявление «Манифеста о вольности дворянской».
к) Взятие Измаила.

(Верно указанная последовательность – 10 баллов. Каждый неверный ответ – минус 1 балл)










Задание 11 Соотнесите имя правителя с правовым мероприятием.

1. Анна Иоанновна А. Учреждение Сената и Синода
2. Екатерина II Б. Манифест о вольности дворянской
3. Елизавета Петровна В. Закрепление за горожанами определенных прав и привилегий, по аналогии с дворянами
4. Павел I Г. Запрет на отправление барщины по воскресным дням
5. Петр I Д. Предоставление помещикам права ссылать крепостных в Сибирь
6. Петр III Е. Освобождение дворян от обязательной службы рядовыми в армии.

1 2 3 4 5 6
           

(За каждый правильный ответ – 2 балла. Максимум – 12 баллов)

Задание 12. Работая с картой, ответить на вопросы.

( за каждый правильный ряд – 4б. Максимум – 16баллов)

  1. Какой исторический период Российской истории отражает материал карты?
  2. Перечислите военные действия, нанесенные на карту?
  3. Назовите исторических лиц, связанных с военными действиями, нанесенными на карту?
  4. Назовите населенные пункты, известные важнейшими событиями этого исторического периода?

Задание13. Перед вами выдающиеся деятели российской истории, по сделанным подсказкам напишите их имена и фамилии (за каждый ряд 2 балла, максимум – 10баллов)

1. «Полудержавный властелин», герцог Ижорский.
2.«Бунтовщик похуже Пугачева», писатель.
3. Основатель города Перми, российский историк.
4.«Перун кагульских берегов», граф Задунайский.
5. Первая женщина в мире, которая управляла Академией наук.

 

1 2 3 4 5

Школьный этап олимпиады по истории
для учащихся 9-х классов











Школа                                

Фамилия, имя

1. Как назывался появившийся в царствование Екатерины II вид наказания крестьян, предполагавший лишение свободы со строгим режимом содержания и привлечения к тяжелому физическому труду?
1) каторгой;
2) гнетом;
3) тяглом;
4) рекрутчиной.

 

2.  «Советами всея земли» называли
1) Земские соборы;
2) церковные соборы;
3) заседания Боярской думы;
4) вечевые сходы.

 

3. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.
1. 1700, 1704, 1708, 1709, 1714, 1721;
2. 1803, 1842, 1848, 1861, 1863, 1881г.г.;
3. 5 декабря 1941 г., 19 ноября 1942 г., 23 июня 1944 г.

 

4. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ОТВЕТ

1. М.Б. Барклай-де-Толли, П.И. Багратион, А.П. Тормасов;

2. Самодержавие, православие, народность;

3. И.Н. Зарубин-Чика; Салават Юлаев; И.Н. Белобородов

4. «Иоланта», «Пиковая дама», «Евгений Онегин».

 

5. Определите и впишите пропущенное слово/слова или словосочетание
1 .Фраза «Мертвые срама не имут» принадлежит
______________________________
2. Победа на льду Чудского озера связана с именем ______________________________
3. Марфа Посадница возглавляла оппозицию московскому князю__________________
в городе__________________________________________________________________
4. Первой печатной книгой на Руси с указанием года издания был ––––––––––––––––--
5. От обязательной службы российское дворянство было освобождено по _________
______________________(название документа) императором____________________
6. Понятие «политика просвещенного абсолютизма» можно отнести к периоду правления_______________________________________________________________

6. Соотнесите определения и термины.
1. Стеклообразное покрытие, наноси-
мое на металлический предмет; запол-                                                              А.зернь
няет промежутки между металличе-
скими ленточками, припаянными реб-
ром на поверхность металла.

2. Узор из мелких золотых, серебряных.
или медных шариков, которые припа-                                                                Б.миниатюра
иваются на ювелирное изделие.


3. Ажурный узор из скрученной золо-
той или серебряной тонкой проволоки.

                                                                                                                           В.мозаика
4. Узор из цветных камней или смаль-
ты, составляющий целые картины

                                                                                                                          Г. скань
5. Живописные картины, написанные                                                       

                                                                                                                    Д. перегородчатая
по сырой штукатурке 

                                                                                                                            эмаль
6. Небольшая картинка в древнерус-
ской рукописной книге                                                                                       Е.фреска

 

7. «Да» или «Нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет».
1) При Иване Калите Москва фактически становится резиденцией митрополита
2) «Медный бунт» в Москве произошел в 1662 году
3) Манифест о вольности дворянства был издан в период правления Петра III
4) Автором картины «Витязь на распутье» является В. Суриков
5) Брестский мир был подписан в 1920 году
6) Государственный Комитет Обороны возглавлял И.В. Сталин.

1 2 3 4 5 6
           

 

8. А.В.Суворов написал известную книгу «Наука побеждать», в которой изложил свой взгляд на военное искусство. Ряд крылатых выражений из этой книги мы используем в нашей речи и сегодня.
Закончите приведенные ниже изречения:
1. «Стреляй редко, да …»
2. «Каждый воин должен…»
3. «За ученого…»
4. «Научись повиноваться, прежде чем…»
5. «Дело мастера…»
6. «Пуля – дура, а…»
7. «Где пройдет олень, там…»
8. «Тяжело в учении, да…»
9. «Воюют не числом, а…»

 

9. Расположите в хронологической последовательности правления великих князей и государей Московских и Всея Руси. Запишите последовательно соответствующие буквы:
а) Борис Годунов; б) Василий III;     в) Иоанн Великий;
г) Василий Темный; д) Иоанн Грозный; е) Федор Иоаннович.

 

10.   Рассмотрите иллюстрации. О каком событии рассказывает каждая из них? Укажите год, когда это событие произошло.
                         
1.                                                                    2.

1._________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________

 

11.  Историк пишет: В начале XVIII в. дворянство обладало всеми признаками государственного крепостного состояния»: 1) они были обязаны нести государственную службу с 15 лет и с самого низшего ранга; 2) получить образование; 3) подготовить к службе своих детей; 4) управлять своими крестьянами; 5) нести наравне с «подлыми людьми» телесные наказания; 6) платить прямые государственные налоги.
Что в этом перечне обязанностей приведено ошибочно? Укажите соответствующий пункт.

 

12. С какими событиями XVII в. связаны следующие слова?
1. «Готовы мы единодушно все пострадать, а новой веры, и учения, и книг отнюдь все не приемлем».
2. «Буде добром нам тех бояр не отдашь, а мы у тебя учнем имать сами по своему обычаю».
3. «Вот тебе, изменник, за соль!»
4. «С Дону выдачи нет!»
5. «Силою не стану принуждать, а кто захочет быть со мною – будет вольный казак».
6. «Чтоб мы вовеки все едины были!»
Варианты ответов: А. Соляной бунт; Б. бегство крестьян от помещиков; В. воссоединение Украины с Россией; Г. раскол; Д. крестьянская война под предводительством С.Т. Разина; Е. Медный бунт.

 

13. Прочтите текст и вставьте пропущенные слова (словосочетания). Слово используется один раз, при необходимости изменяется по падежам.

а) аграрная революция, б) коллективизация, в) мануфактура, г) промышленный переворот, д) ремесленная мастерская, е) фабрика.

 

«В своем развитии промышленное производство прошло несколько этапов. Господствующей формой производства в средние века была _____________(1). В стенах этого предприятия постепенно начинают производить изделия не на заказ, а на продажу. В новое время появляются предприятия, на которых сохраняется ручной труд, но возникает уже разделение труда между работниками. Эти предприятия получили название ____________(2). В 1830-х годах в России начинается _______________(3). Это событие привело к появлению первых __________(4). Однако в сельском хозяйстве продолжали существовать феодальные пережитки. К концу XIX в. Еще не была завершена ____________(5). Это усилило противоречие между относительно развитой капиталистической промышленностью и отсталым полуфеодальным сельским хозяйством».

 

14. «Поутру увидел на улице кучки народа... Народ со всех концов спешит на Сенатскую площадь... Я побежал на площадь. Народ запрудил всю площадь и волновался, как бурное море. В волнах этого моря виднелся небольшой островок, - это было ваше каре... Я видел царя, окружённого своим штабом и уговаривающего народ разойтись по домам, слышал, как беснующаяся толпа кричала ему в ответ: "Не пойдём, умрём вместе с ними!" Видел, как понеслась на вас кавалерия... с каким диким остервенением толпы народа отразили второй натиск поленьями дров, и я, грешный человек, метнул одно полено в бок артиллеристу... видел я и тебя, как ты при третьей атаке стал против солдат, готовых дать залп, от которого вся эта кавалерия, обскакивающая каре, легла бы лоском, - как ты скомандовал: "Оставь!"... Видел, как смертельно раненный Милорадович, шатаясь в седле, поскакал прочь от непокорных солдат, и наконец услышал роковой выстрел из пушки. Второй выстрел повалил множество из передовых. Народ прыснул во все стороны. Третий выстрел был направлен на открытое каре...»

 

А) Напишите название указанного в отрывке события;

Б) В каком году и где оно произошло?;

В) Укажите имя императора, во время правления которого произошло данное событие;

Г) Напишите итоги события.

15. Рассмотрите схему и выполните задания.

1)  Какое сражение изображено на схеме и когда оно произошло?

2)  Назовите противников в этом сражении (государства).

3)  Назовите не менее 3-х исторических личностей, участников этого сражения.

4)  Назовите победителя в этом сражении.

5)  Каково значение этого события в истории России.

 

 
































































Школьный этап. 11 класс.

Ответы внесите в таблицу.

1 2 3 4
       

 

Задание №9. К каждой представленной ниже картине укажите

Её название

Художника

Задание №10. К каждой представленной ниже иллюстрации памятника укажите

Его название

2) место расположение (город)

Архитектора

Олимпиада для школьников по Всеобщей истории, 5 класс.

Уважаемые участники олимпиады!Будьте внимательны, отвечая на вопросы. Убедитесь, что правильно понимаете смысл заданий. Ответы следует вписывать в таблицу или отведенное для ответа место.

Задание1. По какому принципу образованы ряды (4 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл - 12)

а) пещерный медведь, мамонт, шерстистый носорог

_____________________________________________________________________

б) оборотень,идол,дух

_____________________________________________________________________

в) палка-копалка, рубило, скребок

_____________________________________________________________________

Задание 2. Верны ли следующие утверждения? («Да» - «Нет»). Ответы внесите в таблицу(2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл - 16)

В своей ра­боте ремесленники использовали

1. плуг

2. серп

3. печь для обжига изделий

4. мотыга

5. гончарный круг

6. гарпун

7. ткацкий станок

8. печь для выплавки металлов

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.
               

 

Задание 3. Решите задачи(для удобства, где необходимо, нарисуйте ленту времени). За каждый правильный ответ 5 баллов, всего 20 баллов)

1. Во время летних каникул Коля побывал в Египте. На уроке истории он рассказывал об увиденном сооружении, но забыл его название. Прочитайте текст и помогите Коле. О каком памятнике культуры идёт речь?Это величественное сооружение построили в Египте около 2570 г. до н.э. недалеко от Мемфиса, в Гизе. Высота достигает 146, 5 м. На строительство ушло около 2 300 000 каменных блоков.

__________________________________________________________________________

2 Считается, что первую пирамиду зодчий Имхотеп начал строить в 2750 г. до н.э. Последние

пирамиды построены в 1700 г. до н. э. Сколько лет прошло между постройкой первой и последней пирамиды? Сколько лет назад были построены последние пирамиды? _____________________________________________________________________

 

3.А. Знаменитый Розеттский камень был создан в 196 г. до нашей эры, а в 1822 г. Ж.-Ф.Шампольон дешифровал египетскую надпись на нем. Сколько лет прошло между этими событиями? Сколько лет назад была дешифрована (расшифрована) египетская надпись?_________________

4. Царь-колокол, что находится в Московском Кремле, был отлит в 1735 году. Каков возраст Царь- колокола был в 2018 году________________________

Задание 4. Соотнесите названия памятников культуры Древнего Египта с их изображениями. В списке названий памятников больше, чем изображений. (3 балла за правильный ответ, 2 - за частично правильный; максимальный балл - 18).

1. 2. 3.
  4.   5.   6.

 

1. Аменхотеп IV (Эхнатон)

2. Пирамида Хеопса

3. Великий Сфинкс

4. Колоссы Рамсеса II. Скальный храм в Абу-Симбеле.

5. Царица Нефертити,

6. Пирамида Джосера

7. фреска

8. папирус

 

 

1 2 3 4 5 6
           

 

Задание 5. Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы:

(правильный ответ 15баллов )

...Воистину: люди зажиточные поставлены к работе над ручными мельницами. Те, которые были одеты в тонкое полотно, избиваются палками... Воистину: вскрыты архивы. Расхищены податные декларации. Рабы стали владельцами рабов. Воистину: чиновники убиты... Зерно Египта стало общим достоянием. Воистину: свитки законов судебной палаты выброшены, по ним ходят на перекрестках. Бедные люди сламывают их печати на улицах... Бедные люди выходят и входят в великие дворцы. Воистину: дети вельмож выгнаны на улицу. (Речение Ипусера.)

1.Какое событие здесь описано?

2.Какое настроение передает этот текст?

3.К какой группе населения принадлежит Ипусер?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. З аполните пропуски в тексте, поставив номера слов, имен и названий, приведенных ниже (слова и названия даны в именительном падеже) в таблицу в соответствии с буквенным обозначением пропуска. Обратите внимание, что слов, имен и названий больше, чем пропусков в тексте (3 балла за правильный ответ, максимальный балл - 18).

Начало масштабных завоевательных походов связано с именемА______. Послеуспешного наступления в ходе нубийской экспедиции его войска двинулись на север, в Переднюю Азию, разоряя _В______ и Б_______ . Египетские войска впервыедостигают Северной Месопотамии в районе реки Г__________названной ими«Перевернутой водой». Восстановление влияния Египта в Восточном Средиземноморье и поворот к захватнической политике в целом своеобразно отразился и в захоронениифараона: он был первым похоронен вД________близ современного Луксора. Новоецарство не было периодом строительства гигантских каменныхЕ______, предпочтение стали отдавать более защищенным и дешевым скальным усыпальницам.

1- Тутмос I

2- Тутанхамон

3- Палестина

4- Фивы

5- Сирия

6- Вавилон

7- Тигр

8- Евфрат

9- Мемфис

10- Долина царей

11- пирамида

12- зиккурат

 

А Б В Г Д Е
           

 

Максимальный балл за 6 заданий – 99

Дата: 2019-02-02, просмотров: 563.