Г. Социальные факторы возникновения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сознания

Следует отказаться от иллюзии индивидуальной принадлежности и индивидуального «произрастания» сознания из биологических предпосылок. Сознание (высшие психические функции) не «развивается» снизу, от биологии, а привносится в человека «сверху», воспитанием (Л. С. Выготский). Сознание – стопроцентно общественное явление, подлинным субъектом сознания является только общество в целом (Б. Спиноза). То есть, для возникновения сознания совершенно недостаточно такой материальной системы, как человек, со всем его организмом, мозгом и органами чувств. Минимальной по сложности материальной системой, способной мыслить, является преобразующее природу общество. Для этого оно должно быть специфически организовано. Побудить человека (первоначального, первобытного, младенца) подавлять свои естественные реакции («Что естественно, то не безобразно») и включать нужные людям акции («Веди себя прилично, ты же человек», «Будь человеком!») может только максимальная, тотальная и абсолютно гарантированная любовь общества к человеку. Малейшее отклонение от этого максимума будет означать превращение воспитания в дрессировку, и тогда ничего идеального в психике младенца-животного не возникнет (как и у любого нормального животного). Только любовная жажда общества превратить животное-младенца в человека порождает в нем это состояние. Христианство отражает этот фундаментальный  факт в превращенной форме любви бога к миру и человеку и человека – к богу.

Второй мощный фактор возникновения сознания – человеческий труд, преобразующая мир деятельность человека. Труд, задача создать нечто новое заставляют человека отвлекаться от потребительских реакций, «шевелить мозгами», воображать несуществующее, мыслить идеально. При этом труд не должен быть средством удовлетворения биологических потребностей, средством «выживания» индивидуального человека или общества в целом. Прежде всего это потому, что, удовлетворив эту потребность, воображение бы остановилось: много ли надо человеку (младенцу) для выживания? Да и вообще выжить и размножиться (цели животного мира) можно и без всякого мышления, речи и самосознания: рядом с нами до сих пор живут и успешно выживают тысячи и миллионы видов животных, растений и микроорганизмов. Сознание, идеальное мышление каждого человека нужны только обществу для выполнения им его предназначения – организовать человеческое, общественное бытие посредством совершенствования природы, в том числе и своей собственной. Вот это – невозможно без человеческого сознания. И общество возникает именно для осуществления этой функции, другой у него нет. Опять же, если у христиан спросить: для чего живут люди? Они не ответят: для выживания. Они скажут, что мы рождены и существуем для того, чтобы славить Бога! Конечно, подлинный, не превращенный смысл этого ответа – мы живем для превращения общества в «осуществленный гуманизм природы», в средство «подлинного воскресения природы» (К. Маркс, т. 42, с. 119). Только такой труд – как сознательная человеческая деятельность по совершенствованию мира – может пробудить в человеке человеческое сознание.

И третий фактор – человеческая речь, язык. Сознание реализуется, проявляет­ся через деятельность. Во всех, произведенных человеком действиях, созданных им предметах, словах, художественных произведениях присутствует идеальная информация, предназначенная для других людей. Но наиболее мощным и действенным средством реализации мысли (идеального, идеальных образов) является язык. В физиологическом плане язык как работа органов речи представляет собой тот «дренажный клапан», посредством которого происходит подавление реакции на материальную сторону познавательных моделей. Операция эта очень трудная. У животных нет воли, первоначальный же человек (первобытный, младенец) чрезвычайным усилием воли подавляет реакцию на требование нервной системы действовать по-животному, включает размышление о целесообразности, последствиях, оценках окружающих и только после этого включает сознательное действие. Этот процесс «размышления» и есть речевая деятельность, работа органов речи, речевых мышц. Человек размышляет и действует не сам, а только «с оглядкой» на других людей, по их научению и для них. В результате оказывается, что речь, язык – это «существующая для другого и тем самым для меня самого непосредственная действительность мысли» (К. Маркс).

Сознание идеально, язык – материальная знаковая система. Здесь возникают категории-проблемы: знак и значение, искусственные и естественные языки, рефлексия как форма самосознания и другие.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 215.