Осуществление в Российской Федерации общепризнанных принципов и норм международного права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В российской правовой системе не разъясняется понятие "общепризнанные принципы и нормы международного права", хотя в законах оно употребляется довольно часто (Федеральные конституционные законы "О судебной системе Российской Федерации", "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", АПК РФ и др.). Существуют лишь отдельные указания различных органов, какие документы или нормы считаются общепризнанными. При этом далеко не все документы из указанных действительно "общепризнаны" на международной арене. Некоторые из них не признаны большинством государств, иные — для России не действуют, третьи — вообще не вступили в силу. Так что относиться к ссылкам и указаниям отечественных органов власти в этой области необходимо крайне осторожно.

Так, Конституционный Суд РФ к общепризнанным принципам и нормам МП относит положения, закрепленные во многих международных договорах. Часть из них можно назвать общепризнанными (Конвенции МОТ№ 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (Женева, 23 июня 1981 г.), Конвенция о правах ребенка (20 ноября 1989 г.)), другие — нет. Так, в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. участвуют европейские государства (напомним, что в мире около 220 стран). В Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. не участвуют США.

Общепризнанные принципы и нормы МП, но мнению Конституционного Суда РФ, содержатся и в актах органов международных организаций. В их числе: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (9 декабря 1988 г.), Процедуры эффективного осуществления основных принципов независимости судебных органов (24 мая 1989 г.) и др. Документы ГА ООН по Уставу ООН носят рекомендательный характер.

При этом Конституционный Суд РФ рассматривает в качестве "общепризнанных" положения, зафиксированные и в документах региональных организаций, в частности Совета Европы. В их числе: Рекомендации № И (85) 11 Комитета Министров Совета Европы о положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса (28 июня 1985 г.), Резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1121 об инструментах участия граждан в представительной демократии (1997 г.), Рекомендации Совета Европы № 1178 о сектах и новых религиозных движениях (1992 г.). Указанные документы носят рекомендательный характер.

Случается, что Конституционный Суд РФ ссылается на документы, которые к России не имеют никакого отношения (Постановление Европейского парламента о сектах в Европе (12 февраля 1996 г.), резолюция Европейского парламента о нотариусах (18 января 1994 г.), Таможенный кодекс ЕС (1992 г.)). Вряд ли в этих случаях можно говорить об "общепризнанности" указанных положений (в ЕС 27 государств), тем более для России.

Попытку дать определения "общепризнанных принципов и норм" предпринял Верховный Суд РФ. Постановление Пленума ВС РФ от 10.10.2003 № 5 под "общепризнанными принципами" МП понимает основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Под "общепризнанной нормой" МП следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах ООН и специализированных учреждений.

Неправильное применение судом общепризнанных принципов и норм МП может являться основанием к отмене или изменению судебного акта. Неправильное применение нормы МП может иметь место в случаях, когда судом не была применена норма МП, подлежащая применению, или, напротив, суд применил норму МП, которая не подлежала применению, либо когда судом было дано неправильное толкование нормы МП.

В российской науке также нет единства по этому вопросу. Можно выявить два основных подхода к этому вопросу. Одни авторы (Т. Н. Нешатаева, В. А. Толстик) считают, что общепризнанные принципы — это те же нормы, только они обладают высшей юридической силой, отклонение от них в практике отдельных государств недопустимо, это императивные международные нормы характера jus coqens. Общепризнанные принципы обладают большей юридической силой, чем общепризнанные нормы (А. Н. Талалаев, Б. Л. Зимненко, О. А. Кузнецова). Другие авторы (А. М. Амирова, А. В. Журавлев, Т. С. Османов) перечисляют конкретные нормы отдельных документов, в которых, как они считают, содержатся общепризнанные принципы и нормы МП (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и др.).

Категория "общепризнанные принципы и нормы МП" является оценочной. Использовать ее в правоприменительной деятельности необходимо крайне осторожно.

 

8. Международная правосубъектность международных организаций.

Отдельную группу субъектов МП образуют международные организации. Речь идет о межправительственных организациях, т.е. структурах, созданных первичными субъектами МП. Международные межправительственные организации не обладают суверенитетом, не имеют собственного населения, своей территории, иных атрибутов государства. Они создаются суверенными субъектами на договорной основе в соответствии с МП и наделяются определенной компетенцией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе). В отношении учредительных документов международных организаций действует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.

Подтверждение международной правосубъектности государств — членов международной организации не препятствует осуществлению международной правосубъектности межгосударственными образованиями с их участием.

Правосубъектность международных организаций была подтверждена заключением Международного Суда ООН 1980 г., касавшимся толкования Договора между ВОЗ и Египтом (25 марта 1951 г.): "Международная организация — субъект международного права, связанный как таковой всеми обязанностями, вытекающими для него из общих норм международного права, а также из учредительного акта и из договоров, в которых эта организация участвует".

В некоторых международных мероприятиях и международных договорах возможно параллельное участие и международного образования, и государств-членов. Участие межгосударственного образования имеет в каком-либо международном договоре не налагает обязательств на государства-члены. Именно само межгосударственное образование обязано в рамках имеющихся у него полномочий обеспечить реализацию положений договора.

В уставе организации определяются цели ее образования, предусматривается создание определенной организационной структуры (действующих органов), устанавливается их компетенция. Наличие постоянных органов организации обеспечивает автономность ее воли; международные организации участвуют в международном общении от своего собственного имени, а не от имени государств-членов. Иными словами, организация обладает своей собственной (правда, несуверенной) волей, отличной от воли государств-участников. При этом правосубъектность организации носит функциональный характер, т.е. она ограничена уставными целями и задачами. Кроме того, все международные организации обязаны выполнять основные принципы МП, а деятельность региональных международных организаций должна быть совместима с целями и принципами ООН.

Основные права международных организаций:

- участвовать в создании международно-правовых норм, включая право заключать международные договоры с государствами и международными организациями;

— участвовать в международных отношениях посредством установления отношений с государствами и международными организациями;

— органов организации пользоваться определенными властными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для исполнения;

— пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленными как организации, так и ее сотрудникам;

— рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях и с не участвующими в данной организации государствами;

— применять санкции при нарушении международных обязательств.

Неправительственные международные организации, такие, как Всемирная федерация профсоюзов, Amnisty International и др., учреждаются, как правило, юридическими и физическими лицами (группами лиц) и являются общественными объединениями "с иностранным элементом". Уставы этих организаций, в отличие от уставов межгосударственных организаций, не являются международными договорами. Правда, неправительственные организации могут иметь консультативный международно-правовой статус в межправительственных организациях, например, в ООН и ее специализированных учреждениях. Так, Межпарламентский союз имеет статус первой категории в ЭКОСОС ООН. Однако неправительственные организации не вправе создавать нормы МП и, следовательно, не могут, в отличие от межправительственных организаций, обладать всеми элементами международной правосубъектности.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 232.