Доценты кафедры отечественной истории, социологии и политологии ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ИСТОРИЯ

Методические указания для студентов I курса

 

 

Под общ. ред. С.Н. Уварова

 

 

Ижевск

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

2015

УДК 94(078)

ББК 63.3я73-9

   И 90

 

Методические указания составлены на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.

    Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол №____ от ______________ 2015 г.

 

Рецензент

Ф.Н. Поносов – доктор философских наук, профессор ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

 

Под общей редакцией С.Н. Уварова

 

Составители:

Е.Н. Дербин, С.В. Козловский, Л.В. Смирнова, С.Н. Уваров –

Доценты кафедры отечественной истории, социологии и политологии ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

 

 

И 90 История : методические указания для студентов I курса очной и заочной формы обучения / сост. : Е.Н. Дербин [и др.]; под общ. ред. С.Н. Уварова. – Ижевск : ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2015. – 36 с.

 

Методические указания содержат материалы, которые помогут студентам при изучении истории: план семинарских занятий, варианты контрольных работ, задания для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов, экзаменационные вопросы.

    Предназначены для студентов Ижевской ГСХА очной и заочной формы обучения.

 

УДК 94(078)

ББК 63.3я73-9

 

© Дербин Е.Н., Козловский С.В., Смирнова Л.В., Уваров С.Н., сост., 2015

© ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2015



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………... Раздел 1. Задания для студентов очной формы обучения и рекомендации к их выполнению ……………………………... 1.1 Методические рекомендации к изучению курса …….…………... 1.2 План семинарских занятий …………………………………….….. 1.3 Темы рефератов…………………………………………………....... 1.4 Примерные темы аналитического обзора……………………..….. 1.5 Примерные темы историографического обзора…………….…... 1.6 Формы таблиц ……………………………………………………... Раздел 2. Задания для студентов заочной формы обучения и рекомендации к их выполнению……………………………. 2.1 Варианты контрольных работ ……………………………………. 2.2 Рекомендации к выполнению контрольной работы ……………. 2.3 Требования к оформлению контрольной работы …………..…..   Вопросы для самостоятельного изучения и размышления … Экзаменационные вопросы ……………………………….…….. Список рекомендуемой литературы .…………………………. Приложение А…………………………………...…………..……. Приложение Б …………………………………………………… Приложение В …………………………………………………….. ...4   ..5 ...5 ..6 ..21 ..21 ..22 ..23     .26 ..26 ..30 ..30   .31 .32 .33 .35 .35 .36  


ВВЕДЕНИЕ

 

Уважение к минувшему - вот черта,

отличающая образованность от дикости

А.С. Пушкин

 

Уважаемые студенты! Предназначение истории очень велико, и она выполняет в обществе самые разнообразные функции. История служит важным средством познания окружающего мира, нельзя понять настоящее, не зная прошлого. В.О. Ключевский утверждал: «Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя». Изучение прошлого необходимо для формирования целостного мировоззрения, развития личности, способности к самостоятельным выводам. История развивает умение логически мыслить и взвешенно оценивать происходящее вокруг. Дополняя профессиональное образование, она помогает расширить кругозор, повысить культурный уровень, что необходимо для студентов вуза. Высокий уровень специальной подготовки важен, но недостаточен для профессионала. Ведь общество – сложный организм, и к нему невозможно применить систему мышления, формируемую сугубо профессиональным образованием.

История играет огромную роль в коллективной самоидентификации. Она помогает понять, кто мы такие и куда идем. Есть все основания заявить, что общая память россиян – главное, что объединяет нас в один народ. П.А. Столыпин говорил: «Народ, не знающий своего прошлого, превращается в назем и служит почвой для других народов». Народ, который не помнит прошлого, не может иметь будущего. Общество, лишенное исторической памяти, становится легким объектом для любых манипуляций. И все – из-за неуважения к собственной истории, забвения традиций и исторических корней, превращения в Иванов, не помнящих своего родства.

Великое прошлое – предмет гордости и самоуважения, а память о нем – основа национального самосохранения, поэтому изучение истории и воспитание патриотизма сегодня становятся важнейшими взаимосвязанными задачами. История в каждом формирует гражданскую позицию и способствует выработке таких качеств, как преданность, долг, любовь к Родине, ответственность и честность. Без знания истории своего Отечества невозможно стать настоящим гражданином, сознающим свою сопричастность к судьбе России, и готовым к самопожертвованию ради нее.

Знание закономерностей развития и особенностей общества помогает в принятии верных управленческих решений. История оказывается актуально востребованной, когда опыт прошлого способствует нашему самоопределению в настоящем, не позволяет в очередной раз «наступить на грабли» и «изобрести велосипед».

РАЗДЕЛ 1. ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Изучение истории включает в себя следующие формы: аудиторные занятия (лекции и практические занятия – семинары), самостоятельная работа студентов (доклады, рефераты, аналитические и историографические обзоры, таблицы) и проверка знаний  (опросы, тесты, контрольные работы). Завершается изучение курса сдачей экзамена.

Посещение аудиторных занятий и подготовка к ним являются обязательными. Наиболее активно необходимо готовиться к семинарам. План семинарских занятий состоит из ряда тем, каждая из которых, в свою очередь, содержит блок проблем (вопросов) по истории России. В течение семестра каждый должен подготовиться ко всем вопросам всех тем. После вопросов темы следуют даты, термины и имена деятелей, знание которых обязательно. План семинаров содержит также темы докладов, которые выполняются по желанию студента.

Подготовка к практическим занятиям может вестись по учебникам, либо по литературе, отдельно указанной для каждой темы. Литература, как правило, имеется в библиотеке или читальных залах Ижевской ГСХА (журналы «Вопросы истории» и «Отечественная (Российская) история» имеются в читальном зале №3 учебного корпуса №1 академии).

Отдельно указаны темы рефератов, аналитических и историографических обзоров, формы таблиц, которые выполняются по выбору студентов (требования к их выполнению в методических указаниях под пунктом №5 рекомендуемой учебной литературы). В отдельной главе приводятся вопросы для самостоятельного изучения и размышления.

Изучение истории позволит сформировать следующие общекультурные компетенции:

- способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

- способность и готовность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и определять место человека в историческом процессе, организации общества, анализировать события и тенденции, ответственно участвовать в общественной жизни;

- способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, готовностью использовать на практике методы исторической науки в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

1.2 ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 5. Реформы Петра I

1. Причины, условия, характер преобразований Петра I.

2. Реформы Петра I (военные, административные, сословные, экономические, культурные).

3. Основные направления внешней политики при Петре I.

 

Доклады:

1. Культура России первой четверти XVIII века.

2. Концепция меркантилизма и ее реализация в России.

 

Даты: 1682-1725 гг., 1695, 1696 г., 1697-1698 гг., 1700-1721 гг., 1703 г., 1708 г., 27 июня 1709 г., 1710-1711 гг., 1711 г., 1714 г., 1718 г., 1720 г., 1721 г., 1722 г., 1725 г.

Термины: абсолютизм, армия регулярная, бюрократия, «Ведомости», Великое посольство, генерал-губернатор, генерал-прокурор, генеральный регламент, губерния, духовный регламент, европеизация, империя, коллегии, либерализм, магистрат, меркантилизм, модернизация, обер-прокурор, посессионное право, провинция, протекционизм, ревизия, регулярная армия, рекрут, Северная война, Сенат, Синод, Табель о рангах, фискалы.

Исторические деятели: Петр I, Лефорт, А.Д. Меншиков, Феофан Прокопович, К.А. Булавин, Ф.М. Апраксин, А.Н. Демидов, П.А. Толстой, Б.П. Шереметев, Ф.А. Головин.

Список литературы:

1. Алексеева, Е.В. Использование европейского опыта управления государством при Петре I / Е.В. Алексеева // Вопросы истории. – 2006. – №2.

2. Анисимов, Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века / Е.В. Анисимов. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. – 332 с.

3. Белоусов, И.И. Наем иностранных специалистов для русского военно-морского флота в XVIII веке / И.И. Белоусов // Вопросы истории. – 2008. – №5.

4. Милов, Л.В. История России ХVIII – ХIХ вв. / Л.В. Милов, Н.И. Цим­баев; под ред. Л. В. Милова. – М.: Эксмо, 2006. – 784 с.

5. Петрухинцев, Н.Н. Два флота Петра I: технологические возможности России / Н.Н. Петрухинцев // Вопросы истории. – 2003. – №4.

6. Писарькова, Л.Ф. Российская бюрократия в эпоху Петра I / Л.Ф. Писарькова // Отечественная история. – 2004. – №1-2.

Во второй половине XIX века

1. Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года.

2. Великие реформы 60-70-х гг. XIX века: земская и городская, судебная, военная, образования и печати.

3. Контрреформы Александра III.

4. Реформы С.Ю. Витте.

 

Доклады:

1. Мултанское дело.

2. Крестьянская община в пореформенный период.

3. Вклад русской культуры второй половины XIX века в мировую культуру.

4. Общественная мысль второй половины XIX века.

 

Даты: 1853-1856 гг., 1855-1881 гг., 1861 г., 1863 г., 1864 г., 1870 г., 1874 г., 1876 г., 1877-1878 гг., 1881-1894 гг.

Термины: адвокат, буржуазия, военные округа, всеобщая воинская обязанность, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, городские думы, земства, индустриализация, картель, «контрреформы», концерн, кооперация, мировой суд, многоукладность, монополия, отработки, отрезки, панславизм, присяжные, промышленный переворот, разночинцы, синдикат, трест, «Уставная грамота», цензура, циркуляр «о кухаркиных детях».

 

Исторические деятели: Александр II, Д.А. Милютин, М.Т. Лорис-Меликов, Александр III, С.Ю. Витте, К.П. Победоносцев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов, Д.И. Менделеев, А.С. Попов, П.И. Чайковский, П.М. Третьяков, С.М. Соловьев, В.С. Соловьев.

Список литературы:

1. Гиндин, И.Ф. Государство и экономика в годы управления С.Ю. Витте / И.Ф. Гиндин // Вопросы истории. – 2006. – №12; 2007. – №1-11.

2. Горская, Н.И. Свободный крестьянин перед мировым волостным судом / Н.И. Горская // Отечественная история. – 2011. – №1.

3. Корелин, А.П. Аграрный сектор в хозяйственной системе пореформенной России / А.П. Корелин // Отечественная история. – 2011. – №1.

4. Медушевский, А.Н. Великая реформа и модернизация России / А.Н. Медушевский // Отечественная история. – 2011. – №1.

5. Шестопалов, А.П. Верховная власть и российское общество в 60 – 80-е годы XIX века / А.П. Шестопалов // Вопросы истории. – 2008. – №5.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Колонизация в формировании территории России.

2. Византийско-древнерусские связи.

3. Причины раздробленности на Руси.

4. Влияние ордынского ига на русскую историю.

5. Местничество, его роль в русской истории.

6. Формирование сословной системы организации общества.

7. Становление науки в России.

8. Последствия дворцовых переворотов.

9. Народничество: социальный портрет и политическая практика.

10. Церковь в системе самодержавия.

11. «Русская идея»: сущность, теоретики.

12. Роль масонства в русских революциях.

13. Альтернативы развития страны после Февральской революции.

14. Временное правительство и Советы.

15. Влияние Брестского мирного договора на развитие страны.

16. Большевики и церковь.

17. Причины и цена победы в Великой Отечественной войне.

18. Роль деятелей культуры в победе в Великой Отечественной войне.

19. СССР – вторая сверхдержава мира.

20. Ликвидация атомной монополии США.

21. Первое послесталинское десятилетие: реформаторские поиски в советском руководстве.

22. Энергетическая система СССР-России (история и современность).

23. Стагнация и предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг.

24. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР.

25. «Шоковая терапия» в начале 1990-х годов.

26. Конституционный кризис в России 1993 года и демонтаж системы власти Советов.

27. Аграрная реформа в России в 1990-е гг.

28. Россия в системе мировой экономики и международных связей.

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЗОРА

1. Сравнительная характеристика двух отечественных правителей, реформ, политических партий или социальных восстаний (на выбор).

2. Сравнение двух войн, которые вела наша страна (на выбор).

3. Российская цивилизация между Западом и Востоком.

4. Генезис форм собственности на землю в России.

5. Сословно-представительная монархия в Западной Европе и России: общее и особенное.

6. Роль православия в российской истории.

7. Русская крестьянская община: положительное и отрицательное.

8. Эволюция российского предпринимательства.

9. Особенности российского либерализма.

10. Особенности российского капитализма.

11. Историческое значение Октябрьской революции 1917 года.

12. Социализм в СССР: реальность или миф?

13. Большевики и интеллигенция.

14. Сходства и различия в модернизациях России при Петре I и И.В. Сталине.

15. Взаимосвязь между индустриализацией и коллективизацией в СССР (конец 20-х – 30-е гг. ХХ века).

16. Сравнительный анализ общины дореволюционной России и коллективных хозяйств в СССР.

17. Эволюция социальной структуры советского общества.

18. Тоталитаризм в Европе и СССР: сходство и различие.

19. Особенности советского строя (политической, экономической и культурной систем), созданного большевиками.

20. Достоинства и недостатки советского строя, который сложился в СССР.

21. Сравнение двух периодов истории России: конца XVI – начала XVII века и конца XX – начала XXI века.

22. Причины распада СССР.

 

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОГО ОБЗОРА

1. Современный взгляд на происхождение восточных славян.

2. Отечественная историография об образовании древнерусского государства.

3. Дискуссии об особенностях российского феодализма.

4. Золотоордынское иго в отечественной историографии.

5. Формирование двух тенденций в развитии русской государственности и их отражение в «Переписке Ивана Грозного с А. Курбским».

6. Историки об опричнине Ивана Грозного.

7. Смутное время в оценках современников и историков.

8. Освещение петровских реформ в отечественной историографии.

9. Правление Екатерины II в русской историографии.

10. Взгляды Н.Я. Данилевского (или любого другого историософа на выбор студента) на исторический опыт и самобытность России.

11. Этапы промышленного переворота в России в отечественной историографии.

12. Современная историография о причинах, содержании и последствиях Октябрьской революции 1917 года.

13. Оригинальность концепции исторического развития России евразийцев (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Вернадский, Л.Н. Гумилев, А.С. Панарин и др.).

14. Историография Великой Отечественной войны: отличия оценок причин, содержания, итогов войны между отечественными и зарубежными историками.

15. Отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях распада СССР.

 

 

ФОРМЫ ТАБЛИЦ

Таблица 1 – Государственность Руси в период раздробленности

 

 

Параметры для сравнения

Земли

Новгородская Галицко-Волынская Владимиро-Суздальская
Географические и природно-климатические условия Экономическое развитие Общественное устройство Система управления Вывод о типе и судьбе княжества      

 

 

Таблица 2 – Этапы юридического закрепощения крестьян (1497-1649)

 

Дата Событие
     

 

 

Таблица 3 – Крестьянский вопрос: этапы решения (1803-1861)

 

Дата Событие
     

Таблица 4 – Сравнительная характеристика периодов российской истории

 

 

 

Параметры для сравнения

Период

Киевская Русь (IX-XI вв.) Период раздробленности (XII-XV вв.) Московское государство (XVI-XVII вв.) Петровская империя (I четверть XVIII века)
Система органов власти и управления Законодательство Социальная структура Экономика Основные направления внешней политики Церковный вопрос Основные тенденции развития культуры        

 

 

Таблица 5 – Эволюция Российской империи в период с начала XVIII века по 1917 г.

 

 

 

Параметры для сравнения

Период

Петр I Екатерина II Александр I Николай I Александр II Александр III   Николай II
Система органов власти и управления Законодательство Социальная структура Экономика Внешняя политика Наука и образование              

 

 

Таблица 6 – Сравнительная характеристика 3-х российских революций

 

 

Параметры для сравнения

Революции

Революция 1905 – 1907 гг. Февральская революция 1917 г. Октябрьская революция 1917 г.
Причины Цели, задачи Движущие силы Ход революции (основные события) Характер революции Результаты      

 

 

Таблица 7 – Политические партии России начала ХХ века

 

 

Параметры для сравнения партий

Партии

революционные

либеральные

консервативные

Эсеры

социал-демократы

Кадеты

Октябристы

«Союз русского народа»

большевики меньшевики 1. История возникновения 2. Руководители 3. Социальный состав, численность 4. Основные положения программы (государственное устройство, аграрный, рабочий, национальный вопросы и др.) 5. Участие в работе Государственных дум 6. Деятельность в 1917 г.: от Февраля к Октябрю            

 

Таблица 8 – Эволюция советского строя с 1917 г. по 1991 г.

 

  Параметры для сравнения

Период

    В.И. Ленин И.В. Сталин Н.С. Хрущев Л.И. Брежнев   М.С. Горбачев
Система органов власти и управления Законодательство  Национальная политика Социальная структура Экономическое развитие Внешняя политика Развитие культуры          

 



РАЗДЕЛ 2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Вариант 0

На основе текста учебного пособия «История: курс лекций» под ред. С.Н. Уварова (http://portal.izhgsha.ru/):

1. Отечественная историография об образовании древнерусского государства.

2. Проследите эволюцию экономического развития нашей страны, начиная с образования государства у восточных славян и до конца ХХ века. Сделайте выводы о причинах изменений на каждом этапе развития.

3. Сравните основные направления общественного движения России XIX века (декабристы, западники и славянофилы, народники, социал-демократы): выделите общее и особенное, сделайте выводы.

4. Укажите, какие события мировой истории оказали влияние на: а) эволюцию экономического развития в нашей стране; б) появление и развитие общественного движения России XIX века.

В качестве дополнительных материалов следует использовать учебники и научные труды, указанные в списке рекомендуемой литературы.

 

Вариант 1

На основе текста учебного пособия «История: курс лекций» под ред. С.Н. Уварова (http://portal.izhgsha.ru/):

1. Золотоордынское иго в отечественной историографии.

2. Проследите эволюцию социального строя (появление новых категорий населения) в нашей стране, начиная с Киевской Руси и заканчивая современной Россией. Сделайте выводы о причинах изменений.

3. Сравните две войны, которые вела Россия (на выбор). Параметры для сравнения – причины, состав участников, ход, положение в стране, итоги. Сделайте выводы.

4. Укажите, какие события мировой истории оказали влияние на эволюцию социального строя в нашей стране.

В качестве дополнительных материалов следует использовать учебники и научные труды, указанные в списке рекомендуемой литературы.

 

Вариант 2

На основе текста учебного пособия «История: курс лекций» под ред. С.Н. Уварова (http://portal.izhgsha.ru/):

1. Историки об опричнине Ивана Грозного.

2. Проследите эволюцию культуры (образование, наука, искусство) нашей страны, начиная с Киевской Руси и заканчивая современной Россией. Сделайте выводы о причинах изменений на каждом этапе развития.

3. Сравните две аграрные реформы России (на выбор). Параметры для сравнения – причины, цели, реализация, результаты.

4. В чем отличия между Второй мировой войной и Великой Отечественной войной?

В качестве дополнительных материалов следует использовать учебники и научные труды, указанные в списке рекомендуемой литературы.

 

Вариант 3

На основе текста учебного пособия «История: курс лекций» под ред. С.Н. Уварова (http://portal.izhgsha.ru/):

1. Смутное время в оценках современников и историков.

2. Проследите эволюцию законодательства нашей страны, начиная с Киевской Руси и до современной России. Сделайте выводы о причинах изменений на каждом этапе ее развития.

3. Раскройте взаимосвязь между индустриализацией и коллективизацией в СССР конца 1920-х – 1930-х гг.

4. Укажите, какие события мировой истории оказали влияние на: а) эволюцию законодательства в нашей стране; б) модернизацию СССР конца 1920-х – 1930-х гг.

В качестве дополнительных материалов следует использовать учебники и научные труды, указанные в списке рекомендуемой литературы.

 

Вариант 4

На основе текста учебного пособия «История: курс лекций» под ред. С.Н. Уварова (http://portal.izhgsha.ru/):

1. Освещение петровских реформ в отечественной историографии.

2. Проследите эволюцию роли религии в нашей стране, начиная с Киевской Руси и до современной России. Сделайте выводы о причинах изменений на каждом этапе развития.

3. Покажите достоинства и недостатки советского строя, созданного большевиками (с 1917 г. до 1991 г.).

4. Укажите, какие события мировой истории оказали влияние на: а) эволюцию роли религии в нашей стране; б) образование и развитие СССР.

В качестве дополнительных материалов следует использовать учебники и научные труды, указанные в списке рекомендуемой литературы.



Вариант 5

На основе текста учебного пособия «История: курс лекций» под ред. С.Н. Уварова (http://portal.izhgsha.ru/):

1. Правление Екатерины II в русской историографии.

2. Проследите эволюцию социального протеста (восстания, революции) в нашей стране, начиная с Киевской Руси и до современной России (причины, идеи, движущие силы, последствия). Сделайте выводы.

3. Сравните две отечественные реформы (на выбор). Параметры для сравнения – причины, цели, реализация, результаты.

4. Укажите, в интересах каких государств происходили социальные выступления в нашей стране.

В качестве дополнительных материалов следует использовать учебники и научные труды, указанные в списке рекомендуемой литературы.

Вариант 6

На основе текста учебного пособия «История: курс лекций» под ред. С.Н. Уварова (http://portal.izhgsha.ru/):

1. Современная историография о причинах, содержании и последствиях Октябрьской революции 1917 года.

2. Проследите эволюцию органов власти в нашей стране, начиная с Киевской Руси и заканчивая современной Россией. Сделайте выводы о причинах изменений на каждом этапе развития.

3. Крепостное право в России: причины и этапы закрепощения, развитие крепостничества. Причины и последствия отмены крепостного права.

4. Укажите, какие события мировой истории оказали влияние на: а) эволюцию органов власти в нашей стране; б) установление, развитие и отмену крепостного права.

В качестве дополнительных материалов следует использовать учебники и научные труды, указанные в списке рекомендуемой литературы.

 

Вариант 7

На основе текста учебного пособия «История: курс лекций» под ред. С.Н. Уварова (http://portal.izhgsha.ru/):

1. Оригинальность концепции исторического развития России евразийцев (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Вернадский, Л.Н. Гумилев, А.С. Панарин и др.).

2. Какие изобретения были сделаны в нашей стране с начала XVIII до начала ХХI века. Какие из них были сделаны раньше мировых аналогов?

3. Сравните три российские революции (1905–1907 гг., Февральская революция 1917 г., Октябрьская революция 1917 г.): выделите сходства и отличия. Параметры для сравнения – причины революций, задачи, их характер, участники, ход событий, результаты.

4. Какие отечественные изобретения были востребованы в нашей стране и за рубежом.

В качестве дополнительных материалов следует использовать учебники и научные труды, указанные в списке рекомендуемой литературы.

 

Вариант 8

На основе текста учебного пособия «История: курс лекций» под ред. С.Н. Уварова (http://portal.izhgsha.ru/):

1. Историография Великой Отечественной войны: отличия оценок причин, содержания, итогов войны между отечественными и зарубежными историками.

2. Проследите эволюцию советского строя, созданного большевиками (1917–1991 гг.). Какие изменения были внесены при каждом руководителе страны в культуру, структуру управления, экономику, внешнюю и внутреннюю политику.

3. Сравните три типа княжеств (Новгородское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское) в период раздробленности на Руси: выделите сходства и различия. Параметры для сравнения – географическое положение, природно-климатические условия, экономическое развитие, общественное устройство, система управления. Сделайте выводы о влиянии особенностей на развитие каждого из типов княжеств.

4. Укажите, какие события мировой истории привели к изменениям в курсе советских руководителей во внутренней и внешней политике.

В качестве дополнительных материалов следует использовать учебники и научные труды, указанные в списке рекомендуемой литературы.

 

Вариант 9

На основе текста учебного пособия «История: курс лекций» под ред. С.Н. Уварова (http://portal.izhgsha.ru/):

1. Отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях распада СССР.

2. Проследите эволюцию государственной идеологии в нашей стране. Какие идеи определили развитие страны на каждом этапе ее развития?

3. Укажите общие и особенные причины распада Российской империи в 1917 г. и СССР в 1991 г.

4. Укажите, какие события мировой истории привели к изменениям в государственной идеологии.

В качестве дополнительных материалов следует использовать учебники и научные труды, указанные в списке рекомендуемой литературы.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Изучение дисциплины «История» студентами заочной формы обучения происходит в основном самостоятельно. Главное место при этом отводится выполнению контрольной работы. Она представляет собой самостоятельные и законченные ответы на вопросы по конкретным историческим проблемам. Студент выполняет контрольную работу в форме ответов на задания того варианта, который соответствует последней цифре индивидуального шифра (студенческого билета). Ответы выполняются на основе нескольких печатных или электронных источников (статей, монографий, учебных пособий и т.п.), ссылка на которые обязательна. Изложение материала по каждому заданию должно быть логичным, последовательным и заканчиваться выводами.

Каждый вариант состоит из 4-х заданий, разбитых по определенному принципу. Первое задание является историографическим и требует рассмотреть 3-4 различные точки зрения историков на проблему и сравнить их. 2-е и 3-е задания требуют всестороннего анализа проблем, названных в варианте контрольной. Для выполнения некоторых из них необходимо сравнение периодов, регионов, событий и выявление их особенностей. В случае указания в задании сравнительных параметров желательно оформление большей части ответов в табличной форме по перечисленным критериям. Ответ на 4-е задание потребует знания мировой истории. Здесь нужно указать те события и процессы, которые повлияли на развитие нашей страны. Обязательно наличие выводов, которые должны следовать в рукописном виде после ответа на каждое задание.

Контрольная работа в целом будет считаться выполненной, если даны полные и правильные ответы на задания, а в конце указан список использованной литературы и Интернет-источников. Особое внимание следует обратить на ее оформление. Образцы правильного оформления титульного листа и списка литературы – в приложениях А и Б. Желательно контрольную работу сдавать в отпечатанном виде. Контрольная работа сдается методисту кафедры отечественной истории, социологии и политологии (1-й корпус, ауд. 510а), желательно в самом начале сессии, и регистрируется в журнале. Положительная оценка за контрольную работу является обязательным условием для допуска к экзамену.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. Контрольная работа может быть оформлена в машинописном или рукописном виде. Оба вида контрольной работы должны иметь титульный лист. Образец титульного листа дан в приложении А. Машинописный вид оформляется следующим образом: размер шрифта 14, интервал одинарный, поля – со всех сторон по 20 мм. Объем – примерно 20-30 страниц.

2. Все страницы должны быть пронумерованы. На второй странице обязателен лист содержания.

3. В конце контрольной работы обязателен список использованной литературы в количестве не менее 5, каждое из которых – не ранее 1991 года издания (за исключением произведений классиков). Образец дан в приложении В. Для использованных Интернет-источников необходимо указание не только сайта, но и фамилий авторов использованных текстов с названиями статей или книг.

4. Контрольная работа, оформленная с нарушением вышеперечисленных требований, может быть не зарегистрирована.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

1. Каковы источники, методы и функции истории?

2. Каких отечественных историков вы знаете? Каков их вклад?

3. Какое место в мире занимает Россия?

4. Назовите и охарактеризуйте основные этапы в истории России.

5. Какова роль Ивана III в образовании Московского государства?

6. Дайте характеристику системе управления страной при Иване IV.

7. Дайте характеристику периоду Смутного времени.

8. Назовите причины и этапы закрепощения крестьян.

9. Покажите альтернативные пути развития страны при Александре I.

10. Назовите основные направления революционного движения XIX века.

11. Какие экономические реформы были проведены в России в XIX веке?

12. Роль Государственной думы в политической жизни страны.

13. Какое значение имеет Столыпинская аграрная реформа?

14. Каким образом большевикам удалось прийти к власти, удержать ее в чрезвычайных условиях?

15. Покажите достоинства и недостатки советского строя.

16. Был ли социализм реальностью в СССР? Приведите аргументы.

17. Почему СССР проиграл «холодную войну»?

18. В чем причины нарастания кризисных явлений в СССР в 70-80-х гг. XX века? Какова роль советской элиты в этих процессах?

19. Какова роль ХХ века в мировой и российской истории?

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

1. История как наука. Подходы к изучению истории.

2. Российские историки и основные этапы отечественной историографии.

3. Место и роль России в истории человечества.

4. Особенности российской истории и менталитета.

5. Восточные славяне в древности.

6. Образование восточнославянского государства. Норманнская и антинорманнская теории.

7. Политический строй Древней Руси. Деятельность первых киевских князей.

8. Основные категории населения Киевской Руси.

9. Принятие христианства и его значение.

10. Причины раздробленности Руси и основные тенденции развития древнерусских земель в XII – первой трети XIII века.

11. Монголо-татарское нашествие. Проблемы взаимовлияния Руси и Золотой Орды.

12. Причины возвышения Москвы. Объединение русских земель вокруг Москвы.

13. Органы власти и управления в Московском государстве.

14. Основные категории населения Московского государства.

15. Правление Ивана IV Грозного.

16. Смутное время.

17. Россия в XVII веке после Смуты.

18. Реформы Петра I.

19. Дворцовые перевороты второй четверти XVIII века.

20. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

21. Выбор пути исторического развития в первой четверти XIX века при Александре I.

22. Отечественная война 1812 года.

23. Движение декабристов.

24. Консервативная модернизация при Николае I.

25. Общественная мысль середины XIX века: западники и славянофилы.

26. Отмена крепостного права и ее последствия.

27. Великие реформы 60-70-х гг. XIX века.

28. Движение народников.

29. Экономическое развитие России во II половине XIX – начале ХХ века и особенности развития капитализма.

30. Первая российская революция 1905-1907 гг.

31. Столыпинская аграрная реформа.

32. Политические партии начала XX века.

33. Первый опыт российского парламентаризма: деятельность I – IV Государственных дум.

34. Россия в годы Первой мировой войны.

35. Февральская революция 1917 г. Россия от Февраля к Октябрю.

36. Октябрьская революция 1917 г. Первые преобразования советской власти (осень 1917 г. – весна 1918 г.).

37. Гражданская война. Политика «военного коммунизма».

38. НЭП.

39. Образование СССР.

40. Индустриализация.

41. Коллективизация.

42. Культурные преобразования в 20-30-е гг. ХХ века.

43. Формирование тоталитарного государства в СССР и культа личности Сталина.

44. СССР накануне Великой Отечественной войны.

45. Великая Отечественная война.

46. Проблемы послевоенного развития СССР (1945-1953 гг.). Начало «холодной войны».

47. Реформы Н.С. Хрущева (1953-1964 гг.).

48. Правление Л.И. Брежнева.

49. Перестройка 1985-1991 гг.

50. Россия на рубеже XX – XXI вв.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. История России. В 3-х кн. / под ред. Л.В. Милова. – М. : Эксмо, 2010.

2. История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева. – М. : Проспект, 2015. – 528 с.

3. История России: учебник / А.Ю. Дворниченко, Ю.В. Тот, М.В. Ходяков. – М. : Проспект, 2013. – 367 с.

4. История России для технических вузов : учебник для бакалавров / под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – М. : Юрайт, 2014. – 639 с.

5. История : методические указания для самостоятельной работы студентов / сост. : Е.Н. Дербин, С.В. Козловский, Л.В. Смирнова, С.Н. Уваров; под общ. ред. С.Н. Уварова. – Ижевск : ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013. – 24 с.

6. История : учебное пособие для студентов вузов / Е.Н. Дербин [и др.]; под ред. С.Н. Уварова. – Ижевск : ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2015. – 216 с.

7. Историография истории России: учеб. пособие для бакалавров / А.А. Чернобаев [и др.] ; под ред. А.А. Чернобаева. – М. : Юрайт, 2015. – 552 с.

8. Кара-Мурза, С.Г. Советская цивилизация / С.Г. Кара-Мурза. – М. : Эксмо, 2011. – 1200 с.

9. Кириллов, В.В. История России: учеб. пособие для академического бакалавриата / В.В. Кириллов. – М. : Юрайт, 2015. – 665 с.

10. Конотопов, М.В. Экономическая история с древнейших времен до наших дней: учебник для бакалавров / М.В. Конотопов, С.И. Сметанин, А.В. Тебекин. – М. : Юрайт, 2014. – 639 с.

11. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – http://elibrary.ru/, http://ринц.рф .

12. Портал ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА – http://portal.izhgsha.ru.

13. Электронно-библиотечная система «Руконт» – http://rucont.ru/.

14. Электронно-библиотечная система «AgriLib» – http://ebs.rgazu.ru/ .

15. Электронное учебное пособие (курс) «История» – http://moodle.izhgsha.ru/.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Образец оформления титульного листа

Контрольной работы

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ» КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ, СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ   КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ Вариант №_____ Проверил: ________________ Выполнил: студент 1 курса профиль ____________ Ф.И.О. ___________________ шифр __________ Ижевск 20__

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Образец оформления списка литературы

 

· Книги:

Паршев А. Почему Россия не Америка. – М. : Астрель, 2007. – 352 с. 

· Статьи из журнала:

Милов, Л.В. Природно-климатический фактор и менталитет русского крестьянства / Л.В. Милов // Общественные науки и современность. – 1995. – №1.

• Электронные ресурсы:

Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза [Электронный ресурс]. – М. : Эксмо, 2007. – 864 с. – Режим доступа: http://www.kara-murza.ru/Books.htm .

 

_____________________________________________________________

 

 

Учебное издание

 

ИСТОРИЯ

Методические указания для студентов I курса

 

Под общей редакцией С.Н. Уварова

 

Составители:

 

Дербин Евгений Николаевич

Козловский Степан Викторович

Смирнова Людмила Владимировна

Уваров Сергей Николаевич

 

Технический редактор Е.Ф. Николаева

 

 

Подписано в печать _________________2015 г.

Формат 60х84/16. Усл. печ. л. _____. Уч.-изд. л. ___

Тираж _____ экз. Заказ № ______.

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

426069, г. Ижевск, ул. Студенческая, 11.

ИСТОРИЯ

Методические указания для студентов I курса

 

 

Под общ. ред. С.Н. Уварова

 

 

Ижевск

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

2015

УДК 94(078)

ББК 63.3я73-9

   И 90

 

Методические указания составлены на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.

    Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол №____ от ______________ 2015 г.

 

Рецензент

Ф.Н. Поносов – доктор философских наук, профессор ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

 

Под общей редакцией С.Н. Уварова

 

Составители:

Е.Н. Дербин, С.В. Козловский, Л.В. Смирнова, С.Н. Уваров –

доценты кафедры отечественной истории, социологии и политологии ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

 

 

И 90 История : методические указания для студентов I курса очной и заочной формы обучения / сост. : Е.Н. Дербин [и др.]; под общ. ред. С.Н. Уварова. – Ижевск : ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2015. – 36 с.

 

Методические указания содержат материалы, которые помогут студентам при изучении истории: план семинарских занятий, варианты контрольных работ, задания для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов, экзаменационные вопросы.

    Предназначены для студентов Ижевской ГСХА очной и заочной формы обучения.

 

УДК 94(078)

ББК 63.3я73-9

 

© Дербин Е.Н., Козловский С.В., Смирнова Л.В., Уваров С.Н., сост., 2015

© ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2015



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………... Раздел 1. Задания для студентов очной формы обучения и рекомендации к их выполнению ……………………………... 1.1 Методические рекомендации к изучению курса …….…………... 1.2 План семинарских занятий …………………………………….….. 1.3 Темы рефератов…………………………………………………....... 1.4 Примерные темы аналитического обзора……………………..….. 1.5 Примерные темы историографического обзора…………….…... 1.6 Формы таблиц ……………………………………………………... Раздел 2. Задания для студентов заочной формы обучения и рекомендации к их выполнению……………………………. 2.1 Варианты контрольных работ ……………………………………. 2.2 Рекомендации к выполнению контрольной работы ……………. 2.3 Требования к оформлению контрольной работы …………..…..   Вопросы для самостоятельного изучения и размышления … Экзаменационные вопросы ……………………………….…….. Список рекомендуемой литературы .…………………………. Приложение А…………………………………...…………..……. Приложение Б …………………………………………………… Приложение В …………………………………………………….. ...4   ..5 ...5 ..6 ..21 ..21 ..22 ..23     .26 ..26 ..30 ..30   .31 .32 .33 .35 .35 .36  


ВВЕДЕНИЕ

 

Уважение к минувшему - вот черта,

отличающая образованность от дикости

А.С. Пушкин

 

Уважаемые студенты! Предназначение истории очень велико, и она выполняет в обществе самые разнообразные функции. История служит важным средством познания окружающего мира, нельзя понять настоящее, не зная прошлого. В.О. Ключевский утверждал: «Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя». Изучение прошлого необходимо для формирования целостного мировоззрения, развития личности, способности к самостоятельным выводам. История развивает умение логически мыслить и взвешенно оценивать происходящее вокруг. Дополняя профессиональное образование, она помогает расширить кругозор, повысить культурный уровень, что необходимо для студентов вуза. Высокий уровень специальной подготовки важен, но недостаточен для профессионала. Ведь общество – сложный организм, и к нему невозможно применить систему мышления, формируемую сугубо профессиональным образованием.

История играет огромную роль в коллективной самоидентификации. Она помогает понять, кто мы такие и куда идем. Есть все основания заявить, что общая память россиян – главное, что объединяет нас в один народ. П.А. Столыпин говорил: «Народ, не знающий своего прошлого, превращается в назем и служит почвой для других народов». Народ, который не помнит прошлого, не может иметь будущего. Общество, лишенное исторической памяти, становится легким объектом для любых манипуляций. И все – из-за неуважения к собственной истории, забвения традиций и исторических корней, превращения в Иванов, не помнящих своего родства.

Великое прошлое – предмет гордости и самоуважения, а память о нем – основа национального самосохранения, поэтому изучение истории и воспитание патриотизма сегодня становятся важнейшими взаимосвязанными задачами. История в каждом формирует гражданскую позицию и способствует выработке таких качеств, как преданность, долг, любовь к Родине, ответственность и честность. Без знания истории своего Отечества невозможно стать настоящим гражданином, сознающим свою сопричастность к судьбе России, и готовым к самопожертвованию ради нее.

Знание закономерностей развития и особенностей общества помогает в принятии верных управленческих решений. История оказывается актуально востребованной, когда опыт прошлого способствует нашему самоопределению в настоящем, не позволяет в очередной раз «наступить на грабли» и «изобрести велосипед».

РАЗДЕЛ 1. ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Изучение истории включает в себя следующие формы: аудиторные занятия (лекции и практические занятия – семинары), самостоятельная работа студентов (доклады, рефераты, аналитические и историографические обзоры, таблицы) и проверка знаний  (опросы, тесты, контрольные работы). Завершается изучение курса сдачей экзамена.

Посещение аудиторных занятий и подготовка к ним являются обязательными. Наиболее активно необходимо готовиться к семинарам. План семинарских занятий состоит из ряда тем, каждая из которых, в свою очередь, содержит блок проблем (вопросов) по истории России. В течение семестра каждый должен подготовиться ко всем вопросам всех тем. После вопросов темы следуют даты, термины и имена деятелей, знание которых обязательно. План семинаров содержит также темы докладов, которые выполняются по желанию студента.

Подготовка к практическим занятиям может вестись по учебникам, либо по литературе, отдельно указанной для каждой темы. Литература, как правило, имеется в библиотеке или читальных залах Ижевской ГСХА (журналы «Вопросы истории» и «Отечественная (Российская) история» имеются в читальном зале №3 учебного корпуса №1 академии).

Отдельно указаны темы рефератов, аналитических и историографических обзоров, формы таблиц, которые выполняются по выбору студентов (требования к их выполнению в методических указаниях под пунктом №5 рекомендуемой учебной литературы). В отдельной главе приводятся вопросы для самостоятельного изучения и размышления.

Изучение истории позволит сформировать следующие общекультурные компетенции:

- способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

- способность и готовность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и определять место человека в историческом процессе, организации общества, анализировать события и тенденции, ответственно участвовать в общественной жизни;

- способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, готовностью использовать на практике методы исторической науки в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

1.2 ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Дата: 2019-02-02, просмотров: 238.