КУЛЬТУРА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 - 45 гг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Война с фашистской Германией потребовала перестройки всех сфер жизни страны. Превращение её в единый военный лагерь означало мобилизацию не только материальных, но и духовных сил общества. Военное время потребовало перестройки работы всех учреждений культуры. Предпочтение отдавалось наиболее оперативным, мобильным доступным и эффективным формам работы, таким как радио, кинематография, печать, театр, с преобладанием военной тематики. Сфера культуры в годы войны была предметом постоянной заботы правительства на протяжении всех военных лет. С первых дней войны возросло значение средств массовой информации и в первую очередь радио. До 18 раз в день велись специальные передачи о военных событиях и разъяснялись текущие задачи.

Война внесла большие изменения в дело издания газет и книг: в 2,5 раза сократились тиражи газет, в 4 раза книг. Были эвакуированы на Восток художественные ценности ленинградских и московских музеев, киностудии, театры, научные учреждения. В связи с мобилизацией в армию и эвакуацией, сократилась численность работников науки и культуры, но, несмотря на эти трудности, учреждения культуры продолжали работать.

Тематика научных исследований была сосредоточена на трёх направлениях: создания новых сметем вооружения, научная помощь промышленности и мобилизация сырьевых ресурсов. Учёные внесли огромный вклад в достижении победы над врагом путём создания новых видов вооружений, открытий в области военно-полевой медицины в исследовании долговременных теоретических проблем, например, в расщеплении атомного ядра урана.

Суровые испытания войной выдержала система народного образования. Несмотря на то, что было разрушено большое количество школьных зданий и не хватало учительских кадров, было сделано всё для бесперебойной работы школы. В соответствии с требованием времени менялось содержание обучения. Старшие школьники сочетали учёбу с работой в сельском хозяйстве, на предприятиях, в мастерских. Детский труд в годы войны считался нормальным явлением. Также была введена в школе военная подготовка.

Значительно уменьшился в годы войны приём в Высшую школу из-за значительного сокращения количества вузов и участия мужского населения непосредственно в боях на фронте. Но к 1943 году подготовка специалистов в Высшей школе, достигла довоенного уровня.

Одним из ведущих жанров военного времени стала лирическая песня - «В землянке», «Вечер на рейде», «Соловьи», «На солнечной поляночке», «Тёмная ночь» и другие песни советской военной классики. События войны нашли своё отражение и в литературных произведениях тех лет. Это «Ленинградская поэма» - О. Бергольц, «Пулковский мередиан» -  В. Инбер,

повести К.Симонова, «Дни и ночи» - В. Гроссмана, поэма «Зоя» - М. Алигер, роман «Молодая гвардия» - Фадеева, поэма «Василий Тёркин» - Твардовского. Событием стали театральные премьеры военных лет - такие классические пьесы как «Нашествие» Леонова, «Русские люди» Симонова, «Фронт» Корнейчука.

Для культурного обслуживания фронтовиков создавались бригады артистов, писателей, художников, военные ансамбли, специальные фронтовые театры. За годы войны в составе театрально-концертных бригад на фронте побывало более 40 тысяч работников искусства, включая прославленных артистов Москвина, Тарасову, Хмелёва, Яблочкину, Царёва, Черкасова.

Практические задачи кинематографии сводились прежде всего к созданию киножурналов и документальных фильмов. В конце 1941 года на экраны вышел документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Всего за годы войны кинематографисты создали около 500 киножурналов, 34 полнометражных фильма, среди них «Секретарь райкома» режиссёра Пырьева, «Нашествие» Роома, «Радуга» Донского, «Два бойца» Лукова, «Она защищает Родину» Эрмлера.

В изобразительном искусстве самое широкое распространение получил агитационный плакат, появившийся в первые дни войны. Это плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим к уничтожим врага», плакат Тоидзе «Родина мать зовёт», плакат Корецкого «Воин Красной Армии спаси», в котором с помощью фотографии и композиционного художественного дополнения достигалось впечатление документальной достоверности. На основе действительного факта создан и плакат Кокорекина «За Родину». В газетной и журнальной карикатуре выступали не только Кукрыкиксы, а также Черемных с Моором. В области станковой графики и живописи художники стремились создать содержательные произведения, мобилизующие народ на разгром врага. В качестве образцового решения графического цикла можно назвать серии Шмаринова «Не забудем, не простим!», «Ленинград в дни блокада и восстановления» Пахомова, «Севастопольский альбом» Сойфертиса, серия портретов «Великие полководцы» Фаворского. Живопись требовала продолжительного времени для создания капитальных произведений. Однако уже в 1941-42 годах появилась картины «Окраины Москвы» Дейнеки, «Фашист пролетел» Пластова, «Парад на Красной площади 7 ноября I941 года «Юона, в которых скупыми выразительными средствами подчёркнута тревога, напряжённость и драматизм времени. В более поздний период войны были созданы «Оборона Севастополя «Дейнеки, «Бегство фашистов из Новгорода» Кукрыниксов, «Мать партизана « Герасимова. Широкое развитие получила историко-героическая тема в произведениях «Александр Невский» Корина, «Поединок Пересвета с Челубеем» Авилова, «Утро на

Куликовом поле» Бубнова, «Лористон в ставке Кутузова» Ульянова.

Ведущее место в создании скульптуры занял портретный жанр. Здесь выделяются работы Вучетича, Виленского, Мухиной. Их работы посвящены героям войны, для которых мужество и героизм стали нормой повседневного поведения. Так Вучетичем, по конкурсу, был создан памятник генерал-лейтенанту Ефремову, погибшему под Вязьмой и памятник воину-освободителю в Трептов-парке в Берлине, на мемориальном кладбище советских воинов.

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 234.