О размене из Литвы митрополита Филарета Никитича и бояр
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Новый летописец (XVIII)

К оглавлению

О размене из Литвы митрополита Филарета Никитича и бояр.

Послал государь в Вязьму для размена с литовскими людьми и с паном Струсом послов, бояр Федора Ивановича Шереметева, да князя Даниила Ивановича Мезецкого, да окольничего Артемия Васильевича Измайлова. Они же пришли в Вязьму и в Вязьме были долгое время, дожидаясь послов литовских для размена. И пришли из Литвы послы, и митрополита Филарета Никитича, и боярина Михаила Борисовича Шеина, и дьяка Томила Луговского, и всех дворян, которые были с послами и которые были взяты языками, привезли с собою. И в Вязьме Александр Гашевский с [русскими] послами замешкался, хотел того, чтобы землею поступились. Патриарх же Филарет Никитич послал к московским послам, чтобы ни одной чети не уступали земли Литве. Послы же литовские, видя крепкое стояние патриарха Филарета, разменялись, а боярина князя Василия Васильевича Голицына в Литве не стало.

402. О приходе к Москве патриарха и о встречах боярских, [посланных] от государя.

Пришел же патриарх Филарет Никитич в Можайск, и государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Русии послал к нему, государю, навстречу бояр и окольничих, а велел государь встречать его в трех местах. Первая встреча — в Можайске, а встречали архиепископ рязанский Иосиф, да боярин князь Дмитрий Михайлович Пожарский, да окольничий князь Григорий Константинович Волконский; а другая встреча — на Вязьме, а встречали вологодский архиепископ Макарий, да боярин Василий Петрович Морозов, да думный дворянин Таврило Григорьевич Пушкин; третья встреча — в Звенигороде, а встречал его крутицкий митрополит Иона, да боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, да окольничий Федор Леонтьевич Бутурлин. А на последнем стану перед Москвой встречали все бояре.

403. О приходе патриарха к Москве и о встрече [его] государем.

Пришел митрополит государь Филарет под Москву. Государь царь Михаил Федорович всея Русии встретил отца своего, государя Филарета Никитича, за речкою Преснею с боярами и с дворянами и со всем народом Московского государства. Многие же слезы были тогда от радости у государя царя и всего народа Московского государства. И после же [были слезы], ибо радость была на Москве великая, потому что столь много лет был [Филарет Никитич] в Литве в утеснении и гонении. Власти же его встретили за Каменным мостом с крестами. Государь же царь Михаил Федорович всея Русии в тот день, в который его государя отца Филарета Никитича выменяли, поставил храм во имя пророка Елисея между Никитской улицей и Тверской, и установил празднование большое. Митрополит же государь Филарет Никитич на Патриаршем дворе не встал, а встал на Троицком подворье. Государь же царь Михаил Федорович всея Русии из-за прихода отца своего тех, которые были в его государевой опале под присмотром приставов, и тех, которые были сосланы по городами и темницам, пожаловал, велел освободить.

О походе государевом по монастырям.

После поставления патриарха государя Филарета Никитича московского и всея Русии государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Русии по обету своему ходил помолиться к Макарию чудотворцу на Унжу, и по иным чудотворцам, и был в том походе у чудотворцев переславских, и у ростовских, и у ярославских, и у Пречистой Богородицы Федоровской на Костроме, а к Москве государь пришел после Дмитриева дня. Во 128 (1620) году в то же время ходил государь к Живоначальной Троице и к Николе чудотворцу на Угрешу молиться, пешком, в [благодарность Богу] за приход отца своего.

О послах турских.

Пришел из Цареграда посол Фома Кантакузин, а ним государевы послы: Иван Кондырев да подьячий Тихон Бормосов, и привезли к государю от турского царя грамоты дружественные и дары многие. Государь же посла пожаловал и отпустил его к турскому царю.

О послах Алтына царя.

Пришли к государю послы от Восточной страны, в Московском же государстве про то царство и слуху не было, из-за Сибирского царства, от царя, называемого Алтына. Государь же их пожаловал своим государевым жалованием и отпустил их к Алтыну царю.

О после кизылбашском.

Тот же посол кизылбашский, который принес срачицу Господню, начал в Москве пить и убил жену свою и людей шесть человек, и иных хотел перебить. Товарищи его били челом государю, чтобы велел их расселить. Государь же, по их челобитию, поставил их по разным дворам и отпустил их в Кизылбаши, а с ними отпустил государь посла своего князя Григория Васильевича Тюфякина, да Григория Фефилатьева, да дьяка Федора Панова.

О пожаре московском.

Премилостивый Бог, наказуя людей и отводя от греха, посылает милостивое наказание; было [это] в лето 7134 (1626) году, государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Русии с благочестивой царицей и великой княгиней Евдокией Лукьяновной пошел молиться к Живоначальной Троице в Сергиев монастырь. И без него, государя, в Преполовеньев день загорелось в Китае городе, на Варварском крестце, и начали от того гореть ряды. От того же загорелся на [церкви] Троицы, что на рву, верх, и от того загорелась в Кремле городе Вознесенская церковь и в Чудове [монастыре] соборная церковь, в них же чудотворные образы и казна многая погорели. И двор государев и патриарший, и в приказах всякие дела погорели; и житницы все и сушило государево все погорели; в Китае и в Кремле не осталось ничего: не только дворы, [но] и церкви Божии погорели. После пожара послал государь писцов по всей земле, потому что книги и дела все погорели.

О царевиче турском.

Пришел в Путивль [человек], а назвался царевичем турским, что будто родился [он] от гречанки, а мать у него была попова дочь; а турский царь де взял ее за красоту. И как де отца его не стало, он де пошел в Солунь и там крестился. И государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси, не желая с турским царем дружбы и братства нарушать, повелел его из своего государства выслать.

О после свицком.

Пришел к государю от Густава, короля свицкого, посол Александр Рубец, а раньше был русский человек, смолянин, посадский человек, а свицкий король взял его в Литве, когда взял города литовские; а прислал с ним государю пленников турских и крымских людей, которые взяты в Литве, из плена. Государь же и патриарх его пожаловали и отпустили к королю, а тех пленников пожаловали и отпустили по своим землям.

О турских послах.

Пришел к государю от турского царя посол Фома Кантакузин и был у государя и у патриарха. Государь же и святейший патриарх его пожаловали и отпустили к царю турскому.

О послах кизылбашских.

Пришли к государю от шаха кизылбашского послы со многими дарами и с жалобой на московских послов, на князя Григория Тюфякина с товарищами. Государь же кизылбашских послов пожаловал и отпустил к шаху, а с ними послал послов своих: Андрея Осиповича Плещеева да дьяка Никифора Палицына, а на послов, на князя Григория Тюфякина, государь положил опалу, и поместья и вотчины [их] повелел государь раздать в раздачу.

О послах свицких к Москве.

Пришли к государю свицкие послы от короля Густава Адольфа с тем, чтобы государь [вместе] с ним поднялся на литовского короля. Государь же ему повелел отказать, [сказав] что с литовским королем в мире, а в христианском государстве того не повелось, чтобы нарушить крестное целование. А как перемирие закончится, и государь тотчас не оставит без отмщения обид, полученных от своего недруга.

О пожарах московских.

Премилостивый и прещедрый человеколюбивый Господь Бог наш, не желая создание Свое до конца истребить, видя человеческое поползновение к греху, всячески отвращая нас [от греха] и отводя от всяких непотребных и постыдных деяний, и многими различными образами и грозными знамениями яростно устрашая нас, заповедует нам с милостивым наказанием, наставляя нас на путь Его святых заповедей; было [это] в лето 7137 (1629) году, был пожар великий в Москве; загорелось в Чертолье и выгорело по самую Тверскую улицу, и за Белым городом погорели слободы. После того загорелось на другой стороне Неглинной, на Покровке у [церкви] Николы у Столпа, и в иных многих местах был пожар. В том же году был вихрь великий, и дождь, и гром, и молнии были великие, и со многих храмов главы и кресты сорвало, и хоромы многие ломало и с места на места переносило.

Новый летописец (XVIII)

К оглавлению

О размене из Литвы митрополита Филарета Никитича и бояр.

Послал государь в Вязьму для размена с литовскими людьми и с паном Струсом послов, бояр Федора Ивановича Шереметева, да князя Даниила Ивановича Мезецкого, да окольничего Артемия Васильевича Измайлова. Они же пришли в Вязьму и в Вязьме были долгое время, дожидаясь послов литовских для размена. И пришли из Литвы послы, и митрополита Филарета Никитича, и боярина Михаила Борисовича Шеина, и дьяка Томила Луговского, и всех дворян, которые были с послами и которые были взяты языками, привезли с собою. И в Вязьме Александр Гашевский с [русскими] послами замешкался, хотел того, чтобы землею поступились. Патриарх же Филарет Никитич послал к московским послам, чтобы ни одной чети не уступали земли Литве. Послы же литовские, видя крепкое стояние патриарха Филарета, разменялись, а боярина князя Василия Васильевича Голицына в Литве не стало.

402. О приходе к Москве патриарха и о встречах боярских, [посланных] от государя.

Пришел же патриарх Филарет Никитич в Можайск, и государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Русии послал к нему, государю, навстречу бояр и окольничих, а велел государь встречать его в трех местах. Первая встреча — в Можайске, а встречали архиепископ рязанский Иосиф, да боярин князь Дмитрий Михайлович Пожарский, да окольничий князь Григорий Константинович Волконский; а другая встреча — на Вязьме, а встречали вологодский архиепископ Макарий, да боярин Василий Петрович Морозов, да думный дворянин Таврило Григорьевич Пушкин; третья встреча — в Звенигороде, а встречал его крутицкий митрополит Иона, да боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, да окольничий Федор Леонтьевич Бутурлин. А на последнем стану перед Москвой встречали все бояре.

403. О приходе патриарха к Москве и о встрече [его] государем.

Пришел митрополит государь Филарет под Москву. Государь царь Михаил Федорович всея Русии встретил отца своего, государя Филарета Никитича, за речкою Преснею с боярами и с дворянами и со всем народом Московского государства. Многие же слезы были тогда от радости у государя царя и всего народа Московского государства. И после же [были слезы], ибо радость была на Москве великая, потому что столь много лет был [Филарет Никитич] в Литве в утеснении и гонении. Власти же его встретили за Каменным мостом с крестами. Государь же царь Михаил Федорович всея Русии в тот день, в который его государя отца Филарета Никитича выменяли, поставил храм во имя пророка Елисея между Никитской улицей и Тверской, и установил празднование большое. Митрополит же государь Филарет Никитич на Патриаршем дворе не встал, а встал на Троицком подворье. Государь же царь Михаил Федорович всея Русии из-за прихода отца своего тех, которые были в его государевой опале под присмотром приставов, и тех, которые были сосланы по городами и темницам, пожаловал, велел освободить.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 264.